Напоминание

"Формирование коммуникативных умений на уроках истории".


Автор: Кабанова Софья Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Бородино
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных умений на уроках истории".
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках истории.

Формирование

коммуникативных

учебных

действий

реализуется

в

ходе

организации

форм

учебного

сотрудничества

и

решения

важных

задач

жизнедеятельности

обучающихся.

В

содержание

понятия

коммуникативной

компетенции входят:

владение

языковым

материалом

для

его

использования

в речевых

высказываниях;

способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями

общения;

способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении

отдельных

высказываний

в

рамках коммуникативно-значимых речевых

образований;

способность понимать

текст

и

порождать

речевое

высказывание

(говорение, письмо);

способность

ориентироваться

в

различных

источниках

информации

(словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности

к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально

взаимодействовать,

проявлять

интеллектуальные,

познавательные,

творческие

способности.

Основным

критерием

сформированности

коммуникативных

действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в

себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

-

знание

норм

и

правил,

которым

необходимо

следовать

при

общении

с

окружающими

(знакомство

с

коммуникативными

навыками

«Я

знаю!»);

-

умение

организовать

общение

(уровень

овладения

коммуникативными

навыками

«Я

умею!»),

включающее

умение

слушать

собеседника,

умение

эмоционально

сопереживать,

умение

решать

конфликтные

ситуации,

умение

работать в группе

Можно выделить следующие средства формирования коммуникативных УУД

на уроках истории и обществознания:

1.Работа

в

группах

помогает

ребёнку

осмыслить

учебные

действия,

даёт

школьникам эмоциональную и содержательную поддержку.

Формы групповой работы:

Звеньевая (постоянные групп обучающихся).

Бригадная

(временные

группы

обучающихся,

сформированные

для

выполнения определенного задания).

Кооперировано-групповая

(деление

класса

на

группы,

каждая

из

которых

выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания).

Дифференцированно-групповая характеризуется созданием постоянных или

временных групп, которые объединяют учащихся с одинаковыми учебными

возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

2.Дискуссия

позволяет

развить

навыки

ведения

диалога,

умения

слушать,

отстаивать

аргументировано

свое

мнение,

способствует

повышению

интеллектуальной активности учащихся.

3.Работа

с

историческим

текстом

позволяет

обучающимся

высказывать

собственное мнение, соотносить его с мнением окружающих, автора текста,

учителя.

Среди

множества

приемов

работы

с

историческими

текстами,

формированию

коммуникативных

УУД

способствуют

следующие:

чтение

и

анализ; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование

вопросов

к

тексту;

выявление

различных

подходов

к

общественно-

историческому

развитию;

анализ

аргументации

авторов;

нахождение

разных

способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

формулирование

обобщенных

выводов;

выявление

причинно-следственных

связей и построение логической цепи суждений; составление планов и т.д.

4. Игра развивает творчество, позволяет общаться на равных.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой

объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

5.Проектная

и

исследовательская

деятельность

основана

на

совместном

планировании

решения

поставленной

задачи,

сотрудничестве

различных

участников проекта, активности обучающихся.

6.Эссе.

Формируя коммуникативные УУД, можно научить детей высказывать свое

мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно строить планы

работы,

проводить

научно-исследовательскую

работу,

согласовывая

свои

действия с партнерами, вступая в сотрудничество - это пригодиться им и в

жизни, и на других уроках. Всё это

способствует развитию способности к

самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации, анализу

этих источников.

Коммуникативные УУД, полученные через понимание социальных знаний,

приводят

к

созданию

внутренней

потребности

жизненного

успеха,

умению

разрешать, в том числе, конфликтные ситуации в сфере сотрудничества, более

легкой адаптации в различных условиях.

УМК:

Данилов

А.А.,

Л.Г.

Косуля.

История

России:

8

класс:

учебник

для

учащихся общеобразовательных учреждений /. – М: Просвещение, 2014.

Глава: Россия в первой половине XIX

века.

Коммуникативные

универсальные

учебные

действия (КУДД)

Материал в учебнике

-Планировать

учебное

сотрудничество

( о п р е д е л я т ь

ц е л и

деятельности,

функции,

способы

взаимодействия).

- С о т р у д н и ч а т ь

в

п р о ц е с с е

с о з д а н и я

о б щ е г о

п р о д у к т а

совместной

деятельности.

-Cтроить

позитивные

отношения

в

процессе

познавательной

деятельности.

-Учитывать

поз иции

д р у г и х

л ю д е й ,

выраженные

в

явном

и

неявном виде.

-Управлять

поведением

у ч а с т н и ко в

г р у п п ы

(контроль,

коррекция,

оценка действий).

Группа

получает

конверт

с

заданием

«Собери

пазлы»

1.Соберите из элементов целое изображение.

2.Какое

историческое

событие

здесь

получило

отражение? Кто автор картины?

3.Назовите

основные

причины

во сст ания

декабристов и результат.

4. Назовите основные причины поражения.

"

Восстание

декабристов",

картина

Карла

Кольмана

После

выполнения

задания

происходит

анализ

совместной деятельности и рефлексия типичных

ошибок

работы

в

группе.

Делается

акцент

на

правильное

распределение

ролей

в

группе

для

достижения

наилучших

результатов

работы

группы.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Довольны ли вы результатом?

2. Кто был лидером, а кто – ведомым?

3.

Правильно

ли

были

распределены

роли

в

группе?

4. Легко ли было договариваться?

5. Можете ли вы назвать себя коллективом?

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

-

у м е н и е

д о г о в а р и в а т ь с я ,

у б е ж д а т ь ,

аргументировать

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь

- С о т р у д н и ч а т ь

в

п р о ц е с с е

с о з д а н и я

о б щ е г о

п р о д у к т а

совместной

деятельности.

-Быть готовым изменить

свою

точку

зрения

под

воздействием

контраргументов,

критичной самооценки.

-Выражать свои мысли с

достаточной полнотой и

т о ч н о с т ь ю

в

соответствии с задачами

и

у с л о в и я м и

коммуникации.

-Излагать свое

мнение,

а р г у м е н т и р у я

е г о ,

подтверждая фактами.

-Владеть

м о н о л о г и ч е с к о й

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

нормами родного языка.

«Бумажная презентация»

Каждой

группе

учащихся

предлагается

создать

б у м а ж н у ю

п р е з е н т а ц и ю

и з

з а р а н е е

подготовленных

иллюстраций

по

теме «Быт

и

обычаи

представителей

различных

сословий:

дворян, крестьян и мещан, городской знати и

купцов».

Задача

учащихся

распределить

обязанности

(вырезание,

приклеивание,

поиск

информации

в

тексте) внутри группы для наиболее оптимального

выполнения

работы.

Полученные

бумажные

презентации

демонстрируются

всему

классу

и

защищаются. Оценивание понятности и полноты

представления

темы

происходит

совместно

с

классом.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение презентовать свой продукт

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

-взаимопомощь



В раздел образования