Автор: Бакшеева Наталья Петровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №103
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей посредством применения современных технологий"
Раздел: дошкольное образование
Бакшеева Наталья Петровна
МБДОУ №103, воспитатель I кв. кат.
г. Ангарск
Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей посредством
применения современных технологий
«Когда мы тратим время на
планирование, его становится больше»
Совершенствование физического
воспитания детей дошкольного возраста
приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей
стране.
Основу
жизнедеятельности
и
здоровья
дошкольника
обеспечивают
параметры, отражающие его способности к определённым движениям. В связи с
этим,
согласно
Федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
развитие физических качеств и укрепление физического здоровья детей выделено
в отдельную образовательную область «Физическое развитие», которая включает
приобретение
опыта
в
двигательной
деятельности,
в
том
числе
связанной
с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,
как
координация
и
гибкость;
способствующих
правильному
формированию
опорно
–
двигательной
системы
организма.
Таким
образом,
назрела
острая
проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников,
эффективных
средств
развития
двигательной
сферы,
развития
интереса
к
движению как к жизненной потребности.
В
дошкольных
учреждениях
необходимо
практиковать
нетрадиционные
подходы
к
построению
и
содержанию
занятий,
позволяющие
постоянно
поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребёнку,
разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности.
Технология
сухого
плавания
с
элементами
биомеханики
движений
при
обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста, является одним из
эдементов нетрадиционности.
В своей программе Т.И. Осокина предлагает проводить «сухое плавание» в
условиях
спортивного
зала.
Эти
занятия
помогают
ребёнку
ознакомиться
с
новыми упражнениями, быстрее освоить движения, которые будут выполнять
дошкольники в воде, скорректировать технику, устранить ошибки.
«Сухое
плавание»
можно
проводить
и
тогда,
когда
занятия
в
бассейне
невозможны
либо
по
причине
карантина,
либо
по
техническим
причинам
(отключение
отопления,
отсутствие
горячего
водоснабжения,
неисправность
оборудования, низкая температура воздуха при отключенном отоплении).
Предварительное ознакомление на суше с упражнениями, имитирующими
элементы плавания, способствует лучшему и качественному освоению техники
плавания
в
воде,
её
совершенствованию,
освоению
техники
дыхания
при
различных стилях плавания.
На всех занятиях должны присутствовать элементы игры.
Реализуя
традиционную
программу
обучения
плаванию
с
элементами
«сухого плавания», выявлено, что дети не всегда быстро запоминают показанные
педагогами двигательные упражнения, так как они монотонные, отточенные. А у
каждого ребёнка разные двигательные навыки и двигательная память. Включение
игровых моментов в занятия способствует эмоциональному подъёму, лучшему
запоминанию
упражнений.
В
данном
случае
может
помочь
методика
«биомеханика движений» предложенная Юрием Дмитриевичем Овчинниковым
(кандидат технологических наук, доцент, преподаватель ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный
университет
физической
культуры,
спорта
и
туризма»
г.
Краснодар, Краснодарский край)
Название
включает
в
себя
греческие
слова
bios
—
жизнь
и
mexane
—
механизм,
рычаг.
В
отличие
от
традиционной
механики,
в
которой
рассматривается движение и взаимодействие предметов, биомеханика это наука,
которая изучает и анализирует многогранные и разносторонние движения живых
существ.
В
фитнесе,
да
и
во
всех
видах
спорта,
особенно
подвижных,
биомеханика рассматривается и используется, как базовая наука и имеет большое
значение. Основу биомеханики составляют физиология, геометрия, математика,
анатомия
и
физика
в
разделе
механики.
Не
меньше
биомеханика
связана
с
психологией
и
биохимией.
Все
варианты
взаимодействия
прикладных
наук
полезны и приносят ощутимую пользу.
Биомеханика
движений
способствует
более
быстрому
запоминанию
упражнений и развитию двигательных возможностей детей.
В основу движений легла концепция о 12 животных – соответственно о 12
положений
тела
человека.
Эти
упражнения
позволяют
влиять
на
развитие
двигательных
возможностей:
укрепление
осанки,
сохранение
равновесия
и
подвижности, развитие координации движений рук и ног, усиливает подвижность
и гибкость позвоночника, активизируют работу мышц рук и ног, мышц грудного
отдела позвоночника, икроножные мышцы и мышцы бёдер.
Для этого можно использовать специальные игровые упражнения для рук и
ног: «Кошка просыпается», «Орёл испытывает крылья», «Аист стоит на одной
ноге», «Журавль шагает, взмахивая крыльями».
Упражнения
для
укрепления
позвоночника:
«Тигр
готовится
к
прыжку»,
«Змея сбрасывает кожу», «Ёж сворачивается клубком». Для укрепления мышц
плеч и шеи: Черепаха осторожно выглядывает из панциря».
На
ряду
с
выше
перечисленными
упражнениями
необходимо
применять
упражнения
для
дыхания:
«Мишка
остуди
чай»,
«Хомячок
надувает
щёки»,
«Поплавок», сдувание с ладони мяча для настольного тенниса или листа бумаги.
В результате использования игровых упражнений у детей появляется стойкий
положительный настрой на занятия. При выполнении упражнений «мир зверей»,
они выполняют с интересом и осмысленно подходят к их движениям. Такие
упражнения помогают детям с разными особенностями развития: гиперактивным,
зажатым, с плохой координацией движений.
Кроме того, упражнения безопасны для здоровья, не вызывают агрессии,
позволяют
учиться
расслабиться.
Укрепить
слабые
мышцы,
координировать
движения.