Автор: Князева Татьяна Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №368"
Населённый пункт: г.Челябинска
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных
занятиях.
Из опыта работы музыкального руководителя Князевой.Т.Е.
Актуальность.
Дошкольное детство – это пора наиболее оптимального приобщения
ребёнка к миру прекрасного. Это тот возраст, когда ребёнок начинает
стремительно развиваться. К сожалению, очень часто в наши дни можно
замечать, как педагоги и родители стараются развивать своё чадо в первую
очередь в интеллектуальном направлении, реже физическом, эстетическом,
и часто совсем не задумываются о социальном развитии ребёнка. Нередко у
нынешних детей совершенно нет свободного времени просто поиграть друг
с другом, приобрести необходимый опыт общения, а отсюда проблема:
Нынешние девочки не любят брать в игру мальчишек и наоборот…
Может быть, это от того, что у современных детей отсутствует чёткая модель
мужского и женского поведения?
МУЗЫКА – одно из средств формирования поло-ролевого поведения детей
Что такое ГЕНДЕР?
•
Гендер
– социально-биологическая характеристика, с помощью
которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина»
Задача музыкального руководителя.
•
Важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость,
•
Развивать у мальчиков смелость, решительность, ответственность,
Виды музыкальной деятельности.
•
Пение
•
Хореография
•
Музыкальные игры
•
Слушание музыки
•
Игра на музыкальных инструментах
•
Праздники-утренники
•
Развлечения
Во время работы над песней по очереди даю задание на пропевание
музыкальных фраз девочкам, затем мальчикам.
В старших группах объясняю, что голос девочек более высокий чем у
мальчиков в соответствии с этим подбирается репертуар и
упражнения.(Исполнение песен в разных регистрах, окончание песни
Д.вверху-М.внизу)
Во время музыкально- ритмических движений девочки могут
исполнять более изящные, лёгкие движения (подскоки, покачивания с
лентами, танец с платочками, пружинку);
Мальчики выполняют бодрый марш с барабанами, флажками, ставят
руки на пояс, выполняют притопы, полный присяд с выставлением ног
на пятку. В парной пляске мальчики приглашают девочек, ведут в
танце.
Во время игр девочки и мальчики берут разные предметы (Девочки-
платочик,цветочик, Мальчики- султанчик, флажок )
В старших группах:
Когда слушаем музыку предлагаю девочкам импровизацию с куклами,
они выполняют плавные движения под вальсовую музыку, тогда как
мальчики лихо будут скакать на лошадках, показывая свою удаль.
В младших группах:
Девочки изображают РАДУГУ, покачиваясь с разноцветными лентами,
мальчики султанчиками показывают, как капает ДОЖДИК.
Когда провожу работу по игре на детских музыкальных инструментах
то мальчикам предлагаю более яркие по тембровой окраске
инструменты (бубны, барабаны), а девочкам более нежные светлые по
тембровой окраске инструменты (Колокольчики , бубенцы, ложки,
погремушки)
Во время утренников в детском подчёркиваем мужественность и
смекалку наших мальчишек, красоту, нежность наших девчонок.
Для родителей и воспитателей проводятся консультации по
гендерному воспитанию.
Затрагиваются темы:
«Гендерное воспитание дошкольников на музыкальных занятиях.»
«Использование «Гендера» на музыкальных занятиях»
«Дидактические игры по гендерному воспитанию»
«Простые правила воспитания девочек»
«простые правила воспитания мальчиков»
Предлагаю поиграть.
Игра для развлечений.
«Правда –Неправда»
Цель: формировать представления о поло-ролевых качествах
мальчиков и девочек.
Правила: на правду- хлопаем в ладоши, на неправду- топаем
Правда ли, что мальчики любят носить бантики?
Правда ли, что девочки любят играть в машинки?
Правда ли, что девочки любят носить красивые платьица?
Правда ли, что мальчики любят играть с пистолетами?
Правда ли, что мальчики любят играть с куклами?
Правда ли, что девочки очень ласковые и добрые?
Правда ли, что мальчики смелые и сильные?
Правда ли, что девочки любят играть солдатиками и роботами?
Игра на занятии
«Волшебный цветок»
Цель: формировать у детей понятия о положительных чертах характера
мальчиков и девочек. Развивать чувство ритма. Развивать песенное
творчество.
Правила: детям предлагается собрать «Цветы Дружбы»с красной и
синей серединкой, но для этого нужно каждому ребёнку взять
лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика,
прохлопать ритмический рисунок слова (или пропеть его) в
зависимости от задачи.
Мы с вами определим ритмический рисунок
Гендерное воспитание
в дошкольном детстве
ЗАНЯТИЯ РАБОТА С
РОДИТЕЛЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
СОВМЕСТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ
ПЕДАГОГОВ И С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ