Автор: Кабанова Софья Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Бородино
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных умений на уроках истории".
Раздел: среднее образование
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках истории.
Формирование
коммуникативных
учебных
действий
реализуется
в
ходе
организации
форм
учебного
сотрудничества
и
решения
важных
задач
жизнедеятельности
обучающихся.
В
содержание
понятия
коммуникативной
компетенции входят:
владение
языковым
материалом
для
его
использования
в речевых
высказываниях;
способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями
общения;
способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении
отдельных
высказываний
в
рамках коммуникативно-значимых речевых
образований;
способность понимать
текст
и
порождать
речевое
высказывание
(говорение, письмо);
способность
ориентироваться
в
различных
источниках
информации
(словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности
к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально
взаимодействовать,
проявлять
интеллектуальные,
познавательные,
творческие
способности.
Основным
критерием
сформированности
коммуникативных
действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в
себя:
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
-
знание
норм
и
правил,
которым
необходимо
следовать
при
общении
с
окружающими
(знакомство
с
коммуникативными
навыками
«Я
знаю!»);
-
умение
организовать
общение
(уровень
овладения
коммуникативными
навыками
«Я
умею!»),
включающее
умение
слушать
собеседника,
умение
эмоционально
сопереживать,
умение
решать
конфликтные
ситуации,
умение
работать в группе
Можно выделить следующие средства формирования коммуникативных УУД
на уроках истории и обществознания:
1.Работа
в
группах
помогает
ребёнку
осмыслить
учебные
действия,
даёт
школьникам эмоциональную и содержательную поддержку.
Формы групповой работы:
Звеньевая (постоянные групп обучающихся).
Бригадная
(временные
группы
обучающихся,
сформированные
для
выполнения определенного задания).
Кооперировано-групповая
(деление
класса
на
группы,
каждая
из
которых
выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания).
Дифференцированно-групповая характеризуется созданием постоянных или
временных групп, которые объединяют учащихся с одинаковыми учебными
возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
2.Дискуссия
позволяет
развить
навыки
ведения
диалога,
умения
слушать,
отстаивать
аргументировано
свое
мнение,
способствует
повышению
интеллектуальной активности учащихся.
3.Работа
с
историческим
текстом
позволяет
обучающимся
высказывать
собственное мнение, соотносить его с мнением окружающих, автора текста,
учителя.
Среди
множества
приемов
работы
с
историческими
текстами,
формированию
коммуникативных
УУД
способствуют
следующие:
чтение
и
анализ; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование
вопросов
к
тексту;
выявление
различных
подходов
к
общественно-
историческому
развитию;
анализ
аргументации
авторов;
нахождение
разных
способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
формулирование
обобщенных
выводов;
выявление
причинно-следственных
связей и построение логической цепи суждений; составление планов и т.д.
4. Игра развивает творчество, позволяет общаться на равных.
В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой
объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
5.Проектная
и
исследовательская
деятельность
основана
на
совместном
планировании
решения
поставленной
задачи,
сотрудничестве
различных
участников проекта, активности обучающихся.
6.Эссе.
Формируя коммуникативные УУД, можно научить детей высказывать свое
мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно строить планы
работы,
проводить
научно-исследовательскую
работу,
согласовывая
свои
действия с партнерами, вступая в сотрудничество - это пригодиться им и в
жизни, и на других уроках. Всё это
способствует развитию способности к
самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации, анализу
этих источников.
Коммуникативные УУД, полученные через понимание социальных знаний,
приводят
к
созданию
внутренней
потребности
жизненного
успеха,
умению
разрешать, в том числе, конфликтные ситуации в сфере сотрудничества, более
легкой адаптации в различных условиях.
УМК:
Данилов
А.А.,
Л.Г.
Косуля.
История
России:
8
класс:
учебник
для
учащихся общеобразовательных учреждений /. – М: Просвещение, 2014.
Глава: Россия в первой половине XIX
века.
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия (КУДД)
Материал в учебнике
-Планировать
учебное
сотрудничество
( о п р е д е л я т ь
ц е л и
деятельности,
функции,
способы
взаимодействия).
- С о т р у д н и ч а т ь
в
п р о ц е с с е
с о з д а н и я
о б щ е г о
п р о д у к т а
совместной
деятельности.
-Cтроить
позитивные
отношения
в
процессе
познавательной
деятельности.
-Учитывать
поз иции
д р у г и х
л ю д е й ,
выраженные
в
явном
и
неявном виде.
-Управлять
поведением
у ч а с т н и ко в
г р у п п ы
(контроль,
коррекция,
оценка действий).
Группа
получает
конверт
с
заданием
«Собери
пазлы»
1.Соберите из элементов целое изображение.
2.Какое
историческое
событие
здесь
получило
отражение? Кто автор картины?
3.Назовите
основные
причины
во сст ания
декабристов и результат.
4. Назовите основные причины поражения.
"
Восстание
декабристов",
картина
Карла
Кольмана
После
выполнения
задания
происходит
анализ
совместной деятельности и рефлексия типичных
ошибок
работы
в
группе.
Делается
акцент
на
правильное
распределение
ролей
в
группе
для
достижения
наилучших
результатов
работы
группы.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Довольны ли вы результатом?
2. Кто был лидером, а кто – ведомым?
3.
Правильно
ли
были
распределены
роли
в
группе?
4. Легко ли было договариваться?
5. Можете ли вы назвать себя коллективом?
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
-
у м е н и е
д о г о в а р и в а т ь с я ,
у б е ж д а т ь ,
аргументировать
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
- взаимопомощь
- С о т р у д н и ч а т ь
в
п р о ц е с с е
с о з д а н и я
о б щ е г о
п р о д у к т а
совместной
деятельности.
-Быть готовым изменить
свою
точку
зрения
под
воздействием
контраргументов,
критичной самооценки.
-Выражать свои мысли с
достаточной полнотой и
т о ч н о с т ь ю
в
соответствии с задачами
и
у с л о в и я м и
коммуникации.
-Излагать свое
мнение,
а р г у м е н т и р у я
е г о ,
подтверждая фактами.
-Владеть
м о н о л о г и ч е с к о й
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
нормами родного языка.
«Бумажная презентация»
Каждой
группе
учащихся
предлагается
создать
б у м а ж н у ю
п р е з е н т а ц и ю
и з
з а р а н е е
подготовленных
иллюстраций
по
теме «Быт
и
обычаи
представителей
различных
сословий:
дворян, крестьян и мещан, городской знати и
купцов».
Задача
учащихся
–
распределить
обязанности
(вырезание,
приклеивание,
поиск
информации
в
тексте) внутри группы для наиболее оптимального
выполнения
работы.
Полученные
бумажные
презентации
демонстрируются
всему
классу
и
защищаются. Оценивание понятности и полноты
представления
темы
происходит
совместно
с
классом.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности
- умение презентовать свой продукт
- взаимный контроль по ходу выполнения работы
-взаимопомощь