Автор: Свешникова Виктория Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21»
Населённый пункт: Краснодарский края, Тимашевский район, станица Медведовская
Наименование материала: статья
Тема: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО
СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Свешникова В.Ю., воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21», Краснодарского края, Тимашевского района,
станица Медведовская
Аннотация:
в
статье
показывается
значение
использования
многофункциональных игрушек как эффективного средства повышения
сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: многофункциональная игрушка, сенсорное развитие
Время
дошкольного
детства
является
временем
интенсивного
сенсорного развития детей, от уровня которого зависит их успешное
умственное, физическое, эстетическое воспитание. Сенсорное развитие
рассматривается как процесс постижения общественного сенсорного опыта,
который приводит к развитию восприятия и формированию представлений о
внешних свойствах вещей.
Проблемой особенностей применения многофункциональной игрушки
в сенсорном развитии дошкольников занимались Фридрих Фрёбель, Мария
Монтессори, Жан Овидий Декроли, Венгер Леонид Абрамович. В области
сенсорного
развития
детей
Елизавета
Ивановна
Тихеева,
Александр
Владимирович
Запорожец,
Венгер
Леонид
Абрамович,
Александра
Платоновна Усова. В области изучения влияния игрушки в сенсорном
развитии большим вкладом являются труды Н. П. Сакулиной, Ф. Фрёбеля,
В.Н. Аванесова, Е.Л. Агеевой, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, О.Д.
Дьяченко, Е.О. Смирновой.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает
перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и
использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного
воспитания в детском саду.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и
качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены
ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических
действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно
делать.
Для повышения эффективности сенсорного воспитания и обучения,
большое
значение
имеет
использование
в
дидактическом
процессе
различных средств и форм организации обучения: игрушек, игр, игровых
пособий. Игрушки, как и раньше, остаются эффективным средством
сенсорного воспитания. В настоящее время разрабатывается множество
игрушек и игровых пособий по сенсорному воспитанию. Идёт поиск
неординарных, альтернативных путей, создаются многофункциональные
игрушки,
которые,
соответствуя
своему
названию,
выполняют
сразу
несколько
функций:
игровую
дидактическую,
развивающую,
воспитательную, коммуникативную, способствует развитию сенсорики,
мелкой
моторики,
речи,
творчества
детей.
И,
тем
не
менее,
многофункциональные игрушки используются недостаточно. Все выше
сказанное поражает противоречие между необходимостью сенсорного
развития детей и недостаточностью использования такого эффективного
средства, как многофункциональная игрушка.
Многофункциональная
игрушка
–
это
специальный
предмет,
предназначенный для детских игр, направленный на всестороннее развитие
личности ребенка, имеющий много функций и выполняющий сразу
несколько задач воспитания и развития ребенка.
Многофункциональная игрушка дает ребенку возможность не только
получать позитивные эмоции от игры с ней, но и всестороннее развивает. Но
для каждого возраста необходимо выбирать игрушки с определенными
развивающими качествами.
Многофункциональная игрушка «Веселые жуки» представляет собой
поле размером 70х55 см и 7 жуков разных по форме, величине, цвету и по
виду застежки. В кармашках вложены съемные детали разных цветов,
размера и геометрической формы. Жуки выполнены в цветах радуги, что
способствует усвоению детьми 4-5 лет основных цветов, игрушки имеют
разную форму.
Цель: Формировать представления о сенсорных эталонах, знакомить
детей с геометрическими формами, цветами, величиной, формировать
понятия
«шире-уже»,
«больше-меньше»,
«длиннее-короче»,
«самый
большой», «самый маленький», «выше-ниже» и др.
Многофункциональная игрушка «Волшебный лес».
Многофункциональная
игрушка
представляет
собой
дерево,
разделенное на 4 времени года: зима, весна, лето, осень, а также включает
игровой материал, состоящий из животных, жуков, цветов, листьев, ягод и
фруктов.
Цель: Формировать знания о сенсорных эталонах, знакомить детей с
формой, цветами, величиной. Закрепление знаний о временах года
Многофункциональная игрушка «Кукла Катя».
Конечно, мы не изготавливали эту куклу, но мы создали одежду для
нее, играя с которой дети усвоят знания о сенсорных эталонах, познакомятся
с геометрическими формами, цветами, величиной, сформируют понятия
«шире-уже»,
«больше-меньше»,
«длиннее-короче»,
«самый
большой»,
«самый маленький», «выше-ниже».
К каждой игрушке была разработана серия игр, позволяющая в более
легкой форме освоить детям знания о сенсорных эталонах, познакомить
детей с геометрическими формами, цветами, величиной, сформировать
понятия
«шире-уже»,
«больше-меньше»,
«длиннее-короче»,
«самый
большой», «самый маленький», «выше-ниже».
Многофункциональная игрушка является эффективным средством
сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста. Таким образом,
цель достигнута, задачи реализованы. Поставленная в начале нашего
исследования гипотеза нашла своё подтверждение.
Литература
1. Венгер, Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения
до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада» / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б.
Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
2. Венгер Л.А. «Дидактические игры и игровые упражнения по
сенсорному воспитанию» / Л.А.Венгер. М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
3. Касаткина Е. И. «Игра в жизни дошкольника.» – М., 2016.