Напоминание

Развиваемся играя


Автор: Ирина Алексеевна Лаврова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ детский сад№4 "Колосок"
Населённый пункт: Новосибирская область, Коченевский район, р.п.Коченево
Наименование материала: Программа
Тема: Развиваемся играя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Колосок»

(на 2021-2022 учебный год)

Автор:

педагог-психолог

Ирина Алексеевна Лаврова

2021г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка

2.

Психологическая характеристика детей с проблемами общения в старшем

дошкольном возрасте

3.

Игровая деятельность как средство коррекционной работы с детьми

4.

Цель и задачи программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста.

5.

Предполагаемый результат реализации программы игровой психокоррекции

трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста

6.

Календарно – тематический план (старшая группа)

7.

Список литературы

8.

Фотоколлаж

2

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в

жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла

человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира,

развития познавательных способностей. Поэтому так остро стоит проблема оказания

помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется

привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения

может

сопровождаться

повышением

тревожности,

нежеланием

общаться

с

окружающими, отгороженностью, снижением активности.

В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших

открытий на свете. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть,

слушать и слышать, понимать и принимать другого.

Программа

игровой

психокоррекции

трудностей

общения

у

детей

старшего

дошкольного возраста построена с опорой на основные этапы игровой коррекции,

рекомендованные О.А. Карабановой. В программе использованы игры, упражнения,

этюды М.И. Чистяковой «Психогимнастика». Программа направлена на развитие у

детей старшего дошкольного возраста как определенных личностных качеств

(нравственно-волевых навыков общения), так и тех психических функций, которые

создают основу для успешного обучения в школе.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей,

создаст

безопасное

пространство

для

общения,

условия

для

самовыражения,

объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению

уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к

новым социальным условиям в школе.

Психологическая характеристика детей

с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об

обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть

гарантировано

право

на

развитие,

воспитание

и

образование

с

учетом

его

индивидуальных

возможностей.

Положения,

отраженные

в

этих

документах,

распространяются на всех детей, в том числе и детей с «проблемами» развития. Они

обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды

жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования

детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения

дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3-х лет, с одной стороны, и усиление

образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему

привыкания дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. Это

подтверждают и данные центра

Госсанэпиднадзора, свидетельствующие о росте

нервно-психических заболеваний среди детей, посещающих дошкольные учреждения,

на 53% за последние два года по стране.

Надо отметить и то, что с каждым годом в ДОУ поступают все более

ослабленные

и

болезненные

дети:

с

отклонениями

в

поведении,

с

нервно-

3

психическими

нарушениями,

которые

содержат

разнообразный

спектр

своих

проявлений

(минимальная

мозговая

дисфункция,

неврозы,

психосоматические

заболевания, психическое недоразвитие и др.).

Как показывает практика, буквально каждый ребенок в той или иной степени

нуждается и в медикаментозной поддержке, и в коррекции образовательной среды, и в

изменениях семейной ситуации.

Общение

является

одной

из

наиболее

важных

сфер

духовной

жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как

память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь

затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и

есть процесс воспитания и развития ребенка.

Принимая во внимание важность коррекции трудностей в общении, в программе

особое внимание уделено изучение эмоциональных состояний. Однако четкой

границы между трудным и благополучным ребенком нет, во время переходных форм

развития личности ребенка можно выявить глубинные психологические причины

нарушения эмоциональных состояний и процессов ребенка. Ритм и условия

сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают

уровень

его

тревожности.

Состояние

психической

нестабильности

взрослых

передается их детям, и поэтому все чаще за консультацией к нам обращаются

родители вполне благополучных, на первый взгляд, развитых, умных и в целом

управляемых детей. При этом родители справедливо отмечают, что им не хватает

психологических знаний, чтобы отделить повышенную оживленность ребенка от

проявления нервозности, определить тот момент, когда естественный детский страх

становится патологическим, решить, стоит ли наказывать ребенка за капризность и

упрямство или, напротив, успокоить и обласкать его; иными словами, определить ту

грань, за которой ребенок становится трудным.

Следует подчеркнуть, что проблемные дети отличаются, прежде всего, характерными

особенностями

эмоциональных

состояний,

самооценки,

уровня

притязаний

и

самоконтроля, однако специфический тип их психической ориентации в мире

отражается и на характере их социальных контактов, и на укладе их познавательной

активности (особенно в ее ориентировочной части). Если рассмотреть дошкольников с

позиций управления детским поведением, гармоничности эмоциональных процессов,

адекватности эмоционального реагирования, то дети проблемного типа находятся

между

детьми-невротиками

(понимая

под

этим

достаточно

широкий

класс

функциональных психических нарушений) и так называемыми благополучными

детьми. Для невротиков характерны устойчивые страхи, депрессии, функциональные

расстройства сна и аппетита, тяжелые формы тревожности. У проблемных детей эти

признаки могут проявляться в очень слабой степени или не проявляются вообще,

кроме одного признака – тревожности, уровень которой часто меняется, но которая

присутствует как постоянный скрытый фон их эмоциональной жизни. По мнению

целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности

является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности

проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и

внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения

4

эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может

проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости.

Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в

постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников

и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым

снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого

безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно,

главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень

характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других,

основа которой заложена в нестабильности их самооценки.

Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми

и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти

стремления

навязчивы,

распространяются

на

самые

различные

ситуации

и

приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей

реализации.

Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой

бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она

маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на

благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от

желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к

взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании

заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться.

Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний

день сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в

детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность

в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной

из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не

только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для

большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал,

сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Агрессивный ребенок создает массу проблеем, не только окружающим, но и себе.

Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, мы отметили следующие:

Особенности семейного воспитания;

Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства

массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;

Уровень эмоциональной напряженности ребенка.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также:

- обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения

со стороны партнеров по общению;

- застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности,

тревоге и страхе перед другими;

- демонстративность как устойчивая личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников

является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

5

Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в

последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в

раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются

основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные

варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме

пристальное внимание.

Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры,

сформированность

которых

нам

кажется

наиболее

важные

для

дальнейшего

школьного обучения:

умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;

отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.

Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что

родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной

деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников

друг с другом.

Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со

взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической

работы с ними:

Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к

окружающим его людям;

Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного

общения и выхода их конфликтных ситуаций;

В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам своего

эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти

конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Эти проблемы и определяют направления работы педагога-психолога в ДОУ с детьми

с проблемами общения.

Игровая деятельность как средство коррекционной работы с детьми

Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является

игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает

своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим

миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка,

игра и общение

выступают основными содержательными компонентами программы.

В программе используются

элементы психогимнастики, упражнения и этюды,

направленные на повышение сплоченности группы, на обеспечение безопасного

пространства

для

общения,

способности

к

эмоциональной

децентрации,

психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду.

Игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости

ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок

получает возможности свободного самовыражения. В игре ребенок бывает сильнее,

добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. В самом деле,

как

трудно

ребенку

управлять

собой,

особенно

своими

движениями,

когда

необходимо, например, хотя бы несколько минут посидеть на месте или постоять,

сохраняя одну и ту же позу. В игру же, выполняя, например, роль часового, дети могут

сохранять одну и ту же позу 9 – 10 минут.

6

Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и познавательные

способности, и речь, и произвольность поведения.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и

возможностей: и физических, и умственных.

В игре бурно развивается воображение ребенка. Он мысленно творит, планируя

общую линию игры и импровизируя по ходу его выполнения.

Сюжетно-ролевая игра – это игра коллективная, и именно она развивает у ребенка

умение устанавливать отношения со сверстниками. Умение играть со сверстниками

важно для самоутверждения ребенка, и для общего психического развития.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми к концу дошкольного возраста появляется игра с

правилами. Умение подчинятся правилу, развивается в процессе ролевой игры, где

любая роль содержит скрытые правила.

Умение подчиняться правилу, самоконтроль, который требуется ребенку для

выполнения роли, оценка правильности своих действий – все это, развивается в игре,

необходимо для новой деятельности – учения. В игре складываются предпосылки

учебной деятельности, которая станет основой для ребенка 7 – 8 лет.

По

мнению

Л.С.

Выготского,

именно

игра

является

источником

развития

дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка

оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в

сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности

ребенка. Игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от

сиюминутных желаний и подчинения правилам в пользу выполнения принятой на себя

роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.

Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим

источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им

найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит

договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия

или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится

понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно

заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в

игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного

типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель

(если

один

выигрывает,

то

другой

проигрывает),

и

отношения

подлинного

сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает

ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.

Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой

личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными –

сверстниками.

Игра

обеспечивает

ребенку

самореализацию

и

эмоциональный

комфорт.

Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в

группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок

получает только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него

возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого

обстановке. От того, как сложатся отношения ребенка в группе, во многом зависит

последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его

7

дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок

тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не

обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально

чувствовать себя среди людей.

Основная цель и задачи программы

игровой психокоррекции трудностей общения

у детей старшего дошкольного возраста

Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения,

реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

Развитие внутренней активности детей.

Формирование социального доверия.

Обучение умению самостоятельно решать проблемы.

Формирование адекватной самооценки детей.

Развитие социальных эмоций.

Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции:

коммуникативная и эмоциональная сфера детей дошкольного

возраста.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет и состоит из 31 занятий, которые

проводятся 1 раз в неделю в форме подгрупповых занятий продолжительностью 30 –

35 минут.

Занятия по программе проводятся в начале учебного года с ноября месяца, после

проведенного диагностического обследования.

В

сентябре

месяце

проводятся

диагностические

методики:

«Секрет»

экспериментальная методика Т.А. Репиной, «Два дома» где основной акцент сделан

на эмоционально-личностных отношениях. Методика позволяет определить:

отношение каждого ребенка ко всем детям группы;

представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы;

каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей

(личностный статус ребенка).

По

результатам

диагностических

методик

формируются

группы.

Повторная

диагностика проводится после завершения программы в апреле месяце.

На основе полученных данных составляется план коррекционных и развивающих

мероприятий с детьми, с родителями и воспитателями.

Предполагаемый результат реализации программы игровой

психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста

Критерием эффективности проведенной коррекционной работы с детьми служит:

1.

Исчезновение

в

поведении

агрессивных

тенденций

и

появление

доброжелательности;

2.

Преобладание положительных эмоций;

3.

Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых

способов их проявления (не причиняя вреда другим);

4.

Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок,

уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

8

5.

Повышение уверенности в своих силах, появлению сплоченности коллектива;

6.

Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Психологический результат:

1.

Благоприятный психологический климат;

2.

Опыт взаимодействия в коллективе;

3.

Позитивные отношения между детьми.

Дети быстрее осуществляют взаимный контакт, прибегая к аргументации, отстаивая

свою позицию. Предложения сверстника выслушивают, а не просто отвергают.

Чувства и настроения ребенка приобретают более реалистический характер. Возникает

социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь

сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека,

эмпатия, как способность к сопереживанию и сочувствию. Дети готовы к новым

способам взаимодействия и переноса модели отношений «на равных» с игрового

занятия в семейную обстановку.

Положительный эффект коррекции проявляется спустя 4-6 месяцев после окончания

коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей

старшего дошкольного возраста и влияет на общий результат подготовки детей к

школе.

Учебно- тематическое план с детьми старшего дошкольного возраста

«Развитие коммуникативных способностей»

Задачи:

1.

Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации.

2.

Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний, умения

соотносить и изображать их.

3.

Развитие

творческих

способностей,

совершенствование

познавательных

процессов и речи детей.

4.

Развитие мимических и пантомимических способностей.

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Первичное обследование детей

Октябр

ь

Занятие 1.

Цель:

Развитие

коммуникативных

и

творческих

способностей.

Занятие 2.

Цель:

Развитие

коммуникативных

и

творческих

способностей.

Занятие 3.

Цель: Дифференциация эмоциональных состояний.

Занятие 4.

Цель:

Развитие

эмоциональной

памяти.

Обучение

элементарному анализу эмоциональных состояний.

Ноябрь

Занятие 5.

Цель:

Развитие

способности

дефференцировать

эмоциональные состояния и соотносить их с различными

способами их выражения.

Занятие 6.

Цель:

Развитие

умения

соотносить

эмоциональные

состояния с явлениями природы.

Занятие 7.

Цель:

Развитие

умения

соотносить

эмоциональные

состояния с явлениями природы.

Занятие 8.

Цель:

Развитие

умения

дефференцировать

9

Декабрь

эмоциональные состояния и соотносит их с явлениями

природы.

Занятие 9.

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Занятие 10.

Цель: Формирование адекватной самооценки у детей.

Занятие 11.

Цель: Развитие коммуникативных способностей.

Январь

Занятие 12.

Цель:

Совершенствование

умения

дифференцировать

эмоциональные состояния, соотнесение их со словесными

зарисовками.

Занятие 13.

Цель: Развитие коммуникативных способностей.

Занятие 14.

Цель: Совершенствование социально-бытовых навыков и

коммуникативных умений.

Занятие 15.

Цель: Совершенствование социально-бытовых навыков и

коммуникативных умений.

Февраль

Занятие 16.

Цель: Развитие коммуникативных способностей.

Занятие 17.

Цель:

Формирование

умения

произвольно

концентрироваться и расслабляться.

Занятие 18.

Цель: Совершенствование временных представлений и

ориентации во времени.

Занятие 19.

Цель: Развитие интереса к миру взрослых, знакомство с

разнообразной трудовой деятельностью людей.

Март

Занятие 20.

Цель: Расширение представлений о труде взрослых.

Занятие 21.

Цель: Развитие интереса к физкультуре и спорту.

Занятие 22.

Цель:

Формирование

способности

структурировать

собственное свободное время и организовывать свой

досуг…

Занятие 23.

Цель: Воспитание бережного отношения ребенка к своему

здоровью и здоровью близких.

Апрель

Занятие 24.

Цель: Закрепление нравственных норм.

Занятие 25.

Цель: Закрепление нравственных категорий.

Занятие 26.

Цель: Формирование умения сотрудничать и находить

компромиссные решения в критических ситуациях.

Занятие 27.

Цель: Закрепление нравственных категорий.

Май

Занятие 28.

Цель: Развитие произвольных психических процессов.

Занятие 29.

Цель: Закрепление нравственных категорий.

Занятие 30.

Цель: Развитие произвольных психических процессов,

совершенствование коммуникативных навыков.

Занятие 31.

Цель: Формирование социально-бытовых установок и

способности адекватно оценивать различные жизненные

ситуации.

Вторичное обследование детей

Список литературы

10

1.

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного

возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных

учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

2.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.

М.:

Творческий центр «Сфера», 2003.

3.

Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших

дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей и методистов дошкол.

образоват. учреждений. – 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003.

4.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское

Педагогическое Агенство, 1997.

5.

Коноваленко

С.В.,

Кременецкая

Развитие

коммуникативных

способностей

и

социализация детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-

ПРЕСС - 2011

6.

Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего

дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития,

2000.

8.

Кэдъюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психокоррекции. – СПб.: Питер,

2000.

9.

Лаврентьева Т.В., Дьяченко О.М., Булычква А.И. Психолог в детском дошкольном

учреждении. М.: Новая школа, 1996.

10.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. –

Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

11.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ.

рук. для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений. – Ростов н/Д: Феникс,

2005.

12.

Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для

психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество

Россия, 2000.

13. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение «Владос», 1999.

11

12



В раздел образования