Напоминание

Приемы и методы формирования ФГ при изучении физики


Автор: Иванова Ольга Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 38"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Приемы и методы формирования функциональной грамотности при изучении физики
Тема: Приемы и методы формирования ФГ при изучении физики
Раздел: среднее образование





Назад




Приёмы и методы формирования функциональной грамотности при

изучении физики.

«Мыслить легко,

действовать достаточно сложно,

а привести свои мысли в действие- самое сложное в мире»

Иоганн Вольфганг фон Гёте

(Слайд 1)

Актуальность

темы

определяется

необходимостью

в

формировании

функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени

обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов.

Это

вызвано

значительными

технологическими

изменениями

в

производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим

увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего

развития.

Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные

решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным

идти на компромисс, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим

ИТ, умеющим подать себя. У этого человека хорошо сформированы навыки

и умения, критическое и творческое мышления, он обладает знаниями. И он

является функционально грамотной личностью, сформировать которую,

помогает естественнонаучная грамотность

с помощью читательской и

математической грамотности.

Физика – это предмет, который дает огромные возможности для

формирования всех направлений функциональной грамотности.

(Слайд 2)

Это:

-

читательская

грамотность

(формирование

которой

может

происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому

обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает,

извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану);

-

математическая

грамотность

(формирование

которой

может

происходить не только при решении расчетных задач, но и при выполнении

других заданий, где обучающийся используя математический аппарат,

производит вычисления физических величин, переводит единицы измерения

физических в систему единиц СИ);

-

естественнонаучная

грамотность

(формирование

которой

происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий,

которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для

понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире).

Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций,

то

есть

в

формировании

у

обучающегося,

готовности

использовать

усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни

для решения практических задач.

Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка,

замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок,

используя разные виды деятельности в процессе обучения.

Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и

современные методы и приемы, применение которых способствует развитию

перечисленных выше компетенций. Об этих методах и приемах пойдет речь.

(Слайд 3)

Физический эксперимент, который занимает при формировании

функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика».

Демонстрационный, лабораторный, фронтальный, домашний эксперимент

можно

рассматривать

как

метод

активизации

познавательной

и

мыслительной деятельности обучающегося. Он никогда не используется как

уединенный метод, только в сочетании со словесными методами (лекция,

объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы,

экранные

пособия).

Эксперимент

развивает

у обучающихся

наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе

наблюдаемых фактов.

Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или

иных

физических

закономерностей,

понять

тесную

связь

физики

с

окружающим миром и предметами.

Физический эксперимент выполняет несколько функций:

Образовательная функция физического эксперимента: способствует

формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и

практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые

наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

Развивающая

функция

физического

эксперимента: способствует

развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению

умственных операций.

Воспитывающая функция физического эксперимента: способствует

развитию самостоятельности и инициативы.

Методы

познавательной

деятельности,

которые

должны

быть

использовании при формировании естественнонаучной - это объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-

поисковый, исследовательский. Целью данных методов является знакомство

обучающихся с готовыми знаниями и образцами деятельности, усвоение

знаний, обучение творческой и поисковой деятельностям.

Менее затратные по времени подготовки преподавателя и по

выполнению обучающегося методами являются:

(Слайд 4) метод проблемного обучения,

(Слайд 5)

-

кластер/граф

(см.

рис.1)

(графически

организованная

информация, где выделяются основные

смысловые единицы, фиксирующиеся в

виде

схемы

с

обозначением

связей

(стрелок) между ними),

Кластер. Рис.1

(Слайд 6)

- синквейн (см. рис.2) (короткое

нерифмованное

стихотворение

из

5

строк,

которое

позволяет

раскрыть

понятие, тему, определение),

Синквейн. Рис.2

(Слайд 7) , (Слайд 8)

- пропущенные слова (см. рис.3), несоответствия в тексте (см. рис.4).

Пропущенные слова в тексте. Рис.3

Несоответствия в тексте. Рис.4

Более

затратные

по

времени

подготовки

преподавателя

и

по

выполнению обучающегося: экспериментальное задание, «Мозговой штурм»

(вопросы, для того, чтобы на них ответить, надо обладать знаниями и уметь

применять их), (Слайд 9)

кейс-метод

(см.

рис.5)

(ситуация,

которая

позволяет,

решив

поставленные вопросы, увидеть неоднозначность проблем в реальной

жизни).

Кейс-метод. Рис.5

(Слайд 10)

Значительную

роль

в

развитии

функциональной

грамотности

играет использование разнообразных индивидуальных домашних заданий,

при этом развивается самостоятельное и креативное мышления появляется

интерес, но также и учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Примеры:

- визуализация текста (представление текстовой информации в наглядном

виде: списки, таблицы, диаграммы, фотографии, схемы, рисунки),

- «Узнать плотность риса или любой другой крупы»,

- Вырастить кристалл (задание делается в соответствии с материалами,

предложенными учителем, под присмотром взрослых, с соблюдением

техники безопасности),

Методы контроля: «Мои успехи» и т.д.

Приемы для привлечения внимания и мотивации обучающихся: от частного к

общему, от общего к частному, (Слайд 11) Корзина идей,

(Слайд 12) Найди ошибку, (Слайд 13) Сорбонка и т.д.

Сорбонка – это карточка, где с одной стороны записывается вопрос, а

с

другой

ответ.

Использование

Сорбонки

позволяет

заучивать

определения, понятия, формулы, теоремы, даты, значения.

Приёмы на концентрацию внимания, помогают создать тишину в

классе, привлечь к занятию: «Радуга внимания», «Комментированное

описание понятий, явлений».

Приёмы, развивающие творческое мышление: «Оратор», «Автор»,

«Фантазёр», «Профи».

Приёмы, мотивирующие учащихся на активную работу во время

урока: «Я знаю, что…»,

Групповые приёмы - объяснения явлений и фактов: Что будет если?

Попробуйте объяснить!

(Слайд 14,15) Методы и приемы, описанные выше, перекликаются

друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся

работы критического и креативного мышлений. Мотивируют их на изучение

предмета,

концентрируя

внимание,

формируя

самостоятельность,

ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально

грамотную личность.

Педагоги бурно обсуждают введение в образовательный процесс упражнений

по развитию функциональной грамотности. Очень многие настроены негативно.

Если спросят о моем мнении, то я отвечу, что это крайне необходимо в

современном мире. Ведь функциональная грамотность -это способность

человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро

адаптироваться и функционировать в ней. Это не просто груз знаний, который

ребенок не сможет применить на практике. По моим наблюдениям и

наблюдениям

многих

коллег,

выпускники

не

обладают

читательской

грамотностью. Отвечая на вопросы ОГЭ,ЕГЭ, ВПР, они приступают к

выполнению заданий, даже не дочитав его до конца, не понимая смысла , что

приводит к неверному решению. Читать дети научились, а смысловому чтению

нет. Функциональная грамотность поможет справляться с проблемами в нашей

жизни и делать верные умозаключения. Функционально грамотный человек

нацелен на результат. Мы прекрасно понимают необходимость нового подхода

к обучению, но нас учили просто грамотности, поэтому нам, учителям, трудно

перестраиваться , много еще не до конца понятно. Но понятно всем , что все

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР проверяют именно функциональную грамотность. Пробел

наших школьников — неумение работать с информацией, представленной в

виде разных блоков.

По мнению моих коллег, необходима учебная программа, которая позволит

подготовить всех учащихся к успешному обучению, которая акцентирует

внимание на применении навыков критического мышления, креативности,

общения и взаимодействия. Необходимо переформатировать некоторые задания

и

задачи

в

учебниках,

создать

ситуацию

в

учебнике,

порождающую

необходимость решения той или иной задачи\задания, обеспечить поиск новых

средств решения, не предоставляя их в готовом виде. Учителям просто не

хватает

времени

и

сил

на

разработку

заданий

по

формированию

функциональной грамотности.

Печатные пособия

Серия «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

СБОРНИКИ ЭТАЛОННЫХ ИЗДАНИЙ

под редакцией Г.С. Ковалёвой

Предназначены для формирования и оценки всех направлений функциональной

грамотности международного сравнительного исследования PISA

Содержат обучающие и тренировочные задания, охватывающие все содержательные

и компетентностные аспекты оценки функциональной грамотности по каждой из областей.

Приводятся

развёрнутые

описания

особенностей

оценки

заданий,

рекомендации

по

использованию системы заданий и их оценки. Все задания построены на основе реальных

жизненных ситуаций

Могут быть использованы в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной

деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по

оценке функциональной грамотности.

Серия «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ТРЕНАЖЁРЫ»

Помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения

знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся,

вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность

Содержат

разнообразные

практико-ориентированные

задания,

позволяющие

школьникам подготовиться к участию в международных исследованиях качества образования.

Приведены примеры их решений и ответы.

Могут использоваться учителями математики, русского языка, обществознания,

биологии, физики и химии на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного

образования, семейного образования

Электронный

Банк

заданий

по

функциональной

грамотности

Удобно,

доступно,

эффективно

Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов от

авторов, занимающихся программой оценки PISA. Каждое задание представлено в виде ситуации

с 3 уровнями сложности



В раздел образования