Автор: Акбаева Танзила Муссаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга"
Населённый пункт: ст.СТорожевая
Наименование материала: НОД "Опыты и эксперименты в домашних условиях"
Тема: Волшебница водица
Раздел: дошкольное образование
Познавательно исследовательский проект в первой младшей
группе: «Волшебница вода»
Воспитатель:
Проект во второй младшей группе «Волшебница вода»
Познавательно исследовательский проект во второй младшей
группе
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Тема: «Волшебница вода»
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Актуальность проекта.
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают
новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача
взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную
активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут
заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ
на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Сколько
удовольствия
приносят
детям
игры
с
водой!
Первые
представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода
течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Дошкольники – это
прирожденные
исследователи.
И
тому
подтверждение
–
их
любознательность,
постоянное
стремление
к
эксперименту,
желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. С целью
формирования
знаний
детей
о
важности
воды,
был
разработан проект «Волшебница
вода» для
детей
младшего
дошкольного возраста.
Проблема. Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна
вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют
лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления
о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения
воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения
воды.
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к
воде, как важному природному ресурсу, знакомство со свойствами воды.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах
воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде
(познавательного, бережного, созидательного).
3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная,
без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества
ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
4.Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в
воду.
Познавательное
развитие
Наблюдение за природными явлениями,
связанными с водой (изморось, иней, сосульки,
капель, ручейки и т.д.), за снегом «Снег – какой
он?», за сосульками «Превращение сосульки».
Эксперименты: «Холодная, теплая вода»,
«Прозрачная вода», «У воды нет запаха и
вкуса», «Что плавает в воде?», «Лед – это вода».
Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода»,
Просмотр
обучающего
мультфильма
«Круговорот воды в природе"
Рассматривание
иллюстраций
с
изображением реки, озера, моря; предметных
картинок с сюжетами использования воды.
НОД
по
познавательному
развитию:
«Волшебница вода»
НОД
по
познавательному
развитию.
ФЭМП «Путешествие на волшебную поляну»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы.
Чтение
потешек:
«Водичка,
водичка»,
«Дождик, дождик пуще»;
Чтение произведений А. Барто «Девочка
чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова
«Купание»,
К.
Чуковский
«Мойдодыр»,
В.
Маяковского «Что такое хорошо и что такое
плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л.
Воронкова
«Снег
идет»,
А.
Мельников
«Художник картину всю ночь рисовал». Н. А.
Рыжова «История одного пруда», «Жила – была
Река», «Как люди речку обидели».
Речевое общение: «Зачем беречь воду»
НОД по развитию речи.
Беседа «Вода вокруг нас»
Художественно-
эстетическое развитие
Прослушивание записи шума водопада,
звон веселого ручейка.
НОД
по
рисованию.
Тема:
«Дождик,
дождик, кап, кап, кап…»
НОД
по
лепке.
«Рыбки
плавают
в
аквариуме»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Солнышко и дождик»,
«Капельки и Тучка», «Караси и щука», «На
болоте»
Социально-
коммуникативное развитие
Трудовое поручение: уход за комнатными
растениями (протереть листья у цветов, полить
их); мытьё игрушек.
Дидактические игры: «Купание куклы»,
«Капитаны» (пускание бумажных корабликов),
«Тонет-плавает»
Игры
–
забавы:
«Пускание
мыльных
пузырей»
Игры с водой, игры со снегом.
5.Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в
воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды
(интенсивность окраски, вкус, запах).
6.Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее
свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества,
тем медленнее она замерзает).
7.Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека
(среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку
для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д.).
8.Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в
природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).
Предполагаемый результат.
У детей будут сформированы элементарные представления о воде, ее
значении для человека, животных и растений.
Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без
вкуса) в процессе практических опытов с водой.
У детей будут формироваться познавательные способности в процессе
исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
1.Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления
информации о воде.
2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников».
3. Фото-выставка «Что такое вода? Для чего она нужна?»
4. Выставка рисунков «Как наша семья бережёт воду»
5.Проведение опытов дома: «Водяные превращения».
Подготовительный этап проекта:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2.Пополнить развивающую среду:
Подбор художественной литературы по теме;
Подбор энциклопедий;
Составление картотек загадок, стихов, поговорок;
Составление картотеки опытов с водой;
Подготовка оборудования для опытов с водой.
3. Подготовить информацию для родителей
Реализация проекта.
Заключительный
этап
проекта:
1.Презентация
«Мир
природы»
для
детей
второй
младшей
группы.
2.Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница» для детей второй
младшей
группы.
3.Итоговое занятие «Волшебная капелька» для детей второй младшей
группы.
Экспериментальная деятельность
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода?
Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).
Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у
соседа, у меня. Посмотрите, я буду перелив Дети: Нет.
Воспитатель: Какого же цвета тогда вода?
Дети: У воды нет цвета. Никакого.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в
этом убедиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что
произошло с водой?
Дети: Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).
Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее
добавили.
Опыт № 3. Вода прозрачная.
(На столе у детей карточки с картинками).
Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него
через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок?
Дети: Да.
Воспитатель: Что можно сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 4. У воды нет запаха.
(На столе у детей стакан с водой).
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги,
как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).
Дети: Ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 5. У воды нет вкуса.
(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с
сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус.
Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая?
Дети: Нет никакого вкуса.
Вывод: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан
вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду.
Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее
добавили.
Опыт № 6. Лед – это твердая вода.
(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).
Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках?
Дети: Льдинки, лед, снег.
Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом?
Дети: Снег и лед тают, получается вода.
Вывод: Лед и снег – это тоже вода.