Автор: Поздеева Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснобогатырская СОШ"
Населённый пункт: Владимирская обл., Судогодский район, п. Красный богатырь
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Использование разнообразных каналов восприятия информации на уроках в начальной школе для развития внимания и памяти учащихся"
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать
вас на мастер классе. Сегодня нам предстоит
интересная работа, в которой нам помогут вот эти
предметы. Выберите, пожалуйста тот предмет,
который на ваш взгляд может пригодится вам на этом
занятии. (выбирают среди пилы, молотка, различные
виды ключей, топор)
- Наверное, у вас возник вопрос? Что это? Зачем нам
эти предметы? Сегодня с помощью этих инструментов
нам предстоит достать клад, который хранится вот в
этом сундуке.
А тех, кто выбрал ключ, ожидает успех на
сегодняшнем занятии.
Выбравшие пилу - желают общаться.
Топор – проявят активность.
Молоток – будут настойчивы.
Помните, что в процессе этого мастер класса нам
нужно понять, что же хранится в этом сундуке.
Труд учителя можно описать словами Бориса
ПастернАка – «Деятельность учителя можно сравнить
с
трудом
садовника,
выращивающего
различные
растения. Одно растение любит яркий свет солнца,
другое –прохладную тень; одно любит берег ручья,
другое – высохшую горную вершину. Одно растение
лучше всего произрастает на песчаной почве, другое –
на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только
для него подходящий уход, иначе оно не достигнет
совершенства в своем развитии. …а надо быть живым,
живым и только, живым и только до конца…».
И в работе с младшими школьниками тоже нужен
индивидуальный подход
к каждому, необходимо
задействовать
как
можно
больше
разнообразных
способов восприятия материала. В своей работе много
времени уделяю развитию произвольного внимания и
памяти учащихся.
Если в дошкольном возрасте игровая деятельность сама
способствовала изменениям в развитии произвольности,
то в младшем школьном возрасте учебная деятельность
требует от ребенка присвоения специальных действий,
благодаря которым внимание и память приобретают
выраженный произвольный, преднамеренный характер.
И сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми
приемами развития
внимания и памяти, которые я
использую на уроках.
Чтобы понять особенности восприятия информации
детьми, я предлагаю вам игру на внимание. Работать мы
будем в парах. Объединитесь в пары со своим соседом.
Перед вами лежат книги. Откройте их на той странице,
где заложена закладка. Вам нужно в течение 30 сек.
постараться запомнить как можно больше информации
1
с этих разворотов. (время пошло) Когда я скажу СТОП
вы закрываете книги и откладываете их в сторону.
Я задам каждой паре по 3 вопроса по содержанию
данных разворотов. За каждый правильный ответ вы
получаете смайлика. Посмотрим, какая пара была самой
внимательной. (вопросы)
Сложно это сделать? Интересно? Дети тоже очень
любят играть в эту игру.
Если мы проанализируем нашу деятельность во время
работы над заданием, то увидим, что запоминается
именно та информация, которая на данный момент была
нам интересна, важна. Но мы пропустили то, что нам
показалось второстепенным. Поэтому важна установка,
мотивация к выполнению задания.
Этот же прием я использую
на уроках,
подбирая
задания к теме, которую мы изучаем. Например, при
изучении словарных слов, я включаю их в кейс,
напоминая детям, что необходимо особое внимание
обратить на слова. В данном случае дети не только
запоминают необходимую информацию, но и попутно
развивают произвольное внимание. Далее учащимся
задаются
вопросы,
среди
которых
есть
такой:
Выпишите из кейса слова, которые вы запомнили.
Я предлагаю вам разыграть этот фрагмент урока, но
только вместо словарных слов вы увидите нечто другое.
(китайские символы). Вам нужно запомнить все, что вы
видите на данной странице. У вас 30 сек. (запоминают)
А теперь, переверните кейсы, возьмите ручку и листок.
У каждого в кейсе были слова. Ваша задача записать
слова
с
помощью
китайского
иероглифа,
соответствующего данному слову. Переверните кейсы и
проверьте, все ли вы правильно сделали. Если вы не
допустили ошибок, то получаете смайлик.
Сейчас было уже проще?
В процессе простой интересной групповой игры вы
приобрели необходимые знания, поработали друг с
другом, планировали и оценивали свою деятельность. А
это познавательные, коммуникативные, регулятивные
УУД.
Данный метод реализует потенциал развития ребенка
как активного субъекта, познающего окружающий мир
и самого себя, приобретающего собственный опыт
действования в этом мире.
А что же с нашим сундуком? Что же в нем? (ваши
предположения)
Помочь ответить на этот вопрос нам поможет притча.
2
Однажды Учитель принес сундук и сказал ученикам:
– Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук
любым спо-
собом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал
открыть его с
помощью инструментов, но замок оказался слишком
сложным. Другой
принес из дома разные ключи, но ни один из них не
подошел. Третий по-
пытался разбить сундук топором, но безуспешно.
– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил
один ученик. –
Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот
сундук. Но для этого
мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
– Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему.
Только получив
знания, вы сможете открыть этот клад. (переворачиваем
сундук. Надпись ОБРАЗОВАНИЕ
Вопросы
1.
Ветер в ивах
- Какого цвета чайник? (красный)
- Как называется рассказ? ( Речной берег)
- Сколько ножек у табурета? (три)
2.
Приключения Карика и Вали
- Сколько цветков на картинке? (3)
- Как называется корабль профессора? (карабус)
- На какой странице вы работали? (278)
3.
Хрюшина компания
- В какую игру играет Филя? (в солдатиков)
- Назовите название станции в объявлении (Новые
Черемушки)
- Как называется рассказ? (Визит вежливости)
4.
Беляночка и Розочка
- Какие животные находятся в комнате? (овца,
кот, голубь)
- С какой буквицы начинается сказка? (В)
- Чем заняты дочери? (прядут)
3