Автор: Фетисова Наталья Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 26"
Населённый пункт: с.Мельничное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Русские народные подвижные игры для формирования УУД на уроках физической культуры
Раздел: полное образование
Русские народные подвижные игры для формирования УУД на уроках
физической культуры
Русские народные игры заставляют много двигаться и требуют находчивости,
смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на
открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов
— от дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.
«Два Мороза»
На противоположных сторонах площадки чертятся два «дома». В одном находятся
все играющие, кроме двух «Морозов», которые стоят посередине площадки. Морозы
говорят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые: я Мороз –Красный нос, я
Мороз- Синий нос. Кто из вас решится с путь-дороженьку пуститься?». Дети хором
отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам Мороз». После этого они
перебегают в противоположный дом. Игроки, до которых Морозы коснулись рукой,
останавливаются на месте до следующей перебежки. Затем в таком же порядке
совершаются и последующие перебежки. Перебегающие игроки могут выручать
остановленных Морозами товарищей, касаясь их рукой.. Вырученные убегают за
черту месте со своими товарищами. Через каждую перебежку назначаются новые
Морозы. Лучшими Морозами признаются те, которые сумели остановить большее
количество игроков. Дети, ни разу не остановленные Морозами, выигрывают. Данная
игра учит детей взаимовыручке.
«Гуси-лебеди»
Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной
стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под
горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси
уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет
перекличка между хозяином и гусями:
Гуси-гуси!
Га-га-га.
Есть хотите?
Да, да, да.
Гуси-лебеди! Домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра
кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий
и быстрый, становится волком. Правила игры: гуси должны «лететь» по всей
площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!». Этаигра
позволяет развивать у детей быстроту реакции и ловкость.
«Белка и орешек»
Из рук в руки играющие передают на столе друг другу орех. «Белка» водит — она
ходит кругом позади играющих, внимательно следит за их движениями и, обращаясь
то к одному, то к другому, просит: «Дай орешек!»
Играющий, к которому обращена такая просьба, сейчас же кладет руки на стол
ладонями вверх. Белку сменяет тот, у кого в руках она найдет орешек.
В опасную минуту бросать орех под стол, конечно, не разрешается. Нарушивший это
правило исключается из игры. Данная игра вырабатывает у детей внимательность и
собранность.
«Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со
словами:
Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из
играющих. Его задача — определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего
перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водяной угадал, он меняется ролью
и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.Игра развивает у
обучающихся внимательность, тренирует образную память
«Золотые ворота»
Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки
берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная
дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая
команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и
каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды.
Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая
команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры
говорит:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый — разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды
оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые
играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается.
Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними
губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во
второй команде остается один человек, он признается победителем- а команды
меняются ролями. Данная игра позволяет детям научиться четким действиям внутри
команды.
«Кошки-мышки»
Эта старинная русская игра известна многим. Играть в нее легко и интересно.
Описание игры: выбирается двое водящих — кошка и мышка.
Остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки, тем самым образуя между
собой ворота.
Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Задача кошки — войти в круг и поймать
мышку. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под
сцепленные руки или даже перепрыгивать через них.
Играющие стараются не пропустить кошку внутрь круга. Если же кошке удастся
пробраться в круг, играющие сразу открывают ворота и выпускают мышку. А кошку
стараются из круга не выпускать.
Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки.
Правила игры: играющие встают лицом друг к другу и берутся за руки так, чтобы
между ними оставалось достаточное расстояние.
Когда кошка пытается пробраться внутрь круга, или наоборот выбраться из него,
играющим запрещается сдвигать плечи. Мышка, оказавшись за пре делами круга, не
имеет права убегать далеко.
Примечания: оптимальное количество игроков — от 10 до 25– 30.
По окончании игры, когда кошка поймала мышку, они встают в круг.
Игра хорошо развивает реакцию и выносливость играющих ребят.
«У медведя во бору»
Любимая всеми детьми игра «У медведя во бору». развивает у обучающихся
взаимопомощь и взаимоподдержку, что является одним из важных направлений
социализации обучающихся, обучая их взаимодействию в командной работе.
Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами
и напевают песенку: У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл. На печи
застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор
дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот
медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный
становится медведем. Правила игры: медведь выходит из берлоги только после
произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут
не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
Вышеупомянутые русские народные игры знакомит обучающихся с культурными
традициями русского народа; учат перенимать и хранить самобытные народные
традиции. Знать и ценить культуру своего народа.
«Салки»
Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и
осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько
усложняющих ее вариантов.
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой
за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий
дотронется, сам становится водящим.
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-
выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие,
дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это
быстрее, водящих может быть двое или трое.
«Прятки»
Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов. Основные
правила таковы: один человек водит, а другие — прячутся. Ведущий должен отыскать
всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома».
Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с
закрытыми глазами. Это место называется «кон». Пока водящий громко считает до 20
— 30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета
водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит
кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак
того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. Если найденный
игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается
пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. Водящий должен
«застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. В следующий раз водящим
становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению
играющих, — первым). Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона,
спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае
они не будут считаться обнаруженными.
«Горелки»
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед
колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно.
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать
впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот,
кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или
«Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и
помнить, какими по счету они стоят в колонне.
«Жмурки»
Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных
препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с
закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от
водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос —
называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется
ролями с водящим.
«Аленушка и Иванушка»
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна
откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с
Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих
комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то
из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только
Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается
сначала.
«Казаки-разбойники»
Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая — разбойников. У
казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит
охрана пойманных разбойников.
Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность
разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки,
условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут
быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10 — 15 минут казаки
начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а
пойманным считается тот, кого увидели казаки.
Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками
территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.
«Тише едешь»
Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены
на расстоянии 5 — 6 метров друг от друга. Задача играющих — как можно быстрее
дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим.
Но дойти до водящего непросто.
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь.
Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, который стоял до этого
спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из
играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить
назад, за черту. Водящий может смешить замеревших ребят. Кто рассмеется, также
возвращается за черту. А затем игра продолжается.
«Двенадцать палочек»
Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек. Дощечку кладут на плоский
камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний
конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет
так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда
палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся.
Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к
«качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен
выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова
прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом
водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится
водящим.
«Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее
правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем
покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом
поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть
ребята показывают с вами, а называть будете вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите:
«Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать
и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее:
«Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти
отвалившийся нос». Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце
игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире
носа».
«Утки и гуси»
Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно,
чтобы играло побольше народу. Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на
землю в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга,
дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь». Если
игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и
догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. Если ведущему это
удается, в следующем кону водит «гусь».
«Отыщи пуговицу»
В качестве подготовки к игре возьмите пуговицу, проденьте в нее леску или
проволоку и сделайте кольцо такой величины, чтобы дети могли сесть вокруг этого
кольца и взяться за него руками.
Один из игроков — ведущий, он находится вне круга. По сигналу дети начинают
передавать друг другу пуговицу по проволоке таким образом, чтобы ведущий не
догадался, у кого она в данный момент. Кого поймают с пуговицей в руке — тот водит
в следующем кону.
«Угадай, кто главный!»
Дети выбирают ведущего, он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети
назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный»
начинает делать различные движения, например, качать головой или топать ногой, а
дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так,
чтобы ведущий не догадался, кто эти действия придумывает.
Задача ведущего — попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если это ему
удалось, то «главный» становится ведущем в следующем кону.
«Быстрее, пожар!»
Это эстафета, она похожа на игру «Собери коробочку». Дети делятся на две или более
команд, каждой команде выдается пластмассовый стаканчик с водой.
На определенном расстоянии от старта устанавливается большая кастрюля или ведро.
По сигналу участники обеих команд начинают эстафету. Они бегут со стаканом воды
в руках к кастрюле и выливают в нее воду.
Затем игроки как можно быстрее бегут к своим командам и передают стаканчики
следующему участнику.
Стаканчик наполняется водой из шланга или другого источника (обе команды
используют один шланг для большего веселья), и игрок снова бежит к кастрюле.
Выигрывает команда, первая наполнившая ведро водой.
«Делай, как я!»
Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места.
Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить
такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например,
перепрыгнуть через что-то, пропрыгать 50 раз на одной ноге и т. д. Кто не сумел
повторить за ведущим — выбывает из игры.
Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не
выбывает, все играют просто ради веселья.
«Ха-ха-ха»
Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача
игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.
Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более
серьезно: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!», третий — «Ха-ха-ха!», и так далее.
Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется — выбывает из
игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить
оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них). Кто засмеется последним
— победил.
«Борьба «вручную»
Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного
участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг
друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие. Кто первый сдвинулся с
первоначальной позиции — проиграл.
«Попади в шляпу»
Существует много вариантов этой игры. Раздайте детям пять игральных карт, орешков
в скорлупе, соломинок для питья воды и т.д. и попросите их попасть этими
предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.
«Чем меньше, тем больше»
На полу чертят из одного центра три круга диаметром в 1, 2 и 3 шага.
В кругах пишут числа 10, 5 и 3; чем меньше круг, тем больше число.
Играющий становится в самы