Автор: Полыгалова Арина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 6 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Урай
Наименование материала: Презентация
Тема: Семинар-практикум "Современные технологии педагогического общения с родителями"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 6
«ДЮЙМОВОЧКА»
Семинар – практикум
Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей
дошкольного возраста
Современные технологии педагогического общения с
родителями
Воспитатель:
Полыгалова Арина Андреевна
Урай, 2021
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко.
Сухую ветвь один огонь исправит»
(Саади.)
Семинар – практикум
•
Предполагает совершенствование умений педагогов по
какой – либо проблеме.
•
Он
помогает
быстро
и
своевременно
вносить
изменения в учебно – воспитательный процесс.
•
Руководителем
семинара
может
быть
заведующий
ДОУ,
старший
воспитатель
(методист)
или
приглашенный специалист.
Актуальность
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах
родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать
свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень;
неуверенность,
увидеть
свои
родительские
возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей»,
семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать
с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и
т. д., в полной мере не оправдывают себя. Посещаемость стала всё
меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их
педагогически-эффективным содержанием.
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание
детей,
она
была
и
остается
жизненно
необходимой
средой
для
сохранения
и
передачи
социальных
и
культурных
ценностей,
определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель:
формирование подлинного доверия и партнёрства с семьёй на
основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и
родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного
воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на
проблемную.
Задачи:
:
- Обеспечить физическое, психическое здоровье, интеллектуальное,
эстетическое развитие детей.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс, формировать у них
компетентную педагогическую позицию по отношению к
собственному ребёнку.
- Повысить профессиональный уровень педагогов, способствующий
развитию и направленный на воспитание свободной, творческой,
успешной личности, способной на самостоятельные поступки и
нестандартные решения.
- Совершенствовать развивающую среду, формировать творческую
обстановку. Медицинское, психологическое, педагогическое
сопровождение каждого ребёнка.
Современные формы работы с
родителями
Семья
–
воспитательная
колыбель
человека.
Главными
условиями
первоначального
семейного
воспитания
детей
-
здоровый
семейный уклад, согласие
родителей,
взаимное
уважение
между
ними,
единый подход их к детям
и делу воспитания.
Л.Н.Толстой
Основные принципы организации
работы с семьей
•
Доброжелательность и открытость детского сада для семьи
(каждому
родителю
обеспечивается
возможность
знать
и
видеть как живёт и развивается его ребёнок) ;
•
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
•
Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
•
Создание
активной
развивающей
среды,
обеспечивающей
единые подходы к развитию личности в семье и детском
коллективе;
•
Диагностика
общих
и
частных
проблем
в
воспитании
и
развитии ребёнка.
•
Целенаправленность, систематичность, плановость;
•
Дифференцированный подход к работе с учетом специфики
каждой семьи.
Содержание и формы работы с
родителями
Повышение психолого – педагогических знаний родителей.
Вовлечение родителей в образовательно – воспитательный
процесс.
Участие родителей в досуговой деятельности.
Основная работа по данному направлению ориентируется на
основе гуманистической педагогики - педагогики приоритета
личности ребенка.
Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он
образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном
случае родителей) даёт уникальную возможность использовать
их опыт воспитания собственных
детей и сделать организацию
образования в области семейного
воспитания в детском саду, а главное
в группе обоюдно интересной
.
Формы взаимодействия педагогов и
родителей
В детском саду активно используются разнообразные формы работы
с родителями. Наряду с традиционными формами, такими как
родительские собрания, консультации, анкетирования, семинары,
папки-передвижки используются разнообразные нетрадиционные
формы. Родители участвуют в творческих конкурсах, выставках,
нетрадиционных родительских собраниях, совместных с детьми
мероприятиях, досугах. И во всей этой работе мы не обходимся без
использования современных ИКТ, что позволяет разнообразить
общение, повысить интерес взрослых к получению полезной
информации о воспитании детей.
•
Презентация дошкольного учреждения
•
Открытые занятия с детьми для родителей
•
Беседы с родителями
•
Тематические консультации
•
"Круглый стол" с родителями
•
Тематические выставки
•
Конференция с родителями
Формы работы с родителями с
использованием ИКТ
•
Создание странички с фото занятиями на сайте учреждения;
•
Общение с родителями в режиме онлайн через сайт
учреждения, с ссылками на группы. Им необходимо быть в курсе
садовской жизни, и образовательной деятельности ;
•
Интернет-ресурсы (размещение на сайте учреждения и
•
на педагогических сайтах своих конспектов, консультаций, опыта
работы, ведение своего блога);
•
Демонстрация презентаций организации работы с детьми;
•
Создание собственного блога в сети Интернет;
•
Организация итоговых выставок, фото выставок с использованием
слайд-шоу детских работ.
•
Создание консультаций для родителей,
мультимедийного оформления праздников.
•
Родительские собрания с демонстрацией
презентаций.
Существуют активные формы и методы работы с родителями
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
занятия с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
совместные экскурсии;
дни общения;
дни добрых дел;
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно – развивающей среды;
утренние приветствия;
работа с родительским комитетом группы;
беседы с детьми и родителями;
тренинги;
родительские гостиные;
телефон Доверия;
почта Доверия;
семейный вернисаж.
Активная форма работы:
Спортивный праздник с родителями: «Если хочешь быть
здоров…»
(к неделе здоровья)».
(к неделе здоровья)».
Наглядная информация:
Приглашение, литература об охране здоровья. Статья "Наши привычки –
привычки наших детей".
Цель:
Приобщать семьи к здоровому образу жизни, воспитывать в совместной
спортивной
деятельности
уважение
к
своему
здоровью
и
интерес
к
физкультуре.
Активная форма работы:
Родительское
собрание:
«Правовое
воспитание»,
подготовка
к
утреннику,
согласие
о
совместном
активном отдыхе в выходной, объявление конкурса».
Наглядная информация:
Статьи:
«Жестокое
обращение
с
детьми:
что
это
такое?»,
«Четыре
заповеди
мудрого
родителя!»,
«Способы
открыть
ребёнку
свою
любовь!»,
«Искусство
быть
родителем!»,
«Понимаем
ли
мы
друг
друга?».
Цель:
Познакомить
родителей
с
Декларацией
прав
ребёнка,
Всеобщей
Декларацией Прав человека, дать знания о правовом воспитании детей.
Индивидуальная работа:
Анкетирование
родителей
и
детей
-
"Семья
глазами
ребёнка"
по
правовому
воспитанию.
Индивидуальные
беседы
по
вопросам
родителей.
Активная форма работы:
Фоторепортаж
в
рубрике:
«Делимся семейным опытом!»,
«Как организовать выходной день
с ребенком”
Наглядная информация:
Сбор фоторепортажей в информационную
папку
на
тему:
«Секреты
воспитания!»,
«Играем
дома»
(картотека
игр
для
родителей), статья «Активный отдых!».
Цель:
Поделиться опытом в воспитании своих
детей,
привлечь
родителей
к
активной
совместной деятельности в группе.
Индивидуальная работа:
Предложения
по
оформлению
фоторепортажей,
советы
по
использованию
игр
дома,
на
улице,
разных видов деятельности с ребёнком.
Активная форма работы:
«Марафон
«Добрых
дел
мастера!».
Наглядная информация:
Объявление, поощрение – снежинки,
возможный перечень добрых дел,
календарь марафона.
Цель:
Приобщить
родителей
к
трудовому
воспитанию
детей,
развивать
желание
сделать как можно больше полезных дел
для других!
Индивидуальная работа:
Ведение
календаря
добрых
дел,
разъяснения
родителям
важности
всеобщего участия в марафоне для детей,
ответы
на
родительские
вопросы,
решение
с
родительским
комитетом
наград.
Как педагогу определить семью, имеющую
положительные результаты в воспитании и
способную поделиться своим опытом со
всеми родителями?
Для
знакомства
с
семьями
воспитанников
помимо
личных
бесед
с
родителями и членами их семьей используются разнообразные методы
и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их
семейного
воспитания
в
процессе
воспитательно-образовательной
работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их
собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях,
из результатов мониторинга, из повседневных наблюдений за детьми и
родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения
семей.
В
результате
выявляются
примеры
хорошего
воспитания
в
семье,
выявляются
родители,
имеющие
высокую
педагогическую
подготовленность
и
заинтересованность
в
вопросах
семейного
воспитания. Исходя из выше перечисленного, видно, в какой семье
воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по
поднимаемой
проблеме
на
родительском
собрании
или
семинаре.
Поощрения родителям
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с
родителями. Все мы, сделав работу, нуждается в оценке своего
труда.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в
доброжелательных
намерениях»,
-
писал
Ф.
Ларошфуко.
Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей
своих воспитанников.
Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.
Советы педагогам, которые помогут
активизировать участие родителей
•
Проявляйте взаимное уважение друг к другу.
• Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте
им.
• Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада
и группы.
•
Помните!
У
всех
людей
-
разные
ресурсы
и
образ
жизни.
Что
свойственно одному человеку, не подходит другому.
• Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и
группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
• Будьте терпеливыми к ним.
• Поддерживайте тесные контакты.
• Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
• Поощряйте посещаемость родительских собраний.
• Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
• Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и
детьми для укрепления их взаимопонимания.
Примерный
кодекс общения
педагога с
родителями
•
Всегда стремится быть в хорошем настроении и быть приятным в
общении
•
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей
•
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь
положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей
к себе
•
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их
•
Быть
эмоционально
уравновешенным
в
общении
с
родителями,
подавать пример воспитанности и такта
•
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим
своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
Тезисы
•
Доверительное
общение
между
воспитателем
и
родителями
воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как
естественное желание другой стороны
•
Преобладание
оценочного
стиля
общения
становится
серьезным
источником конфликтов между воспитателем и родителями
•
Когда
задето
чувство
собственного
достоинства
одного
из
собеседников, непременно страдает само общение
•
Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель
•
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен
родителям
•
Педагог
должен
проявлять
себя
более
сдержанно
в
выражении
положительного мнения о родителях как партнерах по общению,
чем родители о педагогах.
Если вы видите лицо собеседника без улыбки,
улыбнитесь ему сами!
Организация
взаимодействия
с
семьей
–
работа
трудная,
не
имеющая
готовых
технологий
и
рецептов.
Её
успех
определяется
интуицией,
инициативой
и
терпением
педагога,
его
умением
стать
профессиональным
помощником в семье.
Чем больше мы общаемся с родителями, а
родители и дети с педагогами …
Тем успешнее и образованнее будет ваш ребенок!