Напоминание

«Здоровый образ жизни- основа укрепления и сохранения личного здоровья»


Автор: Зайцева Марина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ имени Ю.В.Никулина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Проект
Тема: «Здоровый образ жизни- основа укрепления и сохранения личного здоровья»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию

«Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Тема проекта

«Здоровый образ жизни- основа укрепления и сохранения личного здоровья»

Тип проекта: информационно-практический.

Участники проекта: дети в возрасте 11-18 лет

Сроки проекта: январь 2022год – март 2022год

Автор работы: воспитатель Зайцева М.В.

Москва

Актуальность проекта

«Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

а умело распорядиться им – искусство».

Франсуа Вольтер.

Здоровый

образ

жизни — образ

жизни человека,

направленный

на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно

реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с

колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое

самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще

желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно

уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% -

от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а

остальные 50% - зависят от самого

человека,

от

того

образа

жизни,

который он ведет.

Думается, ни у кого нет сомнения в

том, что здоровый образ жизни ведет

к процветанию. Все мы от рождения

получаем

определенный

генетический набор, который должен

обеспечить достижение максимально

возможных жизненных целей. Но

реализовать

эти

возможности

на

практике

и

достичь

своего

жизненного

потолка

даже

в

идеальных

жизненных

условиях

могут

только

здоровые

люди,

которых среди ведущих здоровый

образ жизни существенно больше.

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной

Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного

физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие

болезни».

Моя исследовательская работа посвящена тому, как современный подросток

оценивает свое здоровье и придерживается здорового образа жизни.

Данная

исследовательская

работа

была

создана

с

намерением

изменить

существующее отношение к своему здоровью. Проект направлен на укрепление

здоровья детей и углубление основных сведений о здоровом образе жизни, о

факторах, влияющих на здоровье. Данная деятельность направлена на активизацию

знаний по сохранению своего здоровья.

Цель: Формирование у детей представлений об основах здорового образа жизни,

осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью, к здоровью

окружающих, развитие интереса к ЗОЖ.

Задачи:

Познавательные:

Формирование у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни,

укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья

детей и подростков.

Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое

здоровье;

Формирование представлений о здоровье и здоровом питании, обогащая знания

детей о витаминах, продуктах питания, и их полезных свойствах.

Развивающие:

Развивать положительное отношение к здоровому образу жизни;

Развивать личностные качества: трудолюбие, настойчивость, достижение цели.

Воспитательные:

Воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему

здоровью;

Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной

гигиены;

Популяризация преимуществ ЗОЖ.

Планируемые результаты:

Повышение

мотивации

здорового

образа

жизни,

формирование

индивидуального способа физического самосовершенствования;

Осознание значения безопасного для здоровья поведения;

Использование полученных знаний в повседневной жизни;

Соблюдение правил бережного отношения к своему здоровью.

Гипотеза:

Подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие - здоровый образ

жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает

правила здорового образа жизни.

Реализация проекта

Проектный метод, условия, созданные для проведения проекта.

Важным условием распространения ведения здорового образа жизни является,

увеличение числа подростков, стремящихся к сохранению и улучшению своего

собственного здоровья, имеющих активную социальную позицию.

При этом важно обеспечить способы социальной активности, позволяющие перейти

подросткам к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников.

Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами

провели исследование, обработали результаты. Осуществляя проект, участники

учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации.

Данный проект разработан с целью приобщения детей к здоровому образу жизни.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный (февраль 2021год)

Формирование проблемы;

Подбор и изучение литературы по данной теме (теоретическая часть)

2 этап: Основной (март 2021 год)

Организация работы над проектом;

Проведение анкетирования (практическая часть)

3 этап: Заключительный (апрель 2021 год)

Анализ результатов проекта;

Оформление буклетов и газеты.

Теоретическая часть

Здоровье - бесценное богатство

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего

общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда

желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и

счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30

миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более, чем у 80%

населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо

поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить

свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни.

Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от

различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны,

иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего

здоровья человека. Если человек активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и

иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система

будет соответственной.

Основы здорового образа жизни подростков:

• Правильное питание.

• Режим труда (учебной деятельности) и отдыха.

• Режим сна.

• Физическая нагрузка.

• Закаливание.

• Личная гигиена.

• Профилактика вредных привычек.

Основные аспекты здорового образа жизни

Правильное питание

Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно

принимать пищу.

Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть

разнообразной и вкусной. Очень полезно есть овощи и фрукты.

Вредная пища - избыток соли, сахара, незнакомая пища. Сокращайте потребление

насыщенных жиров, откажитесь от жаренных во фритюре продуктов, используйте

меньше сливочного масла.

Каждому из нас нужен витамин - D, который содержится в лососе, яйцах и

молоке. Получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей

заряжает иммунную систему. Витамины группы В мы получаем главным образом с

хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других

жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Употребляйте белок. Из белка строятся защитные факторы иммунитета. Если

вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они

просто не смогут образовываться.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и

органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот,

поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Режим труда (учебной деятельности) и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа

жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и

необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия

для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению

работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных

привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются

причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают

работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на

здоровье будущих детей.

Режим сна

Полноценный сон является одной из важнейших составляющих здорового

образа жизни. Сон должен быть глубоким и достаточно длительным, чтобы человек

после сна чувствовал себя полностью восстановившимся. Нарушение режима сна и

бодрствования даже в течение короткого промежутка времени приводит к

расстройству психического и физического здоровья. Последствия этого чаще всего

проявляются в виде усталости, раздражительности, головных болей, повышенной

сонливости днем, снижения концентрации, ухудшения памяти и координации

движений.

Крепкий сон — один из лучших способов оставаться здоровым. Хороший

ночной сон укрепляет иммунную систему.

Занимайтесь спортом.

Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма. Согласно

исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25%

реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком

усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вам стать здоровее, в то

время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в

программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца.

Обязательно делайте упражнения на пресс.

Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической

нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по

утрам.

Закаляйтесь

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать

многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую

работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм,

повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен

веществ. Основными средствами закаливания являются такие естественные факторы

природы, как воздух, вода и солнечные лучи. К закаливанию лучше всего приступить

с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны.

Огромное значение в процессе закаливания играют и водные процедуры — укрепляя

нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды. Прежде всего

рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже

переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36

С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные

процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки.

Личная гигиена

Личная гигиена неотделима от правильного образа жизни и направлена на

охрану здоровья. Основы здоровья каждого человека закладываются еще в детстве.

Поэтому соблюдение элементарных правил личной гигиены должно воспитываться с

ранних лет. Эти гигиенические навыки сохраняются у человека на протяжении всей

жизни. Содержание кожного покрова в чистоте — одно из важнейших мероприятий

личной гигиены. Кожа принимает активное участие в обмене веществ, осуществляет

дыхательную функцию. Огромна связь кожного покрова с нервной системой.

Регулярный гигиенический уход за кожным покровом нормализует многие функции

и предупреждает развитие различных гнойничковых и грибковых заболевании.

Важное гигиеническое значение имеет поддержание в чистоте волосяного покрова

головы и гигиена ротовой полости, которая прежде всего сводится к уходу за зубами

и деснами. Большое внимание надо уделять содержанию в чистоте одежды,

постельного белья и поддержанию чистоты в своем жилище. Правила личной

гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний.

Профилактика вредных привычек

Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей.

Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная

профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости. Вредные привычки —

проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше

вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий

момент — это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят

столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как

выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать

себя свободными и независимыми. Каждый подросток знает о том, что такое

здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает.

Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек,

следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое

главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

Методы борьбы с вредными привычками у подростков

Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у подростков,

тем более эффективна будет помощь. Вредные привычки можно попробовать

искоренить следующими методами:

распределением свободного времени подростка;

пропагандой здорового образа жизни;

положительным примером окружающих.

Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей

является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не

должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит

инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример

человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным

методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.

Веселитесь!

Согласно исследованиям, люди, имеющие положительный эмоциональный

стиль — счастливы, невозмутимы и полны энтузиазма, а также менее

подвержены простудам. Веселье и здоровый образ жизни неотделимы друг от

друга.

Практическая часть

Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ дети мы провели

анкетирование на данную тему. Что же входит в само понятие здоровый образ

жизни? По мнению детей в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие

компоненты:

- правильное питание;

- двигательный режим;

- гигиена;

- отказ от вредных привычек.

С целью опровержения или принятия гипотезы проекта я предложила детям

ответить на вопросы анкет, включающих в себя вопросы, охватывающие все аспекты

здорового образа жизни:

Анкета №1 «Здоровый образ жизни – что это?»

Анкета №2 «Моя двигательная активность»

Анкета №3 «Моё питание»

Анкета №4 «Личная гигиена»

Анкета №5 «Вредные привычки»

В анкетировании приняли участие дети группы №15

Анкетирование

Результаты анкетирования

Анкета №1

«Здоровый образ жизни – что это?»

Из 8 опрошенных, только 4 смогли точно сформулировать - что означает понятие

здоровый образ жизни и что необходимо делать, чтобы вести здоровый образ жизни

На вопрос, «Как ты считаешь, верно утверждение «Я веду здоровый образ жизни»

для тебя? 3 опрошенных ответили – нет, один не знаю

Анкета №2

«Моя двигательная активность»

По результатам анкеты №2 можно сказать, что режим дня у детей выполняется не

всегда. Они мало времени уделяют прогулкам мало спят. Много времени проводят у

телевизора, компьютера и за уроками и дополнительными занятиями по предметам.

Утреннюю гимнастику делают только 2. Спортивные секции посещают 3 детей.

Двигательная активность у подростков средняя и режим дня нельзя назвать

правильным.

Анкета №3

«Моё питание»

Из анкеты №3 мы делаем вывод, что 50% детей не завтракают, едят всухомятку,

употребляют много газированных напитков, сухарики, чипсы, сладкое. Только 5

человек в обед едят первые блюда, многие пропускают обед, не каждый день

употребляют молочные продукты и фрукты, мало едят овощей. Покупая продуты,

практически все не задумываются об их пользе или вреде. Все опрошенные

понимают, что питаются неправильно.

Анкета №4

«Личная гигиена»

Правила личной гигиены знают все. 8 опрошенных полностью соблюдают все

правила личной гигиены, лишь 2 человек не всегда успевает делать все правильно

почистить вечером зубы, умыться перед сном.

Анкета №5

«Вредные привычки»

2 человека из опрошенных пробовали курить. Большинство опрошенных указали, что

курить и употреблять спиртное можно лишь с 18 лет, употреблять наркотики нельзя с

любого возраста.

Обработав анкеты, сделали вывод, что не все подростки соблюдают правила

здорового образа жизни.

Обязательно необходимо проводить работу по пропаганде здорового образа

жизни, правильном питании, профилактике вредных привычек.

Вывод: в основном дети заботятся о своем здоровье и стараются вести

здоровый образ жизни.

Выводы:

В ходе работы гипотеза полностью оправдалась. Подростки могут объяснить,

что включает в себя понятие - здоровый образ жизни, но практически нет ни одного

ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

.

Для пропаганды здорового образа были разработаны буклеты здорового образа

жизни.

Заключение

Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень

актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается

количество детей, имеющих проблемы со здоровьем, немало подростков имеют

вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так

и физическом состоянии здоровья.

В своей работе постарались раскрыть понятие здоровья и значения здорового

образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную

литературу и Internet – ресурсы выявили, что здоровый образ жизни помогает нам

выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с

трудностями. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком,

позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь.

Приложение 1

Анкета№1 «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Внимательно прочитайте вопрос, отметьте любым способом

не более трёх пунктов

13.Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?

1.

это образ жизни, направленный на сохранение здоровья;

2.

это соблюдение режима дня и правильного питания;

3.

это занятия спортом и закаливание.

4.

не знаю.

2. Является ли твой образ жизни здоровым?

А) да; б) нет;

в) частично; г) не знаю.

3. Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?

А) на 80-100% б) на 50-70%

в) на 10-40% г) не зависит.

4. Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?

1.

чтобы не беспокоили болезни; б) чтобы жить долго;

в) чтобы выглядеть красиво; г) чтобы всего добиться в жизни.

5. Какие обстоятельства могли бы побудить тебя изменить образ жизни?

1.

пример родителей;

2.

пример уважаемых мной людей;

3.

болезни;

4.

наглядная информация в фактах и цифрах;

6. Употребляешь ли ты алкоголь, табак, наркотики?

А) да; б) нет;

в) пробовал; г) уже отказался.

7. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?

А) да; б) нет;

в) пытаюсь, но не получается высказать всё, стесняюсь;

г) пытаюсь, но родители неправильно меня понимают.

8. Как ты справляешься со стрессом?

1.

слушаю классическую музыку; б) иду в спортзал;

в) обливаюсь холодной водой;

г) хватаюсь за сигарету или банку пива.

9. Есть ли у тебя три заветных желания?

1.

да;

2.

нет.

Анкета №2 «Моя двигательная активность»

1.В первом полугодии 2020-2021 учебного года я посетил:

А) все уроки физкультуры

Б) пропустил не более 10 уроков по болезни

В) пропустил более 10 уроков по болезни

Г) пропускаю уроки постоянно

Д) освобожден(а) от уроков физкультуры

2. Я с удовольствием посещаю уроки физкультуры

А) да

Б) да, но хотелось бы снизить нагрузку на уроках

В) нет

Г) затрудняюсь ответить

3. Я делаю утреннюю гимнастику

А) каждый день

Б) редко

В) не делаю, потому что не успеваю

Г) не делаю, так как считаю это бесполезным

4. Я провожу на свежем воздухе

А) не менее 2-х часов в день

Б) не менее 1 часа в день

В) не гуляю в течении рабочей недели из-за нехватки времени

Г) не гуляю на свежем воздухе, потому что не люблю проводить время на улице

Д) гуляю на улице только в выходные дни

5. Я занимаюсь в спортивной секции

А) да

Б) нет

Если занимаешься, укажи в какой

6. Мне нравится активный отдых

А) да

Б) нет

7. У меня есть коньки, зимой я хожу на каток не реже 1 раза в неделю

А) да

Б) нет

8. У меня есть лыжи, зимой я катаюсь на лыжах не реже 1 раза в неделю

А) да

Б) нет

9. Я часто катаюсь на велосипеде летом

А) каждый день

Б) не реже 3 раз в неделю

В) 1 раз в неделю

Г) не катаюсь

10. В течение дня я хожу пешком

А) не более километра

Б) от 1-2 километров

В) более 2-х километров

Г) только до школы и обратно

11. Я провожу у телевизора и компьютера в среднем

А) не более 1 часа в день

Б) от 1-2 часов в день

В) от 2-3 часов в день

Г) более 3 часов в день

12. Я трачу на выполнение домашнего задания в среднем

А) не более 1 часа в день

Б) от 1-2 час в день

В) от 2-3 часов в день

Г) более 3 часов в день

13. Я посещаю дополнительные занятия по учебным предметам

А) 1 раз в неделю

Б) 2 раза в неделю

В) 3 раза в неделю

Г) не посещаю

Анкета №4 «Личная гигиена»

Вопрос №1

Что такое личная гигиена?

Вопрос № 2

Почему необходимо мыть руки перед едой?

Вопрос № 3

Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Вопрос № 4

Зачем надо коротко стричь ногти?

Вопрос № 5

Сколько раз в день необходимо умываться?

Вопрос № 6

Как часто нужно мыть все тело и голову?

Вопрос № 7

Как часто нужно мыть руки?

Вопрос № 8

Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Вопрос № 9

Как часто надо мыть ноги?

Вопрос №10

Необходимо ли ставить прививки и почему?

Вопрос №11

Сколько раз в день нужно чистить зубы и почему?

Вопрос №12

Можно ли использовать средства личной гигиены другого человека (расческа, зубная

щетка, полотенце и т.д.) и почему?

Вопрос №13

Как ты считаешь, соблюдаешь ли ты все правила личной гигиены

Анкета №5 «Вредные привычки»

1.

С какого возраста, по-твоему, человеку можно:

1.

курить ___________

2.

употреблять спиртные напитки ___________

3.

наркотические вещества _______________

2.

Пробовал ли ты (да, нет)

1.

курить _____

2.

спиртные напитки _______

3.

наркотические вещества _______

3.

Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)

1.

куришь ___________

2.

употребляешь спиртные напитки __________

3.

наркотические вещества _____________

4.

Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:

1.

положительного:

2.

отрицательного:

5.

Что заставляет тебя употреблять спиртное?

1.

встреча с друзьями;

2.

праздники;

3.

одиночество, невезение в жизни;

4.

семейные драмы;

5.

иное;

6.

не употребляю.

6.

Что заставляет тебя курить?

1.

встреча с друзьями;

2.

праздники;

3.

одиночество, невезение в жизни;

4.

семейные драмы;

5.

иное;

6.

не курю

7.

Как ты относишься к тезису: «Курить – это модно»?

8.

Как ты относишься к ребятам, которые имеют привычки курить,

выпивать, принимать наркотики (безразлично, завидую,

осуждаю)____________________________

9.

Как твои родители относятся к таким привычкам?

1.

категорически против

2.

осуждают

3.

безразлично.

10.Есть ли у тебя друзья, которые употребляют (да, нет)

- алкогольные напитки __________

- наркотики ________________

- сигареты __________

11.Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по

десятибалльной системе).

_________________________

12.Твои родители

1.

курят _____________

2.

употребляют спиртные напитки _____________

3.

наркотики _____________

Приложение 2



В раздел образования