Автор: Клеймёнова Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: колледж им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Лейпцигский оркестр «Гевандхаус» и его дирижеры
Раздел: среднее профессиональное
Татьяна Клейменова - преподаватель колледжа им.В.К.Мержанова
при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
Лейпцигский оркестр «Гевандхаус» и его дирижеры
Историю оркестра «Гевандхаус» можно проследить до 15 столетия. В
1479
году
Лейпциг
пригласил
трех
трубачей
для
музыкального
сопровождения
городских
празднований.
В
1473
году
16
купцов
организовали концертное общество и финансировали 16 музыкантов.
Общество получило название «Гроссес Концерт». Концерты проходили
сначала в частных домах, а затем в таверне «Три лебедя».
В 1781 году Лейпцигский градоначальник В. Мюллер образовал
директорат,
возглавивший
оркестр.
Был
расширен
состав
и
открыт
абонемент, состоящий из 24 концертов в год. С того же года оркестр
переехал в здание торговцев текстилем, где специально для него был
построен на 3 этаже концертный зал, принял название здания и с тех пор стал
называться «Оркестр Геванхаус». Это самый старый городской концертный
оркестр в Германии. Интересна история самого концертного зала.
Здание первого Гевендхауса было построено в 1498 году в Старом
городе. В 1790-1781 года по заказу города Лейпцига Иоганн Карл Фридрих
Дауэтс построил концертный зал, о котором упоминалось выше.
В 1842 году, после полной перестройки, зал, вмещавший, ранее 500
слушателей расширился до 1000 мест. Его украшало изречение Сенеки,
ставшее девизом оркестра. «Серьезный труд – истинное удовольствие». В
конце 19 века здание получило название «Старый Гевандхаус». Оно все
реже использовалось для концертов, а 1893-1896 год частично было снесено.
11 декабря 1884 года открылся новый концертный зал в Музыкальном
квартале, к юго-западу от Старого города. Он был финансирован за счет
частных пожертвований и построен архитектором Хайно Шмиденом по
планам Мартина Карла Филиппа Гропиуса.
«Акустический сосуд лучших пропорций, найденных удачей и гением»,
- так описывали современники новый концертный зал.
Второе здание Гевандхауса было разрушено в годы Второй мировой
войны при бомбежке англо-амереканской авиации. Здание планировалось
вновь отстроить, но, к сожалению, это оказалось невозможно, и 29 марта
1968 года руины были взорваны. Временно оркестр Гевандхаус располагался
в зале Конгресса.
В 1981 году – «Новый Гевандхаус» открыл свои двери слушателям.
Проект этого здания создан лейпцигскими и берлинскими архитекторами во
главе с Хорстом Зигелем. Здание концертного зала как бы просвечивает
насквозь, привлекая внимание потолочной фреской художника Зигхарда
Гилле «Песня жизни» площадью 714 кв.м и высотой 31,8 м. Это самая
большая современная потолочная роспись в Европе. Мотивом послужила
симфония Г. Малера «Песнь о земле». При огромных размерах этой росписи
ее нельзя увидеть целиком, а можно лишь обойти шаг за шагом. Роспись
делится на 4 темы, по числу скосов потолка, живописно соединенных между
собой. Зигхард Гилле соединил различные стили росписи в гармоничное и
единое целое. Ночью, подсвеченная прожектором, роспись видна сквозь
стеклянный фасад здания с площади.
Большой зал на 1900 мест обладает великолепной акустикой. На органе
работы Шуке с 6638 трубами девиз оркестра, тот же, что и в первом
Гевандхаусе. Малый зал назван залом Мендельсона, в честь великого
композитора, основателя Лейпцигской консерватории и блистательного
дирижера оркестра.
Здесь проходят не только концерты камерной музыки, хора и оркестра,
но и литературные чтения, конгрессы, симпозиумы.
В Гевандхаусе есть еще один зал, названный в честь Артура Никиша,
руководившего оркестром с 1895 года до самой своей смерти.
В галерее – фойе, расположенной на третьем уровне здания,
располагается выставочный зал, в котором находится полное собрание
полотен художников «Лейпцигской школы», а также скульптуры, спасенные
из-под обломков разрушенного в войну здания Гевандхауса, подаренные и
новоприобретенные произведения искусства.
Каждый сезон Гевандхаус дает около 180 представлений, из них 70
концертов оркестра.
Сегодня оркестр возглавляет Риккардо Шайи – восемнадцатый главный
дирижер прославленного коллектива. А первым в этой плеяде стоит имя
немецкого композитора Иоганна Адама Хиллера – 25.12.1728-16.06.1884 гг.
Он возглавлял оркестр с 1763 по 1785 гг., увеличив его численность с 16 до
30 человек. В Лейпциге он пользовался безусловным уважением и
заслуженным авторитетом. В 1766-70 гг. издавал первый в Германии
специализированный музыкальный еженедельник, тем самым, способствуя
превращению Лейпцига в один из крупнейших европейских центров
нотоиздательства и музыкальной торговли. Основал в Лейпциге певческую
школу и музыкальное общество, был музикдиректором двух церквей.
Завершил свою карьеру кантором Лейпцигской церкви Св. Фомы (1789-
1801гг.).
Его преемником стал Иоганн Готфрид Шихт – 29.09.1753-16.02.1823 гг.
– скрипач, органист, композитор и дирижер. Изучая с 1776 года в Лейпциге
право, одновременно выступал как скрипач и клавесинист в Большом
оркестре Иоганна Адама Хиллера. В 1785 году, сменив его на посту главного
дирижера Гевандхауса, возглавил оркестр и полностью посвятил себя
музыке. Главным дирижером оставался до 1810 года, после чего занял
должность руководителя хора церкви Св. Фомы. Кроме того, в 1798 году
Шихт основал Лейпцигскую певческую академию и стал ее первым
руководителем. Его самая значительная музыкальная публикация «Всеобщая
хоральная книга», а также учебник «Основы гармонии».
Иоганн Филипп Кристоф Шульц руководил оркестром с 1810 года по
1827 год
Немецкий композитор и органист Христиан Август Поленц (3.07.1790-
10.03.1847гг.) возглавлял оркестр в течении 8 лет с 1827 по 1835 г. В этот
период Гевандхаус отпраздновал свое 50-летие, среди его премьер была
юношеская симфония Рихарда Вагнера (1832г.). Однако, работа Поленца не
отвечала возрастающим запросам лейпцигской публики, и ему на смену был
приглашен Феликс Мендельсон. С перерывом в 2 года Мендельсон
возглавлял оркестр 10 лет(1835-1843; 1845-1847).
«Первый
концерт
Мендельсона
в
качестве
главного
дирижера
Гевандхауса состоялся 4 октября 1835 года и явился началом новой эпохи в
культурной жизни города. При нем оркестр стал играть с подлинной
виртуозностью,
мастерством.
Исполнители,
солисты
в
своем
профессиональном качестве ушли далеко вперед.
Слава оркестра Лейпцига распространилась далеко за пределы своего
города. В программе симфонических концертов Гевандхауса, как правило,
была представлена главными образом классика: Гайдн, Моцарт, Бетховен,
Керубини, кроме того,
Мендельсон включал в свои симфонические
программы много произведений современных композиторов, таких как
Шуман, Шуберт, Бургмюллер, Гиллер, Калливода, Лахнер и другие.
Все, что ему казалось достойным исполнения, он охотно включал в
программу своих концертов. Мендельсон очень заботливо относился к
творчеству не только старых композиторов, но и современных. Концерты для
фортепиано, скрипки, виолончели, флейты, валторны, кларнета, тромбона
стояли рядом с вокальной камерной музыкой, фрагментами из опер.
Мендельсон дирижировал также и историческими концертами, являлся
страстным пропагандистом и исполнителем произведений И.С. Баха, которые
долго были забыты, Осуществил постановку «Страстей по Матфею».
Каждый музыкант считал за большую честь играть с Мендельсоном.» [3с. 46-
47]
Фердинанд
Хиллер
(24.10.1811-10(11).05.1885
гг.)
заменявший
Мендельсона 2 года на посту главного дирижера Гевандхауса – дирижер,
педагог, пианист, композитор, автор опер, ораторий, симфоний, концертов,
камерно-инструментальных
ансамблей,
хоров.
Его
лучшие
сочинения
относятся к жанру миниатюры, в их числе песни на слова немецких поэтов и
пьесы для фортепиано, многие из которых сохранились в учебном
репертуаре.
Музыкально-организаторская работа Хиллера сравнима с
деятельностью Ф. Мендельсона. Он регулярно участвовал в Рейнских
музыкальных фестивалях, руководил преобразованием музыкальной школы в
консерваторию,
опубликовал
собрание
писем
Ф.
Мендельсона
и
воспоминания о нем. Как дирижер, Хиллер поначалу пропагандировал
музыку композиторов – романтиков, однако позднее отошел на более
консервативные
позиции,
считался
одним
из
самых
авторитетных
интерпретаторов Моцарта.
Седьмым
в
почетном
списке
главных
дирижеров
Гевандхауса
музыкальный
педагог
Август
Вильгельм
Юлиус
Риц
(28.12.1812-
12.09.1877гг.). Сын альтиста Иоганна Фридриха Рица, младший брат
скрипача Эдуарда Рица. Учился музыке у своего старшего брата, игре на
виолончели обучался у Бернхарда Ромберга, под руководителем Карла
Фридриха Цельтера изучал композицию. Благодаря дружбе старшего брата с
Феликсом Мендельсоном был поддержан последним после безвременной
смерти Эдуарда Рица и в 1834 году стал помощником Мендельсона на посту
капельмейстера Дюссельдорфской оперы, годом позже сменил Мендельсона
в этой должности, а в 1836 году стал генеральным музыкальным директором.
Сочиненная им в этот период увертюра «Геро и Леандр» в 1841 году была
исполнена оркестром Гевандхаус под управлением Мендельсона.
В 1847 году Риц перебрался в Лейпциг, где руководил Певческой
академией, окестром оперного театра, а с 1848 года по 1860 год оркестром
Гевандхауса. Одновременно он преподавал в Лейпцигской консерватории. В
1859 году Лейпцигский университет удостоил его докторской степени. Годом
позже Риц был назначен придворным капельмейстером при саксонском
королевском дворе в Дрездене, а в 1847 году генеральным музыкальным
директором королевства.
Риц также подготовил к изданию первый том собрания сочинений
Георга Фридриха Генделя.
Тридцать пять лет с 1860 по 1895 гг. за пультом Гевандхауса стоял
Карл Райнеке (23.06.1824-10.03.1910 гг.) – композитор, дирижер, пианист. С
шести лет занимался музыкой со своим отцом – Иоганном Рудольфом
Райнеке. С 1843 года по 1846 год благодаря стипендии короля Дании
Христиана VIII учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано
и композиции.
Среди любимых композиторов Райнеке – Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И.
Брамс. В 1847 году он стал придворным пианистом в Дании, с 1851 по 1854
гг. преподавал фортепиано в Кельнской консерватории. С 1854 по 1859 гг.
работал
капельмейстером
в
Бреслау,
где
организовал
абонементные
концерты. В этом же году Райнеке предложили возглавить Гевандхауз.
Одновременно он преподавал фортепиано и композицию в Лейпцигской
консерватории. В1883 и 1889 гг. Райнеке выступал в России как дирижер
собственных произведений и пианист.
В 1895 году руководство оркестра было предложено одному из самых
знаменитых
дирижеров
19-20
столетия
Артуру
Никишу
(12.10.1855-
23.01.1922 гг.). Никиш обучался в Венской консерватории по классу скрипки
и композиции, блестяще владел фортепиано, но большой славы он достиг
именно в дирижировании. В 1878 году состоялся его переезд в Лейпциг, где
он занял пост вначале второго, а затем главного дирижера Лейпцигской
оперы. В 1895 году принял приглашение стать руководителем Гевандхауса и
одновременно Берлинского филармонического оркестра, совмещая обе
должности до конца жизни.
В Лейпцигской консерватории он преподавал дирижирование.
Как
дирижер
Никиш
прославился
интерпретациями
музыки
композиторов-романтиков: Шумана, Брамса, Вагнера, Брукнера,Чайковского,
а также Бетховена, поддерживал современных ему композиторов – Г.
Малера, Р. Штрауса.
По
свидетельству
современников,
Никиш
всегда
требовал
от
оркестрантов безукоризненного звучания и обладал очень гибким чувством
темпа. Его искусство повлияло на последующие поколения дирижеров, в том
числе и на Вильгельма Фуртвенглера, возглавившего Лейпцигский и
Берлинский оркестры после смерти Артура Никиша.
Вильгельм Фуртвенглер (25.01.1886-30.11.1954) – один из величайших
дирижеров XX века. Он родился в Берлине в очень известной семье. Его отец
изучал греческое искусство, мать занималась портретной живописью.
В 20 лет Фуртвенглер дебютировал как дирижер. С 1909 года он
работал в оперных театрах Страсбурга, Любека, Мангейма, Мюнхена,
Франкфурта-на-Майне,
Вены.
После
кончины
А.
Никиша
широкая
общественность
единодушно
признала
его
единственно
возможным
преемником и в Лейпцигском Гевандхаусе, и в Берлинской филармонии. За
короткое время тридцатишестилетний маэстро доказал свое право на это и
сразу занял ведущее положение не только среди своих немецких коллег, но и
среди
дирижеров
мира.
Его
исполнительскую
технику
можно
охарактеризовать как «технику волевого посыла» [2,c.27], «и он был
особенно силен в том, что мы сейчас называем мастерством «связующих
цезур». Органичность его переходов из одного раздела в другой, одного
темпа
в
другой,
построение
фраз,
подходы
к
кульминациям,
содержательность генеральных пауз – все это было так убедительно и
настолько облегчало восприятие слушателей, что его исполнение казалось
единственно возможным…
Внутренняя
связь
со
слушателями
неизменно
преобладала
в
профессиональных
и
творческих
устремлениях
Фуртвенглера.
Он
великолепно чувствовал за своей спиной дыхание зала, умело овладевал
внимание публики, достигая этого не только своим исполнительским
мастерством, но иногда внешними приемами, используя при этом свой
большой эстрадный опыт». [2с. 29]
Наибольшую
известность
Фуртвенглеру
принесли
интерпретации
произведений Бетховена, Брамса, Брукнера, Вагнера, в то же время он
пропагандировал современную музыку, в частности «Концерт для оркестра»
Белы Бартока.
В 1928 году он оставил «престол» Гевандхауса
Бруно Вальтеру,
сосредоточившись на работе в Берлинской филармонии, которую не покидал
до самой смерти.
Бруно Вальтер (псевдоним, настоящее имя и фамилия Бруно Вальтер
Шлезингер 1876-1962 гг.) – немецкий дирижер и музыкальный писатель.
Учился в консерватории Штерна в Берлине Дебютировал в 1894 году в
оперном театре Кёльна. В 1894-1896 гг. работал в Гамбурге, затем в других
театрах. В 1901-1912 гг. выступал по приглашению Г. Малера в Венской
опере; с 1925 года – главный дирижер Берлинской оперы; в 1929-1933 гг. –
главный дирижер оркестра Гевандхауса; в 1936-1938 гг. – дирижер Венской
государственной оперы. В 1939 году Б. Вальтер эмигрировал в США, приняв
в 1946 году американское гражданство. Бруно Вальтер – один из наиболее
выдающихся дирижеров XX века. Представитель школы Малера. Первый
исполнитель его «Песни о земле» (1911 г.) и 9-й симфонии (1912 г.).
Блестящий интерпретатор сочинений Моцарта, Бетховена, Верди, Брукнера.
В 1934 году в первые исполнил «Рапсодию на тему Паганини» С.
Рахманинова. Среди его литературных сочинений книги о Моцарте, Малере.
Плеяду выдающихся дирижеров Гевандхауса
продолжил Герман
Абендрот (19.01.1883-29.05.1956 гг.).
В Королевской высшей музыкальной школе Мюнхена изучал теорию
музыки и композицию под руководством Людвига Тюиля, а дирижерское
искусство у Феликса Мотля – великого дирижера вагнеровской школы. Уже
студенческие
выступления
обратили
на
себя
внимание
музыкальной
общественности Мюнхена.
В 1934 году Абендрот поселился в Лейпциге. Он занял должность
профессора Лейпцигской консерватории и возглавил оркестр Гевандхауса
(1934-1945 гг.). В работе с этим коллективом особенно ярко проявились и
обрели законченность лучшие качества дирижера. Абендрот стоял за
пультом спокойно, избегая излишней жестикуляции, точно и властно
управляя исполнением. В классике он придерживался строгих правил
музыкального академизма, добиваясь от оркестра тщательного выполнения
авторских указаний,
динамичной
экспрессии,
слитности и мощности
звучания. «Темпераментным и широким жестом Абендрот способен извлечь
из
оркестра
гигантскую
звучность,
не
теряя
при
этом
внешнего
спокойствия», - писал о нем И. Соллертинский. [5 с.22] А выдающийся
отечественный дирижер А. Гаук отмечал в искусстве Абендрота «сочетание
умения мыслить крупными масштабами форм с предельно ясной, четкой,
филигранной прорисовкой деталей партитуры, стремление выявить каждый
инструмент, каждый эпизод, каждый голос, подчеркнуть ритмическую
остроту рисунка». [5 с.23]
На протяжении всей своей жизни Абендрот работал с лучшими
немецкими коллективами, руководил оперой и концертами в самых
престижных мероприятиях. Его знали по всему миру как талантливого
интерпретатора музыки Л. Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера, Р. Вагнера, Ф.
Шуберта, Р. Шумана, Й. Гайдана. В. Моцарта.
В послевоенные годы Абендрот часто исполнял музыку С. Прокофьева,
Д. Шостаковича, Д. Кабалевского. Он являлся членом жюри различных
конкурсов и фестивалей.
Умер во время хирургической операции от инсульта в Йене 29 мая 1956
года.
Немецкий дирижер и пианист Герберт Альберт (26.12.1903-15.09.1973)
явился тринадцатым по счету дирижером Гевандхауса со дня его основания.
Сведений о нем крайне мало. Известно, что первоначально он начал карьеру
пианиста, но быстро перешел к дирижированию.
В 1946-1948 гг. Альберт – главный дирижер театра в Граце, 1953-1963
гг. – национального тетра Мангейма.
После этого Герберт Альберт
сосредоточился на исполнении фортепианных концертов в качестве пианиста
и дирижера одновременно.
В 1949 году во главе Гевандхауса встал Франц Конвичный (14.08.1901-
28.07.1962 гг.), продолжив м развив традиции своих предшественников –
Артура Никиша и Бруно Вальтера. Под его руководством (1949-1963 гг.)
оркестр сохранил и упрочил свою репутацию. Конвичный привлек новых
отличных музыкантов, увеличил численный состав коллектива, повысил его
ансамблевое
мастерство.
Его
указания
охватывали
все
тонкости
исполнительской
техники,
фразировки,
регистровки.
Слух
дирижера
позволял улавливать в звучании оркестра малейшие неточности. Добиваясь
желаемых оттенков, он с одинаковой легкостью показывал любые приемы
исполнения духовым, и конечно, струнным, так как Конвичный когда-то сам
приобрел богатый опыт оркестровой игры как альтист под руководством
Фуртвенглера в Берлинском филармоническом оркестре. Все эти черты
Конвичного давали прекрасные художественные результаты во время его
концертов
и
спектаклей.
Оркестр
под
его
руководством
отличали
удивительная чистота и полнота звучания струнных, редкая точность и
яркость духовых. Это, в свою очередь, позволило дирижеру передавать и
философскую глубину, и героический пафос, и всю тонкую гамму
переживаний в таких творениях, как симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, Р.
Штрауса.
Умер Франц Конвичный во время концертного тура в Белграде 28 июля
1962 года. Похоронен на южном кладбище в Лейпциге.
Преемником Конвичного с 1964 по 1968 гг. стал Вацлав Нёйман (род.
29.09.1920 г.). Воспитанник Пражской консерватории Нёйман восемь лет был
участником известного квартета им. Сметаны, исполняя в нем партию альта,
работал в оркестре Чешской филармонии.
В 1956 году Нёйман стал дирижером Пражского городского оркестра и
тогда же встал за пульт Берлинского тетра «Комише опера». Более пяти лет
возглавлял
он
этот
коллектив.
Именно
в
эти
годы
сформировался
своеобразный
творческий
облик
артиста.
Дирижер
обращает
особое
внимание на градации звучаний, добиваясь больших контрастов и ярких
кульминаций. Ведя оркестр экономичными движениями, он использует все
возможности, вплоть до мимики, чтобы донести до оркестрантов свои
намерения. Внешне малоэффектная, строгая дирижерская манера Нёймана
обладает большой захватывающей и в впечатляющей силой. Его талант как
дирижера
особенно
ярко
проявляется
в
интерпретации
музыки
его
соотечественников: Сметаны, Дворжака, Яначека, Мартину. К числу его
излюбленных
композиторов
относятся
так
же
Брамс,
Шостакович,
Стравинский.
Курт Мазур родился 18.07.1927 в силезском городке Берг в семье
инженера. После окончания школы он учился на электрика, однако вскоре
поступил в музыкальное училище в Бреслау. Оттуда в 16 лет он был призван
на военную службу. После войны Мазур продолжил образование в
Лейпцигской
консерватории,
которую
окончил
сразу
по
трем
специальностям: композитора, дирижера и пианиста. Некоторое время
руководил оркестрами в Галле, Дрездене, Шверине. С 1960 по 1964 гг.
возглавил коллектив Берлинского театра «Комише опера». В 1969 году ему
предложили возглавить оркестр Гевандхаус. Уже на третий год руководства
Мазуром Гевандхауса этот оркестр стал выступать в лучших концертных
залах мира.
Остаться
верным
себе
–
основополагающее
качество
личности
дирижера.
Русская музыка всегда имела в лице Курта
Мазура
горячего
поклонника и пропагандиста. Не только Д. Шостакович относится к числу
его любимых композиторов, но и С Прокофьев. Мазур один из первых, кто
открыл Софию Губайдуллину мировой аудитории.
В конце 90-х годов XX века Мазур – дирижер Нью-Йорского оркестра
«Метрополитен - опера». С 2002 года руководит Национальным оркестром
Франции, являясь почетным дирижером Гевандхауса.
Герберт Блумстедт руководил оркестром Гевандхаус с 1998 по 2005 гг.
Родился 11.07.1927 года в Спрингфилде, штат Массачусетс. В 1929 году вся
семья, шведы по национальности, вернулась на родину. Блумстедт учился в
Королевской высшей музыкальной школе в Стокгольме и Уппсальском
Университете, в 1949 году продолжил изучение современной музыки в
Дармштадте. Дирижированием занимался под началом Игоря Маркевича и
Жана Мореля в Нью-Йорской Джульярдской школе и у Леонарда Бернстайна
в Беркширском музыкальном центре в Тэнглвуде.
В
1953
году
Блумстедт
награжден
музыкальной
премией
С.
Кусевицкого в области дирижироваиня, в 1955 году победил на конкурсе
дирижеров в Зальцбурге.
Маэстро наиболее известен как пропагандист музыки немецких и
австрийских композиторов: Бетховена, Мендельсона, Шуберта, Брукнера, Р.
Штрауса, а также творчества композиторов Скандинавии Э. Грига, Я.
Сибелиуса, К.Нильсена, Ф. Бервальда.
В настоящее время Герберт Блумстедт – почетный дирижер многих
симфонических оркестров мира, в том числе симфонического оркестра
Шведского радио и Лейпцигского оркестра Гевандхаус.
Риккардо Шайи – восемнадцатый капельмейстер прославленного
коллектива родился в Милане 20.02.1953 года. Обучался в консерваториях
Милана и Перуджи. Дирижером Шайи решил стать не сразу. В 20 лет он –
помощник Клаудио Аббадо в La Scala.
Впервые с оркестром «Гевандхаус» Шайи выступил по рекомендации
Герберта фон Караяна в 1986 г. на фестивале в Зальцбурге. С 2001 года он
работает с этим коллективом, с 2005 года работает уже в качестве главного
дирижера и контракт с ним продлен до 2015 года. По высказыванию
концертмейстера вторых скрипок Г. Давида Веделя, маэстро преданно и
честно относится к своей работе, требует безукоризненной выучки материала
и достигает поставленных целей, всегда предлагает свежие идеи в трактовке
того или иного произведения, четко знает над чем следует работать в
определенный момент и в то же время дает возможность каждому из
солистов оркестра выразить свою личность.
Оркестр «Гевандхаус» имеет свои традиции: это и большой численный
состав оркестра, его стабильность, выдвижение солистов и первых голосов из
самого коллектива, высокое качество ансамбля, техническая безупречность и
необыкновенно бережное отношение к звуку. Музыканты в этом коллективе
всегда играют на пределе человеческих возможностей, поэтому любому
исполнению присущ высокий эмоциональный градус.
Ежегодно
концертные
залы
Гевандхауса
посещает
около
полумиллиона человек.
Подводя итоги, можно сказать: история Гевандхауса – это история
успеха, продолжающаяся и по сей день.
Список используемой литературы.
1.Библиографический
энциклопедический
словарь.
Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия», М.: 1998
2.Гинзбург Л. «Избранное». М.: Советский композитор, 1981
3.Дирижеры Германии II
главы из книги Г. Шюнемана «История
дирижирования». Тамбов, 1997
4.Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2001
5.Современные дирижеры II
Сост. Л. Григорьев, Я. Платек М.:
Советский композитор, 1969