Автор: Некрасова Вера Яковлевна
Должность: учитель Музыки, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЗДДТ"
Населённый пункт: город Зима Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка учебного проекта
Тема: «Самодельные шумовые музыкальные инструменты »
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Проект по музыке
«Самодельные шумовые музыкальные инструменты »
Тип проекта: творческий
Автор проекта:
ученица 8 класса
Руководитель проекта:
Некрасова Вера Яковлевна ,
учитель музыки.
Зима, 2022
ВВЕДЕНИЕ
С раннего возраста дети любят различные погремушки, свистульки. Играя,
они прислушиваются к звукам, тем самым знакомятся и изучают мир звуков,
запоминают тембры, познают высоту звука. Детская природа такова, что
детям интересно из чего сделан инструмент, и что там шуршит и гремит или
звенит. Выполнение проекта « Самодельные шумовые музыкальные
инструменты» представляет не только творческий процесс, но и
познавательный. Как можно изготовить свой шумовой инструмент, из каких
материалов, какие звуки могут издавать те или иные шумовые инструменты,
все это лежит в основе проекта
Актуальность.
Процесс
коллективного
и
творческого
исполнения
на
самостоятельно сделанных игрушках-инструментах очень важен, так как
учит понимать окружающую звучащую действительность, прекрасный мир
звуков.
Тема проекта: «Самодельные шумовые музыкальные инструменты».
Цель: Изготовление шумовых инструментов своими руками
Задачи:
1) расширить знания о шумовых инструментах оркестра, особенностями их
звучания.
2)познакомиться
с материалами, из которых изготавливаются шумовые
инструменты.
3) экспериментировать со звуками, умение преобразовывать бросовый
материал в игровой
4) Оформление работы в печатном виде, защита проекта, представление
продукта.
Предполагаемый продукт: Музыкальные шумовые инструменты, сделанные
своими руками
ОПИСАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
План работы:
1 этап – подготовительный – выбор руководителя проекта, определение
темы, предполагаемого продукта.
2 этап – основной этап – выявление актуальности темы, определение
проблемы, цели и задач.
3 этап – заключительный этап – представление продукта,
защита
проекта.
Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего
детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных
звуков? Учение для школьников должно быть не только легким и приятным
времяпровождением, но и интересным. Музыкальные инструменты для детей
всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными
предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей –
символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым
излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных
музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в
музицирование.
Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых
доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда
являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских
шумовых инструментах - развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную
память, формирует навыки вербального и невербального общения,
формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки
мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные
способности к восприятию.
Шумовые народные инструменты особенно привлекательны для юных
музыкантов. Обучение игре на шумовых инструментах не требует
длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка
соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого
труда осваивать более сложные приемы игры.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что
определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не
только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-
либо помощи извлекать из них звуки.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными
инструментами является то, что освоение их не требует специальной
подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на
инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок
почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно
приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети,во-первых, совершенствуют навыки,
приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение
темпом, динамикой),во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается
достаточно легко,в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по
тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в
движении, сохранению их психологического здоровья, а также
формированию коммуникативных навыков.
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается
любознательность, воображение, речевая и общая инициатива,
преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и
творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими
руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание
музицировать.
Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в
педагогической практике не только вносит столь необходимую детям
увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают
изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления,
способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-
ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были
замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах
раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более
коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей,
активно принимают участие во всех видах деятельности. Так что же такое
шум? (ответы педагогов). Шум — беспорядочные непериодические
колебания звучащего тела. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет
точно определенной высоты. -Что относится к шумовым звукам? (ответы
педагогов). К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест
и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения
шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым
оркестровым? К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные
инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тарелки,
бубен, треугольник, кастаньеты и т.д. Некоторые шумовые музыкальные
инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый
интерес к музыке и желание музицировать. Вот то, что всегда может
оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой,
ложки, крышки от кастрюль.
Инструменты, звучащие благодаря встряхиванию:
Погремушки.
Наверно, самый любимый детьми музыкальный инструмент. Создает
шумовую окраску и прекрасно сочетается с другими звучаниями.
Погремушки бывают различных форм, могут быть в виде продолговатых
трубочек, а могут и круглые. Наполняют погремушки сыпучими
материалами, это может быть и крупа, и мелкие камешки, которые при
тряске издают интересный шумовой эффект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается
любознательность, воображение, речевая и общая инициатива,
преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и
творческих способностей.
В
результате
выполненного
проекта
я
достигла
цели,
сделала
проектный продукт, выполнив намеченный план.
В процессе работы над проектом я узнала, что такое проект и
проектная деятельность, какова структура проекта.
Я училась:
- правильно формулировать проблему, ставить цель проекта и определять
его продукт,
- составлять план проекта и стараться его придерживаться,
- презентовать получившийся продукт.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гульянц Е. Детям о музыке. – М.:Аквариум,2017
2. Леванова Т. Скоро премьера. – Л.: Детская литература,2015
3. Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М. ,2013
4. Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. –
М.:Виконт,2019