Автор: Халиулина Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 11 "Радуга"
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для родителей на тему: «Детские и взрослые трудности звукового анализа».
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для родителей на тему:
«Детские и взрослые трудности звукового анализа».
Халиулина Ольга Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ № 11 «Радуга»
г. Ханты-Мансийск
Для малыша главная трудность звуковых игр состоит в том, что он
склонен смешивать, путать трудноуловимые, ускользающие звуки с другими
свойствами слова. «Прозрачная», неощутимая звуковая оболочка слова не
выдерживает конкуренции с ярким, живым представлением о предметном
значении слова. «Прозрачность» слова для предмета проявляется, к примеру,
в таких забавных ошибках звуковых игр: «С чего начинается слово
конфета?» - «С фантика!» Обучая ребёнка особым образом интонировать
звук в составе слова, произносить слово шар тремя разными способами:
шшшшшар, шааааар, шаррррр,
делая звуки предметом специального
игрового интереса, осознанного внимания, вы сможете достаточно быстро
преодолеть феномен «прозрачности слова»: звуковая оболочка слова станет
для ребёнка не только заметной, но и интересной. Ребёнок даже порадует вас
собственными фонетическими открытиями: «Я догадался, почему шшшум
назван шумом, а сссвист – свистом».
Но даже если ребёнок перестал смешивать звучание и значение, форму
и содержание слова, он ещё долго может путать звук – минимальную
единицу членения слова и слог – более естественную артикуляционную
единицу членения слова.
«У меня в сумочке секрет», - заявляет маме Тане. «А какой первый звук
в твоём секрете?» - «тря», - и девочка достаёт тряпочки, из которых шьются
кукольные наряды. Смешение звука и слога – одна из основных детских
трудностей первых этапов звукового анализа. «Секрет на звук тря» -
формула детских трудностей звукового анализа. «Слово на звук я» - формула
трудности многих взрослых (не лингвистов). К сожалению, взрослые, говоря
с ребёнком о звуках, сами часто имеют в виду буквы. Взрослые забывают,
что буквы е, ё, ю, я, в начале слова обозначают два звука: (йэ)ль, (йо)лка,
(йу)бка, (йа)корь. Взрослые забывают, что в словах нос и нёс различаются
лишь первые звуки (н) и (н’), а вторые гласные звуки – одинаковы (о).
Забывают об этом взрослые потому, что по привычке грамотного человека
думают о буквах и, играя с ребёнком в звуковые игры, не столько
вслушиваются в произносимое слово, сколько всматриваются в образ
написанного слова.
При этом взрослые забывают, что написание слова не всегда совпадает
с произнесением. Например, подбирая слова на ооо, взрослый (и только
взрослый, а не ребёнок, ещё не подозревающий о каверзах орфографии!)
может предложить и слово осина, и слово окно. Для ребёнка, если он не
окает, такие предложения взрослого непостижимы. Равно непостижимы и
возражения грамотного взрослого против детского (и)скимо – на звук (и),
против слова (ф)торник – на звук (ф) и т.п. Взрослый ответ «Так это слово
пишется!»
только
запутывает
ребёнка,
который
ещё
не
ведает
о
несоответствиях, неоднозначных отношениях звуков и букв.
Сейчас вы занимаетесь с ребёнком звуками и только звуками! Для
ребёнка эти занятия непросты по причинам чисто детским. Не надо вносить в
звуковые игры ещё и чисто взрослую путаницу звуков и букв. Чтобы
избавиться от этой путаницы, надо прежде всего полагаться на собственный
слух. Вы не можете услышать «мягкий знак» в конце слова конь, вы ясно
слышите мягкий согласный (н'). А что вы слышите в конце слова зуб? Не
правда ли, то же самое, что и в конце слова суп?! В слове сесть вы не
слышите ни одного твёрдого согласного. А в словах яблоко и мясо вы ясно
слышите одинаковый второй звук? Не правда ли, на слух слова асфальт и
осел
начинаются одинаково? А в словах ешь
и ёж
различаются лишь
гласные звуки, а первый и последний согласные звуки одинаковы?!
Не правда ли, пока вы вслушивались в слова и размышляли над этими
фонематическими тонкостями, вам в душу закралось подозрение: если
научить ребёнка так хорошо различать звуки, то не возникнут ли у него
дополнительные трудности с грамотой. Ведь он будет писать, как слышит!
Может быть, всё-таки не надо начинать обучение со звуковых игр, может
быть, поскорее ввести буквы?
В начале нужно проработать добуквенный, звуковой этап обучения
грамоте, а затем только вводить буквы.