Напоминание

"Книжки в Вашем доме"


Автор: Радченко Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №25
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Книжки в Вашем доме"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Книжки в Вашем доме»

Консультация для родителей.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую

библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так

просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения

зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к

литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю

детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом,

если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере

выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к

книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме

появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать

ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые

представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и

предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через

литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость

и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как

честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и

раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются

неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только

детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво

отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить,

что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее

внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек,

красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка,

хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

И бизоны, и удавы,

А у папы – ни одной.

У меня – в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

А у папы – никого!

У меня слоны, жирафы –

Звери все до одного, –

Папу жаль

Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки

ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь

зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное

значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в

овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет

хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа

ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным

ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите

с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...»

Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в

руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет

тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того

предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление

тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и

снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней

как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм

текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги

разного

типа

отражения действительности: не только

сказки,

но и

реалистическая

литература,

не

только

проза,

но

и

поэзия.

До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек

и книжки-игрушки с

преобладанием

иллюстраций

и

короткого

текста:

«Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться

одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3

до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста

сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят»,

«Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной

новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например: «Сегодня

тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом». Мы с

бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и

бережешь книжки.

В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская

библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е.

систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по

временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки,

стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить

картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной

раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин

дом») и постепенно ее накапливать. Не следует забывать, что книги время от

времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно

разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и

инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу

совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного

отношения и любви к книгам. Советуем также приобрести, а лучше

совместно

с

детьми

изготовить

игры

по

сюжетам

литературных

произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к

книге:

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок»;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин,

клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения

своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а

поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это

естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания:

ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все

они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить

поле

его

книжного

зрения,

ориентируя

малыша

на

все

полезное,

художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию,

оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей

детской

литературы

– классикой:

произведениями

Л. Толстого,

К. Чуковского,

С. Маршака,

Е. Чарушина,

Н. Носова,

В. Осеевой,

В. Драгунского и многих других авторов.



В раздел образования