Напоминание

"Развитие осознанности чтения - основа развития функциональной грамотности обучающихся."


Автор: Воронова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г.Рославль, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие осознанности чтения - основа развития функциональной грамотности обучающихся."
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие осознанности чтения- основа развития функциональной грамотности

обучающихся.

В современном мире умение работать с информацией — одно из ключевых.

Сегодня ученик получает новые данные каждую минуту: с экрана компьютера и

смартфона, общаясь онлайн и оффлайн, работая с учебниками, энциклопедиями,

электронными источниками информации, пользуясь сетью «Интернет» и др. Иногда

фактов так много, что найти среди них нужный и правдивый — крайне сложно. Особенно

ребёнку.

Чтобы не затеряться во всё возрастающем потоке информации, ребёнок должен

расти функционально грамотным.

Базовым

навыком

функциональной

грамотности

является

читательская

грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде

всего) становится обязательным условием успешности.

Особое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий

человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли,

свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках

русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой

предметной области.

Предлагаю учителям начальных классов один из вариантов работы по развитию

умения извлекать информацию из текста, использовать информацию для создания

собственных

суждений,

развития

умения

сравнивать,

анализировать,

обобщать

информацию и использовать её для создания собственных творческих работ.

Задание 1.

Прочти внимательно текст.

В начале освоения космоса слишком велик был риск для человека не вернуться на

Землю живым. Поэтому было решено в пробные полёты отправлять не человека, а собак.

Отбирались животные по строгим критериям: молодые животные возрастом не более 6

лет и весом 5-6кг с хорошим, весёлым характером и отличным здоровьем. Это должны

были быть самки светлых окрасов.

Самыми первыми живыми организмами, отправленными в космос, были плодовые

мушки(20 июня 1947г)-США. Вслед за ними, тоже из США,

была отправлена

обезьяна(14июня1949г) на высоту 133км.(это ещё не космос).

22 июля 1951г на высоту 110км были отправлены первые собаки- Дезик и Цыган,

которые благополучно вернулись на Землю. В дальнейшем, уже через неделю, Дезик стал

первой жертвой освоения космоса, при повторном запуске уже с новой партнёршей-

Лисой-1. Экипаж погиб из-за неисправности парашюта. В1954г собаки Рыжик и Лиса-2

испытали экстренное катапультирование с высоты 100 км и первый космический

скафандр. В 1957 году в космосе погибает собака Лайка, отправленная на «Спутнике-1»,

который оказался

неисправным. Обезьяна Гордо из США- первая обезьяна в

космосе(1958г.) Самыми знаменитыми стали собаки Белка и Стрелка, первыми

побывавшие на орбите Земли и благополучно приземлившиеся. Всего в космосе побывало

48 собак, 20 из которых погибли.

Выполни задания:

1. О чём этот текст?

А) О пользе собак

Б) О начале освоении космоса

В) О полётах собак в космос

2.Дополни таблицу кличками собак

3.Как бы ты озаглавил текст?

Предложи 1-2 варианта ответа

№ Дата полёта

Клички собак

1

20апреля 1947г

2

3

14 июня 1949г

22 июля 1951г

4

1954г

5

1957г

6

1958г

4.Дополни предложения:

Первыми живыми организмами, отправленными в космос, были

_________________________

В 1957г в космосе погибает собака ________________________

Обезьянка__________________- первая обезьянка в космосе.

5.Закрась столбик до нужной отметки высоты, на которой побывали эти животные.

133км

130км

110км

100км

50км

высота

Обезьянка, 1949г

Рыжик, Лиса-2(1954г)

Дезик,

Цыган.1951г

6.Отбери подходящие кандидатуры в космонавты:

№ масса

возраст

цвет

пол

характер

Плюс-

минус

1

7кг

Чёрный

Муж

Злой, нетерпимый

2

5кг

Белый

Жен

Добрый, весёлый

3

4кг

Светло-

жёлтый

Жен

Весёлый,

добродушный

4

6кг

Белый с

пятнышком

жен

открытый, весёлый

7. Согласен ли ты с учёными в том, что первыми в космос надо было отправлять собак?

Приведи по два довода ЗА и ПРОТИВ

ЗА_________________________________________________________________

Против__________________________________________________________________

8. Представь себя на месте Белки или Стрелки. Что бы ты сказал после приземления?

Составь монолог-обращение.

9.Какие предложения из текста нужно убрать, чтобы он соответствовал названию «О

полётах собак в космос» ? Запиши их номера: ________________________________

10.Объясни лексическое значение:

Парашют-________________________________________________________________

Жертва-

____________________________________________________________________

Космос-

_____________________________________________________________________

11.Придумай подписи к медалям для космических собак. За что можно наградить

четвероногих покорителей космоса?

__________________________________________

__________________________________________

________________________________________________

12. Есть ли у тебя домашнее животное? Составь небольшой рассказ - повествование

«Мой домашний питомец» по плану:

1. Кто живёт в твоей семье?

2. Как он выглядит?

3. Самые любимые занятия твоего питомца.



В раздел образования