Автор: Нугуманова Алена Владиславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Бузулукский музыкальный колледж"
Населённый пункт: г.Бузулук ,Оренбургской области
Наименование материала: Статья
Тема: Чтение слиста в дисциплине МДК 01.02. "Ансамблевое исполнительство"
Раздел: среднее профессиональное
Нугуманова Алена Владиславовна,
Преподаватель специального фортепиано
ГБПОУ «Бузулукский музыкальный колледж»
г. Бузулук, Оренбургская область.
Чтение с листа в дисциплине МДК 01.02. «Ансамблевое
исполнительство» в музыкальном колледже
Аннотация: Чтение с листа в музыкальном колледже по специальности 53. 02.
03.«специальное
фортепиано»
является
составной
частью
профессиональной
подготовки учащихся. Студент, хорошо читающий ноты, затратит на разбор нового
произведения значительно меньше времени, быстрее разберется в новом тексте. При
игре с певцом или инструментом умение бегло читать ноты поможет быстрее
добиться качественного звучания ансамбля.
Чтение с листа в классе Фортепианного ансамбля
Большую пользу приносит чтение с листа в четыре руки. Опыт показывает, что
даже самые слабые ученики, систематически играя с листа легкие ансамбли, двигаются
вперед значительно быстрее и увереннее. Кроме того, они лучше осваивают понятие
ауфтакта, внутредолевой пульсации и единого дыхания. Эти навыки будут необходимы
им при игре с певцами и инструменталистами. Чтение с листа в ансамбле позволяет
пользоваться счетом вслух, что облегчает восприятие произведения и повышает точность
исполнения ритмических обозначений. Можно практиковать раздельное чтение с листа.
Этот способ заключается в том, что двуручное фортепианное произведение можно сразу
исполнить в нужном темпе и характере.
Большую пользу приносит чтение с листа в четыре руки (за одним или двумя
инструментами) полифонических произведений, сложных для сольного исполнения.
При чтении с листа переложений симфонических произведений Венских классиков
нужно учитывать особенности фактуры. Обычно тема проходит в первой партии, а во
второй аккомпанемент. В связи с этим сразу должно учитываться динамическое
дифференцирование партий. Так же необходимо учитывать, что при исполнении
произведения в четыре руки, основная тема может передаваться от одной партии к другой.
Чтение с листа в классе Камерного ансамбля
При чтении с листа в классе камерного ансамбля учащийся использует навыки,
приобретенные им на занятиях по чтению с листа по специальности, фортепианному
ансамблю и концертмейстерскому классу. Самая большая трудность заключается в том,
1
что пианист должен сразу следить за тремя строчками, а если исполняется трио, то за
четырьмя. Поэтому анализ, проводимый перед проигрыванием, должен быть особенно
тщательным.
Просматривая свою партию, учащийся должен сопоставлять ее с партией другого
инструмента, обращая особое внимание на ритмический рисунок. Ведь если в вокальной
музыке можно ориентироваться на слова, то в инструментальной только ритм позволяет
следить за партнером. При чтении с листа в камерном ансамбле трудность заключается в
том, чтобы начать произведение в одном темпе. Для этого полезно перед началом
просчитать один «пустой» такт.
Если исполняется произведение для виолончели и фортепиано, учащийся должен
уметь читать ноты в теноровом ключе. При чтении с листа произведений для духовых
инструментов
и
фортепиано
нужно
учитывать,
что
партия
транспонирующего
инструмента написана в характерном для него строе и учащийся должен уметь
транспонировать ее в натуральный строй. Кроме того, нужно принимать во внимание
особенности исполнения на духовых и деревянных инструментах. Необходимо давать
«дышать» исполнителю-ансамблисту. Для этого нужно не только внимательно слушать
его партию, но и отличать в партитуре начала и окончания фраз.
При чтении с листа в ансамбле пианист должен четко представлять распределение
партий и вопрос динамического равновесия.
Умение
читать
с
листа
не
только
следствие
предваряющего
развития
исполнительских навыков, но и помощь в их освоении.
Следует так же особо подчеркнуть, что для успешного развития комплексов навыка
по чтению нот с листа необходима определенная система занятий и организация учебного
процесса.
Список литературы
1.
С. Карась. Метод ускоренного обучения техники игры на фортепиано. -
Москва, 1988 г.
2.
Л. Терликова. Методика обучения беглому чтению нот с листа. - Москва,
РМКпУЗИик, 1989 г.
3.
А. Диабелли. Мелодии для фортепиано в 4 руки. - Москва,SCHOTTMUSIC,
2011 г.
4.
Н. Кризандер. Школа прогрессивного чтения нот.- Москва, Гос. Муз. Изд-
во, 1936 г.
2