Напоминание

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке математики


Автор: Сорокина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №587
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке математики
Раздел: среднее образование





Назад




Сорокина Т.Е., учитель

ГБОУ Гимназия №587 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке

(из опыта работы учителя математики)

«Ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим

самостоятельным трудом» К.Д. Ушинский.

Нередко на уроке ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на

котором отводится монологу учителя. Так называемый «устный опрос» отдельных учащихся также

не вызывает особой активности остальных учеников класса. Основной задачей является создание

условий к самостоятельному творчеству учащихся на каждом уроке, к реализации скрытых

возможностей каждого ученика. При такой постановке обучения ученики часто не замечают, как

пролетают уроки, т.к. они являются активными участниками и, естественно, что они не «устают» от

таких уроков. Школьников нужно учить так, чтобы им было интересно, а для этого изгнать с уроков

скуку, зубрежку, заложить в основу обучения совместный труд учителя и ученика по приобретению

знаний.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памятью», -

Л.Н.Толстой

.

Самостоятельная работа на уроках математики как средство формирования УУД. Она является

актуальной в связи с тем, что стратегия модернизации образования в России предъявляет новые

требования, определяющие главную цель современной школы формирование творческой и

активной личности ученика. Главными задачами современной школы являются раскрытие

способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности,

готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности

становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,

умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому

важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и

трудовую деятельность в условиях, которые создаются, осваивать ещё неизвестные технологии,

пользоваться ещё не открытыми знаниями.

Цель сформировать у учащихся личностные УУД на уроках математики через включение в

образовательный процесс самостоятельных видов деятельности.

Научить самостоятельно ставить цель для выполнения работы.

Сформировать умение выбора способов выполнения самостоятельной работы.

Научить добывать недостающую информацию.

Данная система работы будет способствовать формированию у учащихся умения проявлять

активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников

информации, её анализировать, делать обобщение, формулировать и аргументировать выводы,

уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях

В зависимости от целей, самостоятельные работы могут быть:

1. обучающими

2. тренировочными

3. закрепляющими

4. повторительными

5. развивающими

6. творческими

7. контрольными

1. Смысл обучающих работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных

учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса и

внимания каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Такие работы составляются на

начальном этапе изучения темы. Они носят репродуктивный характер. Работы оцениваются сразу

и только положительно. Цель этих работ не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить

много времени.

2. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В

тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить

теоремы, определения, свойства тех или иных математических объектов. При выполнении

тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё, необходима помощь учите-ля. Можно

разрешить пользоваться учебниками, записями в тетрадях, справочными пособиями и т.п. Все это

создает ситуацию успеха в первую очередь для учащихся с низким уровнем обучаемости. В таких

условиях они очень легко включаются в работу и выполняют её.

3. К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию

логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они

показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал. По результатам проверки

учитель или сам ученик определяют степень освоения пройденного материала и необходимость

его дополнительного повторения.

4. Огромную ценность представляют повторительные (обзорные или тематические)

самостоятельные работы. Перед изучением новой темы учащийся должен осознавать, какие

пробелы в знаниях смогут затруднить изучение нового материала. Организация учителем таких

самостоятельных работ позволит ученику провести рефлексию, и, в последствии, устранить

пробелы.

5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по

составлению докладов, подготовка к олимпиадам, научно-практическим конференциям, написание

проектов, проведение в школе «дней математики», сочинение математических сказок, игр,

спектаклей, составление кроссвордов…

6. Большой интерес у учащихся вызывают творческие самостоятельные работы, которые

предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают новые стороны

уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых ситуациях. Это задания на

поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов

обучения. Контрольные работы равноценны по содержанию и объему, обеспечивают достоверную

проверку уровня знаний учащихся.

Самостоятельная работа учащихся по математике означает, что ученик сам без посторонней

помощи выполняет или составляет какие-либо задания.

При выполнении контрольных работ часто происходит списывание. Почему это происходит? В

первую очередь, потому что учащиеся не были научены работать самостоятельно.

Следовательно, у ученика нет веры в себя, в свои силы.

Задача учителя-помочь учащемуся поверить в себя, быть уверенным в своих знаниях, научить его

учиться. Рассмотрим, как осуществляется работа по овладению учащимися навыка

самостоятельной работы.

Каждой самостоятельной работе предшествует тщательная предварительная подготовка. Ученик

на каждом этапе обучения получает подготовку к самостоятельной работе. Такая подготовка

выражается в максимальной активизации учащихся при объяснении теоретических вопросов и

решении задач в классе. Учитель на протяжении всего процесса обучения выступает в роли

консультанта, причем в роли консультанта постоянно выступают и ученики, получившие по данной

теме высокие баллы. Малейшая возможность побудить учеников самостоятельно мыслить должна

быть использована. Любая попытка самостоятельного мышления учениками должна поощряться.

Активизация учащихся при усвоении математических фактов имеет огромное значение в их

подготовке к самостоятельной работе.

Можно предложить следующие основные способы активизации учащихся при усвоении ими

математических фактов:

• конкретизация задач с практической точки зрения;

• открытие учащимися новых для них математических фактов;

• активизация учащихся при обосновании математических фактов.

Самостоятельная работа учащихся занимает исключительное место на современном

уроке,

потому

что

ученик

приобретает

знания

только

в

процессе

самостоятельной

деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику ещё далеко не знания.

Прочно

и

хорошо

усвоено

то,

что

добыто

активным

собственным

трудом.

Грамотно

организованная самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать

ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное. Но для этого ещё

очень важно формировать у учащегося общеучебные умения и навыки.

Обучение

учащихся

навыкам

самостоятельной

работы

предполагает

активную

деятельность,

как

учителя,

так

и

учащегося.

Сколько

бы

ни

старался

учитель,

если

школьники не работают – процесса познания нет. Самостоятельная работа учащегося

заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.

Конкретную цель и ученик должен знать пути её достижения.

2.

Соответствовать

учебным

возможностям

ученика,

постепенно

переходить

от

одного уровня сложности к другому.

3.

Минимум

шаблонности,

т.к.

основная

её

задача

развитие

познавательных

способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно условно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся

наблюдение;

упражнение;

работа с текстом учебника

2.По звеньям учебного процесса:

задания на восприятие с целью изучения нового материала;

задания на применение знаний и формирование умений;

задания на закрепление и повторение учебного материала;

задания на обобщение учебного материала

3.По характеру познавательной деятельности:

воспроизводящий по образцу;

реконструктивно – вариативный - создаёт условия для развития мыслительной

активности школьников;

эвристический - формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные

ситуации;

творческий - позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один

из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

подробные инструкции;

краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельной работы можно разделить на:

индивидуальные;

фронтальные;

групповые;

парные.

Выбор форм работы зависит от целей, сложности заданий, уровня сформированности

учебных умений и возможностей каждого ребенка. Также нельзя забывать о мотивации

учащихся.

Виды самостоятельной работы:

1.

Работа

с

книгой

(рисунок,

график,

поиск

ответа

на

вопрос,

конспектирование,

пересказ, составление плана, работа с первоисточниками, с интернет – ресурсами).

2.

Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения)

3.

Решение задач и выполнение практических работ.

4.

Различные

проверочные

самостоятельные

работы

(сочинения,

диктанты,

контрольные работы).

5.

Доклады, рефераты, проекты.

6.

Индивидуальные и групповые задания при наблюдении в природе и экскурсиях,

установление межпредметных и метапредметных зависимостей.

7.

Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.

Техническое моделирование и конструирование.

Считается, что ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью,

сможет

реализовать

себя

во

взрослой

жизни.

Умение

школьников

самостоятельно

получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой

информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.



В раздел образования