Автор: Купцова Елена Викторовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Семейное воспитание в развитии ребенка
Раздел: начальное образование
Статья на тему: «Семейное воспитание в развитии ребенка».
Роль родителей в развитии ребенка
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы
это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие
родители.
Будущие родители думают, что
хорошими
можно
стать
,
изучив
специальную
литературу
или
овладев
особыми
методами
воспитания
.
Несомненно
,
педагогические
и
психологические
знания
необходимы
,
но
только
одних
знаний
мало
.
Можно
ли
назвать
хорошими
тех
родителей
,
которые
никогда
не
сомневаются
,
всегда
уверены
в
своей
правоте
,
всегда
точно
представляют
,
что
ребенку
нужно
и
что
ему
можно
,
которые
утверждают
,
что
в
каждый
момент
времени
знают
,
как
правильно
поступить
,
и
могут
с
абсолютной
точностью
предвидеть
не
только
поведение
собственных
детей
в
различных
ситуациях
,
но
и
их
дальнейшую
жизнь
?
А
можно
ли
назвать
хорошими
тех
родителей
,
которые
прибывают
в
постоянных
тревожных
сомнениях
,
теряются
всякий
раз
,
как
сталкиваются
с
чем
-
то
новым
в
поведении
ребенка
,
не
знают
,
можно
ли
наказать
,
а
если
прибегли
к
наказанию
за
проступок
,
тут
же
считают
,
что
были
не
правы
?
Все
неожиданное
в
поведении
ребенка
вызывает
у
них
испуг
,
им
кажется
,
что
они
не
пользуются
авторитетом
,
иногда
сомневаются
в
том
,
любят
ли
их
собственные
дети
.
Часто
подозревают
детей
в
тех
или
иных
вредных
привычках
,
высказывают
беспокойство
об
их
будущем
,
опасаются
дурных
примеров
,
неблагоприятного
влияния
«
улицы
»,
выражают
сомнение
в
психическом
здоровье
детей
.
По
-
видимому
,
ни
тех
,
ни
других
нельзя
отнести
к
категории
хороших
родителей
.
И
повышенная
родительская
уверенность
,
и
излишняя
тревожность
не
содействуют
успешному
родительству
.
Родители
составляют
первую
общественную
среду
ребенка
.
Личности
родителей
играют
существеннейшую
роль
в
жизни
каждого
человека
.
Не
случайно
,
что
к
родителям
,
особенно
к
матери
,
мы
мысленно
обращаемся
в
тяжелую
минуту
жизни
.
Любовь
каждого
ребенка
к
своим
родителям
беспредельна
,
безусловна
,
безгранична
.
Причем
если
в
первые
годы
жизни
любовь
к
родителям
обеспечивает
собственную
жизнь
и
безопасность
,
то
по
мере
взросления
родительская
любовь
все
больше
выполняет
функцию
поддержания
и
безопасности
внутреннего
,
эмоционального
и
психологического
мира
человека
.
Родительская
любовь
-
источник
и
гарантия
благополучия
человека
,
поддержания
телесного
и
душевного
здоровья
.
Именно
поэтому
первой
и
основной
задачей
родителей
является
создание
у
1
ребенка
уверенности
в
том
,
что
его
любят
и
о
нем
заботятся
.
Никогда
,
ни
при
каких
условиях
у
ребенка
не
должно
возникать
сомнений
в
родительской
любви
.
Самая
естественная
и
самая
необходимая
из
всех
обязанностей
родителей
-
это
относиться
к
ребенку
в
любом
возрасте
любовно
и
внимательно
.
Многие
родители
считают
,
что
ни
в
коем
случае
нельзя
показывать
детям
любовь
к
ним
,
полагая
что
,
когда
ребенок
хорошо
знает
,
что
его
любят
,
это
приводит
к
избалованности
,
эгоизму
,
себялюбию
.
Нужно
категорически
отвергнуть
это
утверждение
.
Все
эти
неблагоприятные
личностные
черты
как
раз
возникают
при
недостатке
любви
,
когда
создается
некий
эмоциональный
дефицит
,
когда
ребенок
лишен
прочного
фундамента
неизменной
родительской
привязанности
.
Внушение
ребенку
чувства
,
что
его
любят
и
о
нем
заботятся
,
не
зависит
ни
от
времени
,
которое
уделяют
детям
родители
,
ни
от
того
,
воспитывается
ребенок
дома
или
с
раннего
возраста
находится
в
яслях
и
детском
саду
.
Не
связано
это
и
с
обеспечением
материальных
условий
,
с
количеством
вложенных
в
воспитание
материальных
затрат
.
Более
того
,
не
всегда
видимая
заботливость
иных
родителей
,
многочисленные
занятия
,
в
которые
включается
по
их
инициативе
ребенок
,
содействуют
достижению
этой
самой
главной
воспитательной
цели
.
Глубокий
постоянный
психологический
контакт
с
ребенком
-
это
универсальное
требование
к
воспитанию
,
которое
в
одинаковой
степени
может
быть
рекомендовано
всем
родителям
,
контакт
необходим
в
воспитании
каждого
ребенка
в
любом
возрасте
.
Именно
ощущение
и
переживание
контакта
с
родителями
дают
детям
возможность
почувствовать
и
осознать
родительскую
любовь
,
привязанность
и
заботу
.
Основа
для
сохранения
контакта
-
искренняя
заинтересованность
во
всем
,
что
происходит
в
жизни
ребенка
,
искреннее
любопытство
к
его
детским
,
пусть
самым
пустяковым
и
наивным
,
проблемам
,
желание
понимать
,
желание
наблюдать
за
всеми
изменениями
,
которые
происходят
в
душе
и
сознании
растущего
человека
.
Вполне
естественно
,
что
конкретные
формы
и
проявления
этого
контакта
широко
варьируют
,
в
зависимости
от
возраста
и
индивидуальности
ребенка
.
Но
полезно
задуматься
и
над
общими
закономерностями
психологического
контакта
между
детьми
и
родителями
в
семье
.
Контакт
никогда
не
может
возникнуть
сам
собой
,
его
нужно
строить
даже
с
младенцем
.
Когда
говориться
о
взаимопонимании
,
эмоциональном
контакте
между
детьми
и
родителями
,
имеется
в
виду
некий
диалог
,
взаимодействие
ребенка
и
взрослого
друг
с
другом
.
2
Диалог
.
Как
строить
воспитывающий
диалог
?
Каковы
его
психологические
характеристики
?
Главное
в
установлении
диалога
-
это
совместное
устремление
к
общим
целям
,
совместное
видение
ситуаций
,
общность
в
направлении
совместных
действий
.
Речь
идет
не
об
обязательном
совпадении
взглядов
и
оценок
.
Чаще
всего
точка
зрения
взрослых
и
детей
различна
,
что
вполне
естественно
при
различиях
опыта
.
Однако
первостепенное
значение
имеет
сам
факт
совместной
направленности
к
разрешению
проблем
.
Ребенок
всегда
должен
понимать
,
какими
целями
руководствуется
родитель
в
общении
с
ним
.
Ребенок
,
даже
в
самом
малом
возрасте
,
должен
становиться
не
объектом
воспитательных
воздействий
,
а
союзником
в
общей
семейной
жизни
,
в
известном
смысле
ее
создателем
и
творцом
.
Именно
тогда
,
когда
ребенок
участвует
в
общей
жизни
семьи
,
разделяя
все
ее
цели
и
планы
,
исчезает
привычное
единоголосие
воспитания
,
уступая
место
подлинному
диалогу
.
Наиболее
существенная
характеристика
диалогичного
воспитывающего
общения
заключается
в
установлении
равенства
позиций
ребенка
и
взрослого
.
Достичь
этого
в
повседневном
семейном
общении
с
ребенком
весьма
трудно
.
Обычно
стихийно
возникающая
позиция
взрослого
-
это
позиция
«
над
»
ребенком
.
Взрослый
обладает
силой
,
опытом
,
независимостью
-
ребенок
физически
слаб
,
неопытен
,
полностью
зависим
.
Вопреки
этому
родителям
необходимо
постоянно
стремиться
к
установлению
равенства
.
Равенство
позиций
означает
признание
активной
роли
ребенка
в
процессе
его
воспитания
.
Человек
не
должен
быть
объектом
воспитания
,
он
всегда
активный
субъект
самовоспитания
.
Родители
могут
стать
властителями
души
своего
ребенка
лишь
в
той
мере
,
в
какой
им
удается
пробудить
в
ребенке
потребность
в
собственных
достижениях
,
собственном
совершенствовании
.
Равенство
позиций
отнюдь
не
означает
,
что
родителям
,
строя
диалог
,
нужно
снизойти
до
ребенка
,
нет
,
им
предстоит
подняться
до
понимания
«
тонких
истин
детства
».
Равенство
позиций
в
диалоге
состоит
в
необходимости
для
родителей
постоянно
учиться
видеть
мир
в
самых
разных
его
формах
глазами
своих
детей
.
Контакт
с
ребенком
,
как
высшее
проявление
любви
к
нему
,
следует
строить
,
основываясь
на
постоянном
,
неустанном
желании
познавать
своеобразие
его
индивидуальности
.
Постоянное
тактичное
всматривание
,
в
чувствование
в
эмоциональное
состояние
,
внутренний
мир
ребенка
,
в
происходящие
в
нем
изменения
,
в
особенности
его
душевного
строя
-
все
это
создает
основу
для
глубокого
взаимопонимания
между
детьми
и
родителями
3
в
любом
возрасте
.
Принятие
.
Помимо
диалога
для
внушения
ребенку
ощущения
родительской
любви
необходимо
выполнять
еще
одно
чрезвычайно
важное
правило
.
На
психологическом
языке
эта
сторона
общения
между
детьми
и
родителями
называется
принятием
ребенка
.
Что
это
значит
?
Под
принятием
понимается
признание
права
ребенка
на
присущую
ему
индивидуальность
,
непохожесть
на
других
,
в
том
числе
непохожесть
на
родителей
.
Принимать
ребенка
-
значит
утверждать
неповторимое
существование
именно
этого
человека
,
со
всеми
свойственными
ему
качествами
.
Как
можно
осуществлять
принятие
ребенка
в
повседневном
общении
с
ним
?
Прежде
всего
,
необходимо
с
особенным
вниманием
относиться
к
тем
оценкам
,
которые
постоянно
высказывают
родители
в
общении
с
детьми
.
Следует
категорически
отказаться
от
негативных
оценок
личности
ребенка
и
присущих
ему
качеств
характера
.
К
сожалению
,
для
большинства
родителей
стали
привычными
высказывания
типа
: «
Вот
бестолковый
!
Сколько
раз
объяснять
,
бестолочь
!»,
«
Да
зачем
же
я
тебя
только
на
свет
родила
,
упрямец
,
негодник
!», «
Любой
дурак
на
твоем
месте
понял
бы
,
как
поступить
!».
Всем
будущим
и
нынешним
родителям
следует
очень
хорошо
понять
,
что
каждое
такое
высказывание
,
каким
бы
справедливым
,
по
сути
,
оно
ни
было
,
какой
бы
ситуацией
ни
вызывалось
,
наносит
серьезный
вред
контакту
с
ребенком
,
нарушает
уверенность
в
родительской
любви
.
Необходимо
выработать
для
себя
правило
не
оценивать
негативно
самого
ребенка
,
а
подвергать
критике
только
неверно
осуществленное
действие
или
ошибочный
,
необдуманный
поступок
.
Ребенок
должен
быть
уверен
в
родительской
любви
независимо
от
своих
сегодняшних
успехов
и
достижений
.
Формула
истиной
родительской
любви
,
формула
принятия
-
это
не
«
люблю
,
потому
что
ты
-
хороший
»,
а
«
люблю
,
потому
что
ты
есть
,
люблю
такого
,
какой
есть
».
Контакт
с
ребенком
на
основе
принятия
становится
наиболее
творческим
моментом
в
общении
с
ним
.
Уходит
шаблонность
и
стереотипность
,
оперирование
заимствованными
или
внушенными
схемами
.
На
первый
план
выступает
созидательная
,
вдохновенная
и
всякий
раз
непредсказуемая
работа
по
созданию
все
новых
и
новых
«
портретов
»
своего
ребенка
.
Это
путь
все
новых
и
новых
открытий
.
Оценку
не
личности
ребенка
,
а
его
действий
и
поступков
важно
осуществлять
,
меняя
их
авторство
.
Действительно
,
если
назвать
своего
ребенка
недотепой
,
лентяем
или
грязнулей
,
трудно
ожидать
,
что
он
искренне
согласится
с
вами
,
и
уж
вряд
ли
это
заставит
изменить
его
свое
поведение
.
А
4
вот
если
обсуждению
подвергся
тот
или
иной
поступок
при
полном
признании
личности
ребенка
и
утверждении
любви
к
нему
,
гораздо
легче
сделать
так
,
что
сам
ребенок
оценит
свое
поведение
и
сделает
правильные
выводы
.
Он
может
ошибиться
и
в
следующий
раз
или
по
слабости
воли
пойти
по
более
легкому
пути
,
но
рано
или
поздно
«
высота
будет
взята
»,
а
ваш
контакт
с
ребенком
от
этого
никак
не
пострадает
,
наоборот
,
радость
от
достижения
победы
станет
вашей
общей
радостью
.
Контроль
за
негативными
родительскими
оценками
ребенка
необходим
еще
и
потому
,
что
весьма
часто
за
родительским
осуждением
стоит
недовольство
собственным
поведением
,
раздражительность
или
усталость
,
возникшие
совсем
по
другим
поводам
.
За
негативной
оценкой
всегда
стоит
эмоция
осуждения
и
гнева
.
Принятие
дает
возможность
проникновения
в
мир
глубоко
личностных
переживаний
детей
,
появление
ростков
«
соучастия
сердца
».
Печаль
,
а
не
гнев
,
сочувствие
,
а
не
мстительность
-
таковы
эмоции
истинно
любящих
своего
ребенка
,
принимающих
родителей
.
Независимость
ребенка
.
Связь
между
родителями
и
ребенком
относится
к
наиболее
сильным
человеческим
связям
.
Чем
более
сложен
живой
организм
,
тем
дольше
должен
он
оставаться
в
тесной
зависимости
от
материнского
организма
.
Без
этой
связи
невозможно
развитие
,
а
слишком
раннее
прерывание
этой
связи
представляет
угрозу
для
жизни
.
Человек
принадлежит
к
наиболее
сложным
биологическим
организмам
,
поэтому
никогда
не
станет
полностью
независимым
.
Человек
не
может
черпать
жизненные
силы
только
из
самого
себя
.
Человеческая
жизнь
-
это
разъятое
,
разделенное
существование
,
главным
признаком
которого
является
потребность
сближения
с
другим
человеческим
существом
.
Вместе
с
тем
связь
ребенка
с
его
родителями
внутренне
конфликтна
.
Если
дети
,
взрослея
,
все
более
приобретают
желание
отдаления
этой
связи
,
родители
стараются
,
как
можно
дольше
ее
удержать
.
Родители
хотят
уберечь
молодежь
перед
жизненными
опасностями
,
поделиться
своим
опытом
,
предостеречь
,
а
молодые
хотят
приобрести
свой
собственный
опыт
,
даже
ценой
потерь
,
хотят
сами
узнать
мир
.
Этот
внутренний
конфликт
способен
порождать
множество
проблем
,
причем
проблемы
независимости
начинают
проявляться
довольно
рано
,
фактически
с
самого
рождения
ребенка
.
Действительно
,
избранная
дистанция
в
общении
с
ребенком
проявляется
уже
в
той
или
иной
реакции
матери
на
плач
младенца
.
А
первые
самостоятельные
шаги
,
а
первое
«
Я
-
сам
!»,
выход
в
более
широкий
мир
,
связанный
с
началом
посещения
детского
сада
?
Буквально
каждый
день
в
семейном
воспитании
родители
должны
определять
границы
дистанции
.
5
Решение
этой
задачи
,
иными
словами
,
предоставление
ребенку
той
или
иной
меры
самостоятельности
регулируется
,
прежде
всего
,
возрастом
ребенка
,
приобретаемыми
им
в
ходе
развития
новыми
навыками
,
способностями
и
возможностями
взаимодействия
с
окружающим
миром
.
Вместе
с
тем
многое
зависит
и
от
личности
родителей
,
от
стиля
их
отношения
к
ребенку
.
Известно
,
что
семьи
весьма
сильно
различаются
по
той
или
иной
степени
свободы
и
самостоятельности
,
предоставляемой
детям
.
В
одних
семьях
первоклассник
ходит
в
магазин
,
отводит
в
детский
сад
младшую
сестренку
,
ездит
на
занятия
через
весь
город
.
В
другой
семье
подросток
отчитывается
во
всех
,
даже
мелких
,
поступках
,
его
не
отпускают
в
походы
и
поездки
с
друзьями
,
охраняя
его
безопасность
.
Он
строго
подотчетен
в
выборе
друзей
,
все
его
действия
подвергаются
строжайшему
контролю
.
Необходимо
иметь
в
виду
,
что
устанавливаемая
дистанция
связана
с
более
общими
факторами
,
определяющими
процесс
воспитания
,
прежде
всего
с
мотивационными
структурами
личности
родителей
.
Известно
,
что
поведение
взрослого
человека
определяется
достаточно
большим
и
сложным
набором
разнообразных
побудителей
,
обозначаемых
словом
«
мотив
».
В
личности
человека
все
мотивы
выстраиваются
в
определенную
,
индивидуальную
для
каждого
подвижную
систему
.
Одни
мотивы
становятся
определяющими
,
главенствующими
,
наиболее
значимыми
для
человека
,
другие
-
приобретают
подчиненное
значение
.
Иными
словами
,
любая
человеческая
деятельность
может
быть
определена
через
те
мотивы
,
которые
ее
побуждают
.
Бывает
так
,
что
деятельность
побуждается
несколькими
мотивами
,
иногда
одна
и
та
же
деятельность
вызывается
разными
или
даже
противоположными
по
своему
психологическому
содержанию
мотивами
.
Для
правильного
построения
воспитания
родителям
необходимо
время
от
времени
определять
для
самих
себя
те
мотивы
,
которыми
побуждается
их
собственная
воспитательная
деятельность
,
определять
,
что
движет
их
воспитательными
условиями
.
Дистанция
,
которая
стала
преобладающей
во
взаимоотношениях
с
ребенком
в
семье
,
непосредственно
зависит
от
того
,
какое
место
занимает
деятельность
воспитания
во
всей
сложной
,
неоднозначной
,
подчас
внутренне
противоречивой
системе
различных
мотивов
поведения
взрослого
человека
.
Поэтому
стоит
осознать
,
какое
место
в
родительской
собственной
мотивационной
системе
займет
деятельность
по
воспитанию
будущего
ребенка
.
6