Напоминание

"Дидактические игры по развитию речевого творчества"


Автор: Дубовицкая Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: Тимашевский район, станица Медведовская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические игры по развитию речевого творчества"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека дидактических игр по развитию речевого творчества

1.

Лото «Путешествие по русским народным сказкам» (для детей от

трёх лет)

Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное

внимание.

Оборудование: 6 больших листов лото с изображением 6 персонажей

сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

Содержание: Играть можно вдвоем или в небольших группах. Вначале

педагог должен убедиться, что дети знают всех персонажей, изображенных на

карточках. Поэтому в 1-ой части игры дети называют персонажей.

Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается

лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз

картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, называет

персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением,

берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке.

Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе

лото.

2.

«Расскажем сказку вместе» (для детей от трёх лет)

Цель: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения,

стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е.

действовали эмоционально.

Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов

сказок.

Содержание: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе

эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога).

Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при

этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

3.

«Волшебное дерево» (для детей от трёх лет)

Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие творческих

речевых умений, умения отгадывать загадки.

Оборудование: Дерево, изготовленное из картона, с кармашками для

картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

Содержание: Перед игрой дети знакомятся с произведением К.

Чуковского «Чудо-дерево». Взрослый объясняет детям, что на нашем

«волшебном дереве» будет расти не только обувь, но и многие другие

«волшебные предметы».

Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку

об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно

отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту

картинку на «Чудо-дерево».

Усложнение (для детей от пяти лет). Предложить детям придумать

новые свойства размещённых на «волшебном дереве» предметов:

«Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать

предмет на нашем волшебном дереве».

4.

«Шкатулка со сказками» (для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из

коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После

того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает

другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы

собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз

получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях

придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

5.

«Волшебная труба» (для детей от четырёх лет)

Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции;

освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.

Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что

если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты

характера, например, на противоположные. Ведущий просит малыша

посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

6.

«Помоги Колобку» (для детей от четырёх лет)

Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления,

памяти; определение последовательности событий.

Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок»

(изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

Содержание: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок»,

показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает

любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует

картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном

порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность,

покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

7.

«Старая сказка на новый лад» (для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие

медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

Содержание: Ведущий вспоминает с ребенком сказку, используя

картинки.

Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:

а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?

б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

Можно использовать и другие сказки.

8.

«Кто пришёл на карнавал?» (для детей от четырёх лет)

Цель: Расширение объёма словаря и кругозора; развитие образной

памяти, словесного творчества.

Оборудование: Изображение новогодней ёлки с кармашками вокруг

ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из

изучаемой сказки.

Содержание: На столе лежит комплект картинок, перевёрнутых

изнаночной стороной. Игроки по очереди берут картинки, называют

изображённых персонажей и вставляют в кармашки вокруг ёлки.

Усложнение. После того как все герои «займут» свои места, детям

предлагается придумать содержание разговора сказочных героев.

«Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале

сказочные герои».

9.

«Придумай загадку о волшебном животном» (для детей от четырёх

лет)

Цель: Развитие творческого мышления, умения составлять описательные

рассказы о животных; уточнение представлений о действиях животных.

Оборудование: Предметные картинки, фишки, опорная схема для

описания животных.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Детям раздаются предметные картинки (по

4 штуки). Один игрок выбирает и «загадывает» любую картинку из четырёх.

Взрослый задаёт ему вопросы о животном: «Какое животное по размеру,

цвету, где живёт?» «Какая шерсть, уши, хвост?» «Что может делать

животное?» Ребёнок, загадавший животное, отвечает: «Животное

маленькое, серое, живёт в лесу, может прыгать. Шерсть густая, уши длинные,

хвост короткий». Вопросы задаются до тех пор, пока один из играющих не

догадается, какое животное загадано. За правильную отгадку выдаётся фишка.

Средний уровень сложности. В игре используют 4 картинки. Вопросы

игроку задают дети по очереди. «Какого цвета животное?», «Какого

размера?» и т.п. Дети играют без участия взрослого.

Высокий уровень сложности. Взрослый раздаёт более 4-х картинок

каждому участнику. Ребёнок рассказывает об особенностях загаданного

животного («придумывает загадку») самостоятельно.

Усложнение (для старших дошкольников). Предложить детям

придумать, какими волшебными действиями будут обладать животные.

«Попробуйте придумать, какое волшебное действие может совершать

животное».

10. «Нелепицы» (для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел;

уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с

изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая

картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый

предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем

взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те

изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и

назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является

наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В

соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По

окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке

изображено верно.

Высокий уровень сложности. Дети выполняют задание без помощи

взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После

этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.

11. «Превращения» (для детей от четырёх лет)

Цель: Развитие умения выделять существенные признаки предметов.

Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка,

кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может

превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку),

кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без

спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие

определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому

мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.

12. «Волшебные очки» (для детей от пяти лет)

Цель: Развитие творческих речевых умений, творческого воображения;

овладение понятием времени.

Содержание: Ведущий рассказывает про времена года, как они влияют

на природу, животных, людей. Затем говорит: «Вот волшебные очки, они

показывают будущее. Через 3 месяца, когда наступит весна, мы посмотрим

через них и что мы увидим?»…и т.д.

13. «Поиграем в Репку» (для детей от пяти лет)

Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение

символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки;

усвоение последовательности событий.

Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый

(дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с

«Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в

результате пересказывает «Репку».

Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда

ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими

новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают

истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

14. «Волшебные предметы из чудесного мешочка» (для детей от пяти

лет)

Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия,

уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого

мышления, словесного творчества.

Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки.

Содержание: Предварительно дети знакомятся с игрушками:

рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку

в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает её и называет: «У меня чашка».

Только после этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка,

рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных

качествах.

Усложнённый вариант: прежде чем достать предмет из мешочка,

необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из

которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый,

деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный,

скользкий).

15. «Придумай историю» (для детей от пяти лет)

Цель: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим

значением; развитие связной речи, словесного творчества.

Содержание: Взрослый предлагает ребёнку придумать историю (рассказ,

сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый

даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета

(«Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки

ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание

обобщающих слов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное

(словесное) творчество.



В раздел образования