Напоминание

"Работа педагога-психолога в ДОУ"


Автор: Немтинова Анна Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 314
Населённый пункт: Город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Эссе "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ 2022"
Тема: "Работа педагога-психолога в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе на тему: «Педагог-психолог ДОУ»

Профессия

«педагог-психолог»

подразумевает

деятельность

специалиста, освоившего педагогику и психологию, направленную на

всестороннее

развитие

личности

ребенка,

создание

и

обеспечение

психологически безопасного образовательного пространства. Работа его

достаточно

обширна

в

дошкольном

образовательном

учреждении:

психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка

к школе, отслеживание динамики развития содействие развитию личности

детей в процессе их воспитания, обучения и социализации; оказание

консультативной помощи родителям и педагогам. Рассмотрим подробнее

профессиональные обязанности педагога-психолога ДОУ.

Прежде всего, приоритетной задачей педагога-психолога в старших

группах детского сада является подготовка детей к школе и диагностика

сформированности этого личностного качества. Завершение дошкольного

детства является значимым периодом в жизни личности и знаменует смену

социальной ситуации развития. Приход ребенка в новый социум - это

определенный стрессовый фактор, который ему необходимо преодолеть на

каждом этапе взросления, развития. Сильный стресс ребенок переживает при

переходе из семьи в детский сад, в котором ему предстоит освоить новые

социальные

навыки

взаимодействия

с

незнакомыми

сверстниками

и

взрослыми людьми. На этом этапе психолог играет важную роль в помощи и

сопровождении

детей

в

адаптации

к

новым

социальным

условиям.

Посредством игрового взаимодействия специалист выстраивает контакт,

разрабатывает программы сопровождения на основе ведущей деятельности

дошкольного периода развития личности.

В дошкольном детстве одной из главных задач педагога-психолога

является развитие познавательных способностей детей. Посредством игровой

деятельности ребенок может освоить базовые учебные, социальные и

бытовые навыки. Преобладание наглядно-образного мышления ребенка

обуславливает активное развитие речи.

Однако, помимо положительных аспектов развития дошкольника есть

и негативные проявления. В трехлетнем возрасте дети проходят один из

самых тяжелых нормативных возрастных кризисов - кризис трех лет.

Семизвездие симптомов которых включает в себя негативизм, бунт против

авторитета взрослого, строптивость, упрямство, обесценивание, деспотизм и

своеволие,

направленные

как

на

взрослых,

так

и

на

сверстников.

Эгоцентризм дошкольника не позволяет ему встать на место другого ребенка

и проявить эмпатию. С проявлениями данных особенностей работает

педагог-психолог. В его задачи входит развитие коммуникативных навыков

детей:

сотрудничество,

дружелюбие,

развитие

уважения

взрослых

и

сверстников.

Специалист работает с детской агрессивностью, которая также может

проявляться в дошкольном возрасте. Данная работа, на мой взгляд, сложнее в

связи с отсутствием у дошкольников рефлексии и способности аналитически

мыслить. Психолог должен подобрать предметы и объяснения, которые

ребенок будет способен воспринять, понять смысл и выработать новый

навык действования в социуме. В данном случае эффективным является

использование

кукольного

театрального

представления,

сказкотерапия,

песочная терапия с персонажами, сюжетно-ролевые игры.

Сложность деятельности педагога-психолога в ДОУ также состоит в

невозможности применения стандартизированных психодиагностических

методик. При проведении психологической диагностики детей дошкольного

возраста специалист должен знать проективные методики, которые можно

использовать для определенной возрастной группы, этапы развития и основы

интерпретации детского рисунка. Знать и обладать умением проводить

беседы с детьми и их родителями для сбора анамнеза.

Таким образом, профессиональная деятельность педагога-психолога в

детском

образовательном

учреждении

исходит

из

возрастных

и

психологических особенностей развития детей. Специалисту необходимо

владеть, помимо научных педагогических и психологических теоретических

знаний, практическими навыками психодиагностики, организаторскими

навыками, консультативными. А также знаниями нормативно-правовой базы

педагога-психолога при выполнении профессиональных обязанностей в

образовательном

учреждении

в

соответствии

с

профессиональным

стандартом.



В раздел образования