Напоминание

Чтение слиста в дисциплине МДК 01.02. "Ансамблевое исполнительство"


Автор: Нугуманова Алена Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Бузулукский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Бузулук ,Оренбургской области
Наименование материала: Статья
Тема: Чтение слиста в дисциплине МДК 01.02. "Ансамблевое исполнительство"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Нугуманова Алена Владиславовна,

Преподаватель специального фортепиано

ГБПОУ «Бузулукский музыкальный колледж»

г. Бузулук, Оренбургская область.

Чтение с листа в дисциплине МДК 01.02. «Ансамблевое

исполнительство» в музыкальном колледже

Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53. 02.

03.«специальное

фортепиано»

является

составной

частью

профессиональной

подготовки учащихся. Студент, хорошо читающий ноты, затратит на разбор нового

произведения значительно меньше времени, быстрее разберется в новом тексте. При

игре с певцом или инструментом умение бегло читать ноты поможет быстрее

добиться качественного звучания ансамбля.

Чтение с листа в классе Фортепианного ансамбля

Большую пользу приносит чтение с листа в четыре руки. Опыт показывает, что

даже самые слабые ученики, систематически играя с листа легкие ансамбли, двигаются

вперед значительно быстрее и увереннее. Кроме того, они лучше осваивают понятие

ауфтакта, внутредолевой пульсации и единого дыхания. Эти навыки будут необходимы

им при игре с певцами и инструменталистами. Чтение с листа в ансамбле позволяет

пользоваться счетом вслух, что облегчает восприятие произведения и повышает точность

исполнения ритмических обозначений. Можно практиковать раздельное чтение с листа.

Этот способ заключается в том, что двуручное фортепианное произведение можно сразу

исполнить в нужном темпе и характере.

Большую пользу приносит чтение с листа в четыре руки (за одним или двумя

инструментами) полифонических произведений, сложных для сольного исполнения.

При чтении с листа переложений симфонических произведений Венских классиков

нужно учитывать особенности фактуры. Обычно тема проходит в первой партии, а во

второй аккомпанемент. В связи с этим сразу должно учитываться динамическое

дифференцирование партий. Так же необходимо учитывать, что при исполнении

произведения в четыре руки, основная тема может передаваться от одной партии к другой.

Чтение с листа в классе Камерного ансамбля

При чтении с листа в классе камерного ансамбля учащийся использует навыки,

приобретенные им на занятиях по чтению с листа по специальности, фортепианному

ансамблю и концертмейстерскому классу. Самая большая трудность заключается в том,

1

что пианист должен сразу следить за тремя строчками, а если исполняется трио, то за

четырьмя. Поэтому анализ, проводимый перед проигрыванием, должен быть особенно

тщательным.

Просматривая свою партию, учащийся должен сопоставлять ее с партией другого

инструмента, обращая особое внимание на ритмический рисунок. Ведь если в вокальной

музыке можно ориентироваться на слова, то в инструментальной только ритм позволяет

следить за партнером. При чтении с листа в камерном ансамбле трудность заключается в

том, чтобы начать произведение в одном темпе. Для этого полезно перед началом

просчитать один «пустой» такт.

Если исполняется произведение для виолончели и фортепиано, учащийся должен

уметь читать ноты в теноровом ключе. При чтении с листа произведений для духовых

инструментов

и

фортепиано

нужно

учитывать,

что

партия

транспонирующего

инструмента написана в характерном для него строе и учащийся должен уметь

транспонировать ее в натуральный строй. Кроме того, нужно принимать во внимание

особенности исполнения на духовых и деревянных инструментах. Необходимо давать

«дышать» исполнителю-ансамблисту. Для этого нужно не только внимательно слушать

его партию, но и отличать в партитуре начала и окончания фраз.

При чтении с листа в ансамбле пианист должен четко представлять распределение

партий и вопрос динамического равновесия.

Умение

читать

с

листа

не

только

следствие

предваряющего

развития

исполнительских навыков, но и помощь в их освоении.

Следует так же особо подчеркнуть, что для успешного развития комплексов навыка

по чтению нот с листа необходима определенная система занятий и организация учебного

процесса.

Список литературы

1.

С. Карась. Метод ускоренного обучения техники игры на фортепиано. -

Москва, 1988 г.

2.

Л. Терликова. Методика обучения беглому чтению нот с листа. - Москва,

РМКпУЗИик, 1989 г.

3.

А. Диабелли. Мелодии для фортепиано в 4 руки. - Москва,SCHOTTMUSIC,

2011 г.

4.

Н. Кризандер. Школа прогрессивного чтения нот.- Москва, Гос. Муз. Изд-

во, 1936 г.

2



В раздел образования