Автор: Валерия Сергеевна Губанова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№15 г.Лысково
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: план работы педагога-психолога на 21-22 уч.г.
Раздел: дошкольное образование
Утверждено приказом заведующего
МБДОУ детского сада № 15 г. Лысково
от __________ № ________
ПЛАН РАБОТЫ
педагога-психолога МБДОУ детского сада №15 Губановой В.С.
на _______2020-2021________ учебный год
Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей,
обеспечению эмоционального благополучия и полноценного развития каждого ребенка.
Задачи:
1. Психологическая поддержка и коррекция развития ребенка в случаях психической нестабильности на различных
возрастных этапах, профилактика и преодоление трудностей.
2. Способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в ДОО.
3. Психологическое просвещение педагогов и родителей в их взаимоотношениях с детьми дошкольного возраста.
Направление
психологической
деятельности
Цели и задачи
Формы и методы работы
Срок
исполнени
я
Ожидаемый результат
1.
Психопрофилактика
1.1.Работа по
адаптации детей,
поступивших в ДОО
Ускорение процесса адаптации
вновь прибывших детей к
пребыванию в ДОО, сохранение их
психологического здоровья .
1.Наблюдение за вновь
поступившими детьми в
адаптационный период.
2. Анкетирование воспитателей
«Определение поведенческой
реакции в соответствии с оценкой
факторов адаптации»
3. Анкетирование родителей по
адаптации детей и выявлению их
индивидуальных особенностей.
4. Беседы с педагогами и
родителями.
5. Индивидуальная работа по
запросам родителей и педагогов.
4.Консультации для родителей на
стенде, в папке, публикации на
сайте ДОО.
Сентябрь
- октябрь
Прогноз адаптации,
ускорение протекания
адаптационного периода,
снятие эмоционального
напряжения, тревожности у
ребенка в период
адаптации.
1.2. Работа по
повышению общего
эмоционального фона
и улучшению
психологического
климата в группах
ДОО
Создание эмоционально
благоприятной атмосферы и
обеспечение психологической
безопасности личности ребенка в
группах.
1. Наблюдение за созданием в
группах благоприятных условий для
игр, развивающих занятий и
комфортного пребывания детей в
ДОО.
2. Наблюдение за поведением детей в
организованной образовательной
деятельности и в режимных
моментах.
В теч.
года
Стабильное
психоэмоциональное
состояние у детей,
снижение тревожности,
положительное отношение
у детей к детскому саду,
1.3. Работа по
профилактике
профессиональных
кризисов среди
педагогов ДОО.
Повышение уверенности,
формирование адекватной
профессиональной самооценки,
личностный рост специалистов
ДОО.
1. Консультативная работа с
педагогами по запросу.
2. Проведение тренингов по
профилактике педагогического
выгорания.
В теч.
года
Снятие эмоционального
напряжения. Выход из
кризисных ситуаций.
Повышение
психологической культуры.
1.4. Работа по
выявлению детей
«группы риска»
Получение информационных
данных о контингенте
воспитанников, оптимизация
работы с педагогами.
Мониторинг
сентябрь
Выявление педагогического
запроса и детей «группы-
риска»
2. Психодиагностика
2.1.
Психодиагностическо
е обследование детей
подготовительных
групп .
1. Комплексная оценка развития
ребенка для прогнозирования
дезадаптационных рисков и уровня
подготовленности к обучению в
школе детей в подготовительных
группах.
2. Определение степени социально-
психологической зрелости.
1.Психодиагностическое
обследование с использованием
скрининговой методики «Психолого-
педагогическая оценка готовности к
началу школьного обучения»
(авт.Н.Семаго и М.Семаго)
2. Тестовая беседа «Определение
психосоциальной зрелости».
3. Консультативная работа с
педагогами и родителями детей
подготовительных групп.
Октябрь,
май
Октябрь
В теч.года
Выявление уровня
готовности детей к
обучению в школе,
прогнозирование
возможных рисков
школьных трудностей.
Выявление особенностей
мотивационной сферы.
Разработка рекомендаций
для родителей по
снижению рисков
дезадаптации детей в
школе.
2.2. Углубление
психодиагностическо
е обследование детей
подготовительных
групп.
Выявление детей имеющих
особенности развития когнитивной
сферы с целью.
1.Индивидуальное
психодиагностическое обследование
с использованием методики
«Экспресс-диагностика»
(Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко).
2. Направление детей на ПМПК для
определения дальнейшего маршрута
обучения.
3. Консультативная работа с
педагогами и родителями детей.
Октябрь,
февраль
Выявление
индивидуальных
особенностей и проблем у
детей.
Обследование на ПМПК
для определения
дальнейшего маршрута
обучения.
Построение
индивидуального маршрута
развития.
2.3.
Психодиагностическо
е обследование детей,
включенных в
«группу риска».
Выявление детей имеющих
особенности развития когнитивной,
эмоционально-волевой сферы с
целью определения особенностей
их развития и определения
психологической помощи.
1. Индивидуальное
психодиагностическое обследование
с использованием методики
«Экспресс-диагностика»
(Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко).
2. Направление детей на ПМПК для
определения дальнейшего маршрута
Октябрь
В теч.года
Выявление
индивидуальных
особенностей и проблем у
детей «группы риска».
Обследование на ПМПК
для определения
дальнейшего маршрута
обучения.
3. Разработка индивидуальных
планов для работы с детьми «группы
риска».
4. Консультативная работа с
педагогами и родителями по
проблеме.
обучения.
Построение
индивидуального маршрута
развития.
2.4.
Психодиагностическо
е обследование
детей, направленных
на ПМПК по
результатам
обследования
логопеда.
Анализ уровня развития детей,
имеющих нарушения речевого
развития, для получения наиболее
полной картины причин и глубины
нарушений с целью направления их
на ПМПК для определения
индивидуального маршрута
развития.
1. Работа по плану психолого-
педагогического обследования на
соответствие уровня
психологического развития
возрастной норме.
2. Разработка индивидуальных
планов для работы с детьми по
результатам обследования на ПМПК.
ноябрь,
март
Выявление отставания
темпов психического
развития у детей-логопатов.
Разработка рекомендаций
для педагогов и родителей.
Подготовка документов для
направления на
обследование на ПМПК.
Построение
индивидуального маршрута
развития.
2.5. Диагностика
эмоциональной
сферы детей старшего
дошкольного
возраста.
Выявление эмоционального
состояния детей старшего
дошкольного возраста.
1. Подбор психодиагностических
методик.
2. Проведение углубленного
обследования.
3. Консультативная работа с
педагогами и родителями по
проблеме.
Декабрь,
январь
Снижение эмоционального
напряжения у детей.
2.6. Психодиагности-
ческое обследование
детей по запросу
родителей,
обратившихся за
оказанием
психологической
помощи.
Выявление проблемы,
послужившей причиной обращения
за психологической помощью.
1.Работа по подбору тестовых
методик.
2. Проведение обследования.
3.Консультативная работа с
родителями.
По мере
поступле
ния
запроса.
Устранение проблемы,
послужившей причиной
обращения за
психологической помощью
и проведение необходимых
мероприятий.
Разработка рекомендаций
для педагогов и родителей.
3. Развивающая и сопровождающая работа.
3.1. Развивающая
работа с детьми
подготовительных
групп.
Повышение адаптационных
возможностей организма ребенка к
окружающей среде, развитие
когнитивной сферы, речи,
моторики, творческих способностей
детей, формирование
коммуникативных навыков в
общении, развитие произвольности
и саморегуляции.
Развивающие занятия «Ступеньки
развития»
Октябрь-
апрель
Обеспечение предпосылок
к обучению в школе,
формирование устойчивого
интереса к школе, развитие
эмоционально-волевой
сферы и навыков общения.
3.2. Развивающие
занятия с детьми
старших групп.
Повышение адаптационных
возможностей организма ребенка к
окружающей среде, формирование
эмоциональной сферы и
коммуникативных навыков в
общении.
Развивающие занятия с элементами
тренинга по формированию
коммуникативных навыков в
общении, развитию эмоциональной
сферы «Ребята, давайте жить
дружно»
Февраль -
апрель
Формирование позитивного
отношения к своему «Я».
Дать ребенку возможность
почувствовать себя
самостоятельным и
уверенным в себе
человеком.
Снятие тревожности,
агрессивности.
3.3. Коррекционно-
развивающая работа с
детьми «группы
риска»
Повышение адаптационных
возможностей организма ребенка к
окружающей среде, развитие
когнитивной сферы , речи,
моторики. творческих
способностей.
Работа по индивидуальному плану
коррекционно-развивающей работы.
В теч.
года
Психологическая
поддержка
и
коррекция
развития ребенка в случаях
психической
нестабильности
3.4. Коррекционно-
развивающая работа с
детьми с ОВЗ
Повышение адаптационных
возможностей организма ребенка к
окружающей среде, развитие
когнетивной сферы , речи,
моторики, творческих
способностей.
Работа по индивидуальному плану
коррекционно-развивающей работы.
В теч.
года
Психологическая
поддержка
и
коррекция
развития ребенка в случаях
психической
нестабильности
4. Просветительская работа.
4.1. Повышение
психологической
грамотности
Освещение актуальных вопросов
психического развития детей.
Выступления на педсоветах,
совещаниях, семинарах,
В теч.
года
Формирование у педагогов
ДОО позиции
отзывчивости на ситуацию
педагогов и
родителей.
4.2. Психологическое
информирование.
4.3. Консультативно-
просветительская
работа.
родительских собраниях.
Оформление стендового материала
«Уголок психолога».
Публикация актуальных
психологических вопросов на сайте
ДОО.
Буклеты.
психоэмоционального
неблагополучия
дошкольников.
Повышение
ответственности педагогов
и родителей за
психоэмоциональное
благополучие детей.
5. Консультативная работа.
5.1. Психологическое
консультирование
родителей.
5.2. Психологическое
консультирование
педагогов.
5.3. Оформление
наглядного материала
в группах.
Помощь в разрешении
конфликтных ситуаций в группе,
налаживании взаимоотношений с
детьми и родителями.
Консультативная помощь по
личным вопросам.
Освещение актуальных вопросов
детской психологии.
Консультативные беседы с
участниками воспитательно-
образовательного процесса.
Оформление в группах папок
психологической консультации.
Оформление стендового материала.
Публикации на сайте ДОО.
По мере
поступле
ния
запроса.
В теч.
года
Повышение эффективности
взаимодействия педагогов и
воспитанников, родителей
и детей.
Повышение
осведомленности родителей
в вопросах психического
развития дошкольника
6. Организационно-методическая работа
6.1.Оформление
стендов и уголков
психолога,
подготовка памяток и
буклетов, папок для
консультаций.
6.2. Курсы
повышения
квалификации,
посещение
семинаров,
Повышение личной компетенции и
саморазвитие.
1. Анализ и планирование
деятельности.
2. Анализ научной и практической
литературы для подбора
инструментария.
3. Разработки развивающих и
коррекционных программ.
4. Участие в научно-практических
семинарах, конференциях.
5. Посещение совещаний и
методических объединений.
Оформление уголка
психолога, папок для
консультаций для всех
групп, подготовка
буклетов, презентаций.
Прохождение курсов
повышения квалификации.
Снижение эмоционального
выгорания педагогов в
период прохождения
аттестации.
вебинаров, участие в
РМО психологов.
Самообразование.
6.3 Сопровождение
педагогов в период
аттестации.
6. Оформление кабинета и папок
консультаций.
7. Помощь и поддержка педагогов в
период подготовки к аттестации.