Автор: Больник Кристина Сергеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Пензы
Наименование материала: Сценарий фортепианного концерта
Тема: "Очарование русской музыки"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий внеклассного мероприятия
Отчетный концерт фортепианного класса
«Очарование русской музыки»
Добрый день, дорогие артисты и гости нашего концерта под названием
«Очарование русской музыки»!
2021 год в Пензенской области объявлен Годом культурного и духовного
наследия, поэтому сегодня мы обратимся к истокам нашей музыкальной истории – к
русской классической музыке.
А что для вас русская музыкальная классика? Как правило, чаще всего люди
назовут имя Петра Чайковского, реже – Сергея Рахманинова. Но ведь есть еще и
Глинка, Бородин, Глазунов, Римский-Корсаков... И все это – русская классика!
Хочется, чтобы сегодня каждый из вас почерпнул для себя что-то новое в
музыкальном искусстве и должным образом оценил шедевры русской классической
музыки в исполнении наших юных артистов и их преподавателей
Первый композитор, о котором мы поговорим, Николай Андреевич Римский-
Корсаков - талантливый русский композитор, который, как это ни странно, в детстве
ненавидел уроки музыки, мечтая о морской службе. Он окончил военно-морское
училище, но во время пребывания в Петербурге познакомился с искусством и
окончательно увлёкся музыкой.
Два основных направления отличают творчество композитора: первое - русская
история, второе - мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище "сказочник".
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы. Опера "Садко"
- одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая
Андреевича. До сегодняшних дней, эта опера имеет популярность за границей и
ставится в лучших театрах мира.
Н.А. Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко».
Исполняют:
Больник
Кристина
Сергеевна
(фортепиано),
Самородова
Наталья Владимировна (кларнет).
Начало классического периода в развитии русской музыки связано с именем
великого композитора Михаила Ивановича Глинки. Его, между прочим, часто
называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому, как Пушкин открыл своим
творчеством
классическую
эпоху
русской
литературы,
Глинка
стал
основоположником русской классической музыки.
Тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный
народно-песенный и народно-танцевальный материал. Одна из таких русских
народных песен легла в основу следующего произведения.
Глинка «Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя».
Исполняет: Потемина Анастасия.
Пётр Ильич Чайковский, пожалуй, самый известный русский композитор 19
века.
Из воспоминаний его брата: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый
день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли,
что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством
композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из
музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». В его
образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт,
и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального
быта русских людей того времени.
Каждая пьеса получила при издании эпиграф из стихов русских поэтов. Сегодня
прозвучат 2 пьесы из цикла «Времена года».
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять»
Петр Чайковский, «Июнь. Баркарола»
Исполняет Якушик Анна.
Чайковский «Март. Песня жаворонка».
Исполняет Якушик Елизавета.
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»
Следующий шедевр Петра Ильича Чайковского – сборник фортепианных пьес
«Детский альбом». Сочинение «Детского альбома» - первое обращение композитора к
детской
теме.
При
всем
многообразии
бытовых
сцен,
картин
и
ситуаций,
запечатленных
в
сборнике,
в
нем
просматривается
несколько
относительно
самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и
началом дня ("Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама"). Следующий сюжет - игры,
домашние забавы ребенка ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков").
Своеобразным ответвлением игровой тематики в цикле является мини-трилогия,
посвященная кукле ("Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла"). В
дальнейшем Ч. отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по
разным странам ("Итальянская песенка", "Неаполитанская песенка», "Старинная
французская песенка", "Немецкая песенка"). Наряду с этим, в цикле отчетливо
проходит и русская тема ("Русская песня", "Камаринская").
День ребенка близится к концу и очередной сюжетный поворот обозначается
пьесой "Нянина сказка", рядом с которой - как ее особый, отдельный музыкальный
персонаж - появляется "Баба-Яга". Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи
оказываются позади; их сменяет - как предвестница блаженных детских сновидений -
"Сладкая грёза".
Чайковский «Сладкая греза»
Исполняет: Петрова Дарья, концертмейстер Больник Кристина Сергеевна.
Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го
века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора
часто
определяют
эпитетом
«самый
русский
композитор».
Консерваторию Сергей Рахманинов закончил с Большой золотой медалью, самой
престижной наградой из всех возможных.
Он отличался великолепной памятью. Сергею Васильевичу ничего не стоило
воспроизвести по памяти какое-либо музыкальное произведение, услышанное им хотя
бы единожды.
Композиторское наследие Рахманинова бесценно для музыкантов всего мира.
Рахманинов «Музыкальный момент Ре бемоль мажор» и «Музыкальный момент
ми минор»
Исполняет Больник Кристина Сергеевна.
Последний композитор, о котором мы сегодня поговорим – Александр
Порфирьевич Бородин. О нем можно с уверенностью сказать, что такие люди
рождаются раз в сотню лет –ведь круг его интересов, знаний и умений настолько
велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.
Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно
заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности.
При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает,
как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения,
делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал,
издавать литературу, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать
образование.
Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной
линии
в
известнейшей
опере
Александра
Бородина
«Князь
Игорь».
Как
и
старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского
народа. Это произведение славит собою русскую музыку - Александр Порфирьевич
наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими
напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность
русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не
зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники - восхваляются,
бедствия и сложности - воспринимаются с болью, а хорошие события - радуют весь
русский люд, включая современного зрителя.
Бородин «Песня половецких девушек» из оперы «Князь Игорь»
Исполняет вокальный ансамбль хора «Консонанс», преподаватель Синягина
Оксана Романовна, концертмейстер Больник Кристина Сергеевна.
«Я желал бы всеми силами моей души, чтобы музыка моя распространялась,
чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и
подпору» - этими словами великого русского композитора Петра Ильича Чайковского
хочется закончить нашу сегодняшнюю встречу и пожелать всем Вам, чтобы Вы
любили, ценили и умели слышать музыку во всём, что Вас окружает.
До новых встреч!