Автор: Ильтуганова Светлана Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Бирск, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Предупреждение дисграфии на уроках русского языка у младших школьников"
Раздел: начальное образование
«Предупреждение дисграфии на уроках русского языка у младших
школьников»
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами
звукопроизношения, имеют довольно обширный словарный запас, умеют грамматически
правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает
одинаково.
К сожалению, в последнее время в школе наблюдается тенденция неспособности
поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе
всего
букварного
периода.
Связано
это
с
тем,
что
значительная
часть
детей
при
поступлении в школу имеет различные нарушения в развитии устной речи или отдельных
ее
компонентов.
А,
как
правило,
все
недостатки
устной
речи,
если
их
вовремя
не
устранить, обязательно переходят в письменную речь и в дальнейшем формируются
вторичные речевые дефекты – нарушения письма и чтения.
Чаще всего неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфии
и дислексии, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух
(фонематическое восприятие) и он страдает фонематическим недоразвитием речи (ФН)
или фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). Специфика детей с ФН и
ФФН
речи
заключается
в
следующем:
ребенок
плохо
различает
и
узнает
фонемы
в
звуковой структуре слова, не представляет себе звукового и слогового состава слова и не
чувствует звуковой ткани языка, с трудом овладевает навыками языкового анализа и
синтеза, необходимыми для формирования полноценных процессов письма и чтения..
В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не
связанные с применением орфографических правил русского языка. Приведу примеры
таких ошибок:
o
пропуск гласных и согласных букв ( день - днь, между - межу);
o
перестановка букв, лишние буквы (лужа - нулжа);
o
пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - дожке, тишина - тишинына);
o
замены гласных в ударном положении (задача - задоча);
o
замены йотированных гласных ( идёт - идют, посёлок - посялок);
o
замены согласных:
свистящих - шипящих (золотистый - жолотистый);
парных по звонкости - глухости (картофель – картовель, дупло - тубло);
сонорных (ржи - лжи, мебель - небель);
аффрикатов (птицы - птичы, цветы - чветы);
o
обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом -
крюroм, люди - луди);
o
обозначение
мягкости
при
помощи
"Ь"
(васильки
-
василки,
большие
-
болшие);
o
недописывание слов (мышка - мышк);
o
замены слов, искажение слов (мишка - книжка, лепечут - требпечут);
o
раздельное написание приставок и слитное написание слов, предлогов (по
лицу - полицу, столбом - с толбом)
У детей с ФН и ФФН речи может быть нарушено и чтение, т.к. между нарушениями
устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей
свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в
слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по
буквам, и при этом допускают специфические ошибки:
o
пропуск букв, слогов, предлогов;
o
замена и перестановка букв, слогов;
o
"застревание" на какой-либо букве, слоге, слове;
o
недочитывание окончаний слов;
o
искажение слов;
o
добавление лишних букв, слогов и даже слов;
o
"угадывание" слов.
Все рассмотренные выше ошибки являются проявлением дисграфии и дислексии,
обусловленной
недостаточной
сформированностью
у
школьников
фонетико-
фонематических процессов. Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на
письме и при чтении сочетается с искаженным произношением звуков (ФФН), у других –
нет (ФН). Второе встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут
быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным
произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием
речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи.
Итак,
если
в
классе,
обученном
грамоте,
есть
ученики,
которые
делают
рассмотренные выше специфические ошибки на письме или при чтении, учитель должен
знать: их надо направить к логопеду. Так же это должны понимать и родители. Ведь такие
ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью
овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе
слого-
звуковую
структуру
каждого
слова,
сравнивать
и
сопоставлять
сходные
и
различительные
признаки
звуков
и
букв,
вот
тогда
для
ошибок
"не
на
правила"
не
останется места.
Но что делать, если при образовательном учреждении нет логопедического пункта,
или
по
каким-либо
другим
причинам
ребенок
не
может
посещать
коррекционно-
развивающие занятия логопеда?
В связи с этим, я начала включать в уроки обучения грамоте, русского языка и
чтения
упражнения
по
развитию
фонематического
восприятия
и
фонематических
представлений, тем более, что мы - учителя, как и логопеды, тоже учим детей различать
гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные, соотносить
звуки и буквы, производить звуко-буквенный анализ слов и т.д.
Чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и
продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками
на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала
"оскомину" у детей, провожу такие упражнения в виде дидактических игр. Применение
дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения, позволяет, во-
первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть
учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом,- он играет.
Во-вторых,
игра
помогает,
наряду
с
формированием
и
развитием
фонематического
восприятия,
организовать
деятельность
ребенка,
обогащает
его
новыми
сведениями,
активизирует
мыслительную
деятельность,
внимание,
а
главное
стимулирует
речь.
В
результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается
любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах
(иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и
включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-
четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только
по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи
самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в
начальной школе.
Мною
была
подобрана
система
дидактических
упражнений,
способствующих
развитию фонематического восприятия и формированию фонематических процессов.
Предлагаю некоторые упражнения, которые могут быть использованы учителями
без помощи логопеда на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения с целью
профилактики у детей дисграфии и дислексии.
1. "Незнайка с кармашком".
Цель: развитие ФВ, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов,
развитие внимания. Профилактика дисграфии.
Ход игры
I
вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг
вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает
указкой, остальные читают хором.).
П
вариант. В
кармашек
вставляется
слоговая
(звуковая)
схема
слова.
Вокруг
вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие
схеме .
Количество играющих: 1 и более человек.
2. "Телевизор".
Цель: развивать ФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в
речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать
навыки чтения.
Ход игры
На
экране
телевизора
прячется
слово
или
картинка.
На
наборном
полотне
вывешиваются картинки на каждую букву (или звук) спрятанного слова по порядку.
Ребенок (дети) должен по первым (или последним, или третьим и т.д.) буквам (звукам)
слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и)
слово, экран телевизора открывается.
Например:
I вариант (по первым буквам): спрятанное слово (месяц) изображено картинкой.
На доске картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. (Отгаданное слово записать
буквами.)
П вариант (по первым звукам): спрятанное слово (месяц) записано буквами. На
наборном
полотне
картинки:
медведь,
экскаватор,
семёрка
(семь),
индюк,
цапля.
(Обязательно соотнести, как отгаданное слово слышится и как пишется. Почему?)
Количество играющих: от 1 и более человек.
3. "Рассели животных".
Цель:
упражнять
детей
в
дифференциации
оппозиционных
звуков,
развивать
фонематический слух.
Ход игры
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки
животных.
Дети
должны
выбрать
тех
животных,
в
названии
которых
есть
звук,
соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. (Обязательно
включать лишние слова со сходными звуками.)
Например: Домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: СОБАКА,
ЦАПЛЯ, ЛЯГУШКА, ЦЫПЛЕНОК, СИНИЦА, МИШКА, МЫШКА, КУРИЦА, КОШКА,
ЩЕНОК. Предварительно, все слова проговариваются.
Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).
4. "Собери цветок".
Цель: дифференциация оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха и
аналитико-синтетической речевой деятельности у учащихся.
Ход игры
На столе лежит "серединка" цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются "цветочные лепестки", на которых нарисованы картинки
(или слова) со звуками [с, з, ц, ш]. Надо среди этих картинно-"лепестков" выбрать те, где
есть звук [с].
Количество играющих: l–3 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).
Выше
перечисленные
и
другие
игры
можно
использовать
не
только
на
логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на
уроках обучения грамоте, русского языка, чтения и др. Ценность таких игр заключается в
том,
что
на
их
материале
учитель
можно
отрабатывать
также
скорость
чтения
(см.
"Незнайка с кармашком" и т.д.), слоговой состав слова (см. "Занимательная грамматика",
"Математическая
грамматика"
и
др.),
развивать
орфографическую
зоркость
(см.
игру
"Допиши словечко", "Почта" и т.д.), использовать вместо распределительных диктантов
(см. игру “Почта).
Помимо всего прочего, они способствуют снятию напряжения и страха письма у
детей,
чувствующих
свою
собственную
несостоятельность
в
графолексической
деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное,
радуясь
возможности
поиграть,
ребенок
с
удовольствием
выполняет
любые
задания
учителя
и
необходимые
упражнения,
что
естественным
образом
стимулирует
познавательную деятельность и правильную речь ученика, как устную, так и письменную.