Напоминание

"Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся начальных классов"


Автор: Ушакова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ №23 им. Г. А. Кадзова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), п. Айхал
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся начальных

классов.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,

«эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя!

Чтение – важнейший фактор развития человеческой личности и интеллектуального

потенциала нации, универсальный инструмент самосовершенствования и саморазвития

человека, мощная основа развития общества и государства, а библиотека – главный

институт хранения и распространения печатного слова, основной центр, объединяющий

всех, кто заинтересован в повышении роли чтения в обществе.

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных

параметров готовности к жизни в современном обществе. Обучение работе с текстами,

продуманная и поэтапно реализуемая работа, даёт свои реальные положительные

результаты.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним

из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а

развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего

развития.

Читательская грамотность предполагает понимание текста, быстрое нахождение

требуемых фактов, использование словаря при наличии незнакомых слов (а при его

отсутствии – умение понимать новое слово из контекста), способность распространять и

сжимать информацию текста (например, подробное изложение или составление тезисов),

умение делать выводы по предложенному тексту, использовать личный опыт, знания,

культурные представления для его понимания и запоминания.

Главное для учителя развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких

логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация

умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию читательской грамотности на уроках в начальной школе помогут

задания, соответствующие уровню логических приемов.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного

тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность

человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни». Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно

сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной

деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные

читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У

развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее

основании простейшие суждения;

умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

основываясь на тексте, сделать простые выводы;

умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать,

интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний

читателя»;

устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте

информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Уровни

читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской

самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к

дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже

почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и

информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского

опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения,

которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с

помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью

освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его

основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех

сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении

письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды

на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи

педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях

и знаниях для самообразования. Важнейшей задачей современной российской школы

является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление

поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного

образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру.

Отношение человека к миру проявляется в его речи. Всё большая открытость нашей

страны, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и

культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что

многоязычие становится реально востребованным в обществе. Незнание языков приведёт

к тому, что будущие поколения не смогут полноправно принимать участие в диалоге

культур. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально

грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная

грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро

адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности

закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам

речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В программе по

предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная

компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых

сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

осмысленно

читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов

(информационного и прикладного характера, литературные тексты);

уметь извлекать

информацию из разных источников;

учиться находить и критически оценивать

информацию из СМИ и Интернета;

уметь пользоваться источниками и ссылаться на

них;

меть читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять

их при подготовке собственных текстов;

реализовывать разные стратегии чтения при

работе с текстом. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в

повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном

процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и

воспитательные задачи.

При формировании духовнонравственных качеств личности. Художественный текст

служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в

совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. В сегодняшних

условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Например, метод

дискуссий, дебатов можно вводить в практику работы уже с учащимися 3 - 4 классов. В

старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как

способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и

поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника,

стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости

речевое поведение. Представление о читательской грамотности как об одном из

планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа

формирования читательских умений в образовательной практике. В современных

подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке

произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным

опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и

характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов,

готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной

является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо

позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным

коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного

процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с

учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В 3–4-м

классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром

урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация

коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока

специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и

способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские

умения Такой подход позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение,

точку зрения, а также проводить связь с жизнью.

На уроках также можно использовать метод проектов, защита презентаций, создание и

демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности,

связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности.

Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья

кость), «Инсерт», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать,

систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции

решаемой задачи, делать аргументированные выводы. Особое место в развитии речи

учащихся принадлежит работе с текстом. На уроках русского языка и литературы мы

используем следующие стратегии активного обучения: «Толстые» и «тонкие» вопросы;

«Горячий стул»; «Только одна минута»; «Трехшаговое интервью»; «Шесть шляп»;

«Думай! Найди! Делись!»; «Слушающая тройка» и другие. Данные стратегии

используются на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над

словом. Работу с текстом проводим на 12 лучших образцах литературы и связываем его с

такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. При использовании на

уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся

формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными

составляющими понятия «читательская грамотность».

Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет

результативным только при условии целенаправленного и систематического

взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома

царила атмосфера любви и интереса к чтению. Обобщив всё вышесказанное, я

предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и

методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования

грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению,

сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и

самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания

прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.



В раздел образования