Напоминание

Из опыта работы по организации самостоятельной деятельности младших школьников


Автор: Полищук Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 113"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы по организации самостоятельной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта работы по организации самостоятельной деятельности младших

школьников

Сократ считал, что только самопознание может развить у ребёнка мышление.

Без принятия самостоятельных решений не сформируется полноценная

личность. Проблема формирования самостоятельности достаточно остро

стоит в начальной школ. Не секрет, что особенности развития современных

детей, научно-технический уровень развития общества затрудняют развитие

самостоятельного мышления. Зависимость ребёнка от гаджетов, которые, с

одной стороны, развивают детей, а с другой стороны, приучают ребёнка

мыслить

по

определённому

алгоритму,

не

способствует

развитию

самостоятельности.

Какие критерии определяют самостоятельность работы?

- отсутствие посторонней помощи в деятельности учащегося;

- использование собственного опыта ученика в его деятельности;

- самостоятельная организация деятельности;

- самостоятельное достижение поставленных целей и решение задач для их

выполнения;

- оценка результатов собственной деятельности (рефлексия).

В своей деятельности я опираюсь на работы отечественных и иностранных

исследователей, таких как Л.В. Занков, Н.А. Лошкарёва, Н.И. Качанова, Жан-

Жак Руссо, Песталоцци, А. Дистервер.

Перед тем как начинать работу по развитию самостоятельного мышления

и ,как следствие, самостоятельной деятельности младших школьников,

необходимо провести скрининговое исследование коллектива детей, с

которыми

предстоит

взаимодействовать.

Эти

исследования

имеют

следующие формы:

- тестирование различных видов;

- различные формы собеседования как с учащимся, так и с их родителями;

- проведение разнообразных игр, учебных и развивающих;

- совещания в форме малых педсоветов, заседаний кафедры начального

обучения с коллегами, педагогами доп.образования, учителями иностранного

языка, музыки, рисования, физкультуры, психолога и логопеда.

После этого необходимо составить психофизиологический портрет каждого

учащегося. Это необходимо сделать для того, чтобы в процессе работы не

возникало

необъяснимых

ситуаций,

чтобы

изначально

рассчитать

и

спланировать свои действия и действия учащихся, спрогнозировать результат

работы.

Следующим этапом является планирование деятельности. Для достижения

цели необходимо сформулировать задачи, разбить работу на этапы,

сгенерировать задания и действия для каждого этапа работы, обязательно

прописать ожидаемые результаты.

Важным для этой деятельности является дифференциация заданий и

действий. В идеале необходимо вести индивидуальную работу с каждым

учащимся, но на практике, к сожалению, в условиях современной школы это

невозможно. Тем не менее, необходимо стараться уделять равное внимание

каждому ученику.

В

этой

статье

хочется

рассказать

об

одной

из

форм

организации

самостоятельной

работы

учащихся.

Одним

из

важнейших

факторов

успешной учёбы младших школьников является умение детей работать с

учебником. К ситуации, когда некого будет спросить, ребёнок должен быть

подготовлен. Всем знакома особенность детей младшего школьного возраста

бесконечно задавать множество вопросов. Безусловно, это особенность

возраста, так дети познают мир. Задача учителя – научить познавать этот мир

самостоятельно.

Как это сделать? Ребёнка необходимо замотивировать, создать ситуацию,

когда информацию получить необходимо. Одним из способов создания такой

ситуации является проблемная ситуация. Об этом написано очень много. Я

хочу поделиться своими разработками.

Проблемная ситуация – серьёзное испытание для ребёнка младшего

школьного возраста. Поэтому лучше выстраивать такую работу с помощью

игры. Игра предполагает коллективную форму участия. Начинаем с простых

игровых заданий. Например: «Найди нужное слово». Вообще можно

классифицировать такие игры как фонетические, лексические и т.д. Далее

задания усложняются и предполагают следующие действия: выбери, замени,

вставь. Учебные действия в этих играх идут по нарастающей – усложняется

способы

и

приёмы

мыслительной

деятельности,

требуется

принятие

коллективных решений, что влечёт за собой развитие коммуникативных

навыков. При работе в коллективе необходимо следить, чтобы участие в

учебной деятельности принимали все, иначе лидеры «отодвинут» менее

активных учащихся от участия в игре. Поэтому при усложнении игры лучше

с самого начала распределить игровые роли.

Следующий способ развития самостоятельности младших школьников –

проектная деятельность. Именно после учебных игр я перехожу к этому

труднейшему этапу. Ведь дети уже привыкают мыслить, анализировать

делать выводы. Конечно, при работе над проектом не обойтись без помощи

родителей. Но в большей степени это касается оформления. А процесс сбора

информации,

обобщение

её

и

выдвижение

версий

ребёнок

делает

самостоятельно, естественно, не без помощи учителя. Но помощь эта должна

быть «незаметной». Ведь не секрет, что часто проекты за детей выполняют

или родители, или учителя. Первое, что я делаю, когда приступаем к работе

по выполнению проекта, выбираем тему, которая должна быть интересна

самому ученику, затем важно организовать работу так, чтобы учащийся сам

выполнял действия по сбору информации: анкетирование, работа с научной

литературой ( словарями, энциклопедиями и т.п.). Отдельно следует уделить

внимание работе с интернет ресурсами. Здесь, конечно же, идёт речь о

безопасности в сети, об умении отбирать информацию. Тут учитель должен

быть рядом обязательно. Но в дальнейшем ученик обретает всё большую

самостоятельность.

Таким

образом,

можно

сделать

следующие

выводы:

развитие

самостоятельности

младших

школьников

предполагает

развитие

его

мыслительных

способностей,

умения

анализировать

и

синтезировать

информацию. Обязательно при этом научить ребёнка работать с источниками

информации, извлекать и систематизировать её, оформлять в бумажном и

электронном виде. Чем раньше учитель начнёт эту работу, тем выше будет

результат.



В раздел образования