Напоминание

Методические рекомендации по развитию навыков общения у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста


Автор: Долматова Ольга Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Cтатья
Тема: Методические рекомендации по развитию навыков общения у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Методические рекомендации по развитию навыков общения у детей с общим

недоразвитием речи младшего школьного возраста

ДолматоваО.О. учитель, ГБОУ школа-интернат №9

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,

А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б.

Эльконин и др.), общение выступает в качестве одного из основных условий развития

ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида

человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через

посредство других людей.

Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна (1989г), Г.В. Гуровец (2008г), Р.Е.

Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.

указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений

коммуникативного

акта,

сопровождающихся

незрелостью

отдельных

психических

функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.

Нарушения общения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием

речи имеют качественно неоднородный характер, обусловлены как личностными

особенностями, так и ситуацией взаимодействия.

Преодоление

трудностей общения

младших школьников собщим недоразвитием речи будет эффективным при условии

реализации

дифференцированного

коррекционно-логопедического

воздействия,

направленного на развитие владения коммуникативными действиями, повышение уровня

речевой активности и совершенствование речевой системы детей.

При работе с данной категорией учащихся следует отметить, что дети

малоразговорчивы в общении со сверстниками и с взрослыми. У них нет четкого плана

высказывания,

они спешат с ответом, сбиваются. В речи используют простые

распространенные

предложения

из

трех-четырех

слов,

наблюдается

неточное

употреблении лексических значений. Часто учащиеся вообще не проявляют интереса к

общению, как правило, они сосредоточены на самостоятельном выполнении заданий,

часто не смотрят собеседнику в глаза, скованны. Во время беседы смотрят по сторонам,

раскачиваются, показывая тем самым незаинтересованность в диалоге. В их речи

отмечается бедность словаря и грамматических конструкций. Характерна стереотипность

в употреблении синтаксических конструкций.

В связи с этим, цель логопедической работы заключается в преодолении основных

коммуникативных трудностей младших школьников с речевыми нарушениями за счет

развития их владения коммуникативными действиями, повышение уровня речевой

активности и совершенствование речевой системы детей.

В соответствии с поставленной целью, содержание логопедической работы можно

условно разделить на три части, соответствующие и трем этапам работы:

1. Развитие у учащихся с нарушениями речи

мотивационно-потребностной сферы

общения:

формирование мотива к общению;

развитие способности осознавать свои эмоции и выражать их адекватно ситуации;

развитие умения верно воспринимать эмоции других людей;

совершенствование навыков использования невербальной коммуникации;

стимуляция речевой активности.

2. Развитие у учащихся с нарушениями речи коммуникативных умений и навыков:

Развитие речевых средств общения:

- развитие грамматической стороны речи

- развитие лексической стороны речи

- развитие произносительной стороны речи

Развитие у учащихся с нарушениями речи универсальных коммуникативных

средств:

- перцептивных

- оперативных

- организационных

3. Усвоение учащимися с нарушениями речи правил и способов эффективного общения в

различных ситуациях общения.

Работа по развитию навыков общения у младших школьников с ОНР включает в

себя игры и упражнения, различающиеся по способу выполнения, по степени сложности,

по характеру и виду взаимодействия участников, а также по цели.

1. Совместная игровая деятельность детей:

Игры-драматизации

Для начала необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-

драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению

персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у

них эмоциональное отношение к происходящему. Таким образом, проведению игры-

драматизации должна предшествовать беседа.

Твои друзья играют в интересную игру, а ты пришел позже, когда игра уже

началась. Что ты будешь делать? Попросишь ли ты взять тебя в игру? Как?

У тебя с друзьями много времени на отдых, но каждый предлагает свою игру. Вы

так и не можете решить, чем заняться. Что делать в такой ситуации?

2. Совместная продуктивная деятельность детей:

Учащиеся сидят в кругу, им раздаются кубики разного размера. Перед

учащимися поставлена цель – построить небоскреб. Каждый решает сам, когда

ему следует поставить свой кубик. В процессе игры можно разговаривать,

совещаться, советоваться.

Одному ребенку демонстрируется картина, после чего он должен объяснить

другим участникам,

что на ней изображено. Объясняющий регулирует

деятельность остальных детей, которые, следуя его указаниям, рисуют по

очереди. Затем получившаяся картина сравнивается с образцом.

Паре детей выдается белый лист, разделенный на три равные части. Сначала

каждый ребенок рисует на своем краю листа, а затем пара должна договориться

и нарисовать что-нибудь вместе на оставшемся центральном поле. Затем

рисунок сравнивается с рисунками других пар.

3. Общение со взрослым:

Педагог на индивидуальном занятии рассматривает и обсуждает с ребенком

сюжетную картину.

Педагог на индивидуальном занятии читает ребенку небольшой рассказ, после

чего следует обсуждение прочитанного.

Детям даются различные задания, для правильного выполнения которого

требуется обращение за помощью к педагогу («Чего не хватает»).

Педагог активно участвует во всех предлагаемых детям играх и упражнениях, по

крайней мере, на начальных этапах.

4. Упражнения и игры для активизации общения.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

«Отгадай загадку»

Цель: побуждать детей поддерживать диалог со взрослым; вступать в игровое

взаимодействие со сверстниками. Учить детей составлять небольшие описания по

картинкам. Побуждать детей к играм со словами, звуками, рифмами. Развивать речевое

внимание, фонематический слух.

«Вопрос – ответ»

Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация

речевой поисковой активности.

«Поделись игрушкой с другом»

Цель: создавать условия для ситуативной речи детей в общении друг с другом и со

взрослыми; формировать у них потребность в общении друг с другом по ходу игры;

учить их использовать речевые и неречевые средства общения; развивать у детей

понимание ситуации, представленной в стихотворении; воспитывать чувства доброты,

формировать умения сопереживать ситуации, которые происходят на глазах у детей.

5. Развитие лексического оформления высказывания

Для

младших

школьников

с

речевыми

нарушениями

характерны

следующие

особенности лексической стороны речи:

бедность словаря;

замены слов по семантическому и функциональному сходству;

трудности актуализации слов.

Игры на обогащение словарного запаса.

«Наоборот»

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

«Закончи фразу»

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-

неприятели).

Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое

пропустил педагог, т.е. закончить фразу.

«Скажи по-другому»

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

«Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –

признаков и правильно их согласовывать..

«Что бывает?»

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и

правильно их согласовывать. Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том,

что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

6. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Кузовок»

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить

действие с его названием.

«Чьё всё это?»

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном

числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на

которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья

голова? Чьи глаза?

«Кто подберёт больше слов?»

Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно

использовать предметы и картинки.

«Что без чего?»

Цель: закрепление в речи формы родительного падежа.

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задаёт

вопрос: «Что без чего?»

Проведенная работа по формированию навыков общения у младших школьников с

ОНР

показала

совершенно

иные

качественные

и

количественные

показатели.

Коррекционная работа позволила отследить динамику и эффективность воздействия.

Младшие

школьники

стали

относиться

к

процессу

коммуникации

как

к

самостоятельной деятельности, что позволяет им лучше преодолевать трудности

взаимодействия с окружающими. Развитие интереса к коммуникации не только заметно

повышает уровень речевого развития младших школьников, но и способствует

формированию всей речевой системы в целом.

Младшие школьники следят за своим произношением и интонацией, стараются более

тщательно планировать высказывание.

Таким образом, разработанная методика по развитию навыков общения у младших

школьников с общим недоразвитием речи дала положительные изменения в речевом и

неречевом поведении всех подгрупп детей в различных ситуациях общения, что еще раз

доказывает факт о реальной возможности и необходимости помощи детям с общим

недоразвитием речи в овладении навыками коммуникации.



В раздел образования