Напоминание

Основные аспекты результативного обучения ученика


Автор: Яфарова Надежда Владимировна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные аспекты результативного обучения ученика
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

преподавателя МБУ ДО ДШИ № 6

Яфаровой Н.В.

«Основные аспекты результативного обучения ученика»

(из опыта работы).

Сегодня речь пойдёт о тех, на мой взгляд, положительных моментах, которые

могут привлечь ученика, способствовать развитию его заинтересованности и

профессиональному росту, что в конечном итоге является одной из основных

задач педагога музыканта.

Аспектов успешного обучения учащихся несколько. И главными из них я

считаю:

- заинтересованность ученика, учение с увлечением;

- профессиональную грамотность педагога;

- наличие выработанной практикой определённой педагогической системы-

технологии, дающей конкретный положительный результат.

Что касается интереса, то это один из наиболее важных моментов, на котором

следует остановиться несколько подробнее.

Для успешного обучения ученика очень важна сама организация учебного

процесса, в какой форме, насколько живо и увлекательно преподносится

педагогом материал. Какие тропинки найдёт он к детям, чем и как сможет

заинтересовать их, тем более что интересы детей, особенно младшего возраста,

переменчивы и «упустить» их проще всего.

Я считаю приемлемыми совершенно все варианты, которые хоть в какой-то

степени могут сблизить учителя и ученика, начиная с классных часов на разные

темы, музыкальных спектаклей и кончая совместными играми с ребятами.

Надолго запоминаются ребятам различного рода музыкальные викторины с

призами и сюрпризами. Да, конфеты оказываются всегда беспроигрышным

1

вариантом и неоценимым стимулом, подогревающим интерес. Так, в начале

учебного года я проводила классный час «Посвящение в первоклассники».

Первоклассники нарядные, с коронами в виде нот образовали «Весёлый поезд»,

который отправился в путешествие по страничкам Её Величества Нотной Азбуки.

По

ходу

следования

поезд

останавливался

на

станциях

«Сигнальная»,

«Шифровальная»,

«Песенная»,

«Танцевальная».

И

везде

ребят

ждали

музыкальные загадки, конкурсы, ребусы, и, конечно же, призы победителям. А

после окончания вечера всех его участников ждал стол с чаем, конфетами и

пирожными, которые испекли сами ребята и их родители.

Не обходится в нашей работе и без маленьких хитростей и компромиссов. Как-

то нас пригласили выступить в детском садике. Желающих набралось много.

Особенно рвался на концерт один из учеников, вобщем-то не готовый к

выступлению. Я пообещала взять его в следующий раз, когда будет готова

программа, но мальчика мои слова не убедили. Дело грозило обернуться слезами.

Тогда я вручила ему инструмент и сказала, что играть сегодня он не будет, но

очень нас выручит, если поможет донести его. Слёзы, готовые навернуться на

глаза, моментально высохли. Гордый оказанным доверием, он с удовольствием

весь вечер помогал нам.

В большой степени стимулируют интерес детей и концертные выступления.

Желание показать своё умение естественно в детях, но боязнь сковывает их. А

удовлетворённость

публики,

похвала

учителя,

аплодисменты,

всё

это

успокаивает, радует и привлекает ученика. Так, запомнился мне один из

концертов для ребят младших классов в одной из школ города. Концерт проходил

в форме викторины. Звучали «Голубой вагон» и

«Песенка про кузнечика»

В. Шаинского, «Песенка Львёнка и Черепахи» Г.Гладкова и многие другие.

Ребята должны были угадать, что это за песни и из каких они мультфильмов.

Ребятишки отвечали с большим удовольствием. Были и непредвиденные

моменты, когда ребята, узнав мелодию, начинали дружно подпевать её, что

поначалу несколько обескуражило и смутило юных музыкантов, но потом даже

понравилось им. Встреча прошла весело, интересно и запомнилась маленьким

2

слушателям и исполнителям, и в дальнейшем ребята уже сами просились на

подобные концерты.

Запомнилась ребятам и лекция – концерт «Пути развития и совершенствования

баяна». Перед началом концерта было рассказано об истории возникновения и

развития инструмента, начиная с гармоник и кончая многотембровыми готово-

выборными

баянами.

По

ходу

рассказа

использовались

иллюстрации:

Саратовская гармоника, баяны «Рубин», «Тула – 302» и электронный баян.

Собравшиеся в зале с интересом слушали, как звучат «Коробейники» в

исполнении на гармошке, «Старинные часы» композитора Е. Дербенко

на

«Рубине» (с выборной клавиатурой), «Дунайские волны» на «Туле – 302» (с

применением регистров), органная прелюдия ре минор И.С.Баха на электронном

баяне.

Также с большим интересом ребята младшего школьного возраста занимаются

инсценированными песнями – танцами (например «Весёлые гуси», или «Мишка с

куклой» Н.Качурбиной). Ребята с удовольствием изображают гусей, которые

«моют лапки в луже у канавки», а также танцующих неуклюжего мишку и

грациозную куклу. Действие происходит на фоне песни и аккомпанемента

шумового ансамбля.

Профессионализм педагога подразумевает его методическую грамотность,

свободное владение инструментом, знание и умелое применение основных

методов

обучения,

использование

в

работе

современных

инновационных

технологий.

Исключительно важным является также вопрос взаимоотношения учителя и

ученика. Педагог должен постоянно искать пути сближения с учеником, быть

доступным в отношениях с детьми, но доступность эта должна сочетаться с

высокой степенью уважения учащегося к педагогу и самым добрым отношением

к своему учителю. В то же время будет ошибкой педагога, если простота

взаимоотношений приведёт к возникновению своего рода «приятельских»

отношений. Авторитет педагога должен быть незыблемым!

3

Одним из важных аспектов профессиональной грамотности педагога является

его состоятельность как музыканта, свободно владеющего инструментом. Ребята

с большим уважением относятся к педагогу, если знают, что он может не только

рассказать, но и многое показать непосредственно на инструменте. Понимая это, я

на уроках много играю для детей и вместе с ними. Ребята занимаются этим с

удовольствием. Я была, в общем, довольна сложившимися взаимоотношениями с

ребятами, но как оказалось на деле, роль педагога, как исполнителя я всё-таки

недооценивала. На одном из концертов для ветеранов ВОВ ребята играли сольно,

в ансамбле, пели популярные песни времён Отечественной войны. Концерт

близился к концу, когда к нам подошел один из ветеранов и сказал, что хочет

спеть песню, а нас просит «подыграть» ему. Не скажу, что у нас большой опыт

такого рода выступлений, но не сыграть было просто нельзя. За одной песней

последовали и другие – «В землянке», «Катюша», «Смуглянка», и дело дошло до

«Барыни». Ветераны пели и плясали от души, у нас получилось незапланирован -

ное второе отделение концерта. Нужно было видеть глаза ребятишек, с каким

напряженным вниманием, удивлением и восторгом следили они за происходя-

щим. Артисты и слушатели, довольные друг другом, собрались уже было

расходиться, как вдруг ко мне подбежала моя ученица и попросила «А можно я

тоже сыграю?». «Конечно, - говорю, - бери баян и поднимайся на сцену, пока все

не разошлись». Слушатели, поднявшиеся было со своих мест, вновь быстренько

сели. Нет, вы и представить себе не можете, какой музыкой прозвучали для меня

слова этой ученицы. Девочка очень старательная, трудолюбивая и музыкальная,

на сцене она, тем не менее, играла робко и скованно, теряясь часто без всякой,

казалось бы, на то причины. Лена играла в тот вечер с большим подъёмом, и я бы

даже сказала – вдохновением. Не скажу, что всё было безукоризненно, но игра в

целом выглядела стабильнее и выразительнее всех её предыдущих выступлений.

С того памятного концерта у ученицы произошел определённый перелом в её

отношении к сцене. Выступления стали ярче, собраннее, раскованнее и ровнее.

Таким образом, успешное выступление ученика, вдохновлённого примером

учителя, оказалось самым действенным средством его раскрепощения, развития

4

воображения, преодоления скованности и стеснительности. Для меня это тоже

был урок, преподнесённый на этот раз моими учениками.

Педагогу музыканту очень многое нужно знать и уметь, так как научить

ученика тому, чего не умеешь сам – невозможно. Педагог с самого начала должен

прививать учащемуся профессиональные навыки, культуру поведения на сцене,

культуру

исполнения.

На

начальном

этапе

это

правильная

посадка,

определённое звуковедение, технология исполнения основных штрихов и

динамики. Важно также с самого начала развивать образное мышление ученика.

Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно,

конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго

сосредотачивать

своё внимание на чем-либо,

педагог должен постоянно

стимулировать их интерес к новому, давая толчок воображению. Необходимо

вводить ребёнка в мир музыкальных образов, научить понимать содержание

прослушанных пьес, выражать своё отношение к услышанному (в виде рисунка,

рассказа).

Образность - одна из основных задач, которую решает педагог, работая над

любым произведением. И здесь большое значение имеет умение педагога сделать

интересную и убедительную трактовку, используя весь имеющийся арсенал

музыкальных средств, выявить особенности стиля, характер произведения. Часто

на концертах и конкурсах видишь - ученик играет раскрепощенно, отдельные

моменты даже интересно, а в целом исполнение пьесы не продумано, в смысле

формы

- «разваливается». Работая с учеником, педагогу постоянно нужно

анализировать исполнение, добиваясь логичности, яркости звучания той или иной

фразы, отдельного эпизода и, конечно же, произведения в целом. Это отнюдь не

означает, что в исполнение пьесы в дальнейшем не могут быть внесены какие-то

изменения. Как сказал известный педагог-пианист Н.Перельман «Задачи в

искусстве отличаются от арифметических тем, что не только решения, но и

ответы у них бесконечно разнообразны».

Что касается педагогической методики. У каждого педагога, уже имеющего

некоторый опыт работы, я думаю, складывается своя педагогическая система -

5

технология, дающая конкретный, положительный результат. Моя система

сводится к следующему: постепенное (в порядке возрастающей трудности)

овладение профессиональными навыками, включающее:

* подбор по слуху и простейшее сочинение, как средство, активизирующее

творческое мышление учащегося;

* знакомство с инструментами шумового ансамбля, как стимул развития

творческой самостоятельности и заинтересованности ученика;

* игру в ансамбле, как фактор, способствующий развитию музыкального слуха,

чувства ритма, расширению музыкального кругозора;

* инновационные современные технологии, стимулирующие процесс обучения и

интерес ученика к занятиям.

Ребёнок пришел учиться музыке. Музыка для него – любимая песня,

музыкальная сказка, и ему непременно хочется играть прямо сейчас, с первого

урока. И мы играем (предварительно ознакомившись с посадкой и постановкой

рук), нажимая любую клавишу на правой клавиатуре ритмический вариант любой

детской песни (например, «Петя – барабанщик»), а педагог играет мелодию с

аккомпанементом.

Петя «барабанит» ритмично и уверенно, и мы тоже играем в смысле штриха четко

и определённо. При этом не зажимается кисть, и не напрягаются пальцы, как при

игре легато. Сразу даю подтекстовку к песне:

«Тра-та-та, тра-та-та,

Барабанит Петя».

6

В каждом новом проведении можно варьировать сопровождение. Получается

вполне

законченное

произведение.

У

ученика

складывается

впечатление

самостоятельного исполнения, и это уже на первом уроке. В нём борются чувство

удивления, восхищения самим собой, восторга, и что самое главное – возникает

желание сыграть еще и еще. По словам Н.Перельмана «Среди бесконечного

разнообразия уроков должны быть уроки восхищения. Не нужно омрачать эти

уроки полезными советами. Заразить восхищением!»

Задачу постепенно усложняем, играя песни на 2, 3, 4 и более звуков,

определяемся с аппликатурой, исходя из позиционности (Серый кот, Лошадка,

Листопад). Практически одновременно с правой начинаем освоение левой

клавиатуры. Устроена она исключительно удобно, басы расположены снизу вверх

по квинтам. Учащиеся знакомятся с основными гармоническими функциями – Т,

S, Д, и практически следом - с мажорными аккордами - «мажориками». Ученик

играет до-мажор, а я приговариваю Ма-ма, в фа-мажоре – Па-па, в соль-мажоре –

Ми-ша и т.д. Ребёнок с большим удовольствием играет песни про «маму» и

«папу». В размере ¾ это уже не «ма-ма», а «ма-моч-ка». Таким образом, с

подтекстовкой быстро и естественно происходит освоение основных размеров и

самого аккомпанемента.

Что касается штриха, аккомпанемент прошу играть четко, не «везти» его. В

работе, по возможности, всегда использую образные сравнения. Так, при

изучении аккомпанемента, с целью подчеркнуть тонкость штриховых градаций,

звучание баса на баяне (более опорное), сравниваю с фундаментальным

звучанием балалайки-контрабаса в народном оркестре, звучание аккорда – с более

тихим и мягким звучанием балалайки-секунды. Штрих стаккато ассоциируется у

нас с капельками дождя. Дождик капает кап-кап-кап, и пальцы непроизвольно

отталкиваются от клавиши. При изучении двойных терцовых нот 2-ой и 3-ий

пальцы у нас «рожки», а 1-ый и 4-ый – «ножки». Образность конкретно помогает

освоить данную исключительно удобную аппликатуру.

С самого начало очень серьёзное внимание уделяю звуковедению. Если не

будет ровного, насыщенного звука, то не будет в дальнейшем ни филировки, ни

7

фразировки,

ни

убедительного

форте,

ни

«звучащего»

пиано.

Техника

звукоизвлечения включает искусство владения мехом.

Основные правила:

- нельзя менять мех на одном звуке;

- нельзя «рвать» мотив сменой меха;

- движение меха на разжим и сжим веерообразное.

Далее следует игра двумя руками. Штрих и в правой, и в левой руке один и тот же

– стаккато. Играть одинаковым штрихом двумя руками не сложно.

Переход к сочетанию штрихов – легато в мелодии на фоне четкого

аккомпанемента, долгое время был у нас проблемным. Ученик вместе с мелодией

лиговал и басы. Теперь этот момент происходит у нас практически безболезнен-

но, так как аккомпанемент к этому времени звучит автоматически легко и четко,

не «забивая» мелодию. Градации штриха в дальнейшем могут быть, конечно,

самыми различными. Они зависят от характера, темпа, стиля произведения и

отличаются степенью связности, динамической подчеркнутости: пальцевые

(легато, нон легато, стаккато), меховые (деташе, маркато, сфорцандо, тремоло

мехом).

Освоение минорного аккомпанемента (как и мажорного) строится на

ознакомлении с основными гармоническими функциями.

Практически одновременно с освоением клавиатур желательно давать

упражнения на подбор по слуху и простейшее сочинение. Долгое время подбор по

слуху

считался

любительским

отношением

к

делу.

А

жаль!

Обучение

музыкальной грамоте и игре по слуху должно идти параллельно, так как одно

дополняет другое. Укрепляются связи музыкально-слуховых представлений и

ощущение клавиатуры, что в свою очередь ведёт к большей свободе и

уверенности при игре на сцене. Непосредственно игре по слуху должны

предшествовать подготовительные упражнения. Для подбора по слуху следует

использовать простейшие детские песенки, прибаутки, народные мелодии,

близкие духу ребёнка в размере 2\4, 3\4, 4\4. Подходящий материал можно найти

в учебниках по сольфеджио для 1-го класса, хрестоматиях начинающих

8

баянистов,

аккордеонистов.

После

предварительного

анализа

сыгранной

педагогом песни (движение мелодии, количество фраз, ритмический рисунок),

ученик без особого труда подбирает песню на инструменте.

Сочинением дети занимаются тоже успешно и с желанием. Мелодии

сочиняем на 2, 3, 4 и т.д. звука, прохлопав предварительно ритмический рисунок.

К мелодии придумываем слова, или, наоборот – к словам сочиняем мелодию. К

примеру:

В последнее время увеличилось количество детей, поступающих на обучение в

возрасте 5-7 лет. Объяснять им названия длительностей нот, их арифметическое

содержание, расположение нот на нотоносце нет никакого смысла. Мы успешно

пользуемся на уроках атрибутами так называемого «донотного» периода: вместо

нотоносца – «лесенка», вместо счета – ритмослоги. Ребёнок 5-ти с половиной лет,

не умеющий складывать слоги в слова, с большим удовольствием и готовностью

« читает» ритмический рисунок ритмослогами, ведя пальчиком по нотам, а затем

9

озвучивает его на инструменте. В учебном пособии И.Корольковой «Крохе-

музыканту» есть красочные « ритмослоги вагончики ».

Для развития чувства ритма задействую в работе инструменты шумового

ансамбля: деревянные ложки, бубны, маракасы, и др. Ребята, знаю по опыту,

играют в шумовом ансамбле с удовольствием и зачастую предлагают свои

приёмы и свои ритмические варианты той или иной пьесы. Педагог или ученик

исполняет мелодию, а шумовой ансамбль аккомпанирует. Пьеса приобретает

образность и красочность. Вся работа строится на импровизации, давая

возможность детям проявить творческое воображение, фантазию, самостоятель-

ность.

К одному из основных аспектов успешного обучения учащегося я отношу и

игру в ансамбле (с педагогом или другим учеником). Ученик, имеющий опыт

музицирования в ансамбле, активно знакомится с новыми произведениями,

быстро и качественно разучивает их, пополняя тем самым свой репертуар,

развивает чувство ритма, не только слушает, но и слышит сидящего рядом

исполнителя. Исключительно эффективно обучение протекает в форме дуэта

«учитель-ученик».

Ощущая поддержку педагога, юный исполнитель охотно

включается в процесс совместного музицирования. Дуэтное музицирование

способствует, как правило, успешному преодолению различных психологических

напряжений, зажимов, возникающих у ребёнка в ходе сольного исполнения.

10

Не могу не коснуться образности, как одного из основных аспектов удачного

исполнения произведения. Работая с учениками старших классов, приходится

сталкиваться с понятием трактовки и стиля. По словам Г.Нейгауза «крайне

трудно точно определить, что такое стиль, но это не должно означать, что само

понятие стиля излишне. Главное при этом играть так, чтобы было убедительно!»

А чтобы было убедительно, педагог, работая с учеником, должен знать, что при

исполнении произведений И.С.Баха и Ф.Генделя придётся столкнуться с

нонлегатными

видами техники,

у Шопена понадобиться легато, а

играя

П.И.Чайковского, следует предвидеть фактуру, богатую деталями и требующую

тонкости исполнения. В работе над произведением мало сделать теоретический

анализ пьесы или даже сыграть её. По замечанию, опять же Г.Нейгауза, нужно

уметь

«словами

рассказать

многое

существенное,

что

происходит

в

произведении, найти ассоциации, связанные с реальной жизнью». «Очень важно

выставление

для

учащихся

словесных

и

музыкальных

ориентиров,

пробуждающих ум и чувства, мышление

и

воображение,

определяющих

характер

образа» (А.Б.Гольденвейзер).

Наша

педагогическая задача –

приблизить ученика к «мастерскому»

созданию художественного образа, с

помощью доступных для него приёмов.

Кроме уточнения штрихов, динамики, фразировки большое внимание я уделяю

словесной подтекстовке произведения, как одному из действенных способов

раскрытия содержания произведения. В народных песнях, как правило, имеются

слова, которые необходимо озвучивать. Там, где слов нет, их можно подобрать

самим. Работая над пьесой В.Ребикова «В деревне», мы с учеником так

озвучили один из эпизодов:

Ах, как ярко на лугу цветы цветут,

И солнца луч серебрит росу.

Жарче и жарче июньский день,

Солнышко скрылось и пала тень.

А в пьесе

«Подснежник»

П.И.Чайковского мы сочли приемлемыми

следующие слова:

Голубенький, нежный, лучистый подснежник,

11

Раним и прозрачен его лепесток.

Выявлению и подчеркиванию грустного и задумчивого характера пьесы

Д.Штейбельта «Адажио», думаю, могут помочь следующие слова:

«Тихонько плачет дождик, и потемнело небо,

Цветочки все поникли вдруг и на ветру дрожат.

И на душе тревожно, печально и тоскливо,

А дождик продолжает капать « кап-кап-кап ».

Работая над «Песней без слов» П.И.Чайковского, я говорила ученице

примерно следующее: « Хоть песня и называется «без слов», но определённый

речевой смысл вкладывается в интонирование. Начало – повествовательное, как

рассказ. Нисходящие секунды придают этому рассказу оттенок щемящей тоски,

жалобы. Середина просветлённая, более яркая, как воспоминание о чем-то

хорошем, добром. Построена пьеса на полифоническом обогащении ткани,

насыщении её «поющими» голосами. Основная кульминация отличается

драматизмом.

Ей

предшествует

значительное

нарастание

динамики

с

последующим

спадом

напряжения.

Нужно

отметить,

что

мелодика

П.И.Чайковского отражает самый широкий спектр человеческих чувств. Ей

подвластны «гнев и печаль, глубокая грусть и безудержное веселье». Итак, через

смятение и страдание – к успокоению. На такой, примерно, программе

остановились мы с ученицей.

Подводя итог сказанному, хотелось бы подчеркнуть важную роль современных

инновационных и информационно-коммуникационных технологий в процессе

обучения учащегося. Большую помощь в поиске оригинальной современной

нотной литературы композиторов В.Власова, Е.Дербенко, Р.Бажилина

оказывает

интернет.

Незаменимым атрибутом уроков, концертов, конкурсов

является

у нас диктофон,

видео камера.

Оригинальную

инновационную

технологию содержит и сборник Р.Бажилина «Учимся играть на аккордеоне».

К сборнику прилагается компакт диск. Диск позволяет играть на инструменте в

сопровождении виртуального ансамбля. Уровень пьес – разный, от начинающего

ученика до виртуоза.

12

В заключение хотелось бы привести слова великого педагога и музыканта

Ф.Листа: «Для художника не достаточно одного лишь специального образования,

вместе с художником должен возвышаться и образовываться Человек».

«Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Суть

деятельности педагога – творчество » (М.Щетинин).

У каждого педагога, конечно, свои проблемы, свои задачи и пути их решения.

Одно, на мой взгляд, должно оставаться незыблемым, - это постоянный творчес -

кий рост педагога, неустанный творческий поиск.

«Нет конца совершенствованию. Работать …(над совершенствованием)

музыкант должен всю свою жизнь» Ференц Лист.

Использованная литература:

1.

Н.Перельман В классе рояля

2.

А.П. Катуркин Искусство игры на баяне и аккордеоне

3.

В.Ушенин Школа ансамблевого музицирования

4.

Н.М.Мильштейн «Лист» Пианистическое искусство, ч.2

5.

Вопросы музыкальной педагогики вып.1 (ред. В.А.Натансона)

13



В раздел образования