Автор: Бутова Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель, педагог-психолог
Учебное заведение: КОУ ВО "Новоосиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: с. Новая Осиновка, Острогожского района, Воронежской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Домашний визит воспитателя, как метод изучения семьи"
Раздел: среднее образование
Консультации для педагогов.
Домашний визит воспитателя, как
метод изучения семьи.
Для того чтобы успешно работать с семьёй в интересах ребёнка, необходимо
достаточно ХОРОШО знать и ребёнка, и семью, Эта задача не из простых,
требует знаний, умения и такта педагога.
Вначале необходимо изучить личностные качества ребёнка с помощью методов
наблюдения и анализа, а также различных проективных методик, выявить статус
ребёнка в группе, его самооценку, эмоциональное благополучие в детском саду и дома
и пр.
Затем следует провести анкетирование семьи (напр. «Характеристика семьи»,
«Нравственное воспитание ребёнка в семье» и, сравнить свои наблюдения с
результатами диагностики, тестов, бесед. Эти данные будут более достоверными,
если организовать домашний визит д семью.
Цель домашнего визита — общаясь на «территории семьи», более глубоко
вникнуть в проблемы, касающиеся воспитания и развития ребёнка, помочь в
их разрешении. Сегодня ни у кого из педагогов не возникает сомнения в их
необходимости. Каждого ребёнка следует посетить не менее одного-двух раз
в год.
Домашний визит, даже при самых добрых отношениях не должен длиться более 30'
40 мин. Проводится он тактично, корректно. Можно провести домашний визит
совместно с представителями родительского комитета.
После домашнего визита в специальной тетради или социальной карте ребёнка
делается соответствующая запись о визите. При первичном визите составляется акт,
где отражаются:
состав семьи;
жилищные, санитарно-гигиенические условия;
семейный микроклимат, стиль общения;
материальная обеспеченность семьи;
семейные традиции;
условия для благополучного развития и воспитания ребёнка: наличие игр, игрушек,
материала для продуктивной деятельности, детских книг;
семейные проблемы (из беседы);
советы, рекомендации,
При повторных Домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение
ранее предложенных рекомендаций; сообщить информацию об успехах в развитии и
воспитании
ребёнка;
если
необходимо
—
обозначить
проблемы;
провести
коррекционную работу
Например,
Даша
четырёх
с
половиной
лет
проживает
вместе
с
мамой
в
однокомнатной квартире, В семье средний достаток, так как дополнительной помощи
семья не имеет. В комнате чисто, порядок. Девочка спит вместе с матерью,
Отношения между ними тёплые, доверительные, что проявляется в их общении.
взаимной симпатией. Даше выделена полка в секции для игрушек и книг. Их у
девочки достаточно, но внешний вид их желает быть лучшим. Мать каждый день
читает дочери сказки„ стихи. Даша любит рисовать, резать, клеить, и для этого у неё
имеется все необходимое. В семье празднуют обычные праздники, особенно любят и
готовятся ко дню рождения, Новому году, Даша не имеет постоянных поручений. но
охотно помогает убирать в доме. Из беседы выявлено, что мать испытывает проблемы
в воспитании у Даши самостоятельности, уверенности,
Рекомендации семье:
укладывать ребёнка спать з отдельную постель;
пользоваться игротекой
родительской комнаты:
закрепить за Дашей какое-либо постоянное поручение в семье;
посетить
консультацию социального педагога по воспитанию у ребенка самостоятельности,
уверенности (договориться о сроке проведения консультации).
Обратите особое внимание на детей и родителей, которые всячески уклоняются от
встреч на «их территории». Как правило, чаще всего это семьи, которым есть что
скрывать, и они не желают, чтобы кто-либо стал свидетелем этого. В подобном
случае воспитателю необходимо сообщить об этом общественному инспектору по
охране прав детства в ДОУ или заведующей для принятия необходимых мер,