Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС


Автор: Лейман Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Калга Забайкальского края
Населённый пункт: село Калга
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Проектно--исследовательская деятельность в условиях в условиях

реализации ФГОС.

Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к

совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают

необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся

методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения

и потребности самостоятельного добывания знаний. От того, как ученик

может применить свои знания, насколько он компетентен в широком

внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не

только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки,

навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих

способностей. В настоящее время в начальном образовании наблюдается

возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного

процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою

деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать

самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и

умственные способности. Одной из приоритетных задач современной школы

является создание необходимых и полноценных условий для личностного

развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в

учебном процессе. В новых ФГОС большое внимание уделяется именно

проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в

формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов

лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться

в информационном пространстве, развитие критического и творческого

мышления.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего

последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы

исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как

отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт

жажда новых впечатлений, любознательность, желание

экспериментировать, самостоятельно искать истину. Занимаясь проектной и

исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: Самостоятельному,

критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов,

закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать

самостоятельные аргументированные решения. Научатся работать в

команде, выполняя разные социальные роли.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной

нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов «проектная и

исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное

значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и

возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской

деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный

момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об

образовательной деятельности! Руководитель детской исследовательской

работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы

при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от

научного тем, что не открывает объективно новых для человечества

знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях

узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне

могут нести в себе и определенную объективную новизну.

Использование метода проекта в педагогической практике показывает,

что учащиеся учатся:

устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения,

выражать свою мысль.

ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать

с различными источниками;

могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по

заданной теме.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед»)

толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо,

предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее

развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида

деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в

наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности».

Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных

приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе

самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих

результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при

которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и

выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В

ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную

разработку проблемы, которая завершается реальным результатом,

обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что

проектное обучение отличается от других форм деятельности:

наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;

вещественной формой конечного результата;

необходимостью реализации проекта;

возможностью массового использования и результатами проектирования.

В центре проектной деятельности находится ученик, у которого появляется

возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик

имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические

и практические знания, умения, навыки.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся

выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание

какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает

четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения

этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая

работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного

взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном

процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для

решения которой требуются интегрированные знания из различных

областей, а также применение исследовательской деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В

одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает

учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является углубление и

систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях -

тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые,

естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только

чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Темы проектов должны

относиться к какому-то практическому вопросу, актуальному для

практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний

учащихся не по одному предмету.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности

у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности

обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

С помощью метода проектов возможно научить учащихся:

выявлять и формулировать проблемы;

проводить их анализ;

находить пути их решения;

находить необходимый источник, например, данные в справочной

литературе или в средствах массовой информации.

Метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации

и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой

сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и

коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к

делу;

- здоровьесберегающий.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта

на весь учебный год (сборники стихов); от мини-проектов для изучения

предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры

совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее

развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного

результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника,

видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной

работы. Принятие решения реализуется в игровой ситуации. Участники

выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто

вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком –

либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой

информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию

цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения.

Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют

включить в образовательный процесс различные открытые площадки за

стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими

же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно

извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение

новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи.

Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть

мир с новой точки зрения.

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с

самого начала характер результата деятельности его участников. Этот

результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы

самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры,

которая может быть представлена в виде сценария, определения функций

каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного

результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие

координировать совместную деятельность участников.

Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

Расширять кругозор в интересующих их областях знаний

Находить источник информации;

Извлекать информацию, относящуюся к теме;

Планировать работу над проектами;

Сотрудничать друг с другом;

Доводить начатое дело до конца

Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация

проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно

успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности,

включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.

Многие учащиеся и их родители ориентированы только на те виды

деятельности, которые будут востребованы при итоговой аттестации.

Выполняя заказ государства по подготовке выпускников к государственной

итоговой аттестации, необходимо помнить, что одним из видов проверки

освоения основной образовательной программы основного общего

образования (ООП ООО) учащимися 9-х классов, является пока еще модель,

направленная на оценку тех метапредметных результатов, которые оценить с

помощью тестовых технологий невозможно. Для оценки этих результатов

предлагается использовать технологию независимых экспертных оценок в

ходе итогового события, которое организуется в рамках государственной

итоговой аттестации. Это событие носит индивидуально-групповой характер,

и предполагает защиту проекта. Таким образом, чтобы обучающиеся были

готовы, работу надо начинать уже с начальной школы.

Литература:

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших

школьников [Текст]: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

2.Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной

школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –

М., 2005.

4.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших

школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 –

119с.



В раздел образования