Напоминание

Семинар-практикум для родителей на тему: «Детские и взрослые трудности звукового анализа».


Автор: Халиулина Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 11 "Радуга"
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для родителей на тему: «Детские и взрослые трудности звукового анализа».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар-практикум для родителей на тему:

«Детские и взрослые трудности звукового анализа».

Халиулина Ольга Владимировна

учитель-логопед, МБДОУ № 11 «Радуга»

г. Ханты-Мансийск

Для малыша главная трудность звуковых игр состоит в том, что он

склонен смешивать, путать трудноуловимые, ускользающие звуки с другими

свойствами слова. «Прозрачная», неощутимая звуковая оболочка слова не

выдерживает конкуренции с ярким, живым представлением о предметном

значении слова. «Прозрачность» слова для предмета проявляется, к примеру,

в таких забавных ошибках звуковых игр: «С чего начинается слово

конфета?» - «С фантика!» Обучая ребёнка особым образом интонировать

звук в составе слова, произносить слово шар тремя разными способами:

шшшшшар, шааааар, шаррррр,

делая звуки предметом специального

игрового интереса, осознанного внимания, вы сможете достаточно быстро

преодолеть феномен «прозрачности слова»: звуковая оболочка слова станет

для ребёнка не только заметной, но и интересной. Ребёнок даже порадует вас

собственными фонетическими открытиями: «Я догадался, почему шшшум

назван шумом, а сссвист – свистом».

Но даже если ребёнок перестал смешивать звучание и значение, форму

и содержание слова, он ещё долго может путать звук – минимальную

единицу членения слова и слог – более естественную артикуляционную

единицу членения слова.

«У меня в сумочке секрет», - заявляет маме Тане. «А какой первый звук

в твоём секрете?» - «тря», - и девочка достаёт тряпочки, из которых шьются

кукольные наряды. Смешение звука и слога – одна из основных детских

трудностей первых этапов звукового анализа. «Секрет на звук тря» -

формула детских трудностей звукового анализа. «Слово на звук я» - формула

трудности многих взрослых (не лингвистов). К сожалению, взрослые, говоря

с ребёнком о звуках, сами часто имеют в виду буквы. Взрослые забывают,

что буквы е, ё, ю, я, в начале слова обозначают два звука: (йэ)ль, (йо)лка,

(йу)бка, (йа)корь. Взрослые забывают, что в словах нос и нёс различаются

лишь первые звуки (н) и (н’), а вторые гласные звуки – одинаковы (о).

Забывают об этом взрослые потому, что по привычке грамотного человека

думают о буквах и, играя с ребёнком в звуковые игры, не столько

вслушиваются в произносимое слово, сколько всматриваются в образ

написанного слова.

При этом взрослые забывают, что написание слова не всегда совпадает

с произнесением. Например, подбирая слова на ооо, взрослый (и только

взрослый, а не ребёнок, ещё не подозревающий о каверзах орфографии!)

может предложить и слово осина, и слово окно. Для ребёнка, если он не

окает, такие предложения взрослого непостижимы. Равно непостижимы и

возражения грамотного взрослого против детского (и)скимо – на звук (и),

против слова (ф)торник – на звук (ф) и т.п. Взрослый ответ «Так это слово

пишется!»

только

запутывает

ребёнка,

который

ещё

не

ведает

о

несоответствиях, неоднозначных отношениях звуков и букв.

Сейчас вы занимаетесь с ребёнком звуками и только звуками! Для

ребёнка эти занятия непросты по причинам чисто детским. Не надо вносить в

звуковые игры ещё и чисто взрослую путаницу звуков и букв. Чтобы

избавиться от этой путаницы, надо прежде всего полагаться на собственный

слух. Вы не можете услышать «мягкий знак» в конце слова конь, вы ясно

слышите мягкий согласный (н'). А что вы слышите в конце слова зуб? Не

правда ли, то же самое, что и в конце слова суп?! В слове сесть вы не

слышите ни одного твёрдого согласного. А в словах яблоко и мясо вы ясно

слышите одинаковый второй звук? Не правда ли, на слух слова асфальт и

осел

начинаются одинаково? А в словах ешь

и ёж

различаются лишь

гласные звуки, а первый и последний согласные звуки одинаковы?!

Не правда ли, пока вы вслушивались в слова и размышляли над этими

фонематическими тонкостями, вам в душу закралось подозрение: если

научить ребёнка так хорошо различать звуки, то не возникнут ли у него

дополнительные трудности с грамотой. Ведь он будет писать, как слышит!

Может быть, всё-таки не надо начинать обучение со звуковых игр, может

быть, поскорее ввести буквы?

В начале нужно проработать добуквенный, звуковой этап обучения

грамоте, а затем только вводить буквы.



В раздел образования