Автор: Хлюпина Нина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210" г. Перми
Населённый пункт: Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в условиях ДОУ в различных видах деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в
условиях ДОУ в различных видах деятельности.
Из опыта работы воспитателя Хлюпиной Н. Л.
МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД 210.
Актуальность проблемы формирования толерантности у дошкольников
связана с тем, что в последнее время на первый план выдвигаются ценности
и принципы, необходимые для свободного развития общества и государства
в целом(этика и стратегия ненасилия, терпимость к чужим позициям,
ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск
взаимоприемлемых компромиссов).
В документах ЮНЕСКО 1977 года толерантность трактуется как терпимость
к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу
жизни и национальности.
В условиях воспитания современной семьи вырастают дети, не умеющие
выстраивать отношения со сверстниками, со старшим поколением, поэтому
важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов .
В решении этой проблемы значение семьи в формировании толерантного
сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются
первыми м основными воспитателями детей и , невозможно сформировать
толерантность у ребенка, если они, родители, не являются союзниками
педагогов в решении этих задач. Сотрудничество ДОУ с семьей является
приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников,
обеспечивая в воспитательном процессе реальное взаимодействие ребенка,
родителей и социума. Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем
принять ценности ненасилия, мира, толерантности, воспитания у них любви
к родине, понимания общечеловеческих ценностей! Решить эту проблему
возможно, на наш взгляд, только при системном подходе к ознакомлению с
историей и культурой нашей Родины, чтобы знания, полученные детьми,
стали частью внутренней культуры, начали влиять на мотивы поведения.
Чтобы понять иного , другую национальную культуру, необходимо
изначально приобщать к истокам своей, осознать ее духовное богатство и
безусловную ценность. Воспитание каждого человека начинается с
рождения. И очень много зависит от того ,в каких семейных условиях
развивается малыш. Мы считаем, что в семье должны формироваться первые
положительные эмоции, дружеские отношения через народные детские
песни, обычаи и традиции. Общаясь с родителями, наблюдая за детьми, мы
постепенно подошли к этой проблеме и начали решать ее совместно с
родителями. Провели анкетирование по теме «Воспитание культуры через
народное творчество», составили перспективный план работы по
воспитанию у детей толерантного отношения к другим людям,
национальностям. Результатом работы по этому направлению стало
понимание и само доброжелательное отношение детей и взрослых к
разнообразию культур, традиций. Какие же формы работы использовались
для достижения этих целей?
1.Анкетирование.Включали вопросы о знании родителей истории своей
малой родины, народных традиций, выявили заинтересованность родителей в
получении новой информации об истории родного края, их желании
подключиться к совместной с ДОУ деятельности(экскурсии, выставки,
оказание посильной помощи в этих мероприятиях)
2. Открытые занятия для родителей по темам «Природа родного края»,
«Богатство Пермского края», «Урал и его жители». Итогом просмотра
занятий стало активное участие родителей в оформлении альбома
«Лекарственные растения Прикамья», выставки «Камни Урала»(уральские
самоцветы. )фотовыставки «Каменный город»(пос. Усьва), что повысило
уровень знаний взрослых и детей о родном крае, сплотило коллектив
родителей для дальнейшей общей деятельности.
3.Совместные выставки с родителями. В совместной деятельности
родителей и детей проявляется терпение тех и других, достижение
взаимопонимания, а результатом становятся выставки работ «Золотые руки
родителей», «Наши умелые ручки», «Кулинарные истории», которые
позволяют понять интересы друг друга и выразить свое отношение через
творчество.
4.Совместные досуги. «Чудесный короб», на котором водили хороводы,
играли в русские народные игры. Был оформлен альбом «Чудесный короб» с
потешками, песенками, загадками изготовленный родителями. В досуге
«Уральская ярмарка» -показали разнообразие традиций разных народов
Пермского края, их национальные игры. Были представлены рецепты и
изделья пермской, коми-пермяцкой, татарской, таджикской и киргизской
кухонь. После дегустации участники обменялись рецептами. Не менее
важным является проявление толерантности в вопросах вероисповедания. В
проведении совместных досугов «Колядки», «Пасха», «Рождество»
активное участие принимают дети и родители других конфессий, понимая ,
что вера может быть разной, но жить нам в одном обществе, городе, стране.
5.Оформление газет «Папа –мой защитник», «Вот какая мама», «До чего
хорошая бабушка моя», «Счастье мое». Всё это способствует развитию
толерантных отношений в семье Оформление стенда «Мы первые в
космосе», и мини-музея «Воинские доблести» сплотило и наполнило
чувством гордости за старшее поколение.
6.Оформление портфолио детей совместно с родителями –позволяет
родителям глубже узнавать и активно участвовать в развитии личностных
качеств ребенка.
7. Оформление уголков семьи, альбомов, консультаций по разделу
«Социально-нравственное воспитание», повышают уровень педагогической
компетентности родителей.
8. Родительские собрания стараемся проводить в современной стиле –
круглые столы, ток-шоу. Так ток-шоу по теме «Можно ли обойтись без
наказаний» позволило родителям обменяться опытом семейного воспитания,
повысить правовой уровень знаний родителей и осознать идею «нет
насилию». Связь поколений просматривается на собрании «Моя семья». Итог
этой встречи –создание родословной.
9. Специально организованные занятия с использованием «Программы
социального развития детей дошкольного возраста», а также материалы Т.В.
Макаровой «Толерантность и правовая культура дошкольников».
Таким образом , вышеперечисленные формы способствует воспитанию
основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в условиях
ДОУ и влекут за собой:
*Повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по
формированию основ толерантной культуры у дошкольников и их родителей.
*Снижение агрессивности детей и родителей
*Повышение уровня знаний о культуре родного края.