Напоминание

Использование дидактической куклы для развития речи у детей раннего возраста


Автор: Короткова Ирина Владимировна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №30 Кировского района санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование дидактической куклы для развития речи у детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Использование дидактической куклы для развития речи

у детей раннего возраста

Разработала:

Короткова И.В.

Санкт-Петербург, 2021

Развитие речи детей раннего возраста.

1

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и

правильности».

К. Д. Ушинский.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно

отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.

С

помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение,

согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и

целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст

наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для

пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения

словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно,

постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Важная роль в развитии речи у детей третьего года жизни принадлежит игре. Игра в

данном возрасте является ведущей деятельностью ребенка. Известные ученые Л.С.

Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин,

Р.И. Жуковская и многие другие указывали в своих трудах, что в процессе игры

ребенок не только отражает свои впечатления об окружающем мире, но и приобретает

новые. Игра даёт возможность влиять на всестороннее развитие детей, в том числе и

на их развитие речи. Кукла занимает особое место в игровой деятельности каждого

ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его

познавательной деятельности, и в то же время может служить средством для развития

речи детей. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции

ребенку. Играя с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей

собственной речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с

игрушкой ему легче общаться, разговаривать. Система занятий по развитию речи с

использованием дидактической куклы выдвигают широкие возможности для развития

детской речи. Важно отметить, что воспитательный процесс протекает наиболее

2

успешно,

когда

наряду

с

повседневным

общением

проводятся

специальные

поучающие, дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им

сведения и умения. В игре развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно

эффективно. Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с

дидактическими игрушками. Для детей в первую очередь нужны куклы. Она занимает

главенствующее положение в жизни каждого ребенка, потому как кукла - есть

уменьшенная копия человека. Кукла используется в большинстве игр дошкольников,

она как представитель той или иной игры помогает ребятам полнее и ярче отображать

впечатления окружающей действительности. Занятия с куклой ценны тем, что слово в

них связывается с действием. Занятия с куклой помогает закрепить в речи детей

названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие

действия во время умывания, одевания, потребления пищи и др.

Занятия в форме игры для детей раннего возраста в ДОО, где речевая активность детей

(ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой,

которые заключаются в том, что педагог разыгрывает небольшую инсценировку с

участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на

прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени

куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая

форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством

активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями педагога,

внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

Предлагаю систему игр-занятий по развитию речи с использованием дидактической

куклы.

Система игр-занятий по развитию речи с использованием дидактической куклы

.

МЕСЯ

Ц

ТЕМА

ЗАНЯТИЙ

ОСНОВНЫЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

ДИДАКТИЧЕСКИ

Е ИГРЫ и

УПРАЖНЕНИЯ,

ХУДОЖЕСТВЕН-

НАЯ

ЛИТЕРАТУРА,

используемая в

МАТЕРИАЛ К

ЗАНЯТИЮ

3

занятии.

9

Знакомство с

групповой комнатой.

«МАША

рассказывает»(2

занятия).

Познакомить детей с

групповой комнатой,

расположенной в ней

мебели, игрушек,

книг, строительного

материала.

Учить детей ставить

игрушки после игры

на место.

Дид. УПР.

«ПОСТАВЬ НА

МЕСТО».

Групповая комната.

10

«ЧТО РАСТЕТ НА

ГРЯДКЕ?».

«ЧТО У МАШИ В

КОРЗИНКЕ?»

Рассматривание

ОВОЩЕЙ.

Учить детей

внимательно следить

за ходом рассказа,

добавлять по просьбе

воспитателя

НУЖНОЕ СЛОВО.

Дать представления о

МОРКОВИ,

ОГУРЦЕ,ПОМИДОР

Е. Обогатить словарь

за счёт слов:

КРАСИМ, ЗЕЛЁНЫЙ

ДЛИННЫЙ,

КРУГЛАЯ и др.

Дид. ИГРА:

«УЗНАЙ и

НАЗОВИ».ст.

М.Смирновой

"ПОМИДОРЫ"

с.100.

«МОРКОВЬ,

ПОМИДОР,

ОГУРЕЦ»

(муляжи).

МАША- дид.

КУКЛА с

КОРЗИНКОЙ.

«УСТРОИМ МАШЕ

КОМНАТУ».

Учить детей играть с

куклой. Обогащать

словарь за счёт слов:

СТОЛ, СТУЛ,

ЧАШКА, БЛЮДЦЕ,

ПЬЕТ и т.д.

Дид. КУКЛА,

мебель: стол, стул,

чайная посуда.

Дид. КУКЛА,

мебель: стол, стул,

чайная посуда.

«МАША ПОЕТ и

ПЛЯШЕТ».

Учить, детей играть с

КУКЛОЙ; Обогащать

словарь детей.

Закреплять

правильное

произношение звуков

"А", "У" и

звукоподражаний.

Дид. УПР. «Все

захлопали в

ладоши".

Звукоподражания:

МАША ходит,

поет, пляшет,

плачет.

Дид. КУКЛА в

нарядном платье.

«РАССКАЖЕМ

МАШЕ СКАЗКУ

«КУРОЧКА РЯБА».

Учить детей

внимательно слушать

Дидак. УПР. «КТО

ЧТО ДЕЛАЕТ?».

Книга»Курочка

РЯБА».Низкая

ширма, театр «БИ-

БА-БО». Дид.

4

сказку. Обогащать

словарь за счет слов:

персонажей, сказки,

действий.

КУКЛА.

11

"МАШЕ СПАТЬ

ПОРА” (2 занятия).

Помочь детям понять

соде ржание

(песенки, потешки).

Уточнить

представления детей

об одежде, назначе-

нии вещей.

Научить чётко

произносить

проговариваемые

слова.

Колыбельная

«БАЮ-БАЙ».

Потешка «Вот и

люди спят».Дид.

ИГРА «НЕ

РАЗБУДИ

КУКЛУ».

Дид. КУКЛА с

набором одежды

и постельных

принадлежностей,

Кровать.КАРТИНК

И животных на

ковралинографе.

«ОДЕНЕМ КУКЛУ

ПОСЛЕ СНА.

Дать детям

представления об

одежде, назначении

вещей. Обогащать

словарь за счёт слов -

названий одежды.

Игры с КУКЛОЙ.

Чтение

ст.Френкеля «Топ-

топ».

КУКЛА, ОДЕЖДА.

12

«НАША МАША

МАЛЕНЬКАЯ».

Уточнить

представления об

одежде.

Вызвать желание

послушать потешку.

Научить чётко

произносить:

«подговариваемые»

слова. Развивать

речевое дыхание.

Чтение потешки

"НАША МАША".

Дид. УПР.

«СНЕЖИНКИ»

.

КУКЛА в красной

шубке.

СНЕЖИНКИ из

бумаги.

«КУПАНИЕ КУКЛЫ

МАШИ» (2

занятия).

Учить детей

различать и называть

предметы для

умывания.

Активизировать в

речи слова-названия

предметов умывания.

Качественно

упражняться в

1)ИГРЫ с водой.

"Песенка воды с-с-

с" Чтение

ст.Капутикян

"Хлюп-хлюп".

2)Дид.УПР.

"Назови ласковые

слова кукле

КУКЛА, ванночка,

мыло, мыльница,

полотенце, вода

холодная и тёплая.

5

звукопроизношении

звука.

МАШЕ".

"Водичка—

водичка"- по-

тешка.

«МАША

НАРЯЖАЕТСЯ».

Приучать ребёнка

внимательно

наблюдать за работой

взрослых, принимать

посильное участие в

труде. Побуждать к

использованию в

речи названий

предметов одежды,

их частей, а также

действий и качеств.

Звукоподражания

ГРОМКО- ТИХО.

Развитие сюжетно-

ролевой игры.

Дид. ИГРА «Все

ребята

нарядились»-

музыкальная.

Дидак. ИГРА

«МАШИНЫ».

Дид. КУКЛА.

Утюг, гладильная

доска, одежда.

МАШИНЫ-

большая и

маленькая.

1

«НАКО

МИМ

МАШУ

ОБЕДОМ.

Уточнить с детьми

назначение посуды,

научить называть и

последовательно

выполнять действия.

Развивать речевое

дыхание.

Дид.УПР.:

«Горячий суп».

Чтение С.

Капутикян «Кто

скорее допьет».

Кукла, стол, стул,

кухонная и

столовая посуда.

«ВКУС

АЯ

КАША

ДЛЯ

НАШЕЙ

МАШИ».

Уточнить с детьми

назначение посуды,

научить называть и

последователь - но

выполнять действия.

Развивать речевое

дыхание.

Упражнять детей в

звуко подражаниях

МЯУ, тихо и громко.

Чтение

стихотворения

«Каша из гречки».

Игрушечный

котёнок, КУКЛА,

стол, стул,

кухонная и

столовая посуда.

РАССМАТРИВАНИ

Е ОДЕЖДЫ

КУКЛЫ МАШИ.

ОДЕВАНИЕ НА

Уточнить

представление детей

об одежде, назна-

чении вещей.

Дид. Игра «На

дворе мороз и

ветер». Игры с

куклой на

Комплект одежды

для. куклы.

6

ПРОГУЛКУ.

«ОДЕВАЕМ

МАШУ НА

ПРОГУЛКУ».

Обогащать словарь за

счёт слов названий

одежды и действий.

прогулке.

«НАУЧИМ МАШУ

РАЗДЕВАТЬСЯ

ПОСЛЕ

ПРОГУЛКИ».

Учить детей

последовательности

раздевания.

Активизировать в

речи

детей слова-названия

предметов, одежды,

действий (снять,

повесить, положить,

поставить).

Дид. ИГРА

«Сделай то, что я

скажу».

Комплект одежды

кукол.

2

«СТИРК

КУКОЛ

НОГО

БЕЛЬЯ».

Расширение

словарного запаса,

упражнение в

звуковом

произношении.

Развитие игровых

навыков.

Дидак. ИГРА

«ЧТ0 ЭТО?».

Чтение

стихотворения

«Мыло мылится в

корыте».

Вода тёплая,

холодная, мыло,

тазик, верёвка,

прищепки, одежда.

«ПОКУ

АЕМ

ОДЕЖДУ

ДЛЯ

МАШИ».

Развивать игровые

навыки, связную

речь, слуховое

внимание. Обогащать

словарь за счёт

названий предметов

одежды, действий,

качеств: тёплая,

пушистый и тд.

Дидак. ИГРА

«Узнай по звуку».

Зимняя одежда.

«КУКЛА МАША

ЗАБОЛЕЛА»,

«ВЫЗДОРОВЛЕНИ

Е».

Развивать игровые

навыки, развивать

фразовую речь

Обогащать словарь за

счёт слов: таблетки,

микстура, градусник,

доктор. Действий:

слушает, лечит.

Чтение стих. В.

Берестова

«Больная кукла».

Кровать, стол, стул,

градусник посуда,

телефон. Набор

«АЙБОЛИТ».

3

«КТО БЫ ЭТО МОГ

БЫТЬ?»

инсценировка

(2 занятия).

Развитие речевого

аппарата,

закрепление звуков в

звукоподражательны

х словах. Обучение

ребёнка умению

Дид. ИГРА «Стоит

домик», «Наши

уточки с утра».

Потешка.

Игрушечный

домик, кукла, игр.

Гусь, утка,

цыплёнок, курица,

петух, пёсик.

7

различать по

внешнему виду

животных, узнавать

их голоса. Называть

животных.

Предметные

картинки

животных.

Ковралинограф.

«МАША ПО ЛЕСУ

ГУЛЯЛА»

Развитие фразовой

речи, закрепление

звуков в

звукоподражательны

х словах. Активи-

зация в речи

отдельных слов.

Дид.ИГРА «Игра с

шишками».

Дид.УПР.

«СОВА».

Кукла с

комплектом

весенней одежды,

обуви. Игрушечный

медведь, корзинка,

шишки. Маска

«СОВА».

«МАШЕНЬКИН

КОТИК».

Побуждать детей

договаривать фразы и

слова. Способ-

ствовать

интонационной

выразительности

речи. Активизировать

в речи слова: густая,

пушистая.

Дид.ИГРА «Найди

клубочки по

цвету». «Как у

нашего кота».

КУ КЛА

игрушечный котик

разноцветные

клубочки.

4

«ПОКАЖЕМ КУКЛЕ

КАРТИНКИ И

РАССКАЖЕМ

СТИХИ».

Упражнять в

звукопроизношении.

Способствовать

договариванию

детьми слов и фраз.

Дид. ИГРА

«МЕДВЕЖОНОК»

Ст.

З.Александровой

«Мой мишка».

Кукла МАША,

медвежонок, кар-

тинки, книга «Мой

мишка

Александровой.

«У куклы

МАШИ

ДЕНЬ

РОЖДЕ

ИЯ».

Учить детей

повторять маленький

(2—3 пред)

описательный

рассказ. Упражнять

детей в употреблении

предлогов (В, НА,

ПОД).

Дид. ИГРА «Найти

МАШУ».

Дид. ИГРА

«ХЛОПАТЪ КУ-

КОЛКА УМЕЕТ».

КУКЛА, белочка,

заяц, мишка.

Чайная посуда.

Круглые конфеты.

8

«КУКЛА МАША

ДЕЛАЕТ ЗАРЯДКУ

Учить детей отвечать

на вопросы

воспитателя. Упраж-

нять детей в

употреблении,

глаголов в

повелительном

наклонении.

Дид.УПР. «ЧЬЯ

ПТИЧКА

УЛЕТИТ

ДАЛЬШЕ?».

Бумажные яркие

птички.

КУКЛА в кроватке,

принадлежности

для умывания.

«О ЧЁМ

РАССКАЗАЛА

игрушка».

Учить детей

внимательно слушать

короткий рассказ,

отвечать на вопросы

воспитателя

обогащать словарь за

счёт названий

игрушек животных.

Дид.ИГРА «ЧЬЯ

МАМА?»,

«УЗНАЙ ПО

ГОЛОСУ».

КУКЛА,ИГРУШК

А сломанная,

предметные

картинки, тсобака-

щенок, курица-

цыплёнок, корова-

телёнок, кошка-

котенок.

5

«РАССКАЖЕМ

МАШЕ 0

РАСТЕНИИ

БАЛЬЗАМИН».

Помочь детям

припомнить названия

знакомых им рас-

тений: фикуса и

травки. Ввести в

словарь-ОГОНЁК.

Активизировать

словарь за счёт

действий: РАСТУТ,

ПЬЮТ ВОДУ.

Дид.УПР

«ПОКАЖИ ТО-

ТО».

Растения

"бальзамин", лейка,

кукла.

«ЕДЕТ МАШЕНЬКА

НА ДАЧУ».

Учить детей

повторять

короткий(2-3

предложения)

рассказ.Учить детей

различать и называть

основные цвета.

Дид.ИГРА «МЫ

едем, едем-

музыкальная.

Дид.ИГРА

«Подари петушку

пёрышко».

«ПЛЫВИ

КОРАБЛИК».

Развивать умение

сочетать

произнесение звука с

началом выдоха.

Упражнять в

произношении звуков

"Ф", "В", "П".

Дид.ИГРА «Подуй

на кораблик».

«Плывет, плывет

кораблик»-

музыкальная.

Кораблик, таз с

водой.

КУКЛА.

«МАША ГУЛЯЕТ».

Наблюдение за

птичками на

Обогатить и уточнить

представления детей

Дид.УПР.

«БАБОЧКА,

КУКЛА в

комплекте.

ЛЕТНЯЯ

9

прогулке или

рассматривание

одуванчиков.

о птицах, растениях.

Научить узнавать и

называть их.

Развивать речевое

дыхание.

лети!».

Подвижная ИГРА

«В0Р0БЫШКИ и

АВТОМОБИЛЬ».

«ПОДУЙ НА

ОДУВАНЧИК».

БАБОЧКА из яркой

бумаги.

Список используемой литературы:

1. Антонова А.В. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада:

программа и методические рекомендации [Текст] / авт.-сост. А.В. Антонова [и др.];

сост. С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика - Синтез, 2017. - 131 с.

2. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 2013. - №4. –

с. 45.

3. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение,

2014. – 317 с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Эксмо, 2016. – 204 с.

5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2013.–195 с.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста. –

М.:Просвещение, 2005г.

7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.

8.Елецкая О.В., Варенина Е.Ю. День за днём говорим и растём (пособие по развитию

детей раннего возраста). – ТЦ Сфера, 2005.

9.Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. –М.:

Просвещение,1986.

10. Развивающие игры с малышами до 3-х лет/Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль.1997г.

10



В раздел образования