Автор: Яфарова Надежда Владимировна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные аспекты результативного обучения ученика
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
преподавателя МБУ ДО ДШИ № 6
Яфаровой Н.В.
«Основные аспекты результативного обучения ученика»
(из опыта работы).
Сегодня речь пойдёт о тех, на мой взгляд, положительных моментах, которые
могут привлечь ученика, способствовать развитию его заинтересованности и
профессиональному росту, что в конечном итоге является одной из основных
задач педагога музыканта.
Аспектов успешного обучения учащихся несколько. И главными из них я
считаю:
- заинтересованность ученика, учение с увлечением;
- профессиональную грамотность педагога;
- наличие выработанной практикой определённой педагогической системы-
технологии, дающей конкретный положительный результат.
Что касается интереса, то это один из наиболее важных моментов, на котором
следует остановиться несколько подробнее.
Для успешного обучения ученика очень важна сама организация учебного
процесса, в какой форме, насколько живо и увлекательно преподносится
педагогом материал. Какие тропинки найдёт он к детям, чем и как сможет
заинтересовать их, тем более что интересы детей, особенно младшего возраста,
переменчивы и «упустить» их проще всего.
Я считаю приемлемыми совершенно все варианты, которые хоть в какой-то
степени могут сблизить учителя и ученика, начиная с классных часов на разные
темы, музыкальных спектаклей и кончая совместными играми с ребятами.
Надолго запоминаются ребятам различного рода музыкальные викторины с
призами и сюрпризами. Да, конфеты оказываются всегда беспроигрышным
1
вариантом и неоценимым стимулом, подогревающим интерес. Так, в начале
учебного года я проводила классный час «Посвящение в первоклассники».
Первоклассники нарядные, с коронами в виде нот образовали «Весёлый поезд»,
который отправился в путешествие по страничкам Её Величества Нотной Азбуки.
По
ходу
следования
поезд
останавливался
на
станциях
«Сигнальная»,
«Шифровальная»,
«Песенная»,
«Танцевальная».
И
везде
ребят
ждали
музыкальные загадки, конкурсы, ребусы, и, конечно же, призы победителям. А
после окончания вечера всех его участников ждал стол с чаем, конфетами и
пирожными, которые испекли сами ребята и их родители.
Не обходится в нашей работе и без маленьких хитростей и компромиссов. Как-
то нас пригласили выступить в детском садике. Желающих набралось много.
Особенно рвался на концерт один из учеников, вобщем-то не готовый к
выступлению. Я пообещала взять его в следующий раз, когда будет готова
программа, но мальчика мои слова не убедили. Дело грозило обернуться слезами.
Тогда я вручила ему инструмент и сказала, что играть сегодня он не будет, но
очень нас выручит, если поможет донести его. Слёзы, готовые навернуться на
глаза, моментально высохли. Гордый оказанным доверием, он с удовольствием
весь вечер помогал нам.
В большой степени стимулируют интерес детей и концертные выступления.
Желание показать своё умение естественно в детях, но боязнь сковывает их. А
удовлетворённость
публики,
похвала
учителя,
аплодисменты,
всё
это
успокаивает, радует и привлекает ученика. Так, запомнился мне один из
концертов для ребят младших классов в одной из школ города. Концерт проходил
в форме викторины. Звучали «Голубой вагон» и
«Песенка про кузнечика»
В. Шаинского, «Песенка Львёнка и Черепахи» Г.Гладкова и многие другие.
Ребята должны были угадать, что это за песни и из каких они мультфильмов.
Ребятишки отвечали с большим удовольствием. Были и непредвиденные
моменты, когда ребята, узнав мелодию, начинали дружно подпевать её, что
поначалу несколько обескуражило и смутило юных музыкантов, но потом даже
понравилось им. Встреча прошла весело, интересно и запомнилась маленьким
2
слушателям и исполнителям, и в дальнейшем ребята уже сами просились на
подобные концерты.
Запомнилась ребятам и лекция – концерт «Пути развития и совершенствования
баяна». Перед началом концерта было рассказано об истории возникновения и
развития инструмента, начиная с гармоник и кончая многотембровыми готово-
выборными
баянами.
По
ходу
рассказа
использовались
иллюстрации:
Саратовская гармоника, баяны «Рубин», «Тула – 302» и электронный баян.
Собравшиеся в зале с интересом слушали, как звучат «Коробейники» в
исполнении на гармошке, «Старинные часы» композитора Е. Дербенко
на
«Рубине» (с выборной клавиатурой), «Дунайские волны» на «Туле – 302» (с
применением регистров), органная прелюдия ре минор И.С.Баха на электронном
баяне.
Также с большим интересом ребята младшего школьного возраста занимаются
инсценированными песнями – танцами (например «Весёлые гуси», или «Мишка с
куклой» Н.Качурбиной). Ребята с удовольствием изображают гусей, которые
«моют лапки в луже у канавки», а также танцующих неуклюжего мишку и
грациозную куклу. Действие происходит на фоне песни и аккомпанемента
шумового ансамбля.
Профессионализм педагога подразумевает его методическую грамотность,
свободное владение инструментом, знание и умелое применение основных
методов
обучения,
использование
в
работе
современных
инновационных
технологий.
Исключительно важным является также вопрос взаимоотношения учителя и
ученика. Педагог должен постоянно искать пути сближения с учеником, быть
доступным в отношениях с детьми, но доступность эта должна сочетаться с
высокой степенью уважения учащегося к педагогу и самым добрым отношением
к своему учителю. В то же время будет ошибкой педагога, если простота
взаимоотношений приведёт к возникновению своего рода «приятельских»
отношений. Авторитет педагога должен быть незыблемым!
3
Одним из важных аспектов профессиональной грамотности педагога является
его состоятельность как музыканта, свободно владеющего инструментом. Ребята
с большим уважением относятся к педагогу, если знают, что он может не только
рассказать, но и многое показать непосредственно на инструменте. Понимая это, я
на уроках много играю для детей и вместе с ними. Ребята занимаются этим с
удовольствием. Я была, в общем, довольна сложившимися взаимоотношениями с
ребятами, но как оказалось на деле, роль педагога, как исполнителя я всё-таки
недооценивала. На одном из концертов для ветеранов ВОВ ребята играли сольно,
в ансамбле, пели популярные песни времён Отечественной войны. Концерт
близился к концу, когда к нам подошел один из ветеранов и сказал, что хочет
спеть песню, а нас просит «подыграть» ему. Не скажу, что у нас большой опыт
такого рода выступлений, но не сыграть было просто нельзя. За одной песней
последовали и другие – «В землянке», «Катюша», «Смуглянка», и дело дошло до
«Барыни». Ветераны пели и плясали от души, у нас получилось незапланирован -
ное второе отделение концерта. Нужно было видеть глаза ребятишек, с каким
напряженным вниманием, удивлением и восторгом следили они за происходя-
щим. Артисты и слушатели, довольные друг другом, собрались уже было
расходиться, как вдруг ко мне подбежала моя ученица и попросила «А можно я
тоже сыграю?». «Конечно, - говорю, - бери баян и поднимайся на сцену, пока все
не разошлись». Слушатели, поднявшиеся было со своих мест, вновь быстренько
сели. Нет, вы и представить себе не можете, какой музыкой прозвучали для меня
слова этой ученицы. Девочка очень старательная, трудолюбивая и музыкальная,
на сцене она, тем не менее, играла робко и скованно, теряясь часто без всякой,
казалось бы, на то причины. Лена играла в тот вечер с большим подъёмом, и я бы
даже сказала – вдохновением. Не скажу, что всё было безукоризненно, но игра в
целом выглядела стабильнее и выразительнее всех её предыдущих выступлений.
С того памятного концерта у ученицы произошел определённый перелом в её
отношении к сцене. Выступления стали ярче, собраннее, раскованнее и ровнее.
Таким образом, успешное выступление ученика, вдохновлённого примером
учителя, оказалось самым действенным средством его раскрепощения, развития
4
воображения, преодоления скованности и стеснительности. Для меня это тоже
был урок, преподнесённый на этот раз моими учениками.
Педагогу музыканту очень многое нужно знать и уметь, так как научить
ученика тому, чего не умеешь сам – невозможно. Педагог с самого начала должен
прививать учащемуся профессиональные навыки, культуру поведения на сцене,
культуру
исполнения.
На
начальном
этапе
это
–
правильная
посадка,
определённое звуковедение, технология исполнения основных штрихов и
динамики. Важно также с самого начала развивать образное мышление ученика.
Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно,
конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго
сосредотачивать
своё внимание на чем-либо,
педагог должен постоянно
стимулировать их интерес к новому, давая толчок воображению. Необходимо
вводить ребёнка в мир музыкальных образов, научить понимать содержание
прослушанных пьес, выражать своё отношение к услышанному (в виде рисунка,
рассказа).
Образность - одна из основных задач, которую решает педагог, работая над
любым произведением. И здесь большое значение имеет умение педагога сделать
интересную и убедительную трактовку, используя весь имеющийся арсенал
музыкальных средств, выявить особенности стиля, характер произведения. Часто
на концертах и конкурсах видишь - ученик играет раскрепощенно, отдельные
моменты даже интересно, а в целом исполнение пьесы не продумано, в смысле
формы
- «разваливается». Работая с учеником, педагогу постоянно нужно
анализировать исполнение, добиваясь логичности, яркости звучания той или иной
фразы, отдельного эпизода и, конечно же, произведения в целом. Это отнюдь не
означает, что в исполнение пьесы в дальнейшем не могут быть внесены какие-то
изменения. Как сказал известный педагог-пианист Н.Перельман «Задачи в
искусстве отличаются от арифметических тем, что не только решения, но и
ответы у них бесконечно разнообразны».
Что касается педагогической методики. У каждого педагога, уже имеющего
некоторый опыт работы, я думаю, складывается своя педагогическая система -
5
технология, дающая конкретный, положительный результат. Моя система
сводится к следующему: постепенное (в порядке возрастающей трудности)
овладение профессиональными навыками, включающее:
* подбор по слуху и простейшее сочинение, как средство, активизирующее
творческое мышление учащегося;
* знакомство с инструментами шумового ансамбля, как стимул развития
творческой самостоятельности и заинтересованности ученика;
* игру в ансамбле, как фактор, способствующий развитию музыкального слуха,
чувства ритма, расширению музыкального кругозора;
* инновационные современные технологии, стимулирующие процесс обучения и
интерес ученика к занятиям.
Ребёнок пришел учиться музыке. Музыка для него – любимая песня,
музыкальная сказка, и ему непременно хочется играть прямо сейчас, с первого
урока. И мы играем (предварительно ознакомившись с посадкой и постановкой
рук), нажимая любую клавишу на правой клавиатуре ритмический вариант любой
детской песни (например, «Петя – барабанщик»), а педагог играет мелодию с
аккомпанементом.
Петя «барабанит» ритмично и уверенно, и мы тоже играем в смысле штриха четко
и определённо. При этом не зажимается кисть, и не напрягаются пальцы, как при
игре легато. Сразу даю подтекстовку к песне:
«Тра-та-та, тра-та-та,
Барабанит Петя».
6
В каждом новом проведении можно варьировать сопровождение. Получается
вполне
законченное
произведение.
У
ученика
складывается
впечатление
самостоятельного исполнения, и это уже на первом уроке. В нём борются чувство
удивления, восхищения самим собой, восторга, и что самое главное – возникает
желание сыграть еще и еще. По словам Н.Перельмана «Среди бесконечного
разнообразия уроков должны быть уроки восхищения. Не нужно омрачать эти
уроки полезными советами. Заразить восхищением!»
Задачу постепенно усложняем, играя песни на 2, 3, 4 и более звуков,
определяемся с аппликатурой, исходя из позиционности (Серый кот, Лошадка,
Листопад). Практически одновременно с правой начинаем освоение левой
клавиатуры. Устроена она исключительно удобно, басы расположены снизу вверх
по квинтам. Учащиеся знакомятся с основными гармоническими функциями – Т,
S, Д, и практически следом - с мажорными аккордами - «мажориками». Ученик
играет до-мажор, а я приговариваю Ма-ма, в фа-мажоре – Па-па, в соль-мажоре –
Ми-ша и т.д. Ребёнок с большим удовольствием играет песни про «маму» и
«папу». В размере ¾ это уже не «ма-ма», а «ма-моч-ка». Таким образом, с
подтекстовкой быстро и естественно происходит освоение основных размеров и
самого аккомпанемента.
Что касается штриха, аккомпанемент прошу играть четко, не «везти» его. В
работе, по возможности, всегда использую образные сравнения. Так, при
изучении аккомпанемента, с целью подчеркнуть тонкость штриховых градаций,
звучание баса на баяне (более опорное), сравниваю с фундаментальным
звучанием балалайки-контрабаса в народном оркестре, звучание аккорда – с более
тихим и мягким звучанием балалайки-секунды. Штрих стаккато ассоциируется у
нас с капельками дождя. Дождик капает кап-кап-кап, и пальцы непроизвольно
отталкиваются от клавиши. При изучении двойных терцовых нот 2-ой и 3-ий
пальцы у нас «рожки», а 1-ый и 4-ый – «ножки». Образность конкретно помогает
освоить данную исключительно удобную аппликатуру.
С самого начало очень серьёзное внимание уделяю звуковедению. Если не
будет ровного, насыщенного звука, то не будет в дальнейшем ни филировки, ни
7
фразировки,
ни
убедительного
форте,
ни
«звучащего»
пиано.
Техника
звукоизвлечения включает искусство владения мехом.
Основные правила:
- нельзя менять мех на одном звуке;
- нельзя «рвать» мотив сменой меха;
- движение меха на разжим и сжим веерообразное.
Далее следует игра двумя руками. Штрих и в правой, и в левой руке один и тот же
– стаккато. Играть одинаковым штрихом двумя руками не сложно.
Переход к сочетанию штрихов – легато в мелодии на фоне четкого
аккомпанемента, долгое время был у нас проблемным. Ученик вместе с мелодией
лиговал и басы. Теперь этот момент происходит у нас практически безболезнен-
но, так как аккомпанемент к этому времени звучит автоматически легко и четко,
не «забивая» мелодию. Градации штриха в дальнейшем могут быть, конечно,
самыми различными. Они зависят от характера, темпа, стиля произведения и
отличаются степенью связности, динамической подчеркнутости: пальцевые
(легато, нон легато, стаккато), меховые (деташе, маркато, сфорцандо, тремоло
мехом).
Освоение минорного аккомпанемента (как и мажорного) строится на
ознакомлении с основными гармоническими функциями.
Практически одновременно с освоением клавиатур желательно давать
упражнения на подбор по слуху и простейшее сочинение. Долгое время подбор по
слуху
считался
любительским
отношением
к
делу.
А
жаль!
Обучение
музыкальной грамоте и игре по слуху должно идти параллельно, так как одно
дополняет другое. Укрепляются связи музыкально-слуховых представлений и
ощущение клавиатуры, что в свою очередь ведёт к большей свободе и
уверенности при игре на сцене. Непосредственно игре по слуху должны
предшествовать подготовительные упражнения. Для подбора по слуху следует
использовать простейшие детские песенки, прибаутки, народные мелодии,
близкие духу ребёнка в размере 2\4, 3\4, 4\4. Подходящий материал можно найти
в учебниках по сольфеджио для 1-го класса, хрестоматиях начинающих
8
баянистов,
аккордеонистов.
После
предварительного
анализа
сыгранной
педагогом песни (движение мелодии, количество фраз, ритмический рисунок),
ученик без особого труда подбирает песню на инструменте.
Сочинением дети занимаются тоже успешно и с желанием. Мелодии
сочиняем на 2, 3, 4 и т.д. звука, прохлопав предварительно ритмический рисунок.
К мелодии придумываем слова, или, наоборот – к словам сочиняем мелодию. К
примеру:
В последнее время увеличилось количество детей, поступающих на обучение в
возрасте 5-7 лет. Объяснять им названия длительностей нот, их арифметическое
содержание, расположение нот на нотоносце нет никакого смысла. Мы успешно
пользуемся на уроках атрибутами так называемого «донотного» периода: вместо
нотоносца – «лесенка», вместо счета – ритмослоги. Ребёнок 5-ти с половиной лет,
не умеющий складывать слоги в слова, с большим удовольствием и готовностью
« читает» ритмический рисунок ритмослогами, ведя пальчиком по нотам, а затем
9
озвучивает его на инструменте. В учебном пособии И.Корольковой «Крохе-
музыканту» есть красочные « ритмослоги вагончики ».
Для развития чувства ритма задействую в работе инструменты шумового
ансамбля: деревянные ложки, бубны, маракасы, и др. Ребята, знаю по опыту,
играют в шумовом ансамбле с удовольствием и зачастую предлагают свои
приёмы и свои ритмические варианты той или иной пьесы. Педагог или ученик
исполняет мелодию, а шумовой ансамбль аккомпанирует. Пьеса приобретает
образность и красочность. Вся работа строится на импровизации, давая
возможность детям проявить творческое воображение, фантазию, самостоятель-
ность.
К одному из основных аспектов успешного обучения учащегося я отношу и
игру в ансамбле (с педагогом или другим учеником). Ученик, имеющий опыт
музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями,
быстро и качественно разучивает их, пополняя тем самым свой репертуар,
развивает чувство ритма, не только слушает, но и слышит сидящего рядом
исполнителя. Исключительно эффективно обучение протекает в форме дуэта
«учитель-ученик».
Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно
включается в процесс совместного музицирования. Дуэтное музицирование
способствует, как правило, успешному преодолению различных психологических
напряжений, зажимов, возникающих у ребёнка в ходе сольного исполнения.
10
Не могу не коснуться образности, как одного из основных аспектов удачного
исполнения произведения. Работая с учениками старших классов, приходится
сталкиваться с понятием трактовки и стиля. По словам Г.Нейгауза «крайне
трудно точно определить, что такое стиль, но это не должно означать, что само
понятие стиля излишне. Главное при этом играть так, чтобы было убедительно!»
А чтобы было убедительно, педагог, работая с учеником, должен знать, что при
исполнении произведений И.С.Баха и Ф.Генделя придётся столкнуться с
нонлегатными
видами техники,
у Шопена понадобиться легато, а
играя
П.И.Чайковского, следует предвидеть фактуру, богатую деталями и требующую
тонкости исполнения. В работе над произведением мало сделать теоретический
анализ пьесы или даже сыграть её. По замечанию, опять же Г.Нейгауза, нужно
уметь
«словами
рассказать
многое
существенное,
что
происходит
в
произведении, найти ассоциации, связанные с реальной жизнью». «Очень важно
выставление
для
учащихся
словесных
и
музыкальных
ориентиров,
пробуждающих ум и чувства, мышление
и
воображение,
определяющих
характер
образа» (А.Б.Гольденвейзер).
Наша
педагогическая задача –
приблизить ученика к «мастерскому»
созданию художественного образа, с
помощью доступных для него приёмов.
Кроме уточнения штрихов, динамики, фразировки большое внимание я уделяю
словесной подтекстовке произведения, как одному из действенных способов
раскрытия содержания произведения. В народных песнях, как правило, имеются
слова, которые необходимо озвучивать. Там, где слов нет, их можно подобрать
самим. Работая над пьесой В.Ребикова «В деревне», мы с учеником так
озвучили один из эпизодов:
Ах, как ярко на лугу цветы цветут,
И солнца луч серебрит росу.
Жарче и жарче июньский день,
Солнышко скрылось и пала тень.
А в пьесе
«Подснежник»
П.И.Чайковского мы сочли приемлемыми
следующие слова:
Голубенький, нежный, лучистый подснежник,
11
Раним и прозрачен его лепесток.
Выявлению и подчеркиванию грустного и задумчивого характера пьесы
Д.Штейбельта «Адажио», думаю, могут помочь следующие слова:
«Тихонько плачет дождик, и потемнело небо,
Цветочки все поникли вдруг и на ветру дрожат.
И на душе тревожно, печально и тоскливо,
А дождик продолжает капать « кап-кап-кап ».
Работая над «Песней без слов» П.И.Чайковского, я говорила ученице
примерно следующее: « Хоть песня и называется «без слов», но определённый
речевой смысл вкладывается в интонирование. Начало – повествовательное, как
рассказ. Нисходящие секунды придают этому рассказу оттенок щемящей тоски,
жалобы. Середина просветлённая, более яркая, как воспоминание о чем-то
хорошем, добром. Построена пьеса на полифоническом обогащении ткани,
насыщении её «поющими» голосами. Основная кульминация отличается
драматизмом.
Ей
предшествует
значительное
нарастание
динамики
с
последующим
спадом
напряжения.
Нужно
отметить,
что
мелодика
П.И.Чайковского отражает самый широкий спектр человеческих чувств. Ей
подвластны «гнев и печаль, глубокая грусть и безудержное веселье». Итак, через
смятение и страдание – к успокоению. На такой, примерно, программе
остановились мы с ученицей.
Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть важную роль современных
инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе
обучения учащегося. Большую помощь в поиске оригинальной современной
нотной литературы композиторов В.Власова, Е.Дербенко, Р.Бажилина
оказывает
интернет.
Незаменимым атрибутом уроков, концертов, конкурсов
является
у нас диктофон,
видео камера.
Оригинальную
инновационную
технологию содержит и сборник Р.Бажилина «Учимся играть на аккордеоне».
К сборнику прилагается компакт диск. Диск позволяет играть на инструменте в
сопровождении виртуального ансамбля. Уровень пьес – разный, от начинающего
ученика до виртуоза.
12
В заключение хотелось бы привести слова великого педагога и музыканта
Ф.Листа: «Для художника не достаточно одного лишь специального образования,
вместе с художником должен возвышаться и образовываться Человек».
«Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Суть
деятельности педагога – творчество » (М.Щетинин).
У каждого педагога, конечно, свои проблемы, свои задачи и пути их решения.
Одно, на мой взгляд, должно оставаться незыблемым, - это постоянный творчес -
кий рост педагога, неустанный творческий поиск.
«Нет конца совершенствованию. Работать …(над совершенствованием)
музыкант должен всю свою жизнь» Ференц Лист.
Использованная литература:
1.
Н.Перельман В классе рояля
2.
А.П. Катуркин Искусство игры на баяне и аккордеоне
3.
В.Ушенин Школа ансамблевого музицирования
4.
Н.М.Мильштейн «Лист» Пианистическое искусство, ч.2
5.
Вопросы музыкальной педагогики вып.1 (ред. В.А.Натансона)
13