Автор: Елена Яковлевна Харибина
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: музыкальный руководитель
Населённый пункт: Адыгея Город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: "патриотическое воспитание подрастающего поколения наше будущее"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Патриотическое воспитание подрастающего поколения -
наше будущее»
« Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И
тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас
земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой
жизни…» Дмитрий Лихачев
Патриотизм - это чувство, которое рождается в познании, формируется в
процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего
гражданина.
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, патриота своей страны
достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные
методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и
гармонично наполняющие его мировоззрение.
Согласно ФГОС ДО, часть образовательной Программы, формируемая
участниками образовательных отношений, должна учитывать
образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и
педагогов, и в частности, может быть ориентирована на специфику
культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Учитывая это, мы разработали региональный компонент вариативной
части образовательной Программы, дошкольного образования МБДОУ № 30
в виде проекта «Адыгея – уголок России: познаём вместе».
Идея проекта заключатся в том, что, чтобы посредством различных
видов деятельности воспитывать в детях интерес к народной культуре.
Актуальность проблемы обосновывается тем, что современные дети
мало знают о родной земле, стране, особенностях национальных традиций,
языке, равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе,
редко сострадают чужому горю.
Цель проекта заключается в формировании у детей чувства любви к
Родине; воспитании эмоционально-положительного отношения к тем местам,
где он родился и живёт; развитии умения видеть и понимать красоту
окружающей жизни; желании узнать больше об особенностях природы и
истории Р. Адыгея.
Задачи, которые мы перед собой ставили:
Формировать духовно-нравственное отношение и чувства
сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
Развивать познавательные, художественные и творческие
способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные
впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и
патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в
детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому
воспитанию.
Воспитывать потребность в познавательной активности через
восприятие произведений искусства.
Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и
героизме русского народа через художественную литературу, музыку,
живопись.
Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать
желание быть похожими на них.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников
Выразить свои положительные эмоции, любовь к Родине, ребенку
помогают всевозможные тематические развлечения и утренники.
В ходе музыкальных занятий, у детей формируется чувство
патриотизма через приобщение к военным песням, стихам, танцам.
У детей развивается интерес к русской истории, истории уголка своей
Родины, в котором он живет. Через закрепление знаний о героях Российской
армии в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в
памятниках архитектуры, посвящённых военной истории и памяти
защитников Отечества
Суть нравственно-патриотического воспитания детей состоит в том,
чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе,
к родному дому и семье, и истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов
наших земляков помогают детям почувствовать теплоту и сердечность
песен, воспевающих красоту родной природы.
Важный аспект в нравственно-патриотическом воспитании знакомство
с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и
живут в настоящее время.
Родная Адыгея, ее традиции, достопримечательности, история.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с традициями и культурой
народов нашей многонациональной республики. С удовольствием слушают
песни Адыгейских композиторов. В гостях у нас побывали артисты
ансамбля «Исламей» и теперь наши дети мечтают также красиво и
зажигательно танцевать. Так же мы познакомились с творчеством детского
коллектива «Казачата» и узнали много нового о казачьей культуре. После
таких встреч с известными талантливыми людьми нашей республики, дети
понимают, как многогранна и необычна наша Адыгея, как много культур,
народностей, проживает в ней. А самое главное, что каждая встреча
воспринимается детьми с восторгом.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка,
постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Использование музыкальных произведений на занятиях и в
повседневной жизни детей, несёт с собой более целостное восприятие мира.
Я стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти
произведения знакомыми и любимыми.
Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Произведения музыкального и устного народного творчества,
используемые мною в работе с детьми, просты, образны, мелодичны.
Интонационные достоинства песен позволяют исполнять их как в младшем
возрасте, так и в старшем.
Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально– ритмические
движения детей и придаёт им определённую окраску.
Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической
деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и
высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный
характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о
природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые,
торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…
Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастёт,
если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо
добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,
но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.
Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и
всей жизни.
Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных
видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы,
художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста
очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а
потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным
средством приобщения детей к народному художественному творчеству.
Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и
педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, песни,
танцы. Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой,
которую хотят скорее увидеть и дети и гости.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет
знакомство с русским народным творчеством. Коллектив нашего ДОО ставит
задачу- показать детям красоту русского языка через устное народное
творчество – песни, танцы, обряды, традиции.
Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного
материала осуществляется в ходе организации музыкальной и
художественно-трудовой деятельности.
Так в нашем саду проводятся:
Праздники «Весёлая ярмарка» и «Масленица», «Пасха».
Концерты ко дню пожилого человека, ко дню Матери и ветеранов
ВОВ;
Инсценировка русских народных сказок на новый лад;
Тематические выставки «Огород на окне», «Выпечка для кукол»,
«Мастерская дедушки Мороза»;
Вышивка узоров на ткани;
Успех патриотического воспитания наших дошкольников во многом
зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители
активно принимают участие в «Неделе добрых дел», которая организуется в
последнюю неделю каждого месяца, н-р, такие как:
Акция «Поздравление ветеранов ВОВ»;
Акция «Узнай свою родословную»;
Особую активность родители проявили в акции «Ромашка», где
им было предложено поместить в центр «ромашки» фото ребёнка, а на
лепестках -написать ласковые слова, которые они говорят ребёнку.
При организации совместной деятельности большую роль играет
проектная деятельность. Так, в детском саду с целью формирования
нравственно-патриотического воспитания дошкольников совместно с
родителями были созданы и реализованы следующие проекты:
«Мы внуки твои, Победа!» (к 65-летию со дня окончания великой
войны) Проект занял II место в городском конкурсе «Лучшая методическая
разработка»;
«На наследники Великой Победы (проект представлен на сайте
ДОО)
В этом году отмечался юбилей окончания ВОВ. К празднованию этой
даты педагоги нашего ДОУ приложили максимум усилий, чтобы дети
поняли, что такое война и гордились подвигом наших солдат.
В течение 2 месяцев воспитанники нашего сада знакомились с
историческими событиями военных лет. Была организована экскурсия в
филиал библиотеки №2 по ул. Курганной, где дети узнали о том, как жители
встретили войну. как долго она длилась, где прятались партизаны, и как
освобождался Майкоп.
Родителям воспитанников было предложено рассказать детям о войне,
рассмотреть семейные альбомы, вспомнить родных, воевавших в годы ВОВ,
а затем нарисовать рисунки, сочинить стихи, изготовить поделки с детьми на
военную тематику. Все воспоминания - рисунки, рассказы, открытки - были
вывешены на стенде "Весна Победы!"
Не осталась без внимания традиция возложения цветов к вечному
огню. При входе в детей сад был выставлен макет "вечного огня", здесь дети
знакомились с традицией почтения памяти погибших в годы ВОВ
Самые яркие воспоминания у детей остались от просмотра
документального фильма. Мы постарались создать атмосферу кинотеатра:
затемнили окна в музыкальном зале, установили экран с проектором и
показали фильм о том, как люди Советского союза встретили войну, как
провожали солдат, как выживали дети и как долго приближался день Победы
- 9 мая, и как он для нас, сегодняшнего поколения, дорог.
И в этом году на нас была возложена ответственность пригласить к
себе ветеранов, тружеников тыла и торжественно вручить им юбилейные
медали"1941-1945". Дети и сотрудники дошкольного учреждения под моим
руководством подготовили концертную программу "Земной поклон за
ратный подвиг на войне!". С особым воодушевлением юные артисты ждали
этого дня. На празднике они выступали весело, раскрепощённо, с
удовольствием: пели песни, читали стихи, танцевали "Кадриль", "Вальс
Победы".
По окончании праздника заведующая поздравила ветеранов, вручила
им медали и пожелала крепкого здоровья и долгих лет жизни. После
концерта все приглашённые ветераны и дети пили чай.
Особое отношение в нашем детском саду к празднику связанному с
мамой. Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание
любви и уважения к матери.
Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на
земле.
Все дети любят своих мам.
С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их
портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки.
Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Нет ни одной песни, про маму, где бы не звучала ласковая, нежная,
добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете
мамочке…
В нашем детском саду стало традицией широко и с большим трепетом
и любовью отмечать день матери, который проводится в конце ноября. На
этот праздник мы приглашаем не только мам своих воспитанников, к нам
приходят мамы и бабушки наших молодых воспитателей. С каким восторгом
смотрят мамы наших «девочек», как умеют петь и танцевать их взрослые
девочки. Наши воспитатели танцуют и поют вместе с детьми. Так же у нас
работает вокальная группа воспитателей. А петь наши воспитатели умеют и
любят! С каким восторгом слушают дети, как умело, слаженно и красиво
поют их воспитатели! И это я считаю своей непосредственной удачей и
заслугой. Весной этого коллектив детского сада принял участие в конкурсе
профсоюзной песне среди профсоюзных организаций работников
образования города Майкопа и заняли почётное 3 место.
Результаты работы педагогов с детьми и родителями нашего
учреждения представлены в социальной сети, где имеется группа «Детский
сад № 30 Ручеёк» и на сайте детского сада.
И в завершении я могу сделать вывод:
В результате проведённой работы у детей сформировались
следующие ценностные ориентиры:
Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми
традициями нашего народа.
Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру.
Потребность у дошкольников слушать музыку военного и
послевоенного времени, исполнять песни, танцы.
Бережное отношение к природе родных мест.
Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического
начала.
Участие в праздниках героико-патриотической тематики.
Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках,
так и в повседневной жизни.
Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважению к
многонациональному ее народу.
Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное
и изобразительное искусство.
Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень
важна.
Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что
встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать
чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами
зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким
искусством – музыкой!