Напоминание

Семейное воспитание в развитии ребенка


Автор: Купцова Елена Викторовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Семейное воспитание в развитии ребенка
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему: «Семейное воспитание в развитии ребенка».

Роль родителей в развитии ребенка

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы

это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие

родители.

Будущие родители думают, что

хорошими

можно

стать

,

изучив

специальную

литературу

или

овладев

особыми

методами

воспитания

.

Несомненно

,

педагогические

и

психологические

знания

необходимы

,

но

только

одних

знаний

мало

.

Можно

ли

назвать

хорошими

тех

родителей

,

которые

никогда

не

сомневаются

,

всегда

уверены

в

своей

правоте

,

всегда

точно

представляют

,

что

ребенку

нужно

и

что

ему

можно

,

которые

утверждают

,

что

в

каждый

момент

времени

знают

,

как

правильно

поступить

,

и

могут

с

абсолютной

точностью

предвидеть

не

только

поведение

собственных

детей

в

различных

ситуациях

,

но

и

их

дальнейшую

жизнь

?

А

можно

ли

назвать

хорошими

тех

родителей

,

которые

прибывают

в

постоянных

тревожных

сомнениях

,

теряются

всякий

раз

,

как

сталкиваются

с

чем

-

то

новым

в

поведении

ребенка

,

не

знают

,

можно

ли

наказать

,

а

если

прибегли

к

наказанию

за

проступок

,

тут

же

считают

,

что

были

не

правы

?

Все

неожиданное

в

поведении

ребенка

вызывает

у

них

испуг

,

им

кажется

,

что

они

не

пользуются

авторитетом

,

иногда

сомневаются

в

том

,

любят

ли

их

собственные

дети

.

Часто

подозревают

детей

в

тех

или

иных

вредных

привычках

,

высказывают

беспокойство

об

их

будущем

,

опасаются

дурных

примеров

,

неблагоприятного

влияния

«

улицы

»,

выражают

сомнение

в

психическом

здоровье

детей

.

По

-

видимому

,

ни

тех

,

ни

других

нельзя

отнести

к

категории

хороших

родителей

.

И

повышенная

родительская

уверенность

,

и

излишняя

тревожность

не

содействуют

успешному

родительству

.

Родители

составляют

первую

общественную

среду

ребенка

.

Личности

родителей

играют

существеннейшую

роль

в

жизни

каждого

человека

.

Не

случайно

,

что

к

родителям

,

особенно

к

матери

,

мы

мысленно

обращаемся

в

тяжелую

минуту

жизни

.

Любовь

каждого

ребенка

к

своим

родителям

беспредельна

,

безусловна

,

безгранична

.

Причем

если

в

первые

годы

жизни

любовь

к

родителям

обеспечивает

собственную

жизнь

и

безопасность

,

то

по

мере

взросления

родительская

любовь

все

больше

выполняет

функцию

поддержания

и

безопасности

внутреннего

,

эмоционального

и

психологического

мира

человека

.

Родительская

любовь

-

источник

и

гарантия

благополучия

человека

,

поддержания

телесного

и

душевного

здоровья

.

Именно

поэтому

первой

и

основной

задачей

родителей

является

создание

у

1

ребенка

уверенности

в

том

,

что

его

любят

и

о

нем

заботятся

.

Никогда

,

ни

при

каких

условиях

у

ребенка

не

должно

возникать

сомнений

в

родительской

любви

.

Самая

естественная

и

самая

необходимая

из

всех

обязанностей

родителей

-

это

относиться

к

ребенку

в

любом

возрасте

любовно

и

внимательно

.

Многие

родители

считают

,

что

ни

в

коем

случае

нельзя

показывать

детям

любовь

к

ним

,

полагая

что

,

когда

ребенок

хорошо

знает

,

что

его

любят

,

это

приводит

к

избалованности

,

эгоизму

,

себялюбию

.

Нужно

категорически

отвергнуть

это

утверждение

.

Все

эти

неблагоприятные

личностные

черты

как

раз

возникают

при

недостатке

любви

,

когда

создается

некий

эмоциональный

дефицит

,

когда

ребенок

лишен

прочного

фундамента

неизменной

родительской

привязанности

.

Внушение

ребенку

чувства

,

что

его

любят

и

о

нем

заботятся

,

не

зависит

ни

от

времени

,

которое

уделяют

детям

родители

,

ни

от

того

,

воспитывается

ребенок

дома

или

с

раннего

возраста

находится

в

яслях

и

детском

саду

.

Не

связано

это

и

с

обеспечением

материальных

условий

,

с

количеством

вложенных

в

воспитание

материальных

затрат

.

Более

того

,

не

всегда

видимая

заботливость

иных

родителей

,

многочисленные

занятия

,

в

которые

включается

по

их

инициативе

ребенок

,

содействуют

достижению

этой

самой

главной

воспитательной

цели

.

Глубокий

постоянный

психологический

контакт

с

ребенком

-

это

универсальное

требование

к

воспитанию

,

которое

в

одинаковой

степени

может

быть

рекомендовано

всем

родителям

,

контакт

необходим

в

воспитании

каждого

ребенка

в

любом

возрасте

.

Именно

ощущение

и

переживание

контакта

с

родителями

дают

детям

возможность

почувствовать

и

осознать

родительскую

любовь

,

привязанность

и

заботу

.

Основа

для

сохранения

контакта

-

искренняя

заинтересованность

во

всем

,

что

происходит

в

жизни

ребенка

,

искреннее

любопытство

к

его

детским

,

пусть

самым

пустяковым

и

наивным

,

проблемам

,

желание

понимать

,

желание

наблюдать

за

всеми

изменениями

,

которые

происходят

в

душе

и

сознании

растущего

человека

.

Вполне

естественно

,

что

конкретные

формы

и

проявления

этого

контакта

широко

варьируют

,

в

зависимости

от

возраста

и

индивидуальности

ребенка

.

Но

полезно

задуматься

и

над

общими

закономерностями

психологического

контакта

между

детьми

и

родителями

в

семье

.

Контакт

никогда

не

может

возникнуть

сам

собой

,

его

нужно

строить

даже

с

младенцем

.

Когда

говориться

о

взаимопонимании

,

эмоциональном

контакте

между

детьми

и

родителями

,

имеется

в

виду

некий

диалог

,

взаимодействие

ребенка

и

взрослого

друг

с

другом

.

2

Диалог

.

Как

строить

воспитывающий

диалог

?

Каковы

его

психологические

характеристики

?

Главное

в

установлении

диалога

-

это

совместное

устремление

к

общим

целям

,

совместное

видение

ситуаций

,

общность

в

направлении

совместных

действий

.

Речь

идет

не

об

обязательном

совпадении

взглядов

и

оценок

.

Чаще

всего

точка

зрения

взрослых

и

детей

различна

,

что

вполне

естественно

при

различиях

опыта

.

Однако

первостепенное

значение

имеет

сам

факт

совместной

направленности

к

разрешению

проблем

.

Ребенок

всегда

должен

понимать

,

какими

целями

руководствуется

родитель

в

общении

с

ним

.

Ребенок

,

даже

в

самом

малом

возрасте

,

должен

становиться

не

объектом

воспитательных

воздействий

,

а

союзником

в

общей

семейной

жизни

,

в

известном

смысле

ее

создателем

и

творцом

.

Именно

тогда

,

когда

ребенок

участвует

в

общей

жизни

семьи

,

разделяя

все

ее

цели

и

планы

,

исчезает

привычное

единоголосие

воспитания

,

уступая

место

подлинному

диалогу

.

Наиболее

существенная

характеристика

диалогичного

воспитывающего

общения

заключается

в

установлении

равенства

позиций

ребенка

и

взрослого

.

Достичь

этого

в

повседневном

семейном

общении

с

ребенком

весьма

трудно

.

Обычно

стихийно

возникающая

позиция

взрослого

-

это

позиция

«

над

»

ребенком

.

Взрослый

обладает

силой

,

опытом

,

независимостью

-

ребенок

физически

слаб

,

неопытен

,

полностью

зависим

.

Вопреки

этому

родителям

необходимо

постоянно

стремиться

к

установлению

равенства

.

Равенство

позиций

означает

признание

активной

роли

ребенка

в

процессе

его

воспитания

.

Человек

не

должен

быть

объектом

воспитания

,

он

всегда

активный

субъект

самовоспитания

.

Родители

могут

стать

властителями

души

своего

ребенка

лишь

в

той

мере

,

в

какой

им

удается

пробудить

в

ребенке

потребность

в

собственных

достижениях

,

собственном

совершенствовании

.

Равенство

позиций

отнюдь

не

означает

,

что

родителям

,

строя

диалог

,

нужно

снизойти

до

ребенка

,

нет

,

им

предстоит

подняться

до

понимания

«

тонких

истин

детства

».

Равенство

позиций

в

диалоге

состоит

в

необходимости

для

родителей

постоянно

учиться

видеть

мир

в

самых

разных

его

формах

глазами

своих

детей

.

Контакт

с

ребенком

,

как

высшее

проявление

любви

к

нему

,

следует

строить

,

основываясь

на

постоянном

,

неустанном

желании

познавать

своеобразие

его

индивидуальности

.

Постоянное

тактичное

всматривание

,

в

чувствование

в

эмоциональное

состояние

,

внутренний

мир

ребенка

,

в

происходящие

в

нем

изменения

,

в

особенности

его

душевного

строя

-

все

это

создает

основу

для

глубокого

взаимопонимания

между

детьми

и

родителями

3

в

любом

возрасте

.

Принятие

.

Помимо

диалога

для

внушения

ребенку

ощущения

родительской

любви

необходимо

выполнять

еще

одно

чрезвычайно

важное

правило

.

На

психологическом

языке

эта

сторона

общения

между

детьми

и

родителями

называется

принятием

ребенка

.

Что

это

значит

?

Под

принятием

понимается

признание

права

ребенка

на

присущую

ему

индивидуальность

,

непохожесть

на

других

,

в

том

числе

непохожесть

на

родителей

.

Принимать

ребенка

-

значит

утверждать

неповторимое

существование

именно

этого

человека

,

со

всеми

свойственными

ему

качествами

.

Как

можно

осуществлять

принятие

ребенка

в

повседневном

общении

с

ним

?

Прежде

всего

,

необходимо

с

особенным

вниманием

относиться

к

тем

оценкам

,

которые

постоянно

высказывают

родители

в

общении

с

детьми

.

Следует

категорически

отказаться

от

негативных

оценок

личности

ребенка

и

присущих

ему

качеств

характера

.

К

сожалению

,

для

большинства

родителей

стали

привычными

высказывания

типа

: «

Вот

бестолковый

!

Сколько

раз

объяснять

,

бестолочь

!»,

«

Да

зачем

же

я

тебя

только

на

свет

родила

,

упрямец

,

негодник

!», «

Любой

дурак

на

твоем

месте

понял

бы

,

как

поступить

!».

Всем

будущим

и

нынешним

родителям

следует

очень

хорошо

понять

,

что

каждое

такое

высказывание

,

каким

бы

справедливым

,

по

сути

,

оно

ни

было

,

какой

бы

ситуацией

ни

вызывалось

,

наносит

серьезный

вред

контакту

с

ребенком

,

нарушает

уверенность

в

родительской

любви

.

Необходимо

выработать

для

себя

правило

не

оценивать

негативно

самого

ребенка

,

а

подвергать

критике

только

неверно

осуществленное

действие

или

ошибочный

,

необдуманный

поступок

.

Ребенок

должен

быть

уверен

в

родительской

любви

независимо

от

своих

сегодняшних

успехов

и

достижений

.

Формула

истиной

родительской

любви

,

формула

принятия

-

это

не

«

люблю

,

потому

что

ты

-

хороший

»,

а

«

люблю

,

потому

что

ты

есть

,

люблю

такого

,

какой

есть

».

Контакт

с

ребенком

на

основе

принятия

становится

наиболее

творческим

моментом

в

общении

с

ним

.

Уходит

шаблонность

и

стереотипность

,

оперирование

заимствованными

или

внушенными

схемами

.

На

первый

план

выступает

созидательная

,

вдохновенная

и

всякий

раз

непредсказуемая

работа

по

созданию

все

новых

и

новых

«

портретов

»

своего

ребенка

.

Это

путь

все

новых

и

новых

открытий

.

Оценку

не

личности

ребенка

,

а

его

действий

и

поступков

важно

осуществлять

,

меняя

их

авторство

.

Действительно

,

если

назвать

своего

ребенка

недотепой

,

лентяем

или

грязнулей

,

трудно

ожидать

,

что

он

искренне

согласится

с

вами

,

и

уж

вряд

ли

это

заставит

изменить

его

свое

поведение

.

А

4

вот

если

обсуждению

подвергся

тот

или

иной

поступок

при

полном

признании

личности

ребенка

и

утверждении

любви

к

нему

,

гораздо

легче

сделать

так

,

что

сам

ребенок

оценит

свое

поведение

и

сделает

правильные

выводы

.

Он

может

ошибиться

и

в

следующий

раз

или

по

слабости

воли

пойти

по

более

легкому

пути

,

но

рано

или

поздно

«

высота

будет

взята

»,

а

ваш

контакт

с

ребенком

от

этого

никак

не

пострадает

,

наоборот

,

радость

от

достижения

победы

станет

вашей

общей

радостью

.

Контроль

за

негативными

родительскими

оценками

ребенка

необходим

еще

и

потому

,

что

весьма

часто

за

родительским

осуждением

стоит

недовольство

собственным

поведением

,

раздражительность

или

усталость

,

возникшие

совсем

по

другим

поводам

.

За

негативной

оценкой

всегда

стоит

эмоция

осуждения

и

гнева

.

Принятие

дает

возможность

проникновения

в

мир

глубоко

личностных

переживаний

детей

,

появление

ростков

«

соучастия

сердца

».

Печаль

,

а

не

гнев

,

сочувствие

,

а

не

мстительность

-

таковы

эмоции

истинно

любящих

своего

ребенка

,

принимающих

родителей

.

Независимость

ребенка

.

Связь

между

родителями

и

ребенком

относится

к

наиболее

сильным

человеческим

связям

.

Чем

более

сложен

живой

организм

,

тем

дольше

должен

он

оставаться

в

тесной

зависимости

от

материнского

организма

.

Без

этой

связи

невозможно

развитие

,

а

слишком

раннее

прерывание

этой

связи

представляет

угрозу

для

жизни

.

Человек

принадлежит

к

наиболее

сложным

биологическим

организмам

,

поэтому

никогда

не

станет

полностью

независимым

.

Человек

не

может

черпать

жизненные

силы

только

из

самого

себя

.

Человеческая

жизнь

-

это

разъятое

,

разделенное

существование

,

главным

признаком

которого

является

потребность

сближения

с

другим

человеческим

существом

.

Вместе

с

тем

связь

ребенка

с

его

родителями

внутренне

конфликтна

.

Если

дети

,

взрослея

,

все

более

приобретают

желание

отдаления

этой

связи

,

родители

стараются

,

как

можно

дольше

ее

удержать

.

Родители

хотят

уберечь

молодежь

перед

жизненными

опасностями

,

поделиться

своим

опытом

,

предостеречь

,

а

молодые

хотят

приобрести

свой

собственный

опыт

,

даже

ценой

потерь

,

хотят

сами

узнать

мир

.

Этот

внутренний

конфликт

способен

порождать

множество

проблем

,

причем

проблемы

независимости

начинают

проявляться

довольно

рано

,

фактически

с

самого

рождения

ребенка

.

Действительно

,

избранная

дистанция

в

общении

с

ребенком

проявляется

уже

в

той

или

иной

реакции

матери

на

плач

младенца

.

А

первые

самостоятельные

шаги

,

а

первое

«

Я

-

сам

!»,

выход

в

более

широкий

мир

,

связанный

с

началом

посещения

детского

сада

?

Буквально

каждый

день

в

семейном

воспитании

родители

должны

определять

границы

дистанции

.

5

Решение

этой

задачи

,

иными

словами

,

предоставление

ребенку

той

или

иной

меры

самостоятельности

регулируется

,

прежде

всего

,

возрастом

ребенка

,

приобретаемыми

им

в

ходе

развития

новыми

навыками

,

способностями

и

возможностями

взаимодействия

с

окружающим

миром

.

Вместе

с

тем

многое

зависит

и

от

личности

родителей

,

от

стиля

их

отношения

к

ребенку

.

Известно

,

что

семьи

весьма

сильно

различаются

по

той

или

иной

степени

свободы

и

самостоятельности

,

предоставляемой

детям

.

В

одних

семьях

первоклассник

ходит

в

магазин

,

отводит

в

детский

сад

младшую

сестренку

,

ездит

на

занятия

через

весь

город

.

В

другой

семье

подросток

отчитывается

во

всех

,

даже

мелких

,

поступках

,

его

не

отпускают

в

походы

и

поездки

с

друзьями

,

охраняя

его

безопасность

.

Он

строго

подотчетен

в

выборе

друзей

,

все

его

действия

подвергаются

строжайшему

контролю

.

Необходимо

иметь

в

виду

,

что

устанавливаемая

дистанция

связана

с

более

общими

факторами

,

определяющими

процесс

воспитания

,

прежде

всего

с

мотивационными

структурами

личности

родителей

.

Известно

,

что

поведение

взрослого

человека

определяется

достаточно

большим

и

сложным

набором

разнообразных

побудителей

,

обозначаемых

словом

«

мотив

».

В

личности

человека

все

мотивы

выстраиваются

в

определенную

,

индивидуальную

для

каждого

подвижную

систему

.

Одни

мотивы

становятся

определяющими

,

главенствующими

,

наиболее

значимыми

для

человека

,

другие

-

приобретают

подчиненное

значение

.

Иными

словами

,

любая

человеческая

деятельность

может

быть

определена

через

те

мотивы

,

которые

ее

побуждают

.

Бывает

так

,

что

деятельность

побуждается

несколькими

мотивами

,

иногда

одна

и

та

же

деятельность

вызывается

разными

или

даже

противоположными

по

своему

психологическому

содержанию

мотивами

.

Для

правильного

построения

воспитания

родителям

необходимо

время

от

времени

определять

для

самих

себя

те

мотивы

,

которыми

побуждается

их

собственная

воспитательная

деятельность

,

определять

,

что

движет

их

воспитательными

условиями

.

Дистанция

,

которая

стала

преобладающей

во

взаимоотношениях

с

ребенком

в

семье

,

непосредственно

зависит

от

того

,

какое

место

занимает

деятельность

воспитания

во

всей

сложной

,

неоднозначной

,

подчас

внутренне

противоречивой

системе

различных

мотивов

поведения

взрослого

человека

.

Поэтому

стоит

осознать

,

какое

место

в

родительской

собственной

мотивационной

системе

займет

деятельность

по

воспитанию

будущего

ребенка

.

6



В раздел образования