Напоминание

Земля - наш общий дом


Автор: Шкуратова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснооктябрьская СОШ"
Населённый пункт: п.Десятуха, Стародубский район, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Земля - наш общий дом
Раздел: начальное образование





Назад




Экологический праздник.

Тема: «Земля – наш общий дом».

Цель: научить детей общению с природой;

воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять её;

развивать экологическое мышление учащихся.

Задачи:

- развивать познавательный интерес к природе, формировать бережное отношение к природе;

- закрепить знания о представителях растительного мира, занесенных в «Красную книгу»;

- формировать основы экологической культуры, понимание ценности любой жизни;

- освоение правил индивидуальной безопасной жизни и безопасного поведения в природе;

- воспитывать нравственную культуру и заботливое, гуманное и уважительное отношение к

окружающей среде.

Оформление: плакат, фотографии, экологические знаки, презентация, проектор.

/Заставка/

Сегодня мы говорим о Земле – о нашем общем доме, где есть и горы, и реки, и леса, и моря, и мы с

вами. Природа многообразна и неповторима. В ней все взаимосвязано.

Природу нужно охранять не только потому, что она дает человеку очень многое, что необходимо для

жизни, но и потому, что она прекрасна. Взамен природа просит только бережного, доброго отношения.

/Здравствуй,мир! Отрывок/

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем

живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те растения и животные,

которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

1.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят.

Птиц крикливых, перелетных

Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету!

Другой такой на свете нету!

2.

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем.

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

3.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир!

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источнике нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты –тоже часть ее чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Песня «Что мы Родиной зовём?».

ЭКОЛОГИЯ /живые буквы/

1.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может

съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!

2.

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу

появляется большое количество насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение

нескольких дней.

3.

Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая

мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

4.

Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

5.

Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие

враги полей и огородов.

6.

За день скворец прилетают с кормом к гнезду до 200 раз.

7.

Если насекомых, которых съедает за лето стриж, сложить в одну линию, она растянется на

целый километр!

8.

Далеко слышен в лесу стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Он выбирает стволы,

зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом

вытаскивает из-под коры.

-У нас получилось замечательное слово «ЭКОЛОГИЯ». / появляется наука/.

Мое имя происходит от двух греческих слов «ойкос», что значит «дом», и «логос» -наука. Выходит, что

я - это наука о доме.

Дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря,

озера, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это наша планета Земля. А

жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно.

Вот я и призвана изучить во всех тонкостях, как отдельные жильцы нашей большой планеты не только

уживаются, но и воздействуют друг на друга.

Я вижу, у вас есть необычная газета – живая. Каждый круг газеты –ее страничка, а готовили ее

специальные корреспонденты. Они-то и расскажут нам о том, что здесь изображено. Но сначала

посмотрите в центр круга. Здесь изображен грустный человек. Как вы думаете, почему он расстроен?

/Ответы детей/.

У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что

находится вокруг человечка. Тогда, может быть поймем, почему он грустный.

1 корреспондент.

Я буду говорить вот об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух). Я – воздушная фея.

Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но всегда он таким бывает. В воздухе

содержатся микробы, некоторые вызывают болезни. Когда в комнате много людей, а окна закрыты,

микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль и вней

накапливаются микробы. Что же нужно сделать, чтобы микробов стало меньше? /Ответы детей/

Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой – убрали микробы с голубого поля.

Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества,

которые оказываются в воздухе вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно

быть много зелени.

Загадки о растениях.

2 корреспондент.

Я буду говорить о синем поле.

Отгадайте загадку.

Она и в озере, она и в лужице,

Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит, журчит. (Вода). Я – водяная фея.

Где больше всего воды? (в океане) А еще где находится вода? (в морях, реках, озерах, ручьях).

Для человека, растений, животных не всякая вода годиться. Чтобы напиться и умыться, нужна чистая

пресная вода. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

/Ответы детей – экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, беречь воду от

загрязнения/

Посмотрите на синее поле, на нем пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, озера

мусор, моют в них машины, много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.

Стихотворение С. Михалкова «Прогулка»

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти

Там сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели,

Жгли костер, бумагу жгли -

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята! -

Крикнул Дима

- Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер,

В футбол играли,

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки

Две размокшие баранки —

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка,

Возле речки не найти!

Сможете ли вы, ребята, очистить синее поле?

Конкурс «Собери мусор».

Посмотрите, какое красивое стало поле – чистая вода!

3 корреспондент.

Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. / Выходит Леший/

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, которые дают пищу и кислород

всем существам.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом!

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг!

Но не всегда человек относится к природе, как к другу. Посмотрите на это поле, на нем черные круги и

квадраты. Вы сможете их убрать, если вспомните правила поведения в природе.

Все эти круги закрыли красивые растения. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы

растений с красивыми цветами стало много кругом?

Прочитайте экологические знаки.

/Не рвать цветы, не собирать букеты, не плести венки из цветов, любоваться цветами в природе/

(Выходят Одуванчик и Дождь. Инсценировка по Н. Сладкову.)

(На экране лужок из разнотравья)

Ура! Караул! Ура! Караул!

- Что с тобой. Одуванчик? Уж не заболел ли? Ишь, желтый весь! Чего ты то "ура", то "караул" кричишь?

- Закричишь тут! Корни мои рады тебе. Дождю радешеньки, все «ура» кричат, а цветок «Караул» кричит - боится,

что пыльцу испортишь.

Вот я и растерялся - ура, караул, ура, караул.

Появляются девочки «цветочки». Они имитируют распускание.

Гвоздика:

Ранним утром распускаю лепесточки я свои,

А как вечер наступает - гаснут красные огни.

Погляди-ка, погляди-ка. Что за красный веерок?

Ну, конечно, я - Гвоздика! Новый праздную денёк!

Ромашка:

Я - Ромашка.

У нас нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одёжке,

Такие весёлые, все мы, ромашки,

Вот-вот заиграем, как дети в пятнашки!

Колокольчик:

Синий-синий, нежный-нежный

Я стою на тонкой ножке.

Я - Колокольчик голубой,

Поклонился головой.

Колокольчики-цветы очень вежливы,

А вы?

Вьюнок:

Я - розовый цветочек,

Зовут меня - Вьюнок.

Хоть маленький, но знаю

В цветочной дружбе толк.

Мой тонкий стебелёчек,

Как шёлковая нить,

Сплетает все цветочки,

Чтоб дружбу сохранить.

МУЗЫКА

(Все цветочки танцуют под нежную музыку, а в это время на полянке появляются дети: мальчик и девочка.

Девочка прыгает от радости и хлопает в ладоши.)

Девочка:

Ой! Сколько здесь цветов!

Раз, два, четыре, пять -

Хочется мне все цветы сорвать!

Мальчик:

Не оставим ничего!

Все сорвём до одного!

(Они подбегают к цветам и имитируют срывание цветов, т.е. снимают шапочки с цветов и кладут их на пол, а

цветочки начинают вянуть: девочки присаживаются и склоняют головы. Дети «рвут цветы» и как только они

подбегают к колокольчику — появляется Леший)

Видишь, одуванчик чуть живой

И колокольчик по твоей вине, девчонка,

Не качает головой!...

(Дети испуганно пятятся назад и бормочут «Мы больше не будем»)

Леший:

Что за странные замашки появились у ребят?

Колокольчики, ромашки рвут на поле все подряд!

Мы гостей иного рода на поля, ребята, ждём:

Чтоб защитники природы подрастали с каждым днём!

(мальчик с девочкой надевают шапочки обратно на головы «цветов» и цветочки оживают)

Девочка:

Мы, конечно, виноваты, виноваты мы, ребята...

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветик,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны!

И не будет красоты!

Мальчик (указывая на цветы):

Пусть растут на радость нам!

Обижать цветы - не дам!

Леший:

Пусть же радуется кто-то, глядя на цветы полей.

У цветов своя работа - просто радовать людей!

Песня «Не рвите цветы».

Сценка «ДЕВОЧКА-РОМАШКА»

(Девочка сидит с букетом лекарственных трав в руках.)

Ромашка:

Много, трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(Протягивает пучок дурмана.)

Ромашка:

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман —

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай его назад!

(Травяная ведьма убегает.)

Ромашка:

Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать плохое. То корешок ядовитый подсунет, то траву

несъедобную.

(Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)

Травяная ведьма:

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту.

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в воду.

Ромашка:

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

(Загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)

Ромашка:

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?

Один из ребят: Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей

природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно.

Сценка «Зеленая аптека». Синявский П.

В роще вырос можжевельник,

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей.

Он из дома спозаранку

Выбегает с веником,

Подметает всю полянку

Перед муравейником,

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст,

Каждый пень

Каждый месяц,

Каждый день.

А однажды муравьишка

Подметал дорожку.

Вдруг упала с ёлки шишка,

Отдавила ножку.

От волнения сова

Перепутала слова:

– Где же «Скорощь помая»?!

Где же « Скорощь помая»?!

Где же «Скорощь помая»,

Спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ,

Собирают ЗВЕРОБОЙ…

Вот из чащи на опушку

Пробирается медведь:

Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО

На опушке посмотреть.

Зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ

Муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев –

Предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.

На спине у ёжика

Листья подорожника.

Он больному обещает:

– От компресса полегчает!

Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто МОРОШКОЙ,

Кто ЧЕРНИКОЙ,

Кто сушёной ЗЕМЛЯНИКОЙ.

Даже волк помочь не прочь.

Думал-думал, как помочь?..

К муравейнику повёз

ВОЛЧЬИХ ЯГОД целый воз.

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока,

И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

Я, друзья, не ябеда,

Только ВОЛЧЬЯ ЯГОДА,

Даже если мытая,

Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчёлки

Притащили МЁД в бочонке:

– Ничего, что тяжело,-

Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку

И попьёт ЦВЕТОЧНЫЙ МЁД.

Значит, дело на поправку

Обязательно пойдёт.

Все лесные витамины

От БРУСНИКИ до МАЛИНЫ

Принесли ему друзья

Ведь ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

Лечит даже человека,

А не только муравья.

Вы запомнили правила и теперь можем убрать круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку.

Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека.

Как убрать черные квадраты? Прочитайте экологические знаки.

/Не ловить животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное –не трогать, не

обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

Убираем черные квадраты. (мотылек, орел, лягушка)

Эти животные пострадали больше, чем другие. Бабочки – из-за своей красоты, хищные птицы –из-за неправильного

понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы – из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Сценка «РЕБЕНОК И МОТЫЛЕК»

Мальчик:

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье - ароматы цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Какое красивое зеленое поле! Если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем растениям и

животным!

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА,

4 корреспондент.

Я расскажу про коричневое поле. Я - земляная фея.

Человек – самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного дома. В

результате человек совершает ошибки, которые оборачиваются общей бедой.

Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи, Мы должны сохранить природные богатства для тех,

кто будет жить на Земле после нас.

В жарких странах исчезают замечательные леса – «легкие планеты» -джунгли. Это одно из чудес природы.

Здесь живут больше половины животных, растений, грибов, которые есть на Земле. Люди уничтожают леса

ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле. Каждый день под пилой умирает 5 миллионов

деревьев.

Гибнут леса и у нас. Ребята! Каждый из нас должен посадить дерево, чтобы новые ростки помогали легче

дышать всему человечеству. /прикрепить деревце/

Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот. Волков уничтожили,

и в 15 раз возросло количество больных диких животных. Волков нельзя уничтожать – ведь они – санитары

леса! /прикрепить волка/

Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили,

но появились тли, насекомые и уничтожили поля. Пришлось завозить воробьев обратно из других стран!

(прикрепить воробья/

Уберите свой сачок!

Никакой я не жучок!

Не хочу я лезть в коробку,

Точно божья коровка

Не сажайте на булавку,

Точно глупую козявку.

Я тогда умру от скуки!

Уберите ваши руки.

Уберите свой сачок!

Ну, какой я вам жучок?

На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.

Комары погибли, нечего стало есть другим животным.

В природе все важны! /прикрепить комара/

Песня «Все нужны».

ФЕЯ: Мы попытались исправить некоторые ошибки людей и восстановили коричневое поле.

ЭКОЛОГИЯ.

-Посмотрите, ребята. Совсем другой вид у человечка в вашей газете. Он улыбается – ему хорошо в чистом

мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Чтец 1( растение):

Природа- это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Чтец 2: (животное)

Природа - это дом, в котором день за днем

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

И этот дом и смех - один, один для всех,

Другого дома нет на целом свете.

Чтец 3: (земля)

Природа - это дом под снегом и дождем.

В любой мороз и зной устроен он на славу.

Храните этот дом, в котором мы живем.

На этот мирный дом имеем право.

Чтец 4: (человек)

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля - наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

ЭКОЛОГИЯ.

Наука экология показывает вам,

Что в мире все завязано по четырем углам.

Растения, животные, земля и человек

Не могут друг без друга существовать вовек.

Утром солнышко встает,

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дому я-

Здравствуй, улица моя.

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я,-

Здравствуй, Родина, моя!

Песня Моя Россия».

Учитель.

В руках человека, а значит, и в ваших руках, красота и богатство родного края.



В раздел образования