Напоминание

"патриотическое воспитание подрастающего поколения наше будущее"


Автор: Елена Яковлевна Харибина
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: музыкальный руководитель
Населённый пункт: Адыгея Город Майкоп
Наименование материала: статья
Тема: "патриотическое воспитание подрастающего поколения наше будущее"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения -

наше будущее»

« Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И

тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас

земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой

жизни…» Дмитрий Лихачев

Патриотизм - это чувство, которое рождается в познании, формируется в

процессе целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего

гражданина.

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, патриота своей страны

достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные

методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и

гармонично наполняющие его мировоззрение.

Согласно ФГОС ДО, часть образовательной Программы, формируемая

участниками образовательных отношений, должна учитывать

образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и

педагогов, и в частности, может быть ориентирована на специфику

культурных, демографических, климатических условий, в которых

осуществляется образовательный процесс.

Учитывая это, мы разработали региональный компонент вариативной

части образовательной Программы, дошкольного образования МБДОУ № 30

в виде проекта «Адыгея – уголок России: познаём вместе».

Идея проекта заключатся в том, что, чтобы посредством различных

видов деятельности воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Актуальность проблемы обосновывается тем, что современные дети

мало знают о родной земле, стране, особенностях национальных традиций,

языке, равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе,

редко сострадают чужому горю.

Цель проекта заключается в формировании у детей чувства любви к

Родине; воспитании эмоционально-положительного отношения к тем местам,

где он родился и живёт; развитии умения видеть и понимать красоту

окружающей жизни; желании узнать больше об особенностях природы и

истории Р. Адыгея.

Задачи, которые мы перед собой ставили:

Формировать духовно-нравственное отношение и чувства

сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.

Развивать познавательные, художественные и творческие

способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.

Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные

впечатления через речь, творческое движение. Воспитание гражданина и

патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в

детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому

воспитанию.

Воспитывать потребность в познавательной активности через

восприятие произведений искусства.

Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и

героизме русского народа через художественную литературу, музыку,

живопись.

Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать

желание быть похожими на них.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников

Выразить свои положительные эмоции, любовь к Родине, ребенку

помогают всевозможные тематические развлечения и утренники.

В ходе музыкальных занятий, у детей формируется чувство

патриотизма через приобщение к военным песням, стихам, танцам.

У детей развивается интерес к русской истории, истории уголка своей

Родины, в котором он живет. Через закрепление знаний о героях Российской

армии в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в

памятниках архитектуры, посвящённых военной истории и памяти

защитников Отечества

Суть нравственно-патриотического воспитания детей состоит в том,

чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе,

к родному дому и семье, и истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов

наших земляков помогают детям почувствовать теплоту и сердечность

песен, воспевающих красоту родной природы.

Важный аспект в нравственно-патриотическом воспитании знакомство

с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и

живут в настоящее время.

Родная Адыгея, ее традиции, достопримечательности, история.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с традициями и культурой

народов нашей многонациональной республики. С удовольствием слушают

песни Адыгейских композиторов. В гостях у нас побывали артисты

ансамбля «Исламей» и теперь наши дети мечтают также красиво и

зажигательно танцевать. Так же мы познакомились с творчеством детского

коллектива «Казачата» и узнали много нового о казачьей культуре. После

таких встреч с известными талантливыми людьми нашей республики, дети

понимают, как многогранна и необычна наша Адыгея, как много культур,

народностей, проживает в ней. А самое главное, что каждая встреча

воспринимается детьми с восторгом.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка,

постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Использование музыкальных произведений на занятиях и в

повседневной жизни детей, несёт с собой более целостное восприятие мира.

Я стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти

произведения знакомыми и любимыми.

Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть

яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Произведения музыкального и устного народного творчества,

используемые мною в работе с детьми, просты, образны, мелодичны.

Интонационные достоинства песен позволяют исполнять их как в младшем

возрасте, так и в старшем.

Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально– ритмические

движения детей и придаёт им определённую окраску.

Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической

деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и

высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный

характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о

природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые,

торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастёт,

если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.

Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и

всей жизни.

Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных

видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы,

художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста

очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а

потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным

средством приобщения детей к народному художественному творчеству.

Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и

педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, песни,

танцы. Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой,

которую хотят скорее увидеть и дети и гости.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет

знакомство с русским народным творчеством. Коллектив нашего ДОО ставит

задачу- показать детям красоту русского языка через устное народное

творчество – песни, танцы, обряды, традиции.

Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного

материала осуществляется в ходе организации музыкальной и

художественно-трудовой деятельности.

Так в нашем саду проводятся:

Праздники «Весёлая ярмарка» и «Масленица», «Пасха».

Концерты ко дню пожилого человека, ко дню Матери и ветеранов

ВОВ;

Инсценировка русских народных сказок на новый лад;

Тематические выставки «Огород на окне», «Выпечка для кукол»,

«Мастерская дедушки Мороза»;

Вышивка узоров на ткани;

Успех патриотического воспитания наших дошкольников во многом

зависит от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Родители

активно принимают участие в «Неделе добрых дел», которая организуется в

последнюю неделю каждого месяца, н-р, такие как:

Акция «Поздравление ветеранов ВОВ»;

Акция «Узнай свою родословную»;

Особую активность родители проявили в акции «Ромашка», где

им было предложено поместить в центр «ромашки» фото ребёнка, а на

лепестках -написать ласковые слова, которые они говорят ребёнку.

При организации совместной деятельности большую роль играет

проектная деятельность. Так, в детском саду с целью формирования

нравственно-патриотического воспитания дошкольников совместно с

родителями были созданы и реализованы следующие проекты:

«Мы внуки твои, Победа!» (к 65-летию со дня окончания великой

войны) Проект занял II место в городском конкурсе «Лучшая методическая

разработка»;

«На наследники Великой Победы (проект представлен на сайте

ДОО)

В этом году отмечался юбилей окончания ВОВ. К празднованию этой

даты педагоги нашего ДОУ приложили максимум усилий, чтобы дети

поняли, что такое война и гордились подвигом наших солдат.

В течение 2 месяцев воспитанники нашего сада знакомились с

историческими событиями военных лет. Была организована экскурсия в

филиал библиотеки №2 по ул. Курганной, где дети узнали о том, как жители

встретили войну. как долго она длилась, где прятались партизаны, и как

освобождался Майкоп.

Родителям воспитанников было предложено рассказать детям о войне,

рассмотреть семейные альбомы, вспомнить родных, воевавших в годы ВОВ,

а затем нарисовать рисунки, сочинить стихи, изготовить поделки с детьми на

военную тематику. Все воспоминания - рисунки, рассказы, открытки - были

вывешены на стенде "Весна Победы!"

Не осталась без внимания традиция возложения цветов к вечному

огню. При входе в детей сад был выставлен макет "вечного огня", здесь дети

знакомились с традицией почтения памяти погибших в годы ВОВ

Самые яркие воспоминания у детей остались от просмотра

документального фильма. Мы постарались создать атмосферу кинотеатра:

затемнили окна в музыкальном зале, установили экран с проектором и

показали фильм о том, как люди Советского союза встретили войну, как

провожали солдат, как выживали дети и как долго приближался день Победы

- 9 мая, и как он для нас, сегодняшнего поколения, дорог.

И в этом году на нас была возложена ответственность пригласить к

себе ветеранов, тружеников тыла и торжественно вручить им юбилейные

медали"1941-1945". Дети и сотрудники дошкольного учреждения под моим

руководством подготовили концертную программу "Земной поклон за

ратный подвиг на войне!". С особым воодушевлением юные артисты ждали

этого дня. На празднике они выступали весело, раскрепощённо, с

удовольствием: пели песни, читали стихи, танцевали "Кадриль", "Вальс

Победы".

По окончании праздника заведующая поздравила ветеранов, вручила

им медали и пожелала крепкого здоровья и долгих лет жизни. После

концерта все приглашённые ветераны и дети пили чай.

Особое отношение в нашем детском саду к празднику связанному с

мамой. Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание

любви и уважения к матери.

Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на

земле.

Все дети любят своих мам.

С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их

портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Нет ни одной песни, про маму, где бы не звучала ласковая, нежная,

добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете

мамочке…

В нашем детском саду стало традицией широко и с большим трепетом

и любовью отмечать день матери, который проводится в конце ноября. На

этот праздник мы приглашаем не только мам своих воспитанников, к нам

приходят мамы и бабушки наших молодых воспитателей. С каким восторгом

смотрят мамы наших «девочек», как умеют петь и танцевать их взрослые

девочки. Наши воспитатели танцуют и поют вместе с детьми. Так же у нас

работает вокальная группа воспитателей. А петь наши воспитатели умеют и

любят! С каким восторгом слушают дети, как умело, слаженно и красиво

поют их воспитатели! И это я считаю своей непосредственной удачей и

заслугой. Весной этого коллектив детского сада принял участие в конкурсе

профсоюзной песне среди профсоюзных организаций работников

образования города Майкопа и заняли почётное 3 место.

Результаты работы педагогов с детьми и родителями нашего

учреждения представлены в социальной сети, где имеется группа «Детский

сад № 30 Ручеёк» и на сайте детского сада.

И в завершении я могу сделать вывод:

В результате проведённой работы у детей сформировались

следующие ценностные ориентиры:

Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми

традициями нашего народа.

Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру.

Потребность у дошкольников слушать музыку военного и

послевоенного времени, исполнять песни, танцы.

Бережное отношение к природе родных мест.

Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического

начала.

Участие в праздниках героико-патриотической тематики.

Потребность в тесном контакте с родителями, как на праздниках,

так и в повседневной жизни.

Гордость за малую Родину, любовь к родному краю, уважению к

многонациональному ее народу.

Культура общения через музыкальное, поэтическое, театральное

и изобразительное искусство.

Уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень

важна.

Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что

встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать

чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами

зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким

искусством – музыкой!



В раздел образования