Автор: Смирнова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО ЦРР-ДС Аннушка
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Развитие речевого творчества дошкольников на основе сказочного сюжета
Раздел: дошкольное образование
Смирнова Наталья Николаевна
ТЕМА ОПЫТА: «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ НА
ОСНОВЕ СКАЗОЧНОГО СЮЖЕТА»
Автор: Смирнова Наталья Николаевна, воспитатель ГБДОУ «ЦРР – детский сад «Аннушка».
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1 Условия возникновения и становления опыта
В дошкольном возрасте уровень владения родным языком, степень развития речи является
одним из самых важных навыков ребенка. Опыт многих педагогов показывает, что многие дети
имеют плохо развитую, а именно связную речь, следовательно, проблема развития связной речи
является одной из актуальных задач воспитателя. Тогда знание языка и умение правильно и
красиво высказываться, является основой обучения и воспитания в современном дошкольном
образовании.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не
только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности
в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного,
интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад - Дом
радости»
Н.М.
Крыловой.
Одним
из
направлений
программы
является
содействие
разностороннему воспитанию ребенка как индивидуальности в разных видах самостоятельной
деятельности, а также приобщение воспитанников к основам духовной культуры. Было бы
сложно рассуждать по данным вопросам, не рассматривая одного из самых главных условий –
это развитие речи.
Невозможно представить разумного человека в современном мире без устойчивого навыка к
общению с другими индивидуумами посредством устной речи.
Современная информационная сфера затягивает ребенка и, следовательно, пропадает
коммуникативная среда внутри группы. Речь детей между собой становится реже и все менее
красочной.
Многолетние наблюдения за речью детей говорят о снижении речевой активности. Слабо
развитый речевой аппарат, бедность словарного запаса создают большие трудности в общении.
Не говоря уже о ярко-красочных выразительных высказываниях дошкольников. Заметно снизился
интерес у детей к чтению книг. В обыденной жизни ряд социальных проблем в повседневности
часто не позволяет родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих
детей. Новомодные гаджеты, компьютеры, телевидение, заменили собой живое речевое общение.
Для выявления уровня развития речевой деятельности использовали комплекс блоков из
методики
Безрукова
О.А.,
Каленкова
О.Н.
«Диагностика
уровня
речевого
развития
дошкольников». При проведении анализа первичной диагностики по показателю познавательного
развития можно выделить следующее: высокий уровень составил - 14,2%, средний уровень -
39,8%, низкий уровень - 46%.
(Приложение 1, таблица.)
Проведенный нами анализ результатов исходного уровня развития речевой деятельности у
детей дошкольного возраста показывает необходимость работы в данном направлении.
1.2. Актуальность опыта
Развитие речи - главный показатель умственного развития ребёнка, поэтому проблема
развития связной речи является одной из актуальных задач воспитателя. На протяжении
1
Смирнова Наталья Николаевна
дошкольной жизни детей в детском саду развитие речи и речевое общение происходит наряду со
всеми видами деятельности, в различных формах, как на специальных речевых занятиях, в
групповой и индивидуальной деятельности
Научить правильно и красиво высказываться - это одна из главных задач воспитателя в
современном дошкольном образовании. Особое внимание в развитии речи ребенка следует
уделять именно в дошкольном возрасте, так как в это время происходит интенсивный рост мозга,
формирование его многих функций. Согласно многим исследованиям физиологов, в периоде
дошкольного возраста функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке,
особенно в период их формирования. Усвоение учебного материала ребенком, происходит
наиболее активно в период тесной взаимосвязи воспитателя с детьми.
В близком контакте с взрослым происходит формирование всех психических процессов
ребенка, а также личности в целом.
Наблюдая за детьми, поступающими в группу, автор работы отметила, необходимость
целенаправленной
работы
по
развитию
речи,
уделяя
особое
внимание
творческому
рассказыванию.
Делиться своими впечатлениями от пережитых событий при непосредственном контакте дети
могут активно, но, как правило, развить тему в творческом направлении становится трудно. В
основном, главными причинами такого явления может быть то, что ребенку сложно подобрать
точные слова, и словосочетания, сложно логически грамотно построить предложения, не
настолько богат лексический словесный запас.
Сложившаяся ситуация мотивирует автора исследования на поиск новых методов работы в
данном направлении и эффективно использовать их на практике, способствуя речевому
творчеству дошкольников.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения уровня речевых
способностей, посредством применения сказочных сюжетов в образовательный процесс у детей
дошкольного возраста.
Формы организации образовательного процесса:
-Слушание и чтение народных и авторских сказок;
-Пересказ сказок по вопросам;
-Использование приемов мнемотехники в пересказе знакомых сказок (опыт работы Т.Б.Большаковой
«Учимся сказке»)
- Драматизация сказок;
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с 2015 по 2018 год и осуществлялась поэтапно.
I этап констатирующий: сентябрь 2015 - май 2016 года.
1.Изучение литературы по данному (по теме) вопросу.
2.Подбор методик для проведения констатирующего исследования уровня речевого развития у
детей дошкольного возраста.
3.Аналитические исследования, выявление влияния применения сюжетов из сказок на развитие
речевых способностей у дошкольников в педагогической теории и практике.
4.Выявление уровня речевого развития у детей дошкольного возраста, уровня освоения
полученной информации вербальным способом в образовательной деятельности.
(Приложение 2)
5.Определение педагогических условий, направленных на речевое развитие.
6.Постановка целей, задач и выбор методов работы.
7.Проведение игр на выявление индивидуальных особенностей дошкольников в речевой
2
Смирнова Наталья Николаевна
деятельности и развитии творчества.
IIэтап основной: (формирующий) сентябрь 2015 - февраль 2018 г
1.
Создание предметно-развивающей среды для речевой сферы деятельности,
включающей
сюжеты
для
взаимодействия
и
образно-символический
материал,
репрезентирующий детям мир вещей и событий.
2.
Подбор цикла сюжетных линий сказок для старшей и подготовительной групп,
обеспечивающих речевое развитие детей, описание технологии их организации.
III этап (контрольный): март 2018 - май 2018 года.
1.
Сравнительный анализ уровня речевого развития дошкольников.
2.
Выводы. Оценка эффективности форм и методов работы.
3.
Рекомендации педагогам. Определение целей и задач последующей работы.
1.5. Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя по уровню речевого развития у
детей дошкольного возраста посредством использования сказочного сюжета.
1.6. Теоретическая база опыта
Вопросы речевого творчества, его развития и проявления у человека волновали умы
выдающихся людей на протяжении многих лет становления человеческой истории.
Еще в IV веке до н.э. Аристотель подчеркивал новаторский и авторский характер научного и
художественного творчества.
Интерес к развитию речевых навыков, а так же формирования детского словесного творчества
исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной,. М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой,
О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковской, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых,
которые
разрабатывали
тематику
и
виды
творческого
рассказывания,
приемы
и
последовательность обучения.
Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина в свое время установили, что
самая высокая активность в овладении языком достигается при условиях, когда дети
вовлекаются в активную речевую работу. В момент происходящего общения и взаимодействия с
взрослым, ребенок проявляет со своей стороны активность в области познания и практической
деятельности, где в свою очередь взрослый создает условия для организации речевой среды.
Рассматривая опыт А.Г. Арушановой можно почерпнуть множество полезныхрекомендаций.
В своей работе автор предлагает схемы организации языковых игр и поисковой деятельности
детей [2].
Л.В. Ворошина предлагает структуру всех педагогических занятий возводить на основе
игровой деятельности, где широко идет применение фольклорного материала. Уделяется
большое внимание играм, которые совершенствуют словесно - логическое мышление. По
Ворошиной Л.В. воспитателю следует видеть направления преемственности задач по развитию
речи, решаемые от предыдущей возрастной группы к следующей и грамотно составлять
комплексное решение.
Е.Б. Танникова предлагает метод обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению
сказок - знакомые герои в новых обстоятельствах [1, с. 24]. Моделирование сюжетов сказок по
В.Я. Проппу помогает осознанию дошкольниками антитезы, характерной для сказок: персонажи
(злые/добрые, умные/глупые); место действия (дворец/избушка); события (запрет/нарушение
запрета) [7]. Моделирование помогает детям удерживать в памяти похожие действия, порядок
появления героев.
3
Смирнова Наталья Николаевна
Опыт педагогов - практиков Г.А.Тумаковой, Е.Б.Танниковой, Т.Б. Полянской способствовал
разработке системы по развитию речевого творчества. В момент овладения речью, ребенок
принимает знания о предметах, признаках, действиях. При этом ребенок не только способен
приобрести знания, но и научиться мыслить, ведь думать это, ни что иное, как говорить про себя
или вслух, а говорить - это значит думать.
Ученые-лингвисты, онтолингвисты, психолингвисты, педагоги (А. Н. Гвоздев, В. А. Левин, А.
А Леонтьев, С. Н. Цейтлин, Л. В. Щерба и др.) едины во мнении. Ученые считают, что процесс
овладения речью дошкольниками протекает по законам творчества. Основываясь на двух фактах:
Во-первых, наблюдаемое у детей конструирование новых слов в возрасте от двух до пяти лет
представляет собой подражание (образования по аналогии).
Во-вторых, по данным исследователей (Л. В. Ворошнина, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова и
др.), дошкольники проявляют интерес к сочинительской деятельности, которая удовлетворяет их
потребность в выдумке, фантазировании.
По мнению О.С. Ушаковой в основе словестного творчества лежит процесс восприятия
произведений художественной литературы, устного народного творчества, а так же малых
фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и
художественной формы. Словесное творчество она понимает как деятельность, которая
возникает под непосредственным влиянием произведений искусства и полученных эмоций от
проходящей жизни.
Данная совокупность выражений участвует в создании устных сочинений - рассказов, сказок,
стихов. Так же отмечается тесная связь между приходящим опытом от художественной
литературы и устным изложением, которые пересекаются между собой на основе развития
поэтического слуха [4].
Пристальное внимание к способностям в развитии речи ребенка наиболее важно, так как в
данный момент происходит интенсивный рост мозга, формирование его многих функций. В
течение дошкольной жизни детей в детском саду происходит развитие речи и речевого общения
во всех видах деятельности и в разных формах. Происходит такой процесс, как на специальных
речевых занятиях, так и в групповой и самостоятельной деятельности. Однако, требуется умение
придумывать завязку, проблему, ход события, кульминацию и развязку. Из этого следует, что
выразительно и занимательно передавать свой замысел будет не так просто.
Метод творческого рассказывания детей при обучении рассматривается как вид деятельности,
при котором личность ребенка захватывается в процесс целиком: требуется задействование
воображения, мышления, речи, проявления способностей наблюдательности, волевых усилий,
включения положительных эмоций.
Словесное творчество – это по своей сути непростой вид творческого занятия для ребенка.
Элемент творчества всегда должен присутствовать в любом детском рассказе. Поэтому термин
«творческие рассказы» - будет являться условным названием рассказов, которые дети смогут
придумывать сами. Особенности приема творческого рассказывания заключаются в том, что
ребенок должен будет самостоятельно придумывать ход событий в сюжете (содержание,
действующие лица), опираясь на заданную тему и свои прошлые воспоминания, а в том числе
опыт, и воспроизводить его в форму связного повествования. Знание языка и умение правильно и
красиво высказываться является основой обучения и воспитания в современном дошкольном
образовании.
В свою очередь, творческое рассказывание будет отдаленно напоминать, в некоторой мере,
настоящее литературное творчество. Это значит, что от ребенка будет требоваться умение
сделать выбор из имеющихся на данный момент знаний в отдельные факты, затем внести в них
элемент фантазии, составить и изложить творческий рассказ.
Необходимость образованности и интеллигентности в дальнейшем развитии ребенка
реализуется в момент его дошкольного периода творческих способностей, где идет постоянное
развитие речевых навыков.
4
Смирнова Наталья Николаевна
Через вербальный контакт с другими людьми, человек воспроизводит себя как личность.
Речевое творчество - это процесс речевой деятельности, где все силы направлены на создание
новых образов знаний, что обеспечивается способностью человеческого мозга посредством
необычного сочетания.
Речь на данный момент является одной из главных потребностей и функций человека.
Теоретический анализ, проведённый по проблеме, позволяет определить направления в работе по
развитию творческой речевой деятельности дошкольников, а именно: разработка плана
проведения мероприятий включает в себя:
- игры на выявление индивидуальных особенностей дошкольников в речевой деятельности и
развитии творчества;
-Образование и ведение кружка «Творческая сказочная мастерская».
1.7. Новизна опыта
Новизна данного опыта состоит в разработке системы деятельности воспитателя по развитию
творческих речевых способностей у детей дошкольного возраста посредством использования
сказочных сюжетов. В процессе производства были использованы элементы существующих
методик.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
В основе практико-методической стороны опыта лежат методические пособия: Ельцова О.М.
Прокопьева Л.В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
Данный
опыт
может
использоваться
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
воспитателями
групп
общеразвивающей
направленности
и
групп
компенсирующей
направленности, педагогами дополнительного образования.
РАЗДЕЛ II.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
2.1 Организация исследования
Цель опыта: pразвитиеpречевыхcспособностей у детей дошкольного возраста посpедством
использования сказочных сюжетов, овладение детьми творческой продуктивной речевой
деятельностью.
Основные задачи:
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа полученного текста
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических
схем, отображающих последовательность событий.
5. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
6. Развитие связной речи детей, а именно творческого рассказывания и сочинительства сказок.
С учетом цели и задач, были определены основные принципы, которые легли в основу
организации деятельности педагога
1.Принцип целенаправленности.
Цели и задачи данной работы реализуются в момент
создания всех необходимых условий для развития речевых способностей у детей дошкольного
возраста.
2.Принцип поэтапности. Занятия носят адекватный характер по нагрузке в соответствии с
возрастными особенностями детей.
5
Смирнова Наталья Николаевна
3.Принцип
систематичности
и
последовательности.
Процесс
развития
речевых
способностей у детей дошкольного возраста проходит согласно установленным рамкам и
последовательности.
4.Принцип наглядности. В данном случае реализуются дидактические цели, использование
наглядности,
методика
показа,
количество
наглядного
материала
и
последовательность
демонстрации.
5.Принцип интегрированности.
Использование различных методов в работе с детьми,
проведение интеграции средств воздействия и различные виды детской деятельности.
6.Принцип адаптивности. Производится тщательный учет психофизических особенностей
каждого ребенка в соответствии, с которыми, реализуется педагогический процесс в отношении
детей.
7.Принцип
повторения.
Использование
многократного
повторения
при
закреплении
полученных знаний для формирования устойчивых навыков, которые в последствие будут
использованы на практике.
Используемая методика, которая была использована автором при построении личностно
ориентированного взаимодействия с ребенком, будет иметь акцент на активности детей для
пробуждения к творческому выполнению задания
В течение всего периода работы над
опытом проводились занятия с детьми согласно
составленному плану. (Приложение 3. См. ниже)
В подготовительный этап
в испытуемой группе проводились игры на выявление
индивидуальных особенностей дошкольников в речевой деятельности. (План игр в приложении
2).
Данные игры стали начальным этапом подготовки к активному участию в творческой
мастерской. Игры проводились как в совместной деятельности в ходе режимных моментов, так и
в непосредственно образовательной деятельности.
Задачами данных игр являются:
-Учить слушать друг друга, уметь ждать свой вопрос или ответ товарища;
-Учить составлять рассказ или сказку из деформированного текста;
-Учить подбирать сравнения для более точного описания предмета;
-Учить работать в коллективе;
-Развивать монологическую речь;
-Развивать умение работать с текстом и выделять нужные слова из текста;
-Учить размышлять, давать оценку поведению героев сказки;
-Развивать память, воображение, мышление;
2.2. Результативность опыта
Критериями результативности опыта являются: качественные изменения уровня речевого
развития; положительная динамика в познавательном развитии, памяти, продуктивного
воображения.
Проведённая диагностика по окончании периода обучения выявила положительную динамику
в развитии речи детей:
-звуковой строй речи стал более качественным, голос звучит чётко, ясно, появилась хорошая
дикция;
-возможность ведения диалога, рассказывать, пересказывать;
- пропала стеснительность;
-научились преодолевать трудности;
- правильно строить предложение, текст;
- у детей повысилась культура речи;
- точность, связность и выразительность речи;
- дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать;
- повысился словарный запас детей;
6
Смирнова Наталья Николаевна
- повысился уровень речевого развития.
Для
оценки
результатов
использовались
те
же
методики,
при
помощи
которых
диагностировался уровень развития параметров на констатирующем этапе.
Они представлены в диаграмме.
низкий
средний
высокий
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
50%
46,0%
39,8%
14,2%
18%
48%
34%
Результаты мониторинга
2015г.
2018г.
«Уровень речевого развития дошкольников» на констатирующем и контрольном этапах
Критерий
Методики
1. Качественные изменения в уровне развития
речевых способностей
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. «Диагностика
уровня речевого развития дошкольников 4 - 5 лет, 5
– 6 лет 6-7 лет»[3]
Результаты показали, что количество дошкольников, показавших положительную динамику в
росте уровня речевого развития, в среднем увеличилось до 61,4% по всей группе. Это говорит о
том, что дети повзрослели, однако исходя из наблюдений за детьми в параллельных группах, где
данные условия для развития речи по сюжетам сказок специально не создавались, указывают на
то, что уровень коммуникативных способностей у них заметно ниже. (Приложение 4)
Таким образом, наряду с общим онтогенезом детей на протяжении исследования можно судить
о том, что дошкольники проявляют сознательность и активность в организованном нами
образовательном процессе, где стараются самостоятельно открыть для себя новые знания о
диалоге между своими сверстниками, пытаются формировать свою точку зрения и ее
обоснование.
Итоги диагностики уровня речевого развития позволяют сделать выводы о позитивных
результатах
планомерной
и
систематической
работы
по
коммуникативному
развитию
дошкольников посредством использования сказочных сюжетов в их деятельность.
Количество детей с высоким уровнем составило - 34,1% против - 14,2% на констатирующем
этапе, детей со средним уровнем тоже стало больше - 48% против 39,8%, а число детей с низким
уровнем уменьшилось - 17,9% против 46%.
Уровень
2015г.
(констатирующий)
2018г.
(контрольный)
низкий
46%
17,9%
средний
39,8%
48 %
высокий
14,2%
34,1%
7
Смирнова Наталья Николаевна
Положительная динамика заметна и в качественных показателях:
1.
Повысилась частота речевых связей между детьми исследуемой группы.
2.
Дети научились высказывать свою точку зрения, высказывать мнение во время диалога со
сверстниками, а также различные способы решения задачи по ходу сюжетной линии сказок.
3.
У детей заметно повысился словарный запас и качество речи.
4.
Дети стали все чаще использовать живое общение вместо виртуального.
Таким образом, доказано, что систематическое целенаправленное использование метода
сюжетов сказок в непосредственном процессе образовательной деятельности и в режимных
моментах в детском саду и дома ребенок учится более точно и лаконично выражать свое мнение.
Пристальное внимание к способностям в развитии речи ребенка наиболее важно, так как в
данный момент происходит интенсивный рост мозга, формирование его многих функций.
Воспитателю следует видеть направления преемственности задач по развитию речи, решаемые
от предыдущей к следующей возрастной группы и грамотно составлять комплексное решение.
Методика творческого рассказывания в свою очередь захватывает ребенка в обучаемый
процесс целиком, поэтому от детей требуется включение воображения, мышления и волевых
усилий. Такой процесс происходит, как на специальных речевых занятиях, так и в групповой и
самостоятельной деятельности.
На смену односложных предложений и фраз детей приходят все более насыщенные
выражения с эмоциональной окраской.
При этом преобразования, которые происходят внутри группы, носят творческий характер,
дети все чаще используют в своих играх сюжетные линии с включением на то диалогов.
Взаимодействие с семьёй обеспечивает более полное развитие коммуникативных
способностей ребенка, что позволит способствовать реализации поставленных задач. Родители в
свою очередь отмечают, что дети все охотнее стали обращаться к художественной литературе,
стали намного активнее в желании и стремлении вести диалоги, узнавать что-то новое и
интересное, расширился словарный запас.
2.3. Библиографический список
1.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]:
учебное пособие для студентов высших и средних заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.:
Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада
/ А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.
3.
Безрукова, О.А. Родной язык в жизни ребёнка: методика определения уровня речевого
развития детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - Москва: Русская
речь, 2014. – 69 с.
4.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. Л.С. Выготский. - Собр. соч. в 6 т. / - М.:
Педагогика, 1983. - Т.2. - 340 с.
5.
Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] /
И.В. Вачков. М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
6.
Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить [Текст] / В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. – М.: Знание,
1998. – 94 с.
7.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ,
1997. – 224 с.
8.
Гейци, Э.Д. Психодиагностика в педвузе [Текст]: учеб. пособие / Э.Д. Гейци. - Новосибирск:
Изд. НГПУ, 2001. - 170 с.
8
Смирнова Наталья Николаевна
9.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым
недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2002. – 144 с.
10.
Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни [Текст]: автореф.
дисс... канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М.: РГБ, 1999. – 182 с.
11.
Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником [Текст] //
Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Педагогика, 1998. - 138 с.
12.
Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. –
Ростов н. /Д.: Издательство Ростовского университета, 1987. - 96 с.
13.
Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.Н. Козлова, Т.А.
Куликова. - М.: Академия, 2001. – 416 с.
14.
Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст]:
книга для учителя / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с.
15.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.:
Просвещение, 1969. – 214 с.
16.
Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.:
Просвещение, 1971. – 415 с.
17.
Пропп, В.Я. Морфология сказки [Текст] / В.Я. Пропп. – М.: Изд. Лабиринт, 2000. – 315 с.
18.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
[Текст]: методическое пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» /
под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2007. – 164 с.
19.
Савенков, А.И. Исследования детей как средство обучения [Текст] / А.И. Савенков // Обруч.
- 1998. - №3. - С. 27-30.
20.
Савенков, А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики [Текст] /
А.И.Савенков // Дошкольное воспитание. – 2000. - №2. - С. 8-17.
21.
Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного
возраста [Текст]: методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова.- // СПб., 2009. – 124 с.
22.
Чехонина, О.И. Особенности обучения одарённых детей старшего дошкольного возраста
[Текст] / О.И.Чехонина // Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного
образования. – Саранск, 1998. – Вып.2. – С. 29-37.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Уровень
2015г.
(констатирующий)
низкий
46%
средний
39,8%
высокий
14,2%
Приложение 2
Безрукова О.А., Каленкова О.Н.
«Диагностика уровня речевого развития дошкольников»
Возраст: дети дошкольного возраста - 4-5 лет.
До начала тестирования следует провести с ребенком небольшое собеседование, во время
которого педагог анализирует имеющийся кругозор дошкольника.
Назови свое имя.
Сколько тебе лет?
Расскажи, как ты проводишь день.
Когда ты завтракаешь? (Утром.)
9
Смирнова Наталья Николаевна
Когда ты обедаешь? (Днём.)
Когда ты ужинаешь? (Вечером.)
Для чего нужен светофор?
Что нужно делать, если горит красный свет?
Что нужно делать, если горит зелёный свет?
Какое сейчас время года? Когда дети купаются в речке или море?
Когда распускаются на деревьях листочки?
Когда приходит Новый год?
ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный ответ - 0 баллов. Максимальное
количество баллов - 12.
1 блок.
Цель блока: определить уровень сформированности лексической системности.
Оценивается: объем словаря и определение смысловых связей между лексическими
единицами.
Задание 1
Назови то, что ты видишь на картинках.
А. Рисунки: курица, рюкзак, лыжи, подушка, малина, береза, театр, дверь, скакалка.
Б. Рисунки: шуба, паук, белка, ножницы, ящерица, персик, диван, костюм, клещи.
В. Рисунки: блюдце, сумка, веник, щенок, цыпленок, лупа, сом, лодка, котенок.
Г. Рисунки: брюки, платье, сосна, лимон, лестница, поезд, вертолет, кепка.
Д. Рисунки: ложка, вилка, жираф, сорока, голубь, автобус, верблюд, теплоход, утюг.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов -
44.
Задание 2
Рассмотри картинки. Назови все предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.
Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон, роза,
ромашки, тюльпаны.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 4.
Задание 3
Рассмотри картинки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: пила, веник, ручка, молоток, грабли, линейка, топор, миксер, швейный метр.
ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, не правильный ответ - 0 баллов. Максимальное
количество баллов - 9.
Задание 4
Рассмотри картинки и скажи, что на них изображено.
Рисунки: кресло - диван; рубашка - футболка; гольфы - носки; гнездо - нора, автобус
троллейбус.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов -
10.
Задание 5
Рассмотри картинки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них,
и чем они различаются.
Рисунки: кресло - диван; рубашка - футболка; гольфы - носки; гнездо - нора, автобус -
троллейбус.
10
Смирнова Наталья Николаевна
ОЦЕНКА: правильно указано только общее - 1 балл, правильно указано общее и различия - 2
балла, неправильно - 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 10.
Задание 6
Рассмотри картинки и скажи, кто что делает.
Рисунки: мама моет посуду, мальчик играет с собакой, девочки поливают цветы, мальчик
несет воду,папа читает книгу.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 7
Рассмотри картинки и покажи: письменный стол, женскую шляпу, деревянную лопату,
Картинки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная
лопата, деревянная лопата, шляпа мужская и женская,
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов.Максимальное количество баллов - 4.
Задание 8
Что называют овощами? Какую одежду называют детской? Почему мяч называют
волейбольным?
Какую
лампу
называют
ночной?
Какую
обувь
называют
уличной?
ОЦЕНКА правильный ответ - 1 балл,неправильный - 0 баллов. Максимальное количество
баллов - 5.
2 блок
Цель блока: определить грамматический уровень.
Выявление навыков в словообразовании и словоизменении.
Задание 9
Послушай предложения и ответь на вопросы:
Если сковороду сделали из чугуна, это сковорода - какая?
Если дом построили из дерева, это дом - какой?
Если кораблик сделали из бумаги, этот кораблик, какой?
Если варенье сварили из клубники, это варенье, какое?
Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?
ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, не правильный ответ - 0 баллов. Максимальное
количество баллов - 5.
Задание 10
Послушай пары слов, которые я буду произносить, объясни, почему я их произношу вместе.
Пары слов: хлеб - хлебница, сахар - сахарница, лыжи - лыжник, велосипед - велосипедист, танк
-танкист.
ОЦЕНКА: правильная смысловая связь - 1 балл, не удалось установить смысловую связь -
0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 11
Закончи предложение: Хлеб хранят в хлебнице, а масло в ... кони живут в…, а коровы
живут в…, на кране работает - крановщик, а стекла в окно вставляет - …
Сапожник чинит сапоги, а часовщик - ... Суп из фасоли - фасолевый суп, а суп из мяса - ...
11
Смирнова Наталья Николаевна
ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, не правильный ответ - 0 баллов. Максимальное
количество баллов - 5.
Задание 12
Рассмотри картинки и скажи, как называются детеныши этих животных. Рисунки: Утка, лиса,
овца, волк, собака, кролик.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 6.
Задание 13
Рассмотри картинки и покажи, где:
А. матрешка, цветы, лейки, ключ, ели.
Рисунки: матрешка - матрешки, цветок - цветы, лейка - лейки, ключ - ключи, ель - ели
Б. птица над деревом, собака в будке, птица на клетке.
Картинки: птица над деревом, птица на дереве, собака в будке, собака рядом с будкой.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 8.
Задание 14
Найди нужную картинку и предложением ответь на вопрос:
Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься
зимой? Из чего делают вишневый сок? Что люди одевают в холодную погоду?
Картинки: молоток, рубанок, стамеска, пила, простыня, полотенце, санки, коньки, велосипед,
роликовые коньки, сливы, абрикосы, вишни, сандалии, купальник, куртку, варежки, сапоги.
ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) - 1 балл, неправильно - 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 8.
Задание 15
Рассмотри картинки и скажи, чем они различаются.
Картинки: Собака залезает (влезает, забирается ...) в конуру - собака вылезает (выбегает,
выползает ...) из конуры.
Кошка сидит (находится ...) на стуле - кошка сидит (прячется ...) под стулом.
Птица сидит (живет, находится ...) в клетке - птица сидит (находится, поет ...) на клетке.
Кошка сидит (прячется, находится ...) на дереве - кошка сидит (прячется, находится ...) за
деревом.
ОЦЕНКА: грамматически
правильное
употребление
предлога
и
соответствующего
окончания существительного - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов
- 8.
Задание 16
Послушай предложения и ответь на вопросы.
Дедушка читает книгу своим внукам.
Кому дедушка читает? Что читает дедушка?
Осенью птицы улетают на юг.
Когда улетают птицы? Куда улетают птицы?
Лиза и Катя подарили маме букет ромашек.
Какие цветы подарили Лиза и Катя?
Кому подарили цветы?
ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос - 1 балл, правильный ответ на второй вопрос -
1 балл. Максимальное количество баллов - 6.
12
Смирнова Наталья Николаевна
3 блок
Цель блока: оценка фонологических навыков и умений.
Оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков
звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
Задание 17
.
Повтори слова по одному.
Бульдозер,
аквариум,
мотоциклист,
чертежник,
барабан,
шофер.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов (неправильным ответом считаются
пропуски, искажения, перестановки). Максимальное количество баллов — 6.
Задание 18
Повтори слоги: та - да - та; са - сы - са; ка - ги - ка, жо-зе - жо, ма - мя-ма.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 19
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [Ш]. (5 баллов)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Б. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [С]. (2 балла)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
В. Послушай слова и скажи, какие из них оканчиваются на звук [Ш]. (2 балла)
Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Рисунки: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.
Г. Сколько звуков в слове "душ"?
ОЦЕНКА: правильно
-
1
балл,
неправильно
-
0
баллов.
Максимальное количество баллов - 10.
Задание 20
Повтори слоги с различным ударением:
Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та; Ля-ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля-ля.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 6.
Задание 21
Повтори это предложение за мной с разной интонацией.
Сережа / принес цветы? Сережа / принес / цветы? Сережа /принес / цветы?
ОЦЕНКА: правильное воспроизведение интонации - 1балл, неправильное - 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 3.
Задание 22
Сформулируй утвердительные ответы на вопросы.
Сережа принес цветы? (Да, Сережа принес цветы)
Брат ходил в магазин? (Да, брат ходил в магазин.)
Мама сварила компот? (Да, мама сварила компот.)
ОЦЕНКА: верный ответ - 1 балл, неверный- 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.
Возраст: дети дошкольного возраста - 5-6 лет.
Собеседование.
13
Смирнова Наталья Николаевна
Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком городе ты живешь? В какие дни недели мы
отдыхаем? Какие звери живут в лесу? (3 - 5 слов) Кого поздравляют 8-го марта? С каким
праздником нас поздравляет Дед Мороз? Когда перелетные птицы улетают на юг? На каком
этаже ты живешь? Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет
светофора? Какой сейчас месяц? Какие ты знаешь сказки? (2 - 3 сказки)
ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Максимальное количество
баллов - 12.
1.Блок
. Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня
сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным
параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между
лексическими единицами.
Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках.
Рисунки:
А. скворечник, люстра, гнездо, гиря, кувшин, клещи, портфель
Б. клен, рябина, колокольчики, одуванчик, дуб, ромашка, ландыш.
В.синица, снегирь, ласточка, индюк, дятел, носорог, бегемот, рысь.
Г. смородина, вишня, малина, редис, баклажаны, свекла, кабачок.
Д. кепка, панама, комбинезон, пиджак, галстук, туфли, сандалии.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов -
36.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: холодильник, хлебница, отвертка, кормушка, сети, половник, носилки (лист 5-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов Максимальное количество
баллов - 7.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом
Рисунки (парами): сахарница - сахар; шуруп - отвертка; свитер - клубок; самокат - велосипед.
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь - 1 балл, не установлена - 0 баллов. Максимальное
количество баллов - 4.
Задание 4. Рассмотри рисунки и скажи, чем различаются предметы, изображенные на
них. Рисунки: шуруп - гвоздь; кофта - свитер; пальто - шуба; табурет - стул.
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков I -
1 балл, неадекватный - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 4
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка поливает сметаной вареники.
Мальчик раскрашивает картинку.
Девочка посыпает маком (солью, сахаром) печенье.
Мальчик выбивает ковер.
Девочка выливает воду.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 6. Послушай слова и скажи, какое лишнее. Объясни свой выбор. Слова:
вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника;
морковь, огурцы, репа, яблоко, кабачок.
ОЦЕНКА: верный ответ - 1 балл, неверный - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2.
Задание
7
. Растолкуй
значения слов: маслёнка,
пелёнка,
селёдочница,
дрессировщица,
воротник, лыжник, шахматист, турист.
ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Максимальное количество
баллов - 8.
14
Смирнова Наталья Николаевна
Задание 8. Как называется профессия человека, который: работает на тракторе, убирает двор и
улицу, показывает фокусы, играет на гитаре, на скрипке, охраняет лес?
ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Максимальное
количество баллов - 6.
Задание 9
. Догадайся, какое слово будет следующим.
Образец: Курица — цыплёнок; свинья — поросёнок.
Корова - телёнок; собака -?
Ворона - гнездо; муравей -?
Лётчик - самолёт; шофёр -?
Коза - козёл; курица -?
Рыба - удочка; бабочка -?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
2 Блок
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня
грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции
является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 10. Ответь на вопросы.
Какой мяч мы называем футбольным?
Какую бочку мы называем дубовой?
Какую змею мы называем ядовитой?
Какую ветку мы называем сосновой?
Какие лыжи мы называем горными?
Какие очки мы называем солнцезащитными?
Какую машину мы называем снегоуборочной?
ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Максимальное количество
баллов - 7.
Задание 11. Как изменится слово, если этих предметов будет больше, чем один?
Образец: лист - листья.
Слова: колесо, ухо, перо, молоток, пень, леденец.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимально е количество баллов - 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено и сколько.
Рисунки: шесть чашек, пять пуговиц, пять кисточек, пять карандашей шесть топоров, пять
кукол (лист 5- 10).
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимально е количество баллов - 6.
Задание 13. Назови иначе.
Образец: Лист дуба - это дубовый лист.
Куст сирени - это...
Сок черники - это...
Ствол берёзы - эта…
Косточка вишни - это...
Варенье из земляники - это...
Сок абрикоса - это...
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 6.
Задание 14.
Закончи предложение.
Тигр живет с тигрицей, а лев ...
Шерсть козы - козья шерсть, а шерсть овцы ...
15
Смирнова Наталья Николаевна
На гитаре играет гитарист, а на скрипке ...
Из клубники варят клубничное варенье, а из смородины ...
Хвост кошки - кошачий хвост, а хвост лисы ...
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
3адание 15.
Догадайся, какое слово будет следующим.
Перец - перечница, мыло - ?
Сосна - сосновый, земляника - ?
Лётчик - летать, дрессировщик - ?
Длинный - длиннее, короткий - ?
Рыбный - рыба, мясной - ?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 5.
Задание 16. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся и что делают животные.
Рисунки: кошка под стулом, кошка на заборе, кошка за деревом, собака перепрыгивает барьер
(через барьер), кошка спрыгивает со стула (лист 5-11).
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 17. Послушай и повтори предложение, не меняя слов.
Наступила осень, и перелётные птицы улетели на юг.
На баяне играет баянист, а на скрипке - скрипач.
Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.
Задание 18.
Послушай предложение и ответь на вопросы. Катя старше Иры на два года. Кто
младше: Катя или Ира? Петю провожал дедушка. Кто уезжал?
После завтрака дедушка прочитал газету. Что дедушка сделал раньше: позавтракал или прочитал
газету?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.
3 Блок
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков
и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов,
навыков звукового анализа и синтеза, фонетического оформления речи.
Задание 19
. Повтори слова: экскаватор, эскалатор, архитектор, кораблекрушение,
водопроводчик, аэропорт.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно (неправильным ответом считаются пропуски,
искажения, перестановки) - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 6
Задание 20. Повтори слоги: па- ба - па; аши – асы - аши; шва - шва-жва; кра – гра - кра; сан -
цан-цан.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 5.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса,
замокшкаф, кактус, кувшин, галстук
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) - 1 балл, неправильно (пустил хотя бы одну ошибку) - 0
баллов.
Максимальное количество баллов - 1.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [з]. Слова: ваза, жёлудь, жук, коса, замок,
шкаф, кактус, кувшин, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) - 1 балл, неправильно допустил хотя бы одну ошибку) -
0 баллов. Максимальное количество слов - 1.
16
Смирнова Наталья Николаевна
Максимальное количество баллов за все задание - 2.
Задание 22.
Послушай слова и скажи, какой звук слышится первым. Слова: ваза, жёлудь, коса, утка, галстук.
ОЦЕНКА: правильно (назвал все начальные звуки) - 1 балл, не правильно (допустил хотя бы
одну ошибку) - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Б. Сколько звуков в слове «жук»?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Сколько звуков в слове «ваза»?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 1.
Максимальное количество баллов за все задание - 3.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; тя-
тя-тя, тя-тя-тя,тя-тя-тя.
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 6.
Задание 24.
Повтори предложения с разной интонацией.
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
Мама ходила вчера в магазин?
ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.
Задание 25 .
Дай утвердительный ответ на вопрос.
Дедушка ходил вчера в аптеку? (Да, в аптеку.)
Брат вчера получил письмо? (Да, вчера.)
Лена ходила вчера в театр? (Да, ходила.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Максимальное количество
баллов - 3.
4 Блок
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного
речевого
высказывания
(текстовой
деятельности),
которая
складывается
в
результате
совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования / репродуцирования текста
повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы.
Как ежик в лесу гулял
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел листик и наколол на иголочки.
Увидел ягодку и тоже наколол. Заметил он в луже голубую звезду. Хотел и ее наколоть, но
ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и решил накрыть ее лопухом — пусть до утра
полежит. А утром вместо голубой звезды обнаружил он в луже большое красное солнышко.
Вопросы: Когда ежик пошел гулять? Что видел ежик в лесу? Чем ежик накрыл звезду? Что
увидел
ежик
в
луже
утром?
Почему
вместо
звезды
в
луже
оказалось
солнышко?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ - 1 балл, неправильный - О баллов. Максимальное
количество баллов - 5.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, так, чтобы получился
рассказ. Картинки (даны вперемешку): Мальчик перепрыгнул через лужу и пошел дальше, а
девочка остановилась около нее.
Мальчик оглянулся, а девочка плачет.
17
Смирнова Наталья Николаевна
Мальчик вернулся, принес дощечку и перекинул ее через лужу.
Мальчик помог девочке перейти через лужу.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание - 2 балла, выполнил задание с небольшой
помощью - 1 балл, не справился с заданием -О баллов. Максимальное количество баллов - 2.
Задание28. Составь
рассказ
по
этим
картинкам (картинки
те
же).
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в рассказе верно передан сюжет;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей в формулировании содержания.
1 балл:
а) сюжет передан частично;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
0 баллов:
а) рассказ не передает предложенный сюжет;
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) - 8.
Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Лев и медведь.
Лев и медведь добыли мясо. Решили они полакомиться, но не смогли поделить добычу.
Никто из них не хотел делиться. Стали они из-за мяса драться. Долго дрались, а потом ослабели
оба и легли на землю. В это время мимо пробегала лиса. Она увидела мясо, тихонько подкралась
к нему и утащила к себе в нору. Так из-за своей жадности лев и медведь остались голодными.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) в пересказе полностью передано содержание текста;
б) пересказ включает как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) содержание текста передано частично;
б) в пересказе присутствует только основная информация;
в) использованы лексика и синтаксические конструкции оригинала.
0 баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) - 6.
Приложение 3
Темы НОД. Игры для развития речевых способностей у дошкольников
18
Смирнова Наталья Николаевна
1. «Где я был, кого я
видел»
- Учить детей загадывать загадки об объектах живой
природы, не называя их.
- Продолжать учить образовывать формы
винительного
падежа множественного числа одушевленных существительных.
2.«Игрушки
разговаривают
по
телефону»
-Формировать умение вести диалог по телефону.
- Учить слушать друг друга, уметь ждать вопрос или ответ
товарища.
-Воспитывать вежливость
3. «Киоск открыток»
-Учить развивать сюжет, используя набор открыток, по теме,
выбранной воспитателем или детьми.
-Упражнять
в
соотношении
наименования
предметов,
изображенных на открытке, с действиями.
4.«Отгадай,
как
нас
зовут»
-Продолжать учить подбирать слова для характеристики
игрушечных персонажей
- Развивать навыки речевого творчества
5. «Нарисуем словами
музыку»
-Продолжать развивать воображение, умение использовать в
описании точные по смыслу слова;
-Развивать монологическую речь
6.«Составление
рассказа
из
деформированного
текста»
-Учить составлять рассказ или сказку из деформированного
текста
-Упражнять в согласовании слов (род, число,
падеж) в
предложении
7. «На что это похоже»
-Продолжать
учить
подбирать
сравнения
для
наиболее
точного описания предмета.
- Развивать память, мышление, умение договариваться друг с
другом.
- Учить работать в коллективе.
8. «Пересказ сказки с
элементами
сочинительства
«Хитрый
кот – добрый кот»
-Учить детей пересказывать
короткие рассказы близко к
тексту и придумывать продолжение.
-Продолжать закреплять умение выразительно рассказывать
-Расширять активный словарь словами-действиями, словами –
определениями.
9.«Придумывание
конца
сказки
«Как
медвежонок
сапожки
потерял»»
- Продолжать развивать у детей воображение, творчество,
интерес к сочинительству.
- Развивать умение придумывать к сказке конец, рассказывать
связно, последовательно.
- Работать над грамматически правильной речью детей.
- Воспитывать звуковую культуру речи: развивать чистое
произношение, работать над силой голоса.
10.
«Моделирование
нового сказочного сюжета
на основе знакомой детям
- Продолжать учить детей пересказывать готовый текст,
использовать модели по сюжету.
- Развивать творчество при создании моделей(рисование,
19
Смирнова Наталья Николаевна
русской народной сказки
«Солнце, Месяц и Ворон
Воронович»
аппликация)
- Активизировать мыслительную деятельность.
11. Знакомые герои в
новых обстоятельствах
- Учить детей соблюдать логику при развитии новой
сюжетной линии сказки.
- Развивать умение детей придумывать новую сказку с
использованием приема «Салат сказок»,когда встречаются герои
из разных сказок.
- Учить детей придумывать завязку развитие событий в
содержании и окончание сказки.
- Прививать интерес к речевому творчеству, развивать умение
придумывать сказку коллективно.
12. «Как мы сочиняли
сказку для Деда Мороза»
- Активизировать детское воображение.
-Развивать интерес к слову.
- Учить связно и последовательно рассказывать пользоваться
планом, предложенным воспитателем
-Развивать логическое мышление и память
13.«Новогодние
чудеса в театре кукол»
-Развивать фантазию, творчество детей на основе полученных
знаний.
-
Учить придумывать
сказки,
используя
предложенные
педагогом игрушки настольного кукольного театра;
- Учить рассказывать связно, последовательно, логично.
-Способствовать устойчивому эмоционально положительному
самочувствию и активности каждого ребенка
14.«Составление
рассказов
на
основе
сказки
«Цветик
-
Семицветик»
- Развивать умение рассуждать;
- Продолжать учить развивать свою мысль, доказывать
правильность своего выбора
-Воспитывать доброжелательность, внимание к окружающим,
стремление помогать, заботиться о людях
15.«Реклама
любимой
книги»
- Познакомить детей с новой формой работы - созданием
рекламы.
-
Учить
детей
коллективному
и
самостоятельному
составлению рекламы книги.
- Развивать умение пользоваться речью-доказательством;
- Развивать культуру речевого общения, учить внимательно
выслушивать своих товарищей
16.Творческое
рассказывание
по
предметным картинкам.
«Ты
картинку
рассмотри и нам сказку
расскажи»
-Продолжать
учить
придумывать
сказки
и
истории,
использую предметные картинки, развивать речевую активность
детей.
- Развивать умение составлять предложения, использую
образные выражения и слова;
-Продолжать развивать фантазию, детское воображение.
17.
Творческое
рассказывание «Цветные
истории»
-
Развивать
творческие
способности
детей
в
речевой
деятельности.
-Учить
придумывать
рассказы
или
сказки,
используя
различные цветовые ассоциации
18.Творческое
рассказывание «Чудесное
оживление
доброй
волшебницей
окружающих предметов»
-Продолжать работу над интонационной выразительностью
речи: учить передавать интонации удивления, радости, испуга,
печали
-Развивать умение рассказывать сказки, придумывать их
самостоятельно.
20
Смирнова Наталья Николаевна
-Развивать устойчивый интерес к речевому творчеству.
19.Творческая
игра
«Африка, ах Африка»
- Закреплять знания об особенностях жизни животных в
Африке.
-Развивать фантазию и воображение, умение отражать в
рисунке свои впечатления.
- Развивать выразительность речи.
-Продолжать работу над грамматически правильной речью
детей.
20.Творческое
рассказывание
на
заданную
тему
«Приключения
в
магазине игрушек»
- Учить детей придумывать сказочные истории на заданную
тему.
-Продолжать развивать литературное творчество, интерес к
речевому творчеству.
-Учить
рассказывать
свою
сказку
выразительно,
последовательно, логично.
-Развивать умение и желание отражать свои впечатления в
своих рисунках
21.
Творческое
рассказывание
на
заданную тему
«Встреча
ребят
с
Незнайкой в Цветочном
городе»
-Совершенствовать
умение
активно
общаться
с
окружающими людьми
-Продолжать развивать умение придумывать продолжение и
конец сказки
-Развивать
умение
составлять
рассказ
по
предметным
картинкам.
-Развивать воображение, интерес к совместной творческой
речевой деятельности.
22.Творческое
рассказывание
«Сказки
почемучки
или сказки - загадки»
- Учить детей составлять вопросительные предложения.
- Развивать интерес к придумыванию сказок и историй.
-Познакомить с новым видом творческого рассказывания
Сказки почемучки или сказки - загадки.
-Продолжать развивать детскую фантазию, творчество, на
основе полученных знаний
23.Игровое
творчество.
«Сказка
«красавица, рыцарь и
чудовище»
- Учить согласовывать существительные и прилагательные в
роде и числе
- Учить определять в сказке завязку, кульминационный
момент.
- Развивать фантазию и воображение, умение отражать в
рисунке свои впечатления.
- Развивать выразительность речи.
24.
Игровое
творчество
«Противоположные
по
смыслу»
-Продолжать учить работать с текстом.
- Учить выбирать нужные слова для работы из текста.
-
Развивать
детскую
фантазию,
творчество,
на
основе
полученных знаний
25. Игровое творчество
«это правда или нет»
-Учить детей видеть в тексте правдивые события и небылицы.
-Учить отличать шуточные небылицы, от прямого обмана, с
целью запутать.
-Вызывать желания у детей самим придумывать небылицы
21
Смирнова Наталья Николаевна
26. «Выручаем сказочных
героев из беды»
- Учить выявлять из нескольких сказочных предметов, тот
который нужен герою сказки
-Развивать память , речь
- Развивать умение слушать друг друга, давать оценку
качествам характера сказочных персонажей.
Приложение 4
Результаты мониторинга
Таблица 1. Сравнительные данные по результатам мониторинга «Уровень речевого развития
дошкольников» на констатирующем и контрольном этапах.
Уровень
2015г.
(констатирующий)
2018г.
(контрольный)
низкий
46%
17,9%
средний
39,8%
48 %
высокий
14,2%
34,1%
Приложение 5
НОД.
Тема: «Я – веселый сказочник».
Цель:
- знакомить детей с устным народным творчеством
-учить придумывать новую сказку, используя разнообразные языковые средства, чтобы конец
сказки был веселым, поучительным;
- развивать интерес к устному народному творчеству.
Материалы: иллюстрации диких животных: заяц, лев.
Ход НОД
Воспитатель показывает детям картинки с изображением зайца и льва и предлагает подобрать
разные слова про них.
- Какой заяц? (Белый, пушистый, добрый пугливый, трусливый).
- Какой лев? (Большой, злой, сильный, мохнатый, рыжий, сердитый).
- Придумайте загадки про зайца и льва, используя слова, которые вы придумали, рассказывая
про животных.
Воспитатель предлагает отгадать загадки про зайца и льва:
Серый Столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегом без оглядки
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Серое брюхо, длинное ухо.
22
Смирнова Наталья Николаевна
Среди зверей кто самый главный?
Храбрый, с гривою шикарной,
Он не привык скрывать свой гнев,
Зверей он царь, свирепый…
Грозный очень и отважный,
Гривой он могучей машет.
А рычит, как на распев –
Это сильный, храбрый…
23
Смирнова Наталья Николаевна
Воспитатель отмечает детей, у которых были интересные загадки.
- Назовите сказки, в которых главными героями были заяц и лев.
Воспитатель предлагает послушать башкирскую сказку «Заяц и лев».
Жил в одном лесу лев, и не было от него житья остальным зверям.Когда невмоготу стало
терпеть бесчинства злого льва, обитатели леса устроили большой совет. Решили они послать
ко льву зайца, который обещал перехитрить льва. Пришёл заяц к злому льву и говорит:- Звери
решили бросать жребий, кому твоей добычей становиться. Сегодня не повезло мне.
- Долго же ты шёл, - сердито сказал лев.
- Меня послали тебе на обед, - испуганно ответил заяц. - А на завтрак к тебе должен был
прийти мой брат. Но ему по пути встретился другой лев и съел его.
Злой лев осведомился, где прячется тот нахальный лев.
- Недалеко отсюда, - ответил заяц.
- Веди меня к нему, - прорычал лев, - я ему покажу, кто здесь хозяин! Пришли они к
глубокому колодцу.
- На дне этого колодца живёт тот лев, - говорит заяц. Заглянул лев в колодец, видит: и правда
сидит там лев.
- Я тебе покажу! - рявкнул злой лев своему отражению и прыгнул в колодец.
Просидел он там целый месяц, а когда выбрался, перестал обижать зверей.
После чтения проводится беседа:
- Какими словами начинается сказка?
- Кто понравился в сказке? Почему?
Как вы понимаете такие слова и выражения: «когда невмоготу стало», «не было от него
житья», «устроили совет». Как можно сказать по-другому?
- Кто оказался хитрым: лиса или заяц?
- Чем заканчивается сказка? Жалко льва?
- А что можно сделать, что бы конец сказки не был грустным? (Выслушиваются ответы
детей).
Воспитатель выясняет у детей, кто сочиняет, придумывает сказки и предлагает
представить, что они «сказочники» и нужно придумать новую сказку «Заяц и лев», и что бы
конец сказки был веселым, поучительным. Дети прослушивают сказки, отмечая, какая у них
была концовка. (Веселая, радостная, поучительная)
Воспитатель: В сказках, которые придумали дети, заяц и лев оказались еще и друзьями, и
выяснилось, что они не только друзья, у них есть общее - они могут дружить.
В конце занятия воспитатель предлагает нарисовать картины по содержанию сказок,
которые рассказали «сказочники», поясняя, что герои-персонажи должны быть веселыми,
радостными и это нужно передать в рисунке.
По завершению работы просматриваются детьми, они отмечают, в каких работах наиболее
выразительно переданы настроения героев.
24