Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности"Истоки"


Автор: Евтушенко Лидия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ОДО "Сивинский Дом творчества"
Населённый пункт: село Сива Сивинский муниципальный округ Пермский край
Наименование материала: общеобразовательная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности"Истоки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение организация дополнительного образования

«Сивинский Дом творчества»

(МБУ ОДО «Сивинский ДТ»)

_________________________________________________________________________

Принята Утверждена

педагогическим советом приказом МБУ ОДО «Сивинский ДТ»

МБУ ОДО «Сивинский ДТ» от 24.08.2021 г. № 65 - од

протокол № 1 И.о. директора МБУ ОДО «Сивинский ДТ»

от 24.08.2021 г.

_________ Т.А.Кышова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-

краеведческой направленности по краеведению

«Истоки»

(модифицированная)

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Нормативный срок освоения программы: 3 года (3 год)

Место реализации: МБОУ «Бубинская СОШ», с. Буб, ул. Бубинская, д. 4

Составитель:

Евтушенко Л.Н.

педагог

дополнительного образования.

Рецензент:

Жданова Ж.Н.

старший педагог

дополнительного образования.

2021 г.

«Согласовано»

Старший методист

дополнительного образования

___________

Т.А. Кышова

«____»_________________

Рабочая программа базового уровня сложности

творческого объединения «Истоки»

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по

краеведению

Форма обучения: очная

Место реализации: МБОУ «Бубинская СОШ»

Срок реализации программы: 3 года

Кол-во учебных недель: 36

Всего академических часов: 252 часа

из них по формам обучения – 252

из них с использованием дистанционных технологий – 0

из них в форме индивидуальной работы -100

Кол-во ч/нед: 7 часов

Продолжительность занятий: 45 минут

Педагог:

Евтушенко Лидия Николаевна,

Высшая квалификационная категория.

Проверил:

Жданова Ж.Н.

старший педагог

дополнительного образования

_______________

(подпись)

2021 - 2022 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

«Истоки».

Автор программы, должность

Евтушенко

Лидия

Николаевна,

педагог

дополнительного образования.

Адрес реализации программы

(адрес организации и телефон)

Пермский край, с.Буб, улица Бубинская, дом 4

тел. 8 (34277) 2-27-36.

Вид программы

по степени авторства – адаптированная;

по уровню освоения – общеразвивающая;

по уровню сложности – стартовый.

Направленность программы

Туристско-краеведческая

Вид деятельности

Научно-исследовательская

Срок реализации

3 год обучения, 252 час.

Возраст учащихся

11-17 лет.

Форма реализации программы

Групповая, индивидуальная

Форма

организации

образовательной деятельности

Творческое объединение

Название объединения

«Истоки»

1.

Анализ программы

В 2020/2021 учебном году в творческом объединении «Истоки» обучалось 19 учащихся

МБОУ «Бубинская СОШ» с 4 по 10 классы. Костяк объединения составляли учащиеся 4-го и

10-го классов (7 и 5 человек соответственно). В объединении занимались ученики 5-7-х

классов (по 2 человека) и 8-го класса (1 человек).

Большинство воспитанников творческого объединения «Истоки» – это девочки, их 16

человек (84,2 %), и 3 мальчика (15,8%). 14 человек или 73% учатся на «4» и «5», в их числе

четыре отличницы (Сосунова Л., Боталова М., Борейко А., Партина А.)

Работа творческого объединения в 2020/2021 учебном году велась по утвержденной

программе.

Запланированные часы выданы полностью,

все темы изучены. Занятия

проводились, как индивидуальные, так и групповые.

Воспитанники объединения достигли высоких результатов в интеллектуальных и

научно-исследовательских конкурсах муниципального, краевого и общероссийского уровня.

Больших успехов в различных конкурсах достигли Борейко Анастасия, Отинова Антонида.

Борейко Анастасия приняла участие в 14-ти различных конкурсах и стала победителем

муниципального

этапа

исследовательских

краеведческих

работ

«Моё

Отечество»,

в

муниципальном к

онкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Старт в науку-2021» стала

второй. Настя заняла 3-е место в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений-

2020, получила Диплом 3-й степени за участие в IV краевой исторической викторине «Дорогой

чести и отваги Уральский танковый прошел». Впервые мы приняли участие во Всероссийском

конкурсе исследовательских работ учащихся «Шаги в науку» (город Обнинск) и стали

победителями, получив Диплом I

степени. Настя участвовала во Всероссийской онлайн-

конференции учащихся «Шаги в науку» и была удостоена Диплома 2-й степени.

Отинова Антонида приняла участие в 13-ти различных конкурсах и стала победителем

муниципального

этапа

исследовательских

краеведческих

работ

«Моё

Отечество».

В

муниципальном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Старт в науку-2021» и в

муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений-2020 получила Диплом 2-й степени,

стала призером IV краевой исторической викторины «Дорогой чести и отваги Уральский

танковый прошел». Приняла участие во Второй краевой научно-практической конференции

учащихся базовых школ РАН «Старт в науку XXI века».

Боталова Марина победила в IV краевой исторической викторине «Дорогой чести и

отваги Уральский танковый прошел». Пермякова Оля, Отинова Антонида, Боталова Марина и

Борейко Настя

в числе победителей и призеров приняли участие в поездке в город

Екатеринбург по местам формирования Уральского добровольческого корпуса.

Большинство ребят активно работали в творческом объединении, посещали занятия.

Самыми активными являются: Борейко Анастасия, Пермякова Ольга, Боталова Марина,

Отинова Антонида, Голубкова Полина, Ушнурцевы: Анастасия и Ирина, Найденко Виолетта,

Мальцев Игорь, Сосунова Любовь.

В

2021/2022

учебном

году

необходимо

продолжить

работу

по

развитию

исследовательских, познавательных и творческих способностей воспитанников, сохранить

контингент обучающихся.

II. Пояснительная записка

Концепция программы

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

туристско-

краеведческой направленности «Истоки» имеет общеобразовательный уровень и рассчитана на

учащихся 5 -11 классов. Срок обучения 3 года. Программа предусматривает изучение истории

Сивинского района и села Буб, трудовой деятельности жителей села, в том числе и родителей

воспитанников. Изучение истории, культуры, быта жителей нашего края - основное

направление работы творческого объединения «Истоки». При разработке программы «Истоки»

использовалась программа Х.Т. Загладиной «Введение в этнографию». Занятия в объединении

помогают воспитанникам расширить кругозор, развивать правильную литературную речь,

осознавать свою принадлежность к малой и большой Родине. Полученные воспитанниками

знания будут полезны как на уроках, так и во внеурочной работе.

Актуальность программы

обусловлена тем, что ее содержание направлено на обеспечение

духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей.

Краеведение

играет большую роль в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора,

развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Воспитание любви к Родине

начинается с воспитания любви к малой родине. Для детей малая Родина – это его семья, дом,

школа, природа, которая его окружает, памятные исторические и культурные места региона,

предприятия, люди, составляющие гордость и славу нашего края. Исходя из возрастных

особенностей учащихся 5-11 классов, главной задачей работы по изучению родного края

является воспитание у них устойчивого познавательного интереса к изучению родного края.

Занятия по программе «Истоки» помогут учащимся познакомиться с основными этапами

исследовательской деятельности, приобщиться к поисково-собирательской работе, изучению и

описанию музейных предметов, проведению экскурсий.

В

ходе

исследовательской

деятельности

учащиеся

познакомятся

с

основами

вспомогательных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: этнографией,

генеалогией, геральдикой и т.д.

Овладение практическими знаниями и умениями в области краеведения, даёт учащимся

возможность лучше узнать родную историю и культуру, способствует воспитанию чувства

патриотизма, уважению к прошлому.

Новизна программы заключается в следующем:

1. Инновационный подход автора к построению содержания программы, которая

предусматривает изучение основных тем программы с расширением и углублением знаний в

течение периода их изучения. Программа определяет широкий круг изучения краеведческих

тем,

предусматривает

формирование

навыков

правильной

речи,

освоение

методики

исследовательской

работы

и

практику

публичного

представления

результатов

своих

исследований.

2. Программа предусматривает использование следующих инновационных технологий

обучения: проектная и исследовательская, личностно-ориентированное обучение, ИКТ-

технология.

Целесообразность программы состоит в учете особенностей детей младшего школьного и

подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Дома детского

творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и

участие в конкурсах, акциях, выступлениях. Занятия по программе «Истоки» способствуют

развитию основных метапредметных компетенций обучающихся: работа с текстом, навыки

выступления перед аудиторией, развитие исследовательских и проектных навыков.

.В основу программы положены следующие принципы:

взаимосвязи истории малой родины с историей страны

системности и непрерывности

научности и доступности

наглядности и творчества

личностно-деятельностный

психологической комфортности

II. Цель и задачи программы

Цель: создание условий для всестороннего развития личности учащихся на основе

личностно-ориентированной краеведческой деятельности по ознакомлению с историей и

культурой своей малой Родины.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные:

формирование представлений об истории, культуре и природе родного края;

формирование информационной грамотности: совокупности знаний, умений и навыков,

позволяющих самостоятельно выявлять необходимую информацию;

формирование умения

оперировать краеведческими

знаниями,

извлекать

их

из

различных источников, применять их в новой ситуации;

овладение навыками исследовательской работы;

развивающие:

развитие творческих способностей, образного и логического мышления;

формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

стимулирование интереса учащихся к изучению краеведению;

развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;

воспитательные

:

воспитание гордости за героическое прошлое родного края, интереса к его культуре и

природе;

формирование осознания своей роли в жизни родного края;

формирование бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам,

объектам природы.

воспитание уважения к старшему поколению;

III. Характеристика программы

Тип – дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа;

Вид – модифицированная или адаптированная;

Направленность – туристско – краеведческая;

По уровню освоения – общеразвивающая;

По цели обучения – научно-исследовательской ориентации;

По возрасту – разновозрастная;

По срокам реализации – 3 год обучения.

IV. Организационно-педагогические основы обучения:

Программа объединения «Истоки» ориентирована на воспитанников среднего и

старшего школьного возраста.

Условия приема и отчисления определяются согласно

учредительным документам: Уставу и «Положению о приеме и отчислении учащихся».

Программа предусматривает занятия всем составом, по группам и индивидуально. Состав

объединения в течение года может меняться.

Для учащихся 5-7 классов будут проводиться общеразвивающие

занятия.

Для

одаренных детей 5-7, 8 и 11 классов планируются занятия по изучению теоретического

материала, индивидуальная работа по написанию исследовательских работ, подготовка к

участию в интеллектуальных конкурсах. Кроме этого будут проводиться совместные занятия

для всех участников объединения.

Число воспитанников объединения: 15 человек.

Количество часов в месяц: 28 часов, в течение года 252 часа (7 часов в неделю). Количество

часов на индивидуальные занятия – 100.

Основные методы и формы обучения

Теоретические методы: беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа с

источниками.

Практические методы: встречи с интересными людьми, игры, праздники, конкурсы, походы,

экскурсии, составление презентаций Power Point.

Формы занятий: коллективные, групповые, индивидуальные.

V. Прогнозируемые результаты:

В результате освоения программы предполагается:

Развитие и укрепление у детей интереса к истории родного края.

Увеличится количество детей с двух до трех, занимающихся исследовательской

деятельностью по краеведению.

Возрастет качество подготовленных работ, что позволит учащимся занимать

призовые места не только на муниципальном, но на краевом и всероссийском уровне.

Каждый второй воспитанник станет участником интеллектуальных и творческих

конкурсов различного уровня.

Программа краеведческого курса завершится итоговым занятием в форме праздника-отчета, на

котором будут подведены итоги работы творческого объединения и каждого воспитанника за

год. Изучение краеведческого курса продолжится во время летней оздоровительной работы.

Участие детей в этнографических экспедициях позволит им расширить представления о

предметах быта, народных праздниках, обычаях и традициях жителей нашего края.

Что должны знать и уметь воспитанники к окончанию обучения:

1. Знать основные события истории села и школы.

3. Уметь находить нужную информацию в различных источниках.

3. Уметь задавать вопросы разного уровня сложности по изучаемым темам.

4. Иметь навыки выступления перед аудиторией, проведения различных конкурсов.

5. Получить навыки описания краеведческих объектов, проведения экскурсий.

Формы отслеживания результатов:

Организация выставок к знаменательным событиям российской истории.

Участие в муниципальных, региональных краеведческих конкурсах исследовательских работ:

«Отечество», «Старт в науку», КИР.

Участие в олимпиадах по этнографии и краеведению различного уровня.

Участие в интеллектуальных конкурсах, викторинах.

Тестирование (викторина) по итогам курса.

Проведение мероприятий патриотической направленности для учащихся школы.

VI. Учебно-тематический план

п/

п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

часов

Теория

Практик

а

1

Вводное занятие

2

1

1

Устный опрос

2

Экскурсии в природу, по улицам

села

9

2

7

Беседа,

устный опрос

3

Моя семья и моя фамилия. Моя

родословная

14

7

7

Беседа,

устный опрос

4

Моя малая Родина. История села

Сивинского муниципального округа

и села Буб

21

7

14

Беседа,

устный опрос,

тестирование

5

Родная школа. Ее история и

традиции

14

7

7

Беседа,

устный опрос

6

Этнография: жизнь и быт крестьян.

21

7

14

Беседа,

устный опрос

7

Военная слава Пермского края

42

28

14

Участие в

конкурсах

8

Индивидуальная работа с

воспитанниками: подготовка и

участие в конкурсах

исследовательских работ

74

28

46

Участие в

конкурсах,

конференциях

9

Индивидуальная работа с

воспитанниками: подготовка и

участие в интеллектуальных и

творческих конкурсах для учащихся

в т.ч. Интернет-конкурсах.

28

21

7

Участие в

конкурсах

10

Проведение праздников, конкурсов,

дней рождения воспитанников.

Спортивные мероприятия.

24

7

17

11

Итоговое занятие

3

1

2

Тестирование

Всего

252

116

136

VII. Содержание программы (252 часа)

1. Вводное занятие (2 часа)

Цель: знакомство с планом на учебный год и программой реализации, требования к работе

объединения. Инструктаж по технике безопасности (противопожарная, ПДД, терроризм)

Изучение интересов обучающихся по истории малой Родины.

2. Экскурсии в природу. Однодневные походы (9 часов)

Цель: знакомство с изменениями в окружающей природе, достопримечательностями села.

Теория (2 часа)

Осенние (весенние) изменения в природе. Правила поведения в лесу.

Практика (7 часов).

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Выработка умения

развести костер. Игры у костра.

3. Моя семья и моя фамилия. Моя родословная (14 часов)

Цель: знакомство с происхождением и значением фамилий, правилами составления

родословной.

Теория (7 часов). Происхождение фамилий. Значение моей фамилии. Моя семья. Традиции и

праздники в моей семье. Моя родословная.

Практика (7 часов). Проект «Праздники и традиции в моей семье». Интеллектуальная игра

«Такие разные фамилии». Составление родословной.

4. Моя малая Родина. История Сивинского муниципального округа и села Буб (21 час)

Цель: знакомство с историей возникновения села Буб и деревень Сивинского района.

Теория (7 часов). Наш край в древности. Сивинский район: история и современность. Названия

сел и деревень Сивинского района (по книге Шумилова Е.Н. «Тимошка Пермитин из деревни

Пермяки»). Прошлое и настоящее села Буб. История возникновения села Буб и деревень

Бубинского поселения. Улицы нашего села. Достопримечательности Сивинского района и села

Буб. Они когда-то были…(Умирающие и исчезнувшие деревни поселения)

Практика (14 часов). Экскурсии по улицам села, оформление стенда о деревнях улицах села;

составление викторины, путеводителя, стихов о малой родине.

5. Родная школа. Ее история и традиции (14 часов).

Цель: знакомство с историей Бубинской школы, ее учителями и учениками.

Теория (7 часов). История возникновения школы в селе Буб. Ее первые учителя и ученики.

Школа в годы Советской власти. Школа в годы Великой Отечественной войны. Учителя –

участники ВОВ. Знаменитые учителя и ученики школы. Директора и завучи школы. Учителя-

ветераны. Ученики-медалисты.

Практика (7 часов). Экскурсия в школьный музей, просмотр презентаций по истории школы.

Встречи с выпускниками школы. Запись воспоминаний родителей о годах учебы в школе.

6. Этнография: жизнь и быт крестьян, календарь народных праздников (21 час)

Цель: знакомство с жизнью и бытом русских крестьян, праздниками и традициями крестьян.

Теория (7 часов). Знакомство с жизнью и бытом русского крестьянства в конце 19 - начале 20

века. Крестьянское жилище и утварь. Крестьянский двор и его постройки. Трудовая

деятельность крестьян. Продукты питания и блюда на столе крестьян. Игры и развлечения

наших родителей и старшего поколения. Календарные обрядовые праздники.

Практика (14 часов). Подготовка и участие в календарных обрядовых праздниках: Покров,

Колядки, Масленица. Встреча с участниками этнографического ансамбля «Родные напевы»

7. Военная слава Пермского края (42 часа)

Цель: знакомство военными и трудовыми подвигами жителей Пермского края.

Теория (28 часов). Пермский край и Сивинский район в годы Великой Отечественной войны.

Сивинцы – Герои Советского Союза. Подвиг тружеников тыла Пермского края. История

создания Уральского Добровольческого танкового корпуса.

Практика (14 часов). Подготовка и участие в краевой викторине «Дорогой чести и отваги

Уральский танковый прошел». Подготовка и участие в краевом конкурсе «Мы помним! Мы

гордимся!». Подготовка и участие в районной викторине «Минувших дней живая слава».

Подготовка и проведение квест-игры «Памятники села Буб», посвященной Победе в Великой

Отечественной войне.

8. Индивидуальная работа с воспитанниками: подготовка и участие в конкурсах

исследовательских работ (74 часа)

Цель: индивидуальная работа по подготовке к участию в конкурсах исследовательских работ.

Теория (28 часов). Выбор темы исследовательской работы. Постановка проблемы, целей и

задач работы. Подбор литературы. Составление плана работы. Сбор материалов по плану.

Практика (46 часов). Написание работы. Составление анкет, вопросников по темам

исследования. Написание тезисов. Подготовка презентаций для выступления. Участие в

конкурсах исследовательских работ.

9. Индивидуальная работа с воспитанниками: подготовка и участие в интеллектуальных

и творческих конкурсах для учащихся, в т.ч. Интернет-конкурсах (28 часов)

Цель: индивидуальная работа по подготовке к интеллектуальным конкурсам.

Теория (21 час). Знакомство с Положениями, условиями участия в конкурсах, олимпиадах,

викторинах, документальное сопровождение участия в конкурсах. Изучение теоретического

материала по темам конкурсов.

Практика (7 часов). Участие в школьных, районных, межрайонных, краевых, Всероссийских,

международных конкурсах и мероприятиях.

10. Проведение праздников, конкурсов, дней рождения воспитанников. Спортивные

мероприятия (24 часа).

Цель: развитие творческих, коммуникативных, физических способностей детей.

Теория (7 часов). История появления праздника.

Практика (17 часов). Проведение праздников, конкурсов, состязаний.

11. Итоговое занятие - 3 часа

Цель: подведение итогов работы за год, творческий отчет по реализации плана работы.

Теория (1 час). Тестирование по итогам года.

Практика (2 часа). Подведение итогов работы. Награждение активных участников кружка.

V111. Методологические основы программы:

В основу программы положены следующие принципы:

взаимосвязи истории малой родины с историей страны

системности и непрерывности

научности и доступности

наглядности и творчества

личностно-деятельностный

психологической комфортности

Методическое обеспечение программы:

Компьютер и ноутбук, методическая литература и учебники по истории Прикамья и

Сивинского района; фотоаппарат, диктофон.

Место проведения занятий: кабинет № 44, библиотека школы.

1Х. Этапы педагогического контроля (Механизм оценки результатов)

Сроки

Задачи

Содержание

Форма

Критерии

Сентябрь

- декабрь

Определение

фактического

состояния

объекта

Результаты

участия в

мероприятиях

- Организация

краеведческих

выставок и выставок

к знаменательным

событиям

российской истории;

- Участие в

муниципальных,

региональных

краеведческих

конкурсах

исследовательских

работ: «Отечество»,

«Старт в науку»;

- Участие в

предметных

олимпиадах и

олимпиадах по

этнографии и

краеведению

различного уровня.

- Участие в

различных

интеллектуальных

конкурсах,

викторинах;

- Проведение

викторин и

мероприятий для

учащихся школы;

- Промежуточное

тестирование

качество выполнения

творческих работ;

качество

организованных

экскурсий.

Качество участия в

конкурсах

исследовательских

работ

Качество участия в

предметных

олимпиадах;

Качество участия в

интеллектуальных

играх, конкурсах;

Качество

проводимых

мероприятий

Качество

промежуточного

тестирования

май

Определение

качества

освоения

программы

Знания, умения,

навыки,

приобретенные в

творческом

объединении при

реализации

образовательной

программы

- Тестирование

(викторина) по

итогам курса;

- Творческие и

исследовательские

работы;

-усвоение

теоретических

знаний;

-наработка

практических

навыков и умений,

Воспитательная работа с обучающимися

Цель:

Формирование сплоченного коллектива

Наименование мероприятия

Срок

Ответственный

Примечание

Чаепития «У нас сегодня

Октябрь,

Творческая

Разработка сценария,

день рождения»

февраль,

апрель

группа

проведение

развлекательной

программы

Участие в конкурсах,

концертных программ в

районном центре кино и

досуга

В течение

учебного

года

Педагог

Рефлексия

Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в деятельность творческого объединения

Наименование мероприятия

Срок

Ответственны

й

Примечание

Индивидуальные

беседы

с

целью привлечения учащихся

в творческое объединение

Сентябрь -

октябрь

2020 г.

Педагог

Встречи,

консультации,

выход

на

родительские

собрания

Проведение

открытых

занятий

Март-

апрель

2021 г.

Педагог

Проявление

заинтересованности

родителей в успехе детей

Итоговое занятие

май

2021 г.

Педагог

Позитивное взаимодействие

родителей и подростков

X. Календарно-учебный график

Месяц

Число

Время

Форма

занятия

кол-во

часов

Тема

занятия

место

проведения

форма

контроля

1-3

сентябрь

1

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

инструктаж

Беседа

2

1

Введение

Индивидуальная работа с Борейко А. по подготовке к

олимпиаде по школьному краеведению. Знакомство с

Положением. Выбор темы эссе.

Кабинет

№ 44

Кабинет

№ 44

Рефлексия

4-5

сентябрь

2

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Индивидуальная работа с Борейко А. по подготовке к

олимпиаде по школьному краеведению: подбор

литературы.

Беседа

6-7

сентябрь

7

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Индивидуальная работа с Пермяковой О. по

подготовке к олимпиаде по школьному краеведению.

Выбор темы эссе, подбор литературы

Подготовка эссе

8-10

сентябрь

8

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

Индивидуальная работа с Отиновой А. по подготовке к

олимпиаде по школьному краеведению. Выбор темы

эссе, подбор литературы

Подготовка эссе

11-

12

сентябрь

9

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Борейко А. по подготовке к

олимпиаде по школьному краеведению. Работа над

текстом эссе.

Подготовка эссе

13-

14

сентябрь

14

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Отиновой А. по подготовке к

олимпиаде по школьному краеведению. Работа над

текстом эссе.

Подготовка эссе

15-

17

сентябрь

15

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа с Борейко А. и Отиновой А. по

подготовке к олимпиаде по школьному краеведению.

Редактирование текста, оформление титульного листа.

Подготовка эссе

18-

19

сентябрь

16

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

КИП «Осенний калейдоскоп» (загадки о природе,

овощах, фруктах)

Соревнования

20-

21

сентябрь

21

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа –

практикум

2

«Как отгадывать ребусы». Конкурс на лучшего знатока

ребусов.

Составление ребусов

22-

24

сентябрь

22

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Экскурсия

3

Экскурсия по улицам села Буб.

«Достопримечательности села»

Рефлексия

25-

сентябрь

23

14.20-15.05

Практикум

2

Индивидуальная работа с Отиновой А. и Пермяковой

Беседа, выбор темы

26

15.15-16.00

О. по подготовке к краевому творческому конкурсу-

фестивалю «Расскажу про Россию». Знакомство с

Положением. Выбор темы исследования. Подбор

литературы, работа с источниками.

Кабинет

№ 44

Кабинет

№ 44

27-

28

сентябрь

28

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

Интеллектуальная игра «Поле чудес» на тему

«Достопримечательности села Буб

Конкурс

29-

31

сентябрь

29

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

Происхождение фамилий. Значение моей фамилии.

Фамилии в моем классе.

Беседа

32-

33

сентябрь

30

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Отиновой А. и Пермяковой

О. по подготовке к краевому творческому конкурсу-

фестивалю «Расскажу про Россию». Оформление

титульного листа. Составление плана работы.

Оформление работы

34-

35

октябрь

5

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

КИП «Арбузные посиделки»

Конкурсы

36-

38

октябрь

6

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа с Отиновой А. и Пермяковой

О. Работа с литературой по теме исследования.

Оформление работы

39-

40

октябрь

7

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Отиновой А. и Пермяковой

О. Написание Введения

Оформление работы

41-

42

октябрь

12

14.20-15.05

15.15-16.00

Проект, игра

2

Проект по составлению паспорта своей фамилии.

Интеллектуальная игра «Такие разные фамилии».

Проверка

43-

45

октябрь

13

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа с Отиновой А. и Пермяковой

О. Написание Основной части, Заключения.

Оформление работы

46-

47

октябрь

14

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Отиновой А. и Пермяковой

О. Редактирование работы

Оформление работы

48-

49

октябрь

19

14.20-15.05

15.15-16.00

Праздник

2

Конкурсно-игровая программа «Покровские

посиделки»

Участие

50-

52

октябрь

20

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

Беседа-практикум «Моя семья. Праздники и традиции

в моей семье».

Беседа

53-

54

октябрь

21

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Практикум «Как составить свою родословную»

Проверка

55-

56

октябрь

26

14.20-15.05

15.15-16.00

Исследование

2

Исследование «Моя родословная»

Проверка

57-

59

октябрь

27

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

Индивидуальная работа по написанию

исследовательской работы с Сосуновой Л. Выбор темы

исследования.

Подготовка работы

60-

61

октябрь

28

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

КИП «Профессии моих родителей».

Беседа

Кабинет

№ 44

Кабинет

№ 44

62-

63

ноябрь

2

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа

2

Беседа «Комсомольцы – беспокойные сердца»

Инструктаж по ТБ в каникулы

Беседа

64-

66

ноябрь

3

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа, работа с

картой

3

Наш край в древности. Сивинский район: история и

современность.

Рефлексия

67-

68

ноябрь

9

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Названия сел и деревень Сивинского района (по книге

Шумилова Е.Н. «Тимошка Пермитин из деревни

Пермяки»).

Рефлексия

69-

71

ноябрь

10

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

История возникновения села Буб и деревень

Бубинского поселения. Беседа «Прошлое и настоящее

села Буб»

Беседа

72-

73

ноябрь

11

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Систематизация и обработка собранного материала по

истории улиц села. Оформление выставки «Улицы села

Буб»

Выставка

74-

75

ноябрь

16

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Подготовка проекта «Улицы села Буб». Создание

презентации (путеводителя) «Село мое родное»

(«Улицы села»)

Проект

76-

78

ноябрь

17

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Они когда-то были…(Умирающие и исчезнувшие

деревни поселения)

Рефлексия

79-

80

ноябрь

18

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Предприятия и учреждения села. Их роль в жизни села.

Рефлексия

81-

82

ноябрь

23

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

КИП «Путешествие в историю села»

Конкурс

83-

85

ноябрь

24

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Конкурс

3

Конкурс сочинений «Село моей мечты» (Коллажи,

фотографии, рисунки, стихи)

Презентация работ

86-

87

ноябрь

25

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Отечество» с Борейко А.,

Пермяковой О., Отиновой А. Выбор темы

исследования, подбор литературы, составление плана

работы.

Подготовка работы

88-

89

ноябрь

30

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Отечество» с Борейко А.,

Пермяковой О., Отиновой А. Работа над Введением:

постановка целей, задач исследования.

Подготовка работы

90-

92

декабрь

1

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Отечество» с Борейко А.,

Пермяковой О., Отиновой А. Редактирование основной

части работы.

Подготовка работы

Кабинет

№ 44

Кабинет

№ 44

93-

94

декабрь

2

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Отечество»: Борейко А.,

Пермякова О. Работа над основной частью.

Подготовка работы

95-

96

декабрь

7

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Пермяковой О. Работа над

основной частью.

Подготовка работы

97-

99

декабрь

8

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа с Борейко А., Пермяковой О.

Работа по написанию Заключения. Составление списка

использованной литературы.

Рефлексия

100-

101

декабрь

9

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Борейко А. Составление

Приложений, презентации.

Рефлексия

102-

103

декабрь

14

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа с Пермяковой О. Составление

Приложений, презентации.

Рефлексия

104-

106

декабрь

15

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа с Борейко А., Пермяковой О.

Репетиция выступления «Защита исследовательской

работы на конференции».

Рефлексия

107-

108

декабрь

16

14.20-15.05

15.15-16.00

Устная защита

2

Участие в муниципальном конкурсе исследовательских

краеведческих работ обучающихся «Моё Отечество-

2021». Очное участие – защита исследовательской

работы (Борейко А.)

Итоги конференции

109-

110

декабрь

21

14.20-15.05

15.15-16.00

Тестирование

Беседа

2

Промежуточное тестирование за 1 полугодие

Беседа «История создания школы в селе Буб»

Тест

Беседа

111-

113

декабрь

22

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа

3

А.П. Корпачев – меценат и благотворитель.

Школа в годы Советской власти.

Первые учителя и ученики

Рефлексия

114-

115

декабрь

23

14.20-15.05

15.15-16.00

Праздник

2

КИП «Здравствуй, праздник новогодний!»

Участие

116-

117

декабрь

28

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа

Презентация

2

Школа в годы Великой Отечественной войны.

Учителя – участники Великой Отечественной войны.

Тест

118-

120

декабрь

29

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

Знаменитые учителя и ученики школы. Ученики-

медалисты.

Беседа

121-

122

декабрь

30

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Воспоминания родителей «Школа моего детства»

Запись воспоминаний

родителей

123-

124

январь

11

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Жизнь и быт русских крестьян в конце 19- начале 20

века. Крестьянское жилище и утварь. Крестьянский

двор и его постройки.

Рефлексия

125-

январь

12

14.20-15.05

Праздник

3

Календарные обрядовые праздники. «Рождественские

Участие в конкурсах

127

15.15-16.00

16.10-16.55

гадания»

Кабинет

№ 44

Кабинет

№ 44

Кабинет

128-

129

январь

13

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Трудовая деятельность крестьян: земледелие и

скотоводство, земледельческие орудия труда

Беседа

130-

131

январь

18

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Занятия крестьян. Охота и орудия охоты. Рыболовство

и орудия лова. Ремесло: изготовление одежды, обуви,

домашней утвари.

Рефлексия

132-

134

январь

19

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

Конкурс

3

Русская баня и ее роль в жизни народа.

Народная медицина. Конкурс «Нехворайка».

Рефлексия

135-

136

январь

20

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Продукты питания и блюда на столе крестьян

Практикум

137-

138

январь

25

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Приготовление блюд русской кухни: каша, чай с

травами, блины

Практикум

139-

141

январь

26

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум,

игры

3

Игры и развлечения наших родителей, бабушек и

дедушек. Опрос родителей об играх и развлечениях

Беседа

142-

143

январь

27

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа,

презентация

викторина

2

Беседа «900 дней и ночей Ленинграда»

с просмотром презентации. Беседа-викторина «Герои

Сталинграда»

Викторина

144-

145

февраль

1

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

презентация

2

Семейная жизнь крестьян. Крестьянская свадьба.

«Особенности бубинской свадьбы» (выступление

Отиновой Антониды)

Беседа

146-

148

февраль

2

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Старт в науку»: выбор темы,

постановка цели и задач исследования

Проверка

149-

150

февраль

3

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Старт в науку»: работа над

содержанием исследования

Подготовка работы

151-

152

февраль

8

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа по подготовке к конкурсу

исследовательских работ «Старт в науку»: репетиция

выступления

Подготовка работы

153-

155

февраль

9

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Выступление на конференции «Старт в науку»

Выступление

156-

157

февраль

10

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа

2

Военная слава Пермского края.

Пермский край в годы Великой Отечественной войны

Беседа

158-

февраль

15

14.20-15.05

Беседа-

2

Сивинский район и село Буб в годы Великой

Рефлексия

159

15.15-16.00

практикум

Отечественной войны

№ 44

Кабинет

№ 44

160-

162

февраль

16

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Демонстрация

презентации

3

Герои Советского Союза Пермского края.

Сивинцы – Герои Советского Союза.

Беседа

163-

164

февраль

17

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

КИП «Будущие защитники Отечества»

Соревнования

165-

166

февраль

22

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Подвиг тружеников тыла Пермского края.

Жители Сивинского района фронту

Рассказы детей

167-

168

февраль

24

14.20-15.05

15.15-16.00

Встреча

2

Подвиг Яковлевой Матрены Ивановны. Встреча с

Боталовой В.И.

Рефлексия

169-

170

март

1

14.20-15.05

15.15-16.00

Праздник

2

КИП «А ну-ка, девочки!»

Чаепитие.

Участие в конкурсах

171-

173

март

2

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Беседа-

практикум

3

История создания Уральского добровольческого

танкового корпуса

Беседа, подбор

материала в Интернете

174-

175

март

3

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Пермские танкисты в составе Уральского

добровольческого танкового корпуса

Беседа

176-

178

март

9

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Юные герои – сыны полка Уральского

добровольческого танкового корпуса

Беседа, подбор

материала в Интернете

179-

180

март

10

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Индивидуальная работа по подготовке к краевой

викторине «Дорогой чести и отваги Уральский

танковый прошел» - Написание исследования-эссе

Подготовка эссе

181-

182

март

15

14.20-15.05

15.15-16.00

Праздник

2

Календарные обрядовые праздники.

«Масленичные гуляния»

Конкурсы

183-

185

март

16

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка к районному конкурсу стихов «Опять

поэзия звучит в душе моей»

Подготовка

186-

187

март

17

14.20-15.05

15.15-16.00

Репетиция

2

Подготовка к районному конкурсу стихов «Опять

поэзия звучит в душе моей»

Подготовка

188-

189

март

22

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Участие в V краевой исторической викторине

«Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошел»

Результаты участия

190-

192

март

23

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Праздник

3

КИП «Мы за чаем не скучаем»

Участие в конкурсах

193-

194

март

24

14.20-15.05

15.15-16.00

Экскурсия

2

Экскурсия-поход в деревню Верх-Ошмаш. Наблюдения

по теме «Крестьянская изба и предметы крестьянского

Экскурсия

быта»

Кабинет

№44

195-

196

март

29

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа

2

Подготовка к конкурсу агитбригад по ППБ.

Обсуждение и составление сценария агитбригады

Участие

197-

199

март

30

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка к конкурсу агитбригад по ППБ.

Обсуждение и составление сценария агитбригады

Участие

200-

201

март

31

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Подготовка к краевой олимпиаде по школьному

краеведению: «События в истории Пермского края»

Беседа

202-

203

апрель

5

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

КИП «На космических просторах»

Репетиция агитбригады

Участие в конкурсах

204-

206

апрель

6

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка к краевой олимпиаде по школьному

краеведению: «Знаменитые люди Пермского края»

Беседа

207-

208

апрель

7

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Подготовка к краевой олимпиаде по школьному

краеведению: «Культура Пермского края»

Беседа

209-

210

апрель

12

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Подготовка к краевой олимпиаде по школьному

краеведению. «Атрибуция музейного экспоната»

Атрибуция

211-

213

апрель

13

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка к краевой олимпиаде по школьному

краеведению: написание сочинения-исследования

Написание работы

214-

215

апрель

14

14.20-15.05

15.15-16.00

Игра

2

Мои родные – труженики тыла

Конкурсы

216-

217

апрель

19

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

Мои родные – труженики тыла

Беседа

218-

220

апрель

20

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Наши земляки – участники Великой Отечественной

войны

Беседа

221-

222

апрель

21

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

КИП «День Земли»

Рефлексия

223-

224

апрель

26

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-

практикум

2

«Мой прадедушка – участник штурма рейхстага»

(Отинова А.)

Беседа

225-

227

апрель

27

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка выступлений о прадедушке (прабабушке) в

годы Великой Отечественной войны

Выступление

228-

229

апрель

28

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Квест-игра «Памятники села Буб»

Подготовка к очному этапу олимпиады по школьному

краеведению

Участие в игре

Разбор заданий

230-

232

май

4

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка к очному этапу олимпиады по школьному

краеведению

Разбор заданий

233-

234

май

5

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Участие в краевой олимпиаде по школьному

краеведению. Мини-исследование. Тестирование

Мини-исследование

235-

237

май

11

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Практикум

3

Подготовка к итоговому тестированию

Выполнение заданий

238-

239

май

12

14.20-15.05

15.15-16.00

Тестирование

2

Итоговое тестирование

Тестирование

240-

241

май

17

14.20-15.05

15.15-16.00

Беседа-встреча

2

Беседа «Кто такие пионеры?» Встреча с ветеранами,

бывшими пионерами

Рефлексия

242-

244

май

18

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Конкурс

3

Конкурс сочинений «Самое запоминающееся событие в

нашем кружке»

Участие в конкурсе

245-

246

май

19

14.20-15.05

15.15-16.00

Практикум

2

Подготовка к итоговому занятию: репетиция, подбор

игр, конкурсов

Подбор материала

247-

249

май

24

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Праздник

3

Итоговое занятие

Задания на лето: выбор тем исследовательских работ

Участие, итоги

Рефлексия

250-

252

май

25

14.20-15.05

15.15-16.00

16.10-16.55

Праздник

3

Конкурс «Новое поколение»

Участие

Рефлексия

XI. Информационное обеспечение программы

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты и документы:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».

3.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам

дополнительного образования детей

»

4

. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Литература для педагога:

1. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. Под

редакцией А.В.Леонтовича. М., ВАКО,2016 г., 157с.

2. Загладина Х.Т. Программа «Введение в этнографию». – М., Просвещение. 1995.

3. Кружковая работа по истории и обществознанию. /Сост. М.П. Простов, – М.,

Просвещение, 1984

4. Сейменский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании.

/Преподавание истории в школе, №10 – 2004/

5. Шамшин А.Б. «Историко-краеведческая работа в школе» //Преподавание истории в

школе, №5 – 1989/

Литература для учащихся и педагога:

1. Полякова Е.Н. Словарь пермских фамилий. – Пермь, 2005

2. Рябцев С.В. Крестьяне на Руси//Преподавание истории в школе, №1,3,7 -1995,№5-1996

3. Сивинский район: от истоков до наших дней. - Сива, 2004

4. Страницы истории художественной культуры Прикамья. – Пермь, Книжный мир, 2006

5. Страницы истории земли Пермской. Часть 1. Прикамье с древнейших времен до начала

XVIII века. Под ред. А.М. Белавина. – Пермь, Книжный мир, 1995

6. Страницы истории земли Пермской. Часть вторая: Прикамье в XVIII – XX в.в. Под ред.

А.М. Белавина – Пермь, Книжный мир, 1997

7. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург, Сократ, 2002

8. Черных А.В. Методическое пособие по сбору полевого этнографического материала. –

Пермь, 2002

9. Шумилов Е.Н. Тимошка Пермитин из деревни Пермяки. – Пермь, 1991

10. Интернет-ресурсы по краеведению.

XII. Учебно -методический комплекс (приложение к программе)

Поурочное планирование «Модель учебного занятия»

Блок

Этап

Этап учебного

занятия

Задачи этапа

Содержание

Подготови

-тельный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную деятельность

и активизация внимания

2

Проверочный

Установление правильности и

осознанности выполнения домашнего

задания (если таковое было), выявление

пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого,

практического), проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный

(подготовка к

новому

содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие

детьми цели учебно-познавательной

деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, эвристический вопрос,

познавательная задача, проблемное задание детям)

4

Усвоение новых

знаний и способов

действий

Обеспечение восприятия, осмысления и

первичного запоминания связей и

отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов,

которые активизируют познавательную

деятельность детей

5

Первичная

проверка

понимания

изученного

Установление правильности и

осознанности усвоения нового учебного

материала, выявление ошибочных или

спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых

знаний, способов

действий и их

применение

Обеспечение усвоения новых знаний,

способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений,

заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми

7

Обобщение и

систематизация

знаний

Формирование целостного представления

знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения

знаниями, самоконтроль и коррекция

Использование тестовых заданий, устного

(письменного) опроса, а также заданий

знаний и способов действий

различного уровня сложности (репродуктивного,

творческого, поисково-исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения

цели, определение перспективы

последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин

некачественной работы, результативности работы,

содержания и полезности учебной работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания

домашнего задания, логики дальнейшего

занятия

Информация о содержании и конечном

результате домашнего задания, инструктаж по

выполнению, определение места и роли данного

задания в системе последующих занятий

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает чётко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание

каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат. Для

проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьёзная подготовка педагога к нему.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- Целесообразное расходование времени занятия;

- Применение разнообразных педагогических средств обучения;

- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

- Практическая значимость полученных знаний и умений.



В раздел образования