Автор: Немтинова Анна Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 314
Населённый пункт: Город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Эссе "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ 2022"
Тема: "Работа педагога-психолога в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Эссе на тему: «Педагог-психолог ДОУ»
Профессия
«педагог-психолог»
подразумевает
деятельность
специалиста, освоившего педагогику и психологию, направленную на
всестороннее
развитие
личности
ребенка,
создание
и
обеспечение
психологически безопасного образовательного пространства. Работа его
достаточно
обширна
в
дошкольном
образовательном
учреждении:
психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка
к школе, отслеживание динамики развития содействие развитию личности
детей в процессе их воспитания, обучения и социализации; оказание
консультативной помощи родителям и педагогам. Рассмотрим подробнее
профессиональные обязанности педагога-психолога ДОУ.
Прежде всего, приоритетной задачей педагога-психолога в старших
группах детского сада является подготовка детей к школе и диагностика
сформированности этого личностного качества. Завершение дошкольного
детства является значимым периодом в жизни личности и знаменует смену
социальной ситуации развития. Приход ребенка в новый социум - это
определенный стрессовый фактор, который ему необходимо преодолеть на
каждом этапе взросления, развития. Сильный стресс ребенок переживает при
переходе из семьи в детский сад, в котором ему предстоит освоить новые
социальные
навыки
взаимодействия
с
незнакомыми
сверстниками
и
взрослыми людьми. На этом этапе психолог играет важную роль в помощи и
сопровождении
детей
в
адаптации
к
новым
социальным
условиям.
Посредством игрового взаимодействия специалист выстраивает контакт,
разрабатывает программы сопровождения на основе ведущей деятельности
дошкольного периода развития личности.
В дошкольном детстве одной из главных задач педагога-психолога
является развитие познавательных способностей детей. Посредством игровой
деятельности ребенок может освоить базовые учебные, социальные и
бытовые навыки. Преобладание наглядно-образного мышления ребенка
обуславливает активное развитие речи.
Однако, помимо положительных аспектов развития дошкольника есть
и негативные проявления. В трехлетнем возрасте дети проходят один из
самых тяжелых нормативных возрастных кризисов - кризис трех лет.
Семизвездие симптомов которых включает в себя негативизм, бунт против
авторитета взрослого, строптивость, упрямство, обесценивание, деспотизм и
своеволие,
направленные
как
на
взрослых,
так
и
на
сверстников.
Эгоцентризм дошкольника не позволяет ему встать на место другого ребенка
и проявить эмпатию. С проявлениями данных особенностей работает
педагог-психолог. В его задачи входит развитие коммуникативных навыков
детей:
сотрудничество,
дружелюбие,
развитие
уважения
взрослых
и
сверстников.
Специалист работает с детской агрессивностью, которая также может
проявляться в дошкольном возрасте. Данная работа, на мой взгляд, сложнее в
связи с отсутствием у дошкольников рефлексии и способности аналитически
мыслить. Психолог должен подобрать предметы и объяснения, которые
ребенок будет способен воспринять, понять смысл и выработать новый
навык действования в социуме. В данном случае эффективным является
использование
кукольного
театрального
представления,
сказкотерапия,
песочная терапия с персонажами, сюжетно-ролевые игры.
Сложность деятельности педагога-психолога в ДОУ также состоит в
невозможности применения стандартизированных психодиагностических
методик. При проведении психологической диагностики детей дошкольного
возраста специалист должен знать проективные методики, которые можно
использовать для определенной возрастной группы, этапы развития и основы
интерпретации детского рисунка. Знать и обладать умением проводить
беседы с детьми и их родителями для сбора анамнеза.
Таким образом, профессиональная деятельность педагога-психолога в
детском
образовательном
учреждении
исходит
из
возрастных
и
психологических особенностей развития детей. Специалисту необходимо
владеть, помимо научных педагогических и психологических теоретических
знаний, практическими навыками психодиагностики, организаторскими
навыками, консультативными. А также знаниями нормативно-правовой базы
педагога-психолога при выполнении профессиональных обязанностей в
образовательном
учреждении
в
соответствии
с
профессиональным
стандартом.