Напоминание

"Домашний визит воспитателя, как метод изучения семьи"


Автор: Бутова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель, педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ ВО "Новоосиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: с. Новая Осиновка, Острогожского района, Воронежской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Домашний визит воспитателя, как метод изучения семьи"
Раздел: среднее образование





Назад




Консультации для педагогов.

Домашний визит воспитателя, как

метод изучения семьи.

Для того чтобы успешно работать с семьёй в интересах ребёнка, необходимо

достаточно ХОРОШО знать и ребёнка, и семью, Эта задача не из простых,

требует знаний, умения и такта педагога.

Вначале необходимо изучить личностные качества ребёнка с помощью методов

наблюдения и анализа, а также различных проективных методик, выявить статус

ребёнка в группе, его самооценку, эмоциональное благополучие в детском саду и дома

и пр.

Затем следует провести анкетирование семьи (напр. «Характеристика семьи»,

«Нравственное воспитание ребёнка в семье» и, сравнить свои наблюдения с

результатами диагностики, тестов, бесед. Эти данные будут более достоверными,

если организовать домашний визит д семью.

Цель домашнего визита — общаясь на «территории семьи», более глубоко

вникнуть в проблемы, касающиеся воспитания и развития ребёнка, помочь в

их разрешении. Сегодня ни у кого из педагогов не возникает сомнения в их

необходимости. Каждого ребёнка следует посетить не менее одного-двух раз

в год.

Домашний визит, даже при самых добрых отношениях не должен длиться более 30'

40 мин. Проводится он тактично, корректно. Можно провести домашний визит

совместно с представителями родительского комитета.

После домашнего визита в специальной тетради или социальной карте ребёнка

делается соответствующая запись о визите. При первичном визите составляется акт,

где отражаются:

состав семьи;

жилищные, санитарно-гигиенические условия;

семейный микроклимат, стиль общения;

материальная обеспеченность семьи;

семейные традиции;

условия для благополучного развития и воспитания ребёнка: наличие игр, игрушек,

материала для продуктивной деятельности, детских книг;

семейные проблемы (из беседы);

советы, рекомендации,

При повторных Домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение

ранее предложенных рекомендаций; сообщить информацию об успехах в развитии и

воспитании

ребёнка;

если

необходимо

обозначить

проблемы;

провести

коррекционную работу

Например,

Даша

четырёх

с

половиной

лет

проживает

вместе

с

мамой

в

однокомнатной квартире, В семье средний достаток, так как дополнительной помощи

семья не имеет. В комнате чисто, порядок. Девочка спит вместе с матерью,

Отношения между ними тёплые, доверительные, что проявляется в их общении.

взаимной симпатией. Даше выделена полка в секции для игрушек и книг. Их у

девочки достаточно, но внешний вид их желает быть лучшим. Мать каждый день

читает дочери сказки„ стихи. Даша любит рисовать, резать, клеить, и для этого у неё

имеется все необходимое. В семье празднуют обычные праздники, особенно любят и

готовятся ко дню рождения, Новому году, Даша не имеет постоянных поручений. но

охотно помогает убирать в доме. Из беседы выявлено, что мать испытывает проблемы

в воспитании у Даши самостоятельности, уверенности,

Рекомендации семье:

укладывать ребёнка спать з отдельную постель;

пользоваться игротекой

родительской комнаты:

закрепить за Дашей какое-либо постоянное поручение в семье;

посетить

консультацию социального педагога по воспитанию у ребенка самостоятельности,

уверенности (договориться о сроке проведения консультации).

Обратите особое внимание на детей и родителей, которые всячески уклоняются от

встреч на «их территории». Как правило, чаще всего это семьи, которым есть что

скрывать, и они не желают, чтобы кто-либо стал свидетелем этого. В подобном

случае воспитателю необходимо сообщить об этом общественному инспектору по

охране прав детства в ДОУ или заведующей для принятия необходимых мер,



В раздел образования