Автор: Иванова Ольга Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 38"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Приемы и методы формирования функциональной грамотности при изучении физики
Тема: Приемы и методы формирования ФГ при изучении физики
Раздел: среднее образование
Приёмы и методы формирования функциональной грамотности при
изучении физики.
«Мыслить легко,
действовать достаточно сложно,
а привести свои мысли в действие- самое сложное в мире»
Иоганн Вольфганг фон Гёте
(Слайд 1)
Актуальность
темы
определяется
необходимостью
в
формировании
функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени
обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов.
Это
вызвано
значительными
технологическими
изменениями
в
производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим
увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего
развития.
Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные
решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным
идти на компромисс, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим
ИТ, умеющим подать себя. У этого человека хорошо сформированы навыки
и умения, критическое и творческое мышления, он обладает знаниями. И он
является функционально грамотной личностью, сформировать которую,
помогает естественнонаучная грамотность
с помощью читательской и
математической грамотности.
Физика – это предмет, который дает огромные возможности для
формирования всех направлений функциональной грамотности.
(Слайд 2)
Это:
-
читательская
грамотность
(формирование
которой
может
происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому
обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает,
извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану);
-
математическая
грамотность
(формирование
которой
может
происходить не только при решении расчетных задач, но и при выполнении
других заданий, где обучающийся используя математический аппарат,
производит вычисления физических величин, переводит единицы измерения
физических в систему единиц СИ);
-
естественнонаучная
грамотность
(формирование
которой
происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий,
которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для
понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире).
Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций,
то
есть
в
формировании
у
обучающегося,
готовности
использовать
усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни
для решения практических задач.
Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка,
замотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок,
используя разные виды деятельности в процессе обучения.
Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и
современные методы и приемы, применение которых способствует развитию
перечисленных выше компетенций. Об этих методах и приемах пойдет речь.
(Слайд 3)
Физический эксперимент, который занимает при формировании
функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика».
Демонстрационный, лабораторный, фронтальный, домашний эксперимент
можно
рассматривать
как
метод
активизации
познавательной
и
мыслительной деятельности обучающегося. Он никогда не используется как
уединенный метод, только в сочетании со словесными методами (лекция,
объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы,
экранные
пособия).
Эксперимент
развивает
у обучающихся
наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе
наблюдаемых фактов.
Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или
иных
физических
закономерностей,
понять
тесную
связь
физики
с
окружающим миром и предметами.
Физический эксперимент выполняет несколько функций:
Образовательная функция физического эксперимента: способствует
формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и
практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые
наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.
Развивающая
функция
физического
эксперимента: способствует
развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению
умственных операций.
Воспитывающая функция физического эксперимента: способствует
развитию самостоятельности и инициативы.
Методы
познавательной
деятельности,
которые
должны
быть
использовании при формировании естественнонаучной - это объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-
поисковый, исследовательский. Целью данных методов является знакомство
обучающихся с готовыми знаниями и образцами деятельности, усвоение
знаний, обучение творческой и поисковой деятельностям.
Менее затратные по времени подготовки преподавателя и по
выполнению обучающегося методами являются:
(Слайд 4) метод проблемного обучения,
(Слайд 5)
-
кластер/граф
(см.
рис.1)
(графически
организованная
информация, где выделяются основные
смысловые единицы, фиксирующиеся в
виде
схемы
с
обозначением
связей
(стрелок) между ними),
Кластер. Рис.1
(Слайд 6)
- синквейн (см. рис.2) (короткое
нерифмованное
стихотворение
из
5
строк,
которое
позволяет
раскрыть
понятие, тему, определение),
Синквейн. Рис.2
(Слайд 7) , (Слайд 8)
- пропущенные слова (см. рис.3), несоответствия в тексте (см. рис.4).
Пропущенные слова в тексте. Рис.3
Несоответствия в тексте. Рис.4
Более
затратные
по
времени
подготовки
преподавателя
и
по
выполнению обучающегося: экспериментальное задание, «Мозговой штурм»
(вопросы, для того, чтобы на них ответить, надо обладать знаниями и уметь
применять их), (Слайд 9)
кейс-метод
(см.
рис.5)
(ситуация,
которая
позволяет,
решив
поставленные вопросы, увидеть неоднозначность проблем в реальной
жизни).
Кейс-метод. Рис.5
(Слайд 10)
Значительную
роль
в
развитии
функциональной
грамотности
играет использование разнообразных индивидуальных домашних заданий,
при этом развивается самостоятельное и креативное мышления появляется
интерес, но также и учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Примеры:
- визуализация текста (представление текстовой информации в наглядном
виде: списки, таблицы, диаграммы, фотографии, схемы, рисунки),
- «Узнать плотность риса или любой другой крупы»,
- Вырастить кристалл (задание делается в соответствии с материалами,
предложенными учителем, под присмотром взрослых, с соблюдением
техники безопасности),
Методы контроля: «Мои успехи» и т.д.
Приемы для привлечения внимания и мотивации обучающихся: от частного к
общему, от общего к частному, (Слайд 11) Корзина идей,
(Слайд 12) Найди ошибку, (Слайд 13) Сорбонка и т.д.
Сорбонка – это карточка, где с одной стороны записывается вопрос, а
с
другой
—
ответ.
Использование
Сорбонки
позволяет
заучивать
определения, понятия, формулы, теоремы, даты, значения.
Приёмы на концентрацию внимания, помогают создать тишину в
классе, привлечь к занятию: «Радуга внимания», «Комментированное
описание понятий, явлений».
Приёмы, развивающие творческое мышление: «Оратор», «Автор»,
«Фантазёр», «Профи».
Приёмы, мотивирующие учащихся на активную работу во время
урока: «Я знаю, что…»,
Групповые приёмы - объяснения явлений и фактов: Что будет если?
Попробуйте объяснить!
(Слайд 14,15) Методы и приемы, описанные выше, перекликаются
друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся
работы критического и креативного мышлений. Мотивируют их на изучение
предмета,
концентрируя
внимание,
формируя
самостоятельность,
ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально
грамотную личность.
Педагоги бурно обсуждают введение в образовательный процесс упражнений
по развитию функциональной грамотности. Очень многие настроены негативно.
Если спросят о моем мнении, то я отвечу, что это крайне необходимо в
современном мире. Ведь функциональная грамотность -это способность
человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. Это не просто груз знаний, который
ребенок не сможет применить на практике. По моим наблюдениям и
наблюдениям
многих
коллег,
выпускники
не
обладают
читательской
грамотностью. Отвечая на вопросы ОГЭ,ЕГЭ, ВПР, они приступают к
выполнению заданий, даже не дочитав его до конца, не понимая смысла , что
приводит к неверному решению. Читать дети научились, а смысловому чтению
нет. Функциональная грамотность поможет справляться с проблемами в нашей
жизни и делать верные умозаключения. Функционально грамотный человек
нацелен на результат. Мы прекрасно понимают необходимость нового подхода
к обучению, но нас учили просто грамотности, поэтому нам, учителям, трудно
перестраиваться , много еще не до конца понятно. Но понятно всем , что все
ОГЭ, ЕГЭ, ВПР проверяют именно функциональную грамотность. Пробел
наших школьников — неумение работать с информацией, представленной в
виде разных блоков.
По мнению моих коллег, необходима учебная программа, которая позволит
подготовить всех учащихся к успешному обучению, которая акцентирует
внимание на применении навыков критического мышления, креативности,
общения и взаимодействия. Необходимо переформатировать некоторые задания
и
задачи
в
учебниках,
создать
ситуацию
в
учебнике,
порождающую
необходимость решения той или иной задачи\задания, обеспечить поиск новых
средств решения, не предоставляя их в готовом виде. Учителям просто не
хватает
времени
и
сил
на
разработку
заданий
по
формированию
функциональной грамотности.
Печатные пособия
Серия «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»
СБОРНИКИ ЭТАЛОННЫХ ИЗДАНИЙ
под редакцией Г.С. Ковалёвой
►
Предназначены для формирования и оценки всех направлений функциональной
грамотности международного сравнительного исследования PISA
►
Содержат обучающие и тренировочные задания, охватывающие все содержательные
и компетентностные аспекты оценки функциональной грамотности по каждой из областей.
Приводятся
развёрнутые
описания
особенностей
оценки
заданий,
рекомендации
по
использованию системы заданий и их оценки. Все задания построены на основе реальных
жизненных ситуаций
►
Могут быть использованы в обучающих целях педагогами на уроках и во внеурочной
деятельности, а также администрацией школы для организации внутришкольного мониторинга по
оценке функциональной грамотности.
Серия «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ТРЕНАЖЁРЫ»
Помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения
знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся,
вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность
►
Содержат
разнообразные
практико-ориентированные
задания,
позволяющие
школьникам подготовиться к участию в международных исследованиях качества образования.
Приведены примеры их решений и ответы.
►
Могут использоваться учителями математики, русского языка, обществознания,
биологии, физики и химии на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного
образования, семейного образования
Электронный
Банк
заданий
по
функциональной
грамотности
Удобно,
доступно,
эффективно
Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1-9 классов от
авторов, занимающихся программой оценки PISA. Каждое задание представлено в виде ситуации
с 3 уровнями сложности