Напоминание

Алалия, диагностика, направления коррекционной работы


Автор: Екатерина Степановна Сергиенко
Должность: Система работы и занятий с неговорящими детьми млад
Учебное заведение: Презентация. Алалия, диагностика и направления коррекционной работы.
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Презентация.
Тема: Алалия, диагностика, направления коррекционной работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ МОТОРНОЙ

АЛАЛИИ

СОСТАВИТЕЛЬ:

ЛОГОПЕД ГБУЗ «ДЕТСКАЯ

ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ»

СЕРГИЕНКО Е.С.

2018 г.

Вебинар для логопедов.

Моторная алалия

-

системное недоразвитие экспрессивной речи

центрального органического характера, обусловленное

несформированностью языковых операций порождения речевых

высказываний при относительной сохранности смысловых и

сенсорных операций.

Этиология алалии

Перинатальный период

Интоксикации

Хронические заболевания

матери

Нарушение кровообращения

плода

Ушибы и падения матери с

последующей травматизацией

плода

Неблагоприятное течение

беременности с угрозой

выкидыша

Врожденная отягощенность

(болезни родителей, такие как

туберкулез, сифилис и др.)

Перинатальный период

Интоксикации

Хронические заболевания

матери

Нарушение кровообращения

плода

Ушибы и падения матери с

последующей травматизацией

плода

Неблагоприятное течение

беременности с угрозой

выкидыша

Врожденная отягощенность

(болезни родителей, такие как

туберкулез, сифилис и др.)

Натальный период

Патология родов:

Неудачное применение

средств родовспоможения;

Затяжные или стремительные

роды;

Рождение ребенка с родовой

опухолью, гематомой;

Асфиксия новорожденного и

др.

Натальный период

Патология родов:

Неудачное применение

средств родовспоможения;

Затяжные или стремительные

роды;

Рождение ребенка с родовой

опухолью, гематомой;

Асфиксия новорожденного и

др.

Постнатальный период

Биологические факторы:

Ранние травмы головы;

Инфекционный гепатит;

менингит;

Длительно текущие соматические

заболевания;

Цепочка детских инфекций

вызывающих истощение центральной

нервной системы и отрицательно

влияющих на ее развитие.

Социальные факторы:

Недостаточность речевых и

интеллектуальных контактов.

Конфликтное отношение в семье.

Неправильные методы воспитания,

среда состоящая из лиц речевой

патологии, многоязычие и др.

Речевая симптоматика

Нарушены все стороны речи

импрессивная и экспрессивная речь

при любой форме алалии.

Выраженное недоразвитие речи проявляется во всех ее

компонентах

Фонетическая сторона

Не формируется звуковой состав речи

Искажена звукослоговая структура слов

Не развиты фонематические функции (ребенок длительное

время затрудняется с дифференциацией звуков).

Фонетическая сторона

Не формируется звуковой состав речи

Искажена звукослоговая структура слов

Не развиты фонематические функции (ребенок длительное

время затрудняется с дифференциацией звуков).

Лексика

Очень бедная, пополняется очень медленно.

Замены слов по различным признакам.

Трудность актуализации словаря.

Лексика

Очень бедная, пополняется очень медленно.

Замены слов по различным признакам.

Трудность актуализации словаря.

Грамматический строй речи

Дети медленно, дефектно овладевают словоизменением и

словообразованием.

Выражены стойкие аграмматизмы.

Сложными синтаксическими конструкциями самостоятельно не

овладевают.

Грамматический строй речи

Дети медленно, дефектно овладевают словоизменением и

словообразованием.

Выражены стойкие аграмматизмы.

Сложными синтаксическими конструкциями самостоятельно не

овладевают.

АЛАЛИЯ

АЛАЛИЯ

Классификация алалии

СЕНСОРНАЯ

СЕНСОРНАЯ

МОТОРНАЯ

(экспрессивная)

СЕНСОМОТОРНАЯ

ЭФФЕРЕНТНАЯ

МОТОРНАЯ

АФФЕРЕНТНАЯ

МОТОРНАЯ

Кинетическая

артикуляторная

апраксия. (страдает

переключение от

одной артикуляции к

другой).

Грубо искажена

слоговая структура

слов.

Наблюдаются

кинестетические

артикуляторные

апраксии

(затруднено

нахождение

отдельной

артикуляции)

Система коррекционного воздействия при моторной алалии

Комплексная система работы над речью и личностью в целом

Речь:

1.Создание механизмов

речевой деятельности.

2.Обогащение речевой

практики.

3.Восполнение пробелов в

речевом развитии и

подготовка к дальнейшему

школьному обучению

Развитие сенсорных и

двигательных

возможностей

ребенка:

1. развитие мелкой

моторики

2.развитие общей

моторики

3. формирование

сенсорных эталонов

ЛИЧНОСТЬ

1.Устранение невротических

наслоений в характере

ребенка.

2. Воспитание

целенаправленной

личности.

3. Воспитание правильного

отношения к речевому

недоразвитию и к работе по

его устранению

Развитие внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза,

обобщения, противопоставления, сравнения.

Игровая

Игровая

Предметно-практическая

деятельность

Устранение травмирующего воздействия среды.

Систематическое специфическое лечение ребенка.

Учебная деятельность

Игровая деятельность

Воспитание речевой активности

Воспитание речевой активности

Этапы коррекционной работы при моторной алалии

Воздействие направлено на всю систему речи:

Расширение, уточнение словаря.

Формирование фразовой и связной речи.

Коррекция звукопроизношения.

Связная

речь.

Связная

речь.

Этап формирования

высказывания как

основной единицы

речевого действия

Этап формирования

высказывания как

основной единицы

речевого действия

Этап формирования

коммуникативных

умений и связной

речи

Этап формирования

коммуникативных

умений и связной

речи

Звук или

голосовые

реакции.

Слово.

Фраза.

Воспитание речевой активности.

Формирование активного и пассивного словаря.

Работа над диалогом, небольшим, простым рассказом.

Распространение предложений.

Формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности.

Формирование первоначальных навыков общения.

Этап формирования

первоначальных речевых

навыков в ситуации

диалогическог8о

общения

Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры

- фразы распространение предложений, их грамматическое оформление

- работа над диалогом

- работа над рассказом описательного характера

Формирование высказывания как основной единицы речевого действия.

Формирование связной речи

Формирование коммуникативных умений

Автоматизация грамматических структур

Последовательность этапов работы

Последовательность этапов работы

1.Звук или

голосовая

реакция

1.Звук или

голосовая

реакция

5.Связная

речь

5.Связная

речь

2.Слог

2.Слог

3.Слово

3.Слово

Блок 1

Формирование уверенности,,

повышение самооценки,

установление контакта

Блок 1

Формирование уверенности,,

повышение самооценки,

установление контакта

Блок 1

Формирование у ребенка

уверенности в себе,

повышение самооценки

Блок 1

Формирование у ребенка

уверенности в себе,

повышение самооценки

Блок 6

Звуковая гимнастика.

психогимнастика

Блок 6

Звуковая гимнастика.

психогимнастика

Блок 4

Пальчиковая гимнастика

Блок 4

Пальчиковая гимнастика

Блок 5

Рисование

Блок 5

Рисование

Блок 3

Координация речи с движением.

Ориентировка в схеме тела

Блок 3

Координация речи с движением.

Ориентировка в схеме тела

Блок 2

Выражение просьбы.

Блок 2

Выражение просьбы.

Блок 7

Артикуляторно-мимическая

гимнастика

Блок 7

Артикуляторно-мимическая

гимнастика

Блок 9

Самостоятельная речь.

Работа с картинками по

темам

Блок 9

Самостоятельная речь.

Работа с картинками по

темам

Блок 5

Рисование

Блок 5

Рисование

Блок 8

Ориентировка в

пространстве. Эл.

Математические

представления

Блок 8

Ориентировка в

пространстве. Эл.

Математические

представления

Блок 6

Звуковая гимнастика

Блок 6

Звуковая гимнастика

Блок 3

Координация речи с

движением

Блок 3

Координация речи с

движением

Блок 4

Пальчиковая гимнастика.

Тактильные ощущения

Блок 4

Пальчиковая гимнастика.

Тактильные ощущения

Блок 9

Самостоятельная речь

Блок 9

Самостоятельная речь

Блок 7

Мимическая, дыхательная и

психогимнастика

Блок 7

Мимическая, дыхательная и

психогимнастика

Блок 2

Выражение просьбы

Блок 8

Ориентировка в пространстве.

Элементарные математические

представления

Блок 8

Ориентировка в пространстве.

Элементарные математические

представления

Блок 9

Самостоятельная речь.

Работа с картинками по

темам

Блок 9

Самостоятельная речь.

Работа с картинками по

темам

Блок 1

Выражение просьбы

Блок 1

Выражение просьбы

Блок 4

Рисование

Блок 4

Рисование

Блок 3

Пальчиковая гимнастика

Блок 3

Пальчиковая гимнастика

Блок 6

Артикуляционная

гимнастика

Блок 6

Артикуляционная

гимнастика

Блок 2

Координация речи с

движением

Блок 2

Координация речи с

движением

Блок 5

Звуковая гимнастика

Блок 5

Звуковая гимнастика

Блок 8

Самостоятельная речь

Блок 8

Самостоятельная речь

Блок 7

Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления

Блок 7

Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления

Блок 1

Выражение просьбы.

Блок 1

Выражение просьбы.

Блок 2

Координация речи с

движением.

Психогимнастика.

Блок 2

Координация речи с

движением.

Психогимнастика.

Блок 2

Координация речи с

движением.

психогимнастика

Блок 2

Координация речи с

движением.

психогимнастика

Блок 8

Самостоятельная речь

Блок 8

Самостоятельная речь

Блок 6

Артикуляционная

гимнастика

Блок 6

Артикуляционная

гимнастика

Блок 3

Пальчиковая гимнастика

Блок 3

Пальчиковая гимнастика

Блок 4

Рисование

Блок 4

Рисование

Блок 5

Звуковая гимнастика

Блок 5

Звуковая гимнастика

Блок 7

Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления

Блок 7

Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления

Блок 1

Выражение просьбы.

Блок 1

Выражение просьбы.

Блок 3

Самостоятельная речь.

Блок 3

Самостоятельная речь.

Блок 4

Рисование

Блок 4

Рисование

Блок 5

Звуковая гимнастика

Блок 5

Звуковая гимнастика

Блок 6

Артикуляционная,

дыхательная гимнастика

Блок 6

Артикуляционная,

дыхательная гимнастика

Блок 7

Ориентировка в

пространстве

Блок 7

Ориентировка в

пространстве

Блок 8

Путаница. Понимание

текста

Блок 8

Путаница. Понимание

текста

Блок 9

Работа над стихотворением

Блок 9

Работа над стихотворением

4.Фраза

Звук или голосовые реакции.

(1 этап работы включает 9 блоков

)

Блок 1

Учим отвечать словом на вопрос и

только после вопроса педагога

Учим отвечать словом на вопрос и

только после вопроса педагога

2.

Вызываем у ребенка: а) доверие к

педагогу, толерантность, к

тактильным контактам; б)

двигательную реакцию на звук

2.

Вызываем у ребенка: а) доверие к

педагогу, толерантность, к

тактильным контактам; б)

двигательную реакцию на звук

3.

Учим следить за движением

педагога и осознано подражать

4.

Вызываем эмоцию радости от

выполненного задания, учим

произносить звук в момент

движения.

1.

Учим отвечать словом на

вопрос и только после вопроса

педагога

1.

Учим отвечать словом на

вопрос и только после вопроса

педагога

«Я»

Педагог: «Кто такой умный?». Учит

показывать, при ответе на вопрос на себя -

«Я». Педагог добивается синхронного

ответа и показа на себе «Я»

«Я»

Педагог: «Кто такой умный?». Учит

показывать, при ответе на вопрос на себя -

«Я». Педагог добивается синхронного

ответа и показа на себе «Я»

«Я», «Прятки»

Ребенок прячется в один из домиков

(стул, стол и т.д.). Педагог стучится в

домик и спрашивает: «Кто в домике

живет?» Ребенок отвечает6 «Я».

Педагог задает разные вопросы. На

которые ребенок может ответить: «Я».

«Кто будет сидеть на этом стуле?», «

Кто любит конфеты?» и т. д.

«Спрячь меня»

Педагог предлагают послушать веселую

музыку, ребенок танцует с игрушкой,

музыка прекращается – пошел дождь,

ребенок прячется в объятиях педагога,

затем в свой домик

«Домик»

Педагог произносит текст и, управляя

рукой ребенка, и выполняет движения

указательным пальцем вначале правой

рукой, затем левой.

Стенка, стенка, (провести линию от

виска вниз слева и справа)

Потолок, (горизонтальная линия по лбу)

Два окошка, (легкое движение по

глазам).

Дверь (ребенок открывает рот и

показывает его пальчиком).

Звонок, (нажать на нос).

Затем ребенок выполняет движения сам.

«Лошадка»

Ребенок сидит на коленях у

педагога, спиной к нему. Руки у

педагога вытянуты вперед,

расслабленные руки ребенка лежат

на руках педагога так, , что бы

кисти ребенка лежали на кулаках

педагога.

На молоденькой лошадки (педагог

поочередно поднимает пятки

создавая тряску).Цок, цок, цок (на

каждый слог педагог приподнимает

кулак вверх) Скачет всадник

удалой, цок, цок, цок. Звонко

цокают подковы, цок, цок, цок.

«Потяг ушки»

Педагог держит ребенка за кисти,

и произносит текст выполняя

движения (потягушечки от

носочков до макушечки). Мы

потянемся, потянемся,

маленькими не останемся.

Далее «от пяточек», «от калено

чек», «от животика», «от

плечиков».

«Салют»

После выполнения каждого задания –

«праздник с фейерверком»6 кулаки

крепко сжаты, педагог произносит

протяжный звук с-с-с. Резко разжимает

кулаки и говорит слово «салют»

Блок 2

Выражение просьбы

(Самый мощный стимулятор речевого развития)

Выражение просьбы

(Самый мощный стимулятор речевого развития)

«Дай»

Разрешите ребенку поиграть с любой игрушкой, но только с той, которую он попросит.

Ребенок показывает на игрушку и произносит какой-либо звук, педагог уточняет:

«Мишку?». Ребенок отвечает утверждающим или отрицательным кивком головы, а

педагог поизносит слова «да» или «нет».

«Дай»

Разрешите ребенку поиграть с любой игрушкой, но только с той, которую он попросит.

Ребенок показывает на игрушку и произносит какой-либо звук, педагог уточняет:

«Мишку?». Ребенок отвечает утверждающим или отрицательным кивком головы, а

педагог поизносит слова «да» или «нет».

Блок 3

3. Соотносим звукоподражания с

движением. Вырабатываем двигательную

реакцию на слово.

3. Соотносим звукоподражания с

движением. Вырабатываем двигательную

реакцию на слово.

2. Концентрируем внимание на

различных частях тела. Изучаем схему

тела.

2. Концентрируем внимание на

различных частях тела. Изучаем схему

тела.

Координация речи с движением. Ориентировка в схеме тела.

«Найди пару»

Педагог дотрагивается до части тела

ребенка и просит найти пару этой части

тела.

«Найди пару»

Педагог дотрагивается до части тела

ребенка и просит найти пару этой части

тела.

«Мяч»

Педагог бросает или катит ребенку

мяч с резким и громким звуком «А»,

просит мяч со словом «Дай» и

просящим движением руки. Ребенок

бросает мяч молча, просит мяч

движением руки.

«Поцелуйчики»

Ребенок закрывает глаза и определяет в

какое место его поцеловала игрушка,

затем показывает место поцелуя.

«Поцелуйчики»

Ребенок закрывает глаза и определяет в

какое место его поцеловала игрушка,

затем показывает место поцелуя.

1. Вызываем резкое и сильное движение

руки в сочетании с громким и резким

звуком

1. Вызываем резкое и сильное движение

руки в сочетании с громким и резким

звуком

«Оса»

Педагог управляет игрушкой, ребенок

закрывает глаза.

Летит пчела около лба:

_Ж-ж-ж!

Летит оса около носа:

-Дз-дз-дз!

Летит мушка около ушка:

-Бз-бз-бз!

Лен

Тит жук в голову- бух!

«Оса»

Педагог управляет игрушкой, ребенок

закрывает глаза.

Летит пчела около лба:

_Ж-ж-ж!

Летит оса около носа:

-Дз-дз-дз!

Летит мушка около ушка:

-Бз-бз-бз!

Лен

Тит жук в голову- бух!

.

.

«Топ, хлоп»

Педагог произносит текст, ребенок

выполняет движения и произносит

звукоподражания.

Ножками потопали- топ-топ-топ!

Ручками похлопали- хлоп-хлоп- хлоп!

Сели! Встали! Снова сели, а потом всю

кашу съели.

Ням-ням-ням.

«Звериная зарядка»

Дети имитируют движения о которых

говорится в тексте.

Раз-присядка,

Два- прыжок;

Это заячья зарядка.

А Лисята, как проснутся,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнуть, Ловко хвостиком

вильнуть. И т.д.. «Едем на лошадке», и

другие.

«Звериная зарядка»

Дети имитируют движения о которых

говорится в тексте.

Раз-присядка,

Два- прыжок;

Это заячья зарядка.

А Лисята, как проснутся,

Очень любят потянуться,

Обязательно зевнуть, Ловко хвостиком

вильнуть. И т.д.. «Едем на лошадке», и

другие.

Блок 4

Пальчиковая гимнастика. Тактильные ощущения.

1.Развиваем тактильные ощущения. Воспитываем

силу и точность движений пальцев, лучезапястного

и локтевого сустава.

ИГРЫ «СОРОКА – ВОРОНА», «ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК» Педагог

произносит текст игры и управляет пальчиками малыша. Играют по

очереди обе руки.

УГАДАЙ…

…какой пальчик я поймала. Рука ребенка под салфеткой. Педагог

дотрагивается до пальца, ребенок показывает до какого.

«Силачи» С силой сжимаем поролоновую с интонацией усиления

напряжения, расслаблять пальцы и выпускать губку со звуками

«ФФФХХХ» губку со звуками «УУУХХХ» с интонацией расслабления.

2. Упражняем в соотнесении одноименных

пальцев рук. Активизируем межполушарные

связи. Знакомим с гласными звуками.

Игра «Лошадка» на листе А4 взрослый обводит свою правую руку,

пальцы максимально разведены, большой палец вверху. Каждому

пальцу соответствует свой звук-буква: большой палец – А,

указательный – О, средний –У, безымянный – Ы, мизинец – Э, ладошка

– И.

Ребенок плотно складывает ладошки и соединяет одноименные

пальчики.

Пальчики, а потом ладошки здороваются друг с другом, ребенок

произносит звуки.

Блок 5

Рисование

на доске мелом и карандашом на бумаге

Рисование

на доске мелом и карандашом на бумаге

Рисование

на влажном песк

е

Рисование

на влажном песк

е

Рисование

палкой на земле

Рисование

палкой на земле

Рисование

Рисование

1.Совмещаем статическое положение

пальцев с общими движениями рук.

1.Совмещаем статическое положение

пальцев с общими движениями рук.

«Ладошки на песке»

В коробке с влажным песком ребенок

ставит произвольные отпечатки своей

ладони, сильно прижимает ладонь так,

чтобы она провалилась глубже в песок,

произносит звук у-у-у-У с усилением.

«Ладошки на песке»

В коробке с влажным песком ребенок

ставит произвольные отпечатки своей

ладони, сильно прижимает ладонь так,

чтобы она провалилась глубже в песок,

произносит звук у-у-у-У с усилением.

«Следы тигра»

Пальцы обеих рук сжаты в кулак,

большой палец внутрь. Отпечатываем на

песке «следы тигра» со звуком «Ы» на

каждый след. Сначала печатаем двумя

руками одновременно, а потом

поочередно.

«Следы тигра»

Пальцы обеих рук сжаты в кулак,

большой палец внутрь. Отпечатываем на

песке «следы тигра» со звуком «Ы» на

каждый след. Сначала печатаем двумя

руками одновременно, а потом

поочередно.

2. Повышаем эмоциональный фон при

тактильном контакте, воздействуя на

поверхность ладони и пальцы.

2. Повышаем эмоциональный фон при

тактильном контакте, воздействуя на

поверхность ладони и пальцы.

«Машина» Указательным и средним

пальцами ведем по песку прямые,

волнистые линии имитируем звук

машины. Рисуем поочередно левой и

правой рукой.

«Машина» Указательным и средним

пальцами ведем по песку прямые,

волнистые линии имитируем звук

машины. Рисуем поочередно левой и

правой рукой.

1. Формируем базовые движения на уровне

плечевого, локтевого и лучезапястного суставов.

1. Формируем базовые движения на уровне

плечевого, локтевого и лучезапястного суставов.

«Дождь и ветер» Рисуем круговые непрерывные

линии сопровождая звуком У_У_У. Потоп рисуем

вертикальные короткие черточки произнося- кап,

кап, кап.

«Дождь и ветер» Рисуем круговые непрерывные

линии сопровождая звуком У_У_У. Потоп рисуем

вертикальные короткие черточки произнося- кап,

кап, кап.

1.Совмещать легкость нажатия с

точностью движения.

1.Совмещать легкость нажатия с

точностью движения.

Ребенок проводит любые линии на

земле длинной палкой (длина палки

такая, чтобы ребенок не наклонялся).

В момент рисования ребенок

произносит любые звуки.

-линии вертикальные и

горизонтальные;

-соединять два круга линией 9круги

располагаются так, чтобы линии

получались горизонтальные,

вертикальные и наклонные). Ставить

точку в круге. В момент рисования

ребенок произносит любой звук.

Ребенок проводит любые линии на

земле длинной палкой (длина палки

такая, чтобы ребенок не наклонялся).

В момент рисования ребенок

произносит любые звуки.

-линии вертикальные и

горизонтальные;

-соединять два круга линией 9круги

располагаются так, чтобы линии

получались горизонтальные,

вертикальные и наклонные). Ставить

точку в круге. В момент рисования

ребенок произносит любой звук.

Блок 6

Формируем различные

варианты положений и

движений органов

артикуляции по

подражанию

Формируем различные

варианты положений и

движений органов

артикуляции по

подражанию

Добиваемся

синхронного

произношения гласных

звуков с движением

.

Добиваемся

синхронного

произношения гласных

звуков с движением

.

Учим следить глазами за

движущимся предметом и

за своими руками.

Упражняем в смене

положений рук при

последовательном

произнесении звуков.

Учим следить глазами за

движущимся предметом и

за своими руками.

Упражняем в смене

положений рук при

последовательном

произнесении звуков.

Развиваем голос, учим

издавать звуки в момент

чередующихся движений

Развиваем голос, учим

издавать звуки в момент

чередующихся движений

Развиваем Рече

двигательные

способности ребенка по

подражанию.

Развиваем Рече

двигательные

способности ребенка по

подражанию.

«Зеркало» Ребенок напротив

педагога на расстоянии 30

см.. Предлагаем ребенку

повторить звуки {А}, {O},

{У}, {И}/

Затем произносим звуки {Э},

{Ы}

Затем произносим А_А_А,

АУ, ИУ, АУА, ИО, АУИ.

«Зеркало» Ребенок напротив

педагога на расстоянии 30

см.. Предлагаем ребенку

повторить звуки {А}, {O},

{У}, {И}/

Затем произносим звуки {Э},

{Ы}

Затем произносим А_А_А,

АУ, ИУ, АУА, ИО, АУИ.

«Бегемот» Представьте как

раскрывает рот бегемот: он

выдвигает нижнюю челюсть

вперед. Слегка запрокидывает

голову назад, без напряжения,

руки разведены в стороны и

чуть- чуть вверх. Звук {А}

произносится свободно.

Педагог читает:

Раздается из болота:» А-А-А-

А»

Грозный голос бегемота: «А-А-

А-».

Он болото стережет «А-А-А».

Грозным голосом поет «А-А-А»

«Бегемот» Представьте как

раскрывает рот бегемот: он

выдвигает нижнюю челюсть

вперед. Слегка запрокидывает

голову назад, без напряжения,

руки разведены в стороны и

чуть- чуть вверх. Звук {А}

произносится свободно.

Педагог читает:

Раздается из болота:» А-А-А-

А»

Грозный голос бегемота: «А-А-

А-».

Он болото стережет «А-А-А».

Грозным голосом поет «А-А-А»

«Летающие игрушки»

В руках у ребенка по игрушке.

Движения рук

сопровождаются звуками:

А – руки вверх,

О – руки вперед,

У – руки вниз.

И – руки вправо,

Ы – руки влево,

Э – руки назад.

«Летающие игрушки»

В руках у ребенка по игрушке.

Движения рук

сопровождаются звуками:

А – руки вверх,

О – руки вперед,

У – руки вниз.

И – руки вправо,

Ы – руки влево,

Э – руки назад.

Развиваем рече

двигательные

способности ребенка по

подражанию.

Развиваем рече

двигательные

способности ребенка по

подражанию.

«Зеркало»

Педагог сидит напротив

ребенка, так, чтобы его лицо

было на уровне лица ребенка

на расстоянии 30 см.

приложив руки к вискам

ребенка. Педагог фиксирует

его взгляд только на своем

лице. Педагог предлагает

ребенку повторить

отработанные гласные

звуки, затем согласные звуки

{ П}, {C}, {T}/ поддаваясь

подражательному рефлексу,

дети смогут повторить все

согласные звуки, кроме {P}

«Зеркало»

Педагог сидит напротив

ребенка, так, чтобы его лицо

было на уровне лица ребенка

на расстоянии 30 см.

приложив руки к вискам

ребенка. Педагог фиксирует

его взгляд только на своем

лице. Педагог предлагает

ребенку повторить

отработанные гласные

звуки, затем согласные звуки

{ П}, {C}, {T}/ поддаваясь

подражательному рефлексу,

дети смогут повторить все

согласные звуки, кроме {P}

«Песня слоника»

Во время произнесения

звука ребенок вытягивает

вперед руки. Пальцы в

замке вывернуты

ладошками вперед.

Выполняет 4 пружинистых

движения

.

Слоник песенки любил:

«Ннн – ннн»

Слоник хоботом трубил:

«Ннн-ннн»

«Часики» – пальчик

качается в разные стороны –

ТЬ-ТЬ-ТЬ.

«Насос»

- руки в замке. Наклонится

со звуком СССС.

«Песня слоника»

Во время произнесения

звука ребенок вытягивает

вперед руки. Пальцы в

замке вывернуты

ладошками вперед.

Выполняет 4 пружинистых

движения

.

Слоник песенки любил:

«Ннн – ннн»

Слоник хоботом трубил:

«Ннн-ннн»

«Часики» – пальчик

качается в разные стороны –

ТЬ-ТЬ-ТЬ.

«Насос»

- руки в замке. Наклонится

со звуком СССС.

Звуковая гимнастика. Психогимнастика.

Звуковая гимнастика. Психогимнастика.

Блок 7

Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Психогимнастика

.

.

Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Психогимнастика

.

.

1. Знакомим с возможностями и функциями различных частей лица, тела и органов чувств.

1. Знакомим с возможностями и функциями различных частей лица, тела и органов чувств.

1. «Жмурки»

Зажмурить глаза,

сморщиться, сжать

кулаки – раскрыть

ладошки, широко

открыть глаза.

Движения

чередуются 4-8 раз.

2. «Шарики».

Надуть щеки и лопнуть их

двумя пальчиками (просто

попасть пальцами в щеки с

небольшого размаха).

Движения чередуются 4-8

раз.

«Кто сильнее»

Ребенок надувает щеки,

п6едагог «лопает» их

своими пальцами. Ребенок

старается удержать губы

плотно сжатыми, чтобы

шарик не лопнул.

3. «Маятник»

Локоть опирается на стол,

пальцы в кулаке,

указательный палец в верх.

Язык вместе с пальцем

двигается вправо, влево.

Движения чередуются 4 – 8

раз.

«Догонялки»

Во время выполнения

ребенком упражнения

педагог сам двигает рукой

ребенка,, изменяя скорость

движения маятника, задача

ребенка двигать язычком с

той же скоростью.

«Улыбка – трубочка»

Губы растянуть в улыбке,

руки на уровне груди,

пальцы веером, руки

разъезжаются в стороны –

звук { ы } . Губы

стягиваются трубочкой, руки

съезжаются перед грудью,

ладони смыкаются вместе –

звук { у }. Движения

чередуются 4 – 8 раз.

Блок 8

Ориентировка в пространстве. Элементарные

математические представления

День –ночь. Один – много.

1.Знакомство с контрастными временными и количественными представлениями.

СОЛНЫШКО

Ребенок и педагог держатся

руками за обруч.

Педагог. Утром солнышко

встает – (обруч поднимают

вверх, ребенок встает на

цыпочки)

Светом озаряет. (ребенок на

цыпочках идет по кругу)

Вечером оно заходит –

(обруч опускается, ребенок

приседает)

Ночка наступает (ребенок

«засыпает»)

«ДЕНЬ-НОЧЬ»

Рассматриваем 2 картинки

– луна и солнце, луна –

ребенок изображает сон,

солнце - поет «ля, ля, ля».

«ОДИН – МНОГО»

Ребенок учится показывать

один палец и много,

ведущей рукой один, другой

много.

«ОДИН – МНОГО»

Педагог читает текст,

ребенок называет и

показывает количество.

Один –указательный палец

ведущей руки, много – пять

пальцев другой рукой.

Посмотри у меня одна

голова, пальчиком

показываем один (одним

пальцем), другой рукой

касаемся головы.

И много (пять пальцев)

волос. (приподнять волосы).

Один рот, нос, пальцев т. д.

«ОДИН – МНОГО»

Рисование черточек,

кружочков с

проговариванием: на левой

стороне листа – один, на

правой стороне – много.

«ОДИН – МНОГО»

Рисование на песке. Ребенок

ведущей рукой показывает

один палец, другой – все, т.е.

много. По заданию педагога

ребенок, чередуя руки,

печатает на песке одну или

много точек. Например;

«один», «много», «много».

«один».

«ДОМИНО»

Изготовьте из плотного

картона точечное домино

большого формата с

тройным набором

плашек: «1 – 1», «1 – 5

( много)», «5 – 5», «6 – 6».

Играйте по принципу

домино. Если ребенок

понял принцип игры,

можно использовать

плашку «пусто».

Блок № 9

Самостоятельная речь. Работа с картинками по различным темам.

Самостоятельная речь. Работа с картинками по различным темам.

«Найди картинку»

Правила игры такие же, но педагог подбирает картинки так.

Чтобы знакомый предмет имел несколько пар. Например:

гармошка с погремушкой, зайка с погремушкой. Ребенку

необходимо выбрать единственный правильный вариант.

«Найди картинку»

Правила игры такие же, но педагог подбирает картинки так.

Чтобы знакомый предмет имел несколько пар. Например:

гармошка с погремушкой, зайка с погремушкой. Ребенку

необходимо выбрать единственный правильный вариант.

«Найти картинку»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, объясняет

что, изображено. Затем задает вопрос, чтобы ребенок показал

на картинке указанное изображение и пальчиком показал,

сопровождая движение пальчика словом «вот».

«Найди картинку»

Педагог раскладывает картинки по парам: одну знакомую

картинку, -вторую незнакомую. Просит показать на

знакомой картинки изображения, пальчиком, сопровождая

показ словом «вот».

1. Обогащаем словарный запас.

2

2

2. Вводим отработанные слова в повседневную

речь. Побуждаем ребенка к употреблению слов

«сам», «дай», «нет», «вот», «вот», 2вижу».

«ДА-НЕТ»

Используется при работе со всеми темами. Педагог. У коровы

есть рога? Ребенок. Да. Педагог. У лошади есть рога?.

Ребенок. Нет.

«САМ» («САМА»)

Умываешься «САМ» или «НЕТ» ? Ложку держишь сам? И т.д.

«ВИЖУ»

Педагог предлагает ребенку поиграть с биноклем или

подзорной трубой. Ребенок смотрит и называет предметы,

которые видит: «Вижу кису», «Вижу «мяу» и т.д.

СЛОГ

(2 этап работы включает 8 блоков)

В концентре «Слог», используя умение произносить звук в момент действия. Начинаем формировать слоговую структуру

слова путем повтора одинаковых звуков и движений. Такой вид упражнений дает возможность удлинить и усилить речевой

импульс и без смысловой и моторной нагрузки. Начинаем обращать внимание ребенка на необходимость четкого произнесения

звуков в слоге в течение нескольких повторов.

Основные задачи:

Воспитывать внимание к речи педагога;

Вырабатывать контроль над произвольной сменой положения рук, ног, своего тела в пространстве;

Синхронизировать движения с произнесением слогов;

Упражнять в многократном повторе одинаковых слогов с различными видами движений;

Формировать элементарные математические представления (один-много);

Создавать основу для формирования диафрагмального дыхания;

Развивать подвижность органов артикуляции;

Упражнять в чередовании активных действий и пауз.

1.Формирование

уверенности в

себе, повышение

самооценки.

2. Выражение

просьбы

3. Координация

речи с

движением.

4. Пальчиковая

гимнастика.

6. Звуковая

гимнастика

.

5. Рисование

7. Артикуляционная

–мимическая

гимнастика.

8. Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления.

Основные задачи:

Формировать представления о том, что носителем информации является слово ( а не

звук, как было на первом этапе);

Воспитывать внимание, интерес к собственной речи;

Вырабатывать контроль над сменой движения рук (ног);

Увеличивать продолжительность контроля над произвольными чередующимися

движениями рук, ног;

Вырабатывать способность произносить ряд одинаковых слов и ряд слов с

чередованием гласных звуков;

Формировать звуковую структуру слова;

Закладывать основу для использования движения как стимулятора, повышающего

качество речи;

Формировать слоговую структуру фразы из 2 – 3 слов;

Дифференцировать количественные представления один – два – много;

Развивать чувство ритма и рифмы;

Развивать подвижность лучезапястного сустава.

СЛОВО

К этому концентру следует переходить, если спонтанная речь ребенка состоит из развернутой фразы, по

слоговой структуре близкой к норме. Состоит из 8 блоков.

.

.

1.Выражение

просьбы.

2. Координация

речи с

движением.

4. Рисование.

3. Пальчиковая

гимнастика.

5. Звуковая

гимнастика.

6.Артикуляционн

ая гимнастика.

7.

Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления.

8.

Самостоятел

ьная речь.

.

ФРАЗА

КОНЦЕНТР «Фраза» побуждает малыша к четкому правильному выражению своих желаний. Состоит

концентр из 5 блоков.

1.Выражение

просьбы.

2. Координация

речи с движением.

Психогимнастика.

3. Пальчиковая

гимнастика.

4. Рисование

.

5.Звуковая

гимнастика

.

6. Артикуляционная

гимнастика.

7. Ориентировка в

пространстве.

Элементарные

математические

представления.

8.Самостоятельна

я речь.

Основные задачи:

Воспитывать потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи;

Расширить диапазон произвольного внимания;

Учить и использовать движения для стимуляции собственной речи;

Совершенствовать умение производить ряд чередующихся движений, звуков;

Формировать представления о пространственной анатомии на уровне мышечно-суставной памяти;

Упражнять в самостоятельном подборе речевого материала на основе картинок или предметов;

Формировать слоговую структуру фразы из 3 – 5 слов;

Формировать представление о взаиморасположении предметов;

Развивать автономность движения каждого пальца;

Удлинять речевой выдох на основе пролонгированного действия.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

В концентре «Связная речь состоит из 10 блоков.

1. Выражение

просьбы.

2. Координация

речи с движением.

Психогимнастика

.

3.Самостоятел

ьная речь.

4. Рисование

5. Звуковая

гимнастика.

6.Артикуляционная,

дыхательная

гимнастика.

7. Ориентировка

в пространстве.

8. Путаница.

Понимание

текста.

10. Работа над

стихотворением

.

Основные задачи:

Закрепить раннее полученные навыки;

Развивать понимание речи и грамматического строя

языка;

Научить ребенка помогать себе в трудных речевых

ситуациях мимикой, жестом, шагами, прыжками,

хлопками и другими средствами.

В конце каждого концентра рекомендуются небольшие «каникулы» - 1 – 2 недели.

Используемые источники:

Башинская Т.В. Как превратить «Неговорящего» ребенка в болтуна (Из опыта преодоления моторной алалии):

пособие для учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования/5-е издание-Мозырь: Белый Ветер,

2014.-122

Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах Ростов-на-Дону «Феликс» 2010



В раздел образования