Автор: Воронова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г.Рославль, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие осознанности чтения - основа развития функциональной грамотности обучающихся."
Раздел: начальное образование
Развитие осознанности чтения- основа развития функциональной грамотности
обучающихся.
В современном мире умение работать с информацией — одно из ключевых.
Сегодня ученик получает новые данные каждую минуту: с экрана компьютера и
смартфона, общаясь онлайн и оффлайн, работая с учебниками, энциклопедиями,
электронными источниками информации, пользуясь сетью «Интернет» и др. Иногда
фактов так много, что найти среди них нужный и правдивый — крайне сложно. Особенно
ребёнку.
Чтобы не затеряться во всё возрастающем потоке информации, ребёнок должен
расти функционально грамотным.
Базовым
навыком
функциональной
грамотности
является
читательская
грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде
всего) становится обязательным условием успешности.
Особое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий
человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли,
свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках
русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой
предметной области.
Предлагаю учителям начальных классов один из вариантов работы по развитию
умения извлекать информацию из текста, использовать информацию для создания
собственных
суждений,
развития
умения
сравнивать,
анализировать,
обобщать
информацию и использовать её для создания собственных творческих работ.
Задание 1.
Прочти внимательно текст.
В начале освоения космоса слишком велик был риск для человека не вернуться на
Землю живым. Поэтому было решено в пробные полёты отправлять не человека, а собак.
Отбирались животные по строгим критериям: молодые животные возрастом не более 6
лет и весом 5-6кг с хорошим, весёлым характером и отличным здоровьем. Это должны
были быть самки светлых окрасов.
Самыми первыми живыми организмами, отправленными в космос, были плодовые
мушки(20 июня 1947г)-США. Вслед за ними, тоже из США,
была отправлена
обезьяна(14июня1949г) на высоту 133км.(это ещё не космос).
22 июля 1951г на высоту 110км были отправлены первые собаки- Дезик и Цыган,
которые благополучно вернулись на Землю. В дальнейшем, уже через неделю, Дезик стал
первой жертвой освоения космоса, при повторном запуске уже с новой партнёршей-
Лисой-1. Экипаж погиб из-за неисправности парашюта. В1954г собаки Рыжик и Лиса-2
испытали экстренное катапультирование с высоты 100 км и первый космический
скафандр. В 1957 году в космосе погибает собака Лайка, отправленная на «Спутнике-1»,
который оказался
неисправным. Обезьяна Гордо из США- первая обезьяна в
космосе(1958г.) Самыми знаменитыми стали собаки Белка и Стрелка, первыми
побывавшие на орбите Земли и благополучно приземлившиеся. Всего в космосе побывало
48 собак, 20 из которых погибли.
Выполни задания:
1. О чём этот текст?
А) О пользе собак
Б) О начале освоении космоса
В) О полётах собак в космос
2.Дополни таблицу кличками собак
3.Как бы ты озаглавил текст?
Предложи 1-2 варианта ответа
№ Дата полёта
Клички собак
1
20апреля 1947г
2
3
14 июня 1949г
22 июля 1951г
4
1954г
5
1957г
6
1958г
4.Дополни предложения:
Первыми живыми организмами, отправленными в космос, были
_________________________
В 1957г в космосе погибает собака ________________________
Обезьянка__________________- первая обезьянка в космосе.
5.Закрась столбик до нужной отметки высоты, на которой побывали эти животные.
133км
130км
110км
100км
50км
высота
Обезьянка, 1949г
Рыжик, Лиса-2(1954г)
Дезик,
Цыган.1951г
6.Отбери подходящие кандидатуры в космонавты:
№ масса
возраст
цвет
пол
характер
Плюс-
минус
1
7кг
5л
Чёрный
Муж
Злой, нетерпимый
2
5кг
4г
Белый
Жен
Добрый, весёлый
3
4кг
7л
Светло-
жёлтый
Жен
Весёлый,
добродушный
4
6кг
5л
Белый с
пятнышком
жен
открытый, весёлый
7. Согласен ли ты с учёными в том, что первыми в космос надо было отправлять собак?
Приведи по два довода ЗА и ПРОТИВ
ЗА_________________________________________________________________
Против__________________________________________________________________
8. Представь себя на месте Белки или Стрелки. Что бы ты сказал после приземления?
Составь монолог-обращение.
9.Какие предложения из текста нужно убрать, чтобы он соответствовал названию «О
полётах собак в космос» ? Запиши их номера: ________________________________
10.Объясни лексическое значение:
Парашют-________________________________________________________________
Жертва-
____________________________________________________________________
Космос-
_____________________________________________________________________
11.Придумай подписи к медалям для космических собак. За что можно наградить
четвероногих покорителей космоса?
__________________________________________
__________________________________________
________________________________________________
12. Есть ли у тебя домашнее животное? Составь небольшой рассказ - повествование
«Мой домашний питомец» по плану:
1. Кто живёт в твоей семье?
2. Как он выглядит?
3. Самые любимые занятия твоего питомца.