Автор: Ушакова Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"СОШ №23 им. Г. А. Кадзова"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия), п. Айхал
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся начальных классов"
Раздел: начальное образование
Формирование и развитие читательской грамотности обучающихся начальных
классов.
Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно»,
«эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя!
Чтение – важнейший фактор развития человеческой личности и интеллектуального
потенциала нации, универсальный инструмент самосовершенствования и саморазвития
человека, мощная основа развития общества и государства, а библиотека – главный
институт хранения и распространения печатного слова, основной центр, объединяющий
всех, кто заинтересован в повышении роли чтения в обществе.
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных
параметров готовности к жизни в современном обществе. Обучение работе с текстами,
продуманная и поэтапно реализуемая работа, даёт свои реальные положительные
результаты.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним
из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а
развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего
развития.
Читательская грамотность предполагает понимание текста, быстрое нахождение
требуемых фактов, использование словаря при наличии незнакомых слов (а при его
отсутствии – умение понимать новое слово из контекста), способность распространять и
сжимать информацию текста (например, подробное изложение или составление тезисов),
умение делать выводы по предложенному тексту, использовать личный опыт, знания,
культурные представления для его понимания и запоминания.
Главное для учителя развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких
логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация
умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию читательской грамотности на уроках в начальной школе помогут
задания, соответствующие уровню логических приемов.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни». Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно
сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной
деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные
читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У
развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее
основании простейшие суждения;
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
основываясь на тексте, сделать простые выводы;
умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать,
интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний
читателя»;
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Уровни
читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской
самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к
дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже
почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и
информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского
опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения,
которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с
помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью
освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его
основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех
сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении
письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды
на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи
педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях
и знаниях для самообразования. Важнейшей задачей современной российской школы
является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление
поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного
образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру.
Отношение человека к миру проявляется в его речи. Всё большая открытость нашей
страны, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и
культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что
многоязычие становится реально востребованным в обществе. Незнание языков приведёт
к тому, что будущие поколения не смогут полноправно принимать участие в диалоге
культур. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально
грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная
грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро
адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности
закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам
речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В программе по
предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная
компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых
сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
осмысленно
читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов
(информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать
информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать
информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на
них;
меть читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять
их при подготовке собственных текстов;
реализовывать разные стратегии чтения при
работе с текстом. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в
повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном
процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и
воспитательные задачи.
При формировании духовнонравственных качеств личности. Художественный текст
служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в
совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. В сегодняшних
условиях существуют множество методов и приёмов работы с текстом. Например, метод
дискуссий, дебатов можно вводить в практику работы уже с учащимися 3 - 4 классов. В
старшем подростковом возрасте предложенный метод наиболее интересен, так как
способствует формированию умений вступать в контакт с любым типом собеседника и
поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила, слушать собеседника,
стимулировать собеседника к продолжению общения, изменять при необходимости
речевое поведение. Представление о читательской грамотности как об одном из
планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа
формирования читательских умений в образовательной практике. В современных
подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке
произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным
опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и
характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов,
готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной
является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо
позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным
коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного
процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с
учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В 3–4-м
классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром
урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация
коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока
специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и
способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские
умения Такой подход позволяет учащимся свободно излагать свои мысли, свое мнение,
точку зрения, а также проводить связь с жизнью.
На уроках также можно использовать метод проектов, защита презентаций, создание и
демонстрация компьютерных презентаций, которые помогают преодолеть трудности,
связанные с личностными переживаниями, чувством неловкости, неуверенности.
Индивидуальная форма работы на уроках с применением приемов «Фишбоун» (рыбья
кость), «Инсерт», «Оценочное окно», «Синквейн» помогает учащимся интерпретировать,
систематизировать, критически оценивать, анализировать информацию с позиции
решаемой задачи, делать аргументированные выводы. Особое место в развитии речи
учащихся принадлежит работе с текстом. На уроках русского языка и литературы мы
используем следующие стратегии активного обучения: «Толстые» и «тонкие» вопросы;
«Горячий стул»; «Только одна минута»; «Трехшаговое интервью»; «Шесть шляп»;
«Думай! Найди! Делись!»; «Слушающая тройка» и другие. Данные стратегии
используются на уроках с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над
словом. Работу с текстом проводим на 12 лучших образцах литературы и связываем его с
такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. При использовании на
уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся
формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными
составляющими понятия «читательская грамотность».
Процесс формирования читательской грамотности в младших классах будет
результативным только при условии целенаправленного и систематического
взаимодействия педагога, школьников и родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома
царила атмосфера любви и интереса к чтению. Обобщив всё вышесказанное, я
предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и
методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования
грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.