Авторы: Лебедева Ирина Ивановна, Арина Леонидовна Чукаева
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МОУ "Ошейкинская СОШ"
Населённый пункт: г.о. Лотошино, д. Ошейкино
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: «Я – исследователь»
Раздел: среднее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Я – исследователь»
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ»
(направление)
4 класс
Составитель:
Лебедева Ирина Ивановна,
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
Программа «Юный биолог» реализует общеинтеллектуальное и
экологическое направление внеурочной деятельности и составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к структуре рабочих программ,
на основании
«Примерной программы внеурочной деятельности «Начальное и основное общее образование», под редакцией В.А.Горского, на основе авторской
программы основного общего образования «Биология. 5 – 9 классы», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Рабочие программы.
Биология. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2013). На изучение курса в МОУ
«Ошейкинская СОШ» на 2018-2019 учебный год отводится 34ч, занятия проводятся 1 раз в неделю, программа рассчитана на 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Обучающиеся должны знать:
- определение основных экологических понятий;
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- съедобные и ядовитые растения своей местности;
- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.
- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- значение растений в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- подготовить доклад, презентацию;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение
Цель программы - формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, убежденности в необходимости изучения и
охраны природы своего края, формирование и развитие экологически грамотности, экологического культуры личности.
Задачи:
Образовательные:
сформировать систему эколого-биологических знаний: способствовать усвоению учащимися основных положений экологической науки,
на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду.·
способствовать пониманию взаимосвязи природных явлений, единстве неживой и живой природы, взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека;
Развивающие:
способствовать развитию способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим
вопросам;
способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения;
создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в
избранных сферах внеурочной деятельности.
развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности.
Воспитательные:
формировать экологическую грамотность,экологическую культуру личности;
формировать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового
образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды, прогнозированию состояния и охраны
природы родного края;
Содержание курса
Тема раздела, занятия
Кол-во
часов
Содержание, планируемые результаты
Тема 1. Природа под микроскопом.
Введение. Методы исследования природы.
Правила безопасности и меры первой
помощи.
Исследования
природы
с
помощью
микроскопа.
Правила
работы
с
микроскопом.
Приготовление
микропрепаратов.
Самые маленькие организмы. Особенности
7
Учащиеся должны знать:
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- устройство лупы и микроскопа.
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в в природе и жизни человека.
- строение клетки;
Учащиеся должны уметь:
и
разнообразие
бактерий.
Бактерии
в
жизни человека. «Суд над бактерией»
Простейшие организмы. Клетки растений.
- определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент»,
«измерение»
-
пользоваться
простыми
биологическими
приборами,
инструментами
и
оборудованием;
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- давать общую характеристику бактериям;
- отличать бактерии от других живых организмов
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
Тема 2. Осенние явления в природе.
Введение. Сезонность в природе.
Фотопериодизм.
Осень в жизни растений.
Осенние пейзажи.
Грибное царство.
Что мы знаем о грибах.
«Тихая
охота».
Правила
сбора
и
переработки грибов. Первая помощь при
отравлении.
О чем нам осень рассказала.
7
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
- Что такое фотопериодизм, фенология
- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
- давать общую характеристику грибам;
- отличать грибы от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Тема 3. Зеленый мир
Мир
растений.
Особенности
и
многообразие растений.
Тайны жизни растений. Строение растений
и жизнедеятельность. Органы растений и
их функции.
Кто
такие?
Где
живут?
Определение
растений.
Определение растений. Зачет «Что ты
знаешь о растениях?».
Роль
растений
в
природе
и
жизни
человека. Съедобные и ядовитые растения.
Лекарственные растения.
7
Учащиеся должны знать:
- строение клетки;
- о многообразии живой природы;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная
среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- о многообразии живой природы;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземновоздушная
среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро»,
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»;
- характеризовать экологические факторы;
- определять понятия «царства живой природы»,
- отличать живые организмы от неживых
- определять понятия «биология»,
«экология»,
«биосфера», «царства живой
природы», «экологические факторы»;
-
пользоваться
простыми
биологическими
приборами,
инструментами
и
оборудованием;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и
лабораторных опытов.
Тема 4. Весна в природе.
Признаки весны.
Весна в жизни растений.
Первоцветы под охраной.
По страницам красной книги Курской
области.
8
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Эстетическое восприятие природы
Вырастить растение своими руками.
Основы растениеводства.
Выращивание
рассады овощных и комнатных растений.
Способы
вегетативного
размножения
растений.
Весна в жизни растений.
Весенние пейзажи.
Международный День Земли.
Тема 5.
Природа под охраной
Памятники
природы
Лотошинского
района. Лес. Экскурсия. Река. Экскурсия
Смешанный
лес.
Экскурсия.
Защита
проектов.
5
применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом
оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие
природы
Календарно – тематическое планирование
№
Дата
план
Дата
факт.
Внеурочное занятие
(тема, название)
Тип занятий
Основные виды учебной
деятельности
Примечание
2.
Тема
1.
Природа
под
микроскопом. 7 ч.
Введение.
Методы
исследования
природы.
Правила
безопасности
и
меры первой помощи.
Вводная
лекция
с
элементами
беседы
и
практической
деятельности.
Знакомятся
с
правилами
безопасности работы в кабинете
биологии,
с
комнатными
растениями и
мерами первой
помощи.
3.
Исследования
природы
с
помощью
микроскопа.
Правила
работы
с
микроскопом.
Приготовление
микропрепаратов.
Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
Наблюдение, фиксация данных,
исследование
учитывать выделенные учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с учителем;
4.
Самые
маленькие
Рассказ,
организация
Анализировать,
сравнивать,
организмы. Особенности и
разнообразие бактерий.
работы по мини-проектам
группировать
различные
объекты, факты
5.
Бактерии в жизни человека.
Беседа,
Проектная деятельность
Осуществляет
поиск
необходимой информации, сбор
информации
о
бактериях
и
оформление
собранного
материала.
6.
«Суд над бактерией»
Деловая Игра
Распределение
ролей
в
игре,
подготовка
и
выступление
с
сообщениями
7.
Простейшие организмы.
Рассказ,
исследовательская работа
с микроскопом
Работа с микроскопами
8.
Клетки растений .
Рассказ,
исследовательская работа
с микроскопом
Работа
с
микроскопами,
оформление результатов
9.
Тема 2. Осенние явления в
природе.
Введение.
Сезонность
в
природе.
Фотопериодизм.
Вводная
лекция
с
элементами
беседы
и
практической
деятельности.
Правила оформления дневника
фенологических
наблюдений.
Что можно наблюдать в природе
осенью?
10.
Осень в жизни растений
Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
Оформление
дневников
наблюдений
11.
Осенние пейзажи.
Экскурсия, фотосессия
Оформление
результатов
экскурсии
12.
Грибное царство.
Беседа,
Проектная деятельность
Изготовление памятки «Грибы-
друзья и враги»
13.
Что мы знаем о грибах.
Проектная деятельность
Изготовление памятки «Грибы-
друзья и враги»
14.
«Тихая
охота».
Правила
сбора
и
переработки
грибов. Первая помощь при
отравлении.
Беседа,
экскурсия
с
фотоаппаратом
Оформление памятки: Правила
сбора
и переработки
грибов.
Первая помощь при отравлении.
15.
О чем нам осень рассказала.
Выставка, презентация
Презентация своих работ
16.
Тема 3. Зеленый мир- 7 ч.
Мир растений. Особенности
и многообразие растений.
Вводная
лекция
с
элементами
беседы
,
экскурсия.
Поиск и выделение необходимой
информации материал о своем
крае;
выделение
и
осознание
учащимся того, что уже усвоено
и что еще подлежит усвоению,
осознание
качества
и
уровня
усвоения.
17.
Тайны
жизни
растений.
Строение
растений
и
жизнедеятельность. Органы
растений и их функции.
Рассказ учителя. Беседа.
Практическая раб.
Рассматривание
гербариев
растений,
работа
с
определителями
18.
Кто
такие?
Где
живут?
Определение растений.
Практическая
работа
с
гербарием
Рассматривание
гербариев
растений,
работа
с
определителями
19.
Определение
растений.
Зачет «Что ты знаешь о
растениях?».
Практическая работа.
Проверка
знаний
в
игровой
форме,
составление
ребусов,
кроссвордов
20.
Роль растений в природе и
жизни человека.
Беседа.
Проектная
деятельность
составление
памятки
«Как
правильно
вести
себя
в
природе»,
конкурс на лучший
«запрещающий»
и
«разрешающий» знаки
21.
Съедобные
и
ядовитые
растения.
Рассказ.
Проектная
деятельность.
Оформление
книжки-
раскладушки
«Ядовитые
растения»
22.
Лекарственные растения.
Рассказ.
Проектная
деятельность.
Составление проекта «Растения –
народные лекари»
23.
Тема 4. Весна в природе.-
8ч.
Признаки весны.
Вводная
лекция
с
элементами беседы.
Стихи.
Загадки.
Поговорки
о
весне
24.
Весна в жизни растений.
Рассказ учителя. Беседа.
Практическая работа
Признаки весны. Проращивание
семян (опыты)
25.
Первоцветы под охраной.
По
страницам
красной
книги Московской области.
Рассказ
учителя,
проектная деятельность
Практическое
занятие
–
составление
«Красной
книги»
растений Московской области.
26.
Вырастить растение своими
руками.
Основы
растениеводства.
Выращивание
рассады
овощных
и
комнатных
растений.
Рассказ.
Практическая
работа
Посев
семян
растений
(декоративных,
цветов),
пересадка комнатных растений
27.
Способы
вегетативного
размножения растений.
Беседа.
Практическая
работа
Посев
семян
растений
(декоративных,
цветов),
пересадка комнатных растений
28.
Весна в жизни растений.
Рассказ.
Проектная
деятельность.
Нанесение на контурную карту
района рек и озер Лотошинского
района
29.
Весенние пейзажи.
Экскурсия
в
лес,
фотосессия
Рисование весенних пейзажей,
выставка фотографий
30.
Международный
День
Земли.
Презентация
проектная
деятельность
Конкурс стихов «Я люблю свою
Землю»
31.
Тема 5.
Природа под охраной- 5ч.
Охраняемые
территории
Лотошинского района
Вводная
лекция
с
элементами
беседы
.
Стихи. Загадки.
Экскурсия
в
школьный
краеведческий музей
32.
Охраняемые
территории
Лотошинского района
Рассказ учителя. Беседа.
Экскурсия
Погружение
в
проект
(осуществление деятельности по
определению
проблемы,
целеполаганию,
постановке
задач,
предстоящей
деятельности)
33.
Сосновый лес. Экскурсия
Рассказ
учителя,
проектная деятельность
Фотосессия. Экскурсия.
Практическая
работа:
подготовить в группах рассказ о
полученной
информации
во
время экскурсии.
34.
Река Лама. Экскурсия
Рассказ.
Практическая
работа
Фотосессия.
Экскурсия
Практическая
работа:
подготовить в группах рассказ о
полученной
информации
во
время экскурсии.
35.
Защита проектов.
Рассказ.
Проектная
деятельность.
Презентация
Презентация