Напоминание

"Воспитание основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в условиях ДОУ в различных видах деятельности"


Автор: Хлюпина Нина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210" г. Перми
Населённый пункт: Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в условиях ДОУ в различных видах деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в

условиях ДОУ в различных видах деятельности.

Из опыта работы воспитателя Хлюпиной Н. Л.

МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД 210.

Актуальность проблемы формирования толерантности у дошкольников

связана с тем, что в последнее время на первый план выдвигаются ценности

и принципы, необходимые для свободного развития общества и государства

в целом(этика и стратегия ненасилия, терпимость к чужим позициям,

ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск

взаимоприемлемых компромиссов).

В документах ЮНЕСКО 1977 года толерантность трактуется как терпимость

к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу

жизни и национальности.

В условиях воспитания современной семьи вырастают дети, не умеющие

выстраивать отношения со сверстниками, со старшим поколением, поэтому

важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов .

В решении этой проблемы значение семьи в формировании толерантного

сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются

первыми м основными воспитателями детей и , невозможно сформировать

толерантность у ребенка, если они, родители, не являются союзниками

педагогов в решении этих задач. Сотрудничество ДОУ с семьей является

приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников,

обеспечивая в воспитательном процессе реальное взаимодействие ребенка,

родителей и социума. Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем

принять ценности ненасилия, мира, толерантности, воспитания у них любви

к родине, понимания общечеловеческих ценностей! Решить эту проблему

возможно, на наш взгляд, только при системном подходе к ознакомлению с

историей и культурой нашей Родины, чтобы знания, полученные детьми,

стали частью внутренней культуры, начали влиять на мотивы поведения.

Чтобы понять иного , другую национальную культуру, необходимо

изначально приобщать к истокам своей, осознать ее духовное богатство и

безусловную ценность. Воспитание каждого человека начинается с

рождения. И очень много зависит от того ,в каких семейных условиях

развивается малыш. Мы считаем, что в семье должны формироваться первые

положительные эмоции, дружеские отношения через народные детские

песни, обычаи и традиции. Общаясь с родителями, наблюдая за детьми, мы

постепенно подошли к этой проблеме и начали решать ее совместно с

родителями. Провели анкетирование по теме «Воспитание культуры через

народное творчество», составили перспективный план работы по

воспитанию у детей толерантного отношения к другим людям,

национальностям. Результатом работы по этому направлению стало

понимание и само доброжелательное отношение детей и взрослых к

разнообразию культур, традиций. Какие же формы работы использовались

для достижения этих целей?

1.Анкетирование.Включали вопросы о знании родителей истории своей

малой родины, народных традиций, выявили заинтересованность родителей в

получении новой информации об истории родного края, их желании

подключиться к совместной с ДОУ деятельности(экскурсии, выставки,

оказание посильной помощи в этих мероприятиях)

2. Открытые занятия для родителей по темам «Природа родного края»,

«Богатство Пермского края», «Урал и его жители». Итогом просмотра

занятий стало активное участие родителей в оформлении альбома

«Лекарственные растения Прикамья», выставки «Камни Урала»(уральские

самоцветы. )фотовыставки «Каменный город»(пос. Усьва), что повысило

уровень знаний взрослых и детей о родном крае, сплотило коллектив

родителей для дальнейшей общей деятельности.

3.Совместные выставки с родителями. В совместной деятельности

родителей и детей проявляется терпение тех и других, достижение

взаимопонимания, а результатом становятся выставки работ «Золотые руки

родителей», «Наши умелые ручки», «Кулинарные истории», которые

позволяют понять интересы друг друга и выразить свое отношение через

творчество.

4.Совместные досуги. «Чудесный короб», на котором водили хороводы,

играли в русские народные игры. Был оформлен альбом «Чудесный короб» с

потешками, песенками, загадками изготовленный родителями. В досуге

«Уральская ярмарка» -показали разнообразие традиций разных народов

Пермского края, их национальные игры. Были представлены рецепты и

изделья пермской, коми-пермяцкой, татарской, таджикской и киргизской

кухонь. После дегустации участники обменялись рецептами. Не менее

важным является проявление толерантности в вопросах вероисповедания. В

проведении совместных досугов «Колядки», «Пасха», «Рождество»

активное участие принимают дети и родители других конфессий, понимая ,

что вера может быть разной, но жить нам в одном обществе, городе, стране.

5.Оформление газет «Папа –мой защитник», «Вот какая мама», «До чего

хорошая бабушка моя», «Счастье мое». Всё это способствует развитию

толерантных отношений в семье Оформление стенда «Мы первые в

космосе», и мини-музея «Воинские доблести» сплотило и наполнило

чувством гордости за старшее поколение.

6.Оформление портфолио детей совместно с родителями –позволяет

родителям глубже узнавать и активно участвовать в развитии личностных

качеств ребенка.

7. Оформление уголков семьи, альбомов, консультаций по разделу

«Социально-нравственное воспитание», повышают уровень педагогической

компетентности родителей.

8. Родительские собрания стараемся проводить в современной стиле –

круглые столы, ток-шоу. Так ток-шоу по теме «Можно ли обойтись без

наказаний» позволило родителям обменяться опытом семейного воспитания,

повысить правовой уровень знаний родителей и осознать идею «нет

насилию». Связь поколений просматривается на собрании «Моя семья». Итог

этой встречи –создание родословной.

9. Специально организованные занятия с использованием «Программы

социального развития детей дошкольного возраста», а также материалы Т.В.

Макаровой «Толерантность и правовая культура дошкольников».

Таким образом , вышеперечисленные формы способствует воспитанию

основ толерантного сознания детей, сотрудников и родителей в условиях

ДОУ и влекут за собой:

*Повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по

формированию основ толерантной культуры у дошкольников и их родителей.

*Снижение агрессивности детей и родителей

*Повышение уровня знаний о культуре родного края.



В раздел образования