Автор: Надежда Юрьевна Одининская
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Какие приемы работы с текстом
представлены:
1.Кластер
2.Работа с новым словом
(термином)
3.Пирамидная история
4.«Рыбья кость»
5.«Шесть шляп мышления»
6.Синквейн
7.«Кубик»
8.Инсерт
9.«Ключевое слово»
10."Верные и неверные
утверждения" или "верите
ли вы"
«Ключевые слова»
Прием используется в начале объяснения новой темы
Учитель на доске записывает четыре-пять ключевых слов
из текста(формулировка теоремы, доказательство теорем,
правила, определения, исторические сведения)
Учащиеся( в парах, группах) в течении двух-трех минут
объединяют данные слова в текст
Откорректированный группой текст читают всему классу
После работы сообща учитель дает текст, в котором
имеются эти ключевые слова
Данный прием способствует быстрому запоминанию
информации и развитию креативности
Тема «Угол» (сформулировать
определение)
Фигура, из одной, лучами, образованная,
точки
Тема «Окружность»
Центр, радиус, отрезок, хорда, окружность,
диаметр, точка (точки) на окружности,
хорда
Приём "Верные и неверные утверждения"
или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся,
выбирая "верные утверждения" из предложенных
учителем, описывают заданную тему (ситуацию,
обстановку, систему правил).
Затем просьба к учащимся установить, верны ли
данные утверждения, обосновывая свой ответ.
После знакомства с основной информацией (текст
параграфа, лекция по данной теме) мы
возвращаемся к данным утверждениям и просим
учащихся оценить их достоверность,
используя полученную на уроке
информацию
Игра «Верю-не верю»
Тема «Углы»
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым
карандашом
Угол – это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
Веришь, что Шарль Перро, автор “Красной Шапочки”,
написал сказку “Любовь угла и линейки”?
«Геометрические
фигуры»
1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами,
выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют
сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла.
2.Биссектриса угла – это луч с началом в вершине угла, делящий
угол на два равных угла
3. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут,
то эти углы равны.
4. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый
угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на
которой лежит вершина развёрнутого угла.
5. Прямым углом называют половину развёрнутого угла
6. Тупым углом называется угол, величина которого больше
девяноста градусов, но меньше 180 градусов.
7.Острым углом называют угол, величина которого меньше
девяноста градусов
Игра «Верю- не верю»
Тема “Окружность”
Вопрос1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий –
окружность?
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным
элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в
16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает
“луч”?
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность
ограничивает наибольшую площадь?
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает
высшую степень чего-либо?
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало
“прогресс”?
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает
“струна”?
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом
учебнике геометрии - “Начала” Евклида?
Приём "Таблицы"
Существует множество способов графической
организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы.
Таблица ЗХУ - сводная таблица, стратегия
ведения урока в целом.
Таблица «З – Х – У)»
(
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем )
Для учащихся:
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
Тема «Угол»
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что нам
осталось узнать
Определение
угла
Виды углов
Биссектриса
угла
Равные углы
Градус
История
возникновения
угла
Градусная мера угла
Транспортир
Стороны угла
Вершина угла
Измерение углов
Сравнение углов
ОСТАЛОСЬ УЗНАТЬ
История возникновения
угла
Прием «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его
чтения.
Прием используется на фазе «Реализация» (работа с
текстом), таблица с информацией используется на фазе
«Рефлексия».
Применяется для стимулирования более внимательного
чтения. Чтение превращается в увлекательное
путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
1.Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя
материал.
Уже знал (V)
Узнал новое (+)
Думал иначе (–)
Есть вопросы (?)
Г. Глейзер “История математики в школе”,
С. Акимова “Занимательная математика”.
“
Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических
истин”. Кэрролл Л.
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне
и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает
“луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет
писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в.
Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
V
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке
окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством
обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном
периметре ограничивает максимальную площадь.
–
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый
сирота” и даже “круглый дурак”.
+
Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего
“погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период
индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы
давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
–
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас.
Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы
земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
V
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека,
также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
+
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII
веках.
?
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку,
?
встречается
впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах”
Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении
не пересекает его
?
Кластер – графическая организация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
Рисуем модель солнечной системы: звезду,
планеты и их спутники. В центре звезда - это
наша тема, вокруг нее планеты - крупные
смысловые единицы, соединяем их прямой
линией со звездой, у каждой планеты свои
спутники, у спутников свои.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» -
располагаются в определенном порядке.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» -
располагаются в определенном порядке.
Кластер по теме «УГОЛ»
Кластер по теме «Окружность»
окружность
определение
образование
имеет
Центр
окружности
радиус
циркуль
хорда
диаметр
круг
Предметы
бытового
назначения
Например;
кольцо,
колесо,
круглая посуда
Кластер по теме «Положительные и отрицательные числа»
Прием "Кубик"
Положительные стороны приема "Кубик":
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения
проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом
материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной
информации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой
стороне пишется одно из следующих заданий:
1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и
таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту
или иную тему занятия.
На что это похоже? Чем
отличается?
-
Ломаная
-
Стороны являются
лучами
Опиши форму, размеры
или др. характеристики
.
--Большой,
маленький,
тупой, острый,
прямой,
развернутый
Как это
сделано?
-Из двух лучей
исходящих из одной
точки.
Что
напоминает?
-Косяк
летящих
птиц (клин)
Приведи «за» и
«против».
-углы нужны для
построения
треугольников
-углы не должно
иметь колесо
Что с этим можно
сделать? Как и где
применяется?
-
Строить крыши
домов.
-
Строить ломаные.
«КУБИК» «Угол»
«КУБИК» «Окружность»
На что это
похоже? Чем
отличается?
-
обруч
-
Ни чем
Опиши форму,
размеры или др.
характери-
стики
-
круглый,большо
й,маленький
Как это
сделано?
-из точки и
радиуса
Что напоминает?
-кольцо
Приведи «за» и
«против».
-без понятия
окружность не сделали
символ Олимпиадных
колец
-круг- это не
окружность
Что с этим можно
сделать? Как и
где применяется?
-
Получать
круглые
предметы.
-
Делать колеса
для машин.
Прием "Кубик"
В математике многие задачи имеют несколько
способов решения, при этом выбор оптимального
из возможных решений зависит от критериев,
которые мы предъявляем к решению задачи.
Итак, представим, что кубик это некое условие
задачи, а его грани это возможные способы ее
решения. Данный прием можно реализовывать
как индивидуально, так и в группах.
Примеры таких задач вы может увидеть ниже
Измерьте и
определите углы
данного
треугольника
Измерьте и
сравните
стороны
треугольника.
Измерьте и
сравните стороны
треугольника.
Измерьте и
сравните стороны
треугольника.
Измерьте и
определите углы
данного
треугольника
Измерьте и
определите углы
данного
треугольника
Прием «Шесть шляп мышления»
Цвет шляпы
Задание
или
Белая шляпа
Изложение фактов,
информации,статистики
статистика
Черная шляпа
Критическая,негативная,
Обращает внимание на то, что плохо
Обосновывает негативные аспекты-
почему что-либо неосуществлимо
Что не нравится
Желтая шляпа
Подразумевает оптимизм
Обращает внимание на то,что есть
положительного, хорошего
Что нравится
Синия шляпа
«Отвечает» за организацию и
использование остальных шляп
Предполагает построить
размышление, сделать прогноз
Делает прогноз
Зеленая шляпа
Ориентирует на творческое
мышление, поиск изобретательных
возможностей
творческая
Красная шляпа
Непосредственно читательская
реакция, эмоциональное восприятие
текста
эмоциональная
Прием «Шесть шляп мышления»
Тема «Угол»
Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции
при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле
более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город
Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых
циркулей. Циркуль всегда был незаменимым помощником
архитекторов и строителей. Неслучайно на фасаде одного
из самых древних и красивых храмов Грузии изображена
рука архитектора, а позади неё циркуль.
В Древней Руси любили узор из мелких кружков. Стальной
циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи
нашли при раскопках в Новгороде. Есть в этом инструменте
нечто такое, что заставляет относится к нему с уважением.
Вот как описал знакомство с ним в детстве Ю. Олеина,
автор знаменитой сказки “Три толстяка”: “В бархатном ложе
лежит плотно сжав ноги, холодный сверкающий циркуль. У
него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его. Он
неожиданно раскрывается и производит укол в руку”.
Прием «Шесть шляп мышления»
Цвет
шляпы
Ответы
или
Белая
шляпа
-Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет.
-В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили
очень много бронзовых циркулей
.
-Ю. Олеина, автор знаменитой сказки “Три толстяка” – описал знакомство
с ним
статистика
Черная
шляпа
-Только циркуль был незаменимым помощником архитекторов и
строителей? А бумага, мелки?
Что не
нравится
Желтая
шляпа
-На фасаде одного из самых древних и красивых храмов Грузии
изображена рука архитектора, а позади неё циркуль.
-Циркуль был незаменимым помощником архитекторов и строителей
Что
нравится
Синия
шляпа
-Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках
древнего кургана
-Стальной циркуль-резец для нанесения такого рисунка археологи нашли
при раскопках в Новгороде
Делает
прогноз
Зеленая
шляпа
-Вот как описал знакомство с ним в детстве Ю. Олеина “В бархатном ложе
лежит плотно сжав ноги, холодный сверкающий циркуль. У него тяжелая
голова. Я намереваюсь поднять его. Он неожиданно раскрывается и
производит укол в руку”.
-В Древней Руси любили узор из мелких кружков
.
творческая
Красная
шляпа
Есть в этом инструменте нечто такое, что заставляет относится к нему с
уважением.
эмоциональ
ная
Прием «Шесть шляп мышления»
Тема «Окружность»
В Древней Греции круг и окружность считали венцом совершенства. В
каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что
позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности стало
толчком к возникновению колеса, так как ось и втулка колеса должны всё
время быть в соприкосновении. К сожалению, неизвестен изобретатель
колеса. Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но
это только на первый взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг
случилась беда: на Земле исчезли все колёса!
Самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3500-
3000 гг. до н. э. и представляли собой гончарный круг и тележное колесо.
Не только в процессе работы люди знакомились с различными фигурами.
Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие,
созданные давным-давно украшения, имели ту или иную форму.
Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму
окружности. Древние мастера научились придавать красивую форму
бронзе, золоту, серебру, драгоценным камням. Художники, расписывавшие
дворцы, тоже использовали окружность.
Со времени изобретения гончарного круга люди научились делать круглую
посуду – горшки, вазы, амфоры. Круглыми были и колонны, подпирающие
здания. Самым важным среди круглых тел был шар.
Прием «Шесть шляп мышления»
Цвет
шляпы
Ответы
или
Белая
шляпа
Самые первые колеса были сделаны в Месопотамии (ныне Ирак) в 3500-3000 гг. до н.
э.
статистика
Черная
шляпа
К сожалению, неизвестен изобретатель колеса.
-Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности. Древние
мастера научились придавать красивую форму бронзе, золоту, серебру, драгоценным
камням
Что не
нравится
Желтая
шляпа
-В каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей
двигаться самой по себе.
- Не только в процессе работы люди знакомились с различными фигурами. Издавна
они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище. И многие, созданные давным-
давно украшения, имели ту или иную форму
Что
нравится
Синия
шляпа
Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все колёса!
Делает
прогноз
Зеленая
шляпа
-Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности. Древние
мастера научились придавать красивую форму бронзе, золоту, серебру, драгоценным
камням. Художники, расписывавшие дворцы, тоже использовали окружность.
-Со времени изобретения гончарного круга люди научились делать круглую посуду –
горшки, вазы, амфоры. Круглыми были и колонны, подпирающие здания. Самым
важным среди круглых тел был шар. -свойство окружности стало толчком к
возникновению колеса, так как ось и втулка колеса должны всё время быть в
соприкосновении.
творческая
Красная
шляпа
Колесо – это чудо! Что же в нём особенного? – подумаете вы. Но это только на первый
взгляд. Представьте себе на секунду, что вдруг случилась беда: на Земле исчезли все
колёса!
эмоциональ
ная
Технологическая карта работы со
словом/термином/понятием
Другая
словоформа
Другая
словоформа
Значение
(словарь,
определение)
Значение
(словарь,
определение)
Синоним
Синоним
Особое
словоупотребление,
ассоциация
Особое
словоупотребление,
ассоциация
Новое слово
Новое слово
Антоним
Антоним
Предложение из книги (страница)
Предложение из книги (страница)
Собственное предложение
Собственное предложение
АБВ
Угол
локоть
локоть
Угоол-это плоская
геометрическая фигура,
состоящая из двух лучей
выходящие из одной точки
Угоол-это плоская
геометрическая фигура,
состоящая из двух лучей
выходящие из одной точки
Крыша,
крест
Крыша,
крест
транспортир
транспортир
Угол
Угол
прямая
прямая
Геометрическая фигура , образуемая двумя
пересекающимися прямыми
Геометрическая фигура , образуемая двумя
пересекающимися прямыми
Не страшны углы при свете-
Это знают даже дети
Не страшны углы при свете-
Это знают даже дети
Геометрия
«Окружность
Линия измерения
округлых
предметов
Линия измерения
округлых
предметов
Замкнутая на плоскости
кривая, все точки которой
равноудалены от центра
Замкнутая на плоскости
кривая, все точки которой
равноудалены от центра
кольцо
кольцо
круг
круг
Окружность
Окружность
многоугольник
многоугольник
Окружность – очертания круга
Окружность – очертания круга
Окружность – обруч, поясок
Окружность – обруч, поясок
Геометрия
Вершины,
Диагонали,
Периметр
Вершины,
Диагонали,
Периметр
Фигура, ограниченная
замкнутой ломанной без
самопересечений
называется
могоугольником
Фигура, ограниченная
замкнутой ломанной без
самопересечений
называется
могоугольником
шестиугольник,
двадцатиугольник
шестиугольник,
двадцатиугольник
одеяло из лоскутков
футбольный мяч,
ковры, салфетки
,
одеяло из лоскутков
футбольный мяч,
ковры, салфетки
,
Многоугольник
Многоугольник
Угол
Угол
Единственный многоугольник
неимеющий диагонали - треугольник
Единственный многоугольник
неимеющий диагонали - треугольник
Ломаная на плоскости
Ломаная на плоскости
Пирамида
1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное,
овощ, неодушевленный предмет)
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты
характера, качества)
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность,
общественные места и др.)
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги,
заблудиться, встретить, любовь…)
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной
проблемы в истории?)
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит
с героем и его окружением по ходу сюжета?)
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для
решения проблемы?)
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
1.
Угол
2.
Острый , тупой
3. Строим, измеряем, сравниваем.
4. Как измерить величину угла
5. Для измерения угла используют транспортир
6. Угол меньше прямого называется острым
углом
7. Угол больше прямого, но меньше развёрнутого
- тупой
8. С помощью транспортира измеряем и строим
заданные углы.
Геометрия
Фишбон – «рыбья кость»
Геометрия
Развёрнутый
угол
Прямой
угол
Развёрнутый
Угол равен
180
0
Прямой
угол равен
90
0
Для
измерения
углов
используют
специальный
прибор -
транспортир
Измер
ить
угол
Синквейн
– это стихотворение, которое
требует синтеза информации и материала в
кратких выражениях.
Слово синквейн происходит от французского,
которое означает «пять»
1. В первой строчке тема называется одним
словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух
словах (двумя прилагательными ).
3. Третья строчка – это описание действия в
рамках этой темы тремя словами (три
глагола).
4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх
слов, показывающая отношение к теме
(чувства одной
фразой).
1. Последняя строка – это синоним из одного
слова, который повторяет суть темы.