Автор: Кострюкова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 115
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения 1 класс
Тема: Сказка – цепочка. "Теремок". С.Маршак "Багаж".
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения в 1 «А» классе
Тема: Сказка – цепочка. «Теремок». С.Маршак «Багаж».
Цели урока: продолжить знакомство с понятием «сказка – цепочка», совершенствовать технику чтения, развивать речь. Пополнять
словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, прививать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование: карточки для парной работы, презентация «Викторина по русским народным сказкам», на доске: «Чье это прозвище»,
девиз, карточки для постановки целей, выставка книг, зашифрованное слово «ТЕРЕМОК», чистые листочки для схем, физминутка для глаз.
Ход урока.
Этапы урока.
УУД
1.Организационный момент.
Уроки литературного чтения
Словно приключение.
- Как вы понимаете эти строчки?
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
1.
Введение в тему.
Ученый кот из нашего учебника приготовил для вас
интересные задания для работы в парах:
1)Соотнесите иллюстрацию и название произведения.
( в 1 ст.-иллюстрация, во 2-ом название)
Маша и медведь
Колобок
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Волк и 7 козлят
Сивка бурка
Взаимопроверка работы – меняются карточками парты
2) Задание «Помоги героям сказок»:
Регулятивные: определять и формировать деятельность на уроке с помощью учителя.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Иванушке позвать Алёнушку
Маше наказать медведю, не съедать пироги
Спеть песню Колобка
Спеть песню Мамы-козы
Позвать Сивку-Бурку
3) Презентация «Викторина по русским народным
сказкам»
4)Игра «Чьё это прозвище?» (на доске): узнайте
животных по их прозвищам.
* кумушка, сестрица (лиса)
* пискун (комар)
* цокотуха, горюха (муха)
* попрыгуха, поскакуха (блоха)
* бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щёлк» (волк)
* толстопятый, косолапый (медведь)
* норушка (мышка)
* квакушка (лягушка)
* поплутай-ка, побегай-ка, косой, длинноухий, хваста
(заяц)
* серый лоб (кот)
- Где так называют животных? (в сказках)
III. Определение темы и постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О
сказках)
-К какой группе сказок можно отнести те, иллюстрации
которых рассматривали сегодня?
(Русские народные сказки)
-Какие цели вы можете поставить для себя на этом уроке?
Сформулируйте цели урока, выбрав их по
по цвету карточек:
ЖЁЛТЫЙ
–
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
С
…
(с
новыми
сказками, героями, с иллюстрациями, сравнить сказки,
сказкой-цепочкой «Теремок»)
КРАСНЫЙ
–
УЧИТЬСЯ
ЧИТАТЬ
(выразительно,
правильно,бегло),
А Н А Л И З И Р О ВАТ Ь ( с од е р ж а н и е
с к а з о к , т е к с т )
З Е Л Ё Н Ы Й
–
РАЗ В И ВАТ Ь
( р еч ь ,
в н и м а н и е ,
память,мышление)
СИНИЙ
–
ВОСПИТЫВАТЬ
В
СЕБЕ
(хорошие
черты
характера, любовь к чтению
.
Объявление темы урока, постановка целей.
(на доске: выставка книг)
- Сказок на земле много. Посмотрите на нашу выставку
книг («Колобок», «Теремок», «Репка», «Багаж»
С.Маршака)
- Какие сказки вам хорошо знакомы?
- Что вы о них уже знаете? (это сказки-цепочки)
- Порассуждайте, почему с ними рядом оказались сказка
«Теремок» и произведение С.Маршака «Багаж»
(предположение детей, что это тоже «цепочки»).
- Как вы думаете, можно ли нам подтвердить свои
предположения?
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, прогнозирование результата.
2.
Работа по теме урока.
(работа в группах)
1.Самостоятельная работа в рабочей тетради с 26. № 4
2.Проверка выполненного задания.
Хрестоматия 1 класс
содержание
Теремок - стр. 72
С.Маршак. Багаж 76
3. Что за буквы странные-
Совсем как иностранные?
На доске:
Попробуйте расшифровать название сказки, о которой мы
будем сейчас говорить.
4.Игра «Чей это голос?
-Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
Голосок тоненький, тихий дрожащий, плачущий (заяц)
Голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса)
Голос низкий, говорит медленно, врастяжку(медведь)
Голос хриплый, грубый, толстый (волк)
Голосок писклявый,звенящий (комар)
Голос жужжащий, надоедливый(муха)
Голос громкий, квакающий (лягушка)
Голосок пишащий, негромкий, немного испуганный
(мышка)
Нарисуйте цепочку персонажей сказки «Теремок» по
памяти.
Договоримся, что для больших, крупных и сильных
персонажей следует рисовать большой квадрат, а для
слабых, маленьких, легких – маленький квадрат. (Работа
выполняется на карточке, 1 ученик у доски.
Несколько схем вынести на доску.
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, владение монологической речью.
Предметные: составлять устный рассказ по картинке.
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Чтение сказки «Теремок» по ролям.
- Сравните последовательность сказки со схемой,
нарисованной ранее вами по памяти. Были ли у вас
ошибки?
5. Беседа по содержанию.
- Вам сказка «Теремок» напоминает докучные сказки?
Чем? (Сказка «Теремок» похожа на докучные сказки, в
ней много повторов и много в теремке можно было бы
поселить разных животных, если бы не появился
медведь)
- Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Обратите
внимание, как расположены животные? (по цепочке.)
- Что общего есть у сказок – цепочек и докучных сказок?
(наличие повторов)
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте.
Физминутка для глаз:
1.Открыть, закрыть- 5, 6 раз
2.Часто поморгать
3.Движения глазами
4.Напишите носиком слово «сказка»
6. Чтение стихотворения С.Маршака «Багаж».
Повторяющиеся эпизоды можно встретить не только в
сказках, но и в стихах
(читает учитель, а повторяющиеся эпизоды можно
зачитывать хором).
- Понравилось стихотворение?
- Легко ли его запомнить?
- Похоже ли оно на докучную сказку и на сказку
«Теремок»?
- Чем отличается от них? (из сказок – цепочек взято то,
что каждый повтор всё-таки отличается от предыдущего
и влияет на развитие сюжета; а из докучных сказок -
само наличие этих повторов)
- Прочитайте это стихотворение в паре. Один из вас
должен быть ведущим чтецом, другой будет ему
помогать.?
Инсценировка сказки Н.А.Юсупова «Серый волк»
Но не только С.Я.Маршак использовал законы докучных
сказок и сказок цепочек, но и другие поэты и писатели.
Дети инсценируют сказку.
- Докажите, что сказку «Серый волк» можно поместить
на нашу выставку книг.
Что повторяется в сказке?
Что изменяется, а что остается неизменным?
Как из этой сказки-цепочки сделать докучную сказку?
Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении учителя.
Познавательные: уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: учиться работать в паре, выразительно читать.
Рефлексия деятельности
Подведём итоги работы на уроке
Вспомните, какую учебную задачу вы ставили себе в начале
урока?
Удалось ли ее решить?
Каким способом мы решали эту задачу?
(работали в паре, с помощью учителя, рисовали схемы)
Продолжи фразу:
- Я похвалю своего одноклассника за то, что…
- Самым сложным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Урок заставил меня задуматься о том, что…
Слайд
Помните, дети: сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.
Всем спасибо за старанье,
За задор, за прочность знаний
И за сказок всех познанье.
Носите в душе сказок добро,
Пусть оно навеки побеждает зло.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ, РЕБЯТА!
Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.