Напоминание

"Работа над гаммами"


Автор: Хон Татьяна Синхиеновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципального бюджетнго учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" г. Долинска
Населённый пункт: г. Долинск (Сахалинская обл.)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над гаммами"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Г. ДОЛИНСКА

ул. Октябрьская, д. 2, г. Долинск, Сахалинская область, Россия, 694051,

тел./факс 8 (4242) 556552, e-mail: dmshdolinsk

@

mail

.

ru

Конспект открытого урока в классе фортепиано

на тему «Работа над гаммами»

Преподаватель:

Хон Т.С.

Долинск

2020

Разработка урока

Преподаватель:Хон Татьяны Синхиеновна

Учащийся: Катасонов Денис, 3 класс (ДПОП «Фортепиано»)

Тема урока: «Работа над гаммами».

Цель

урока: подготовка

к

техническому

зачёту,

развитие

и

совершенствование технических навыков на основе полного комплекса гамм

Тип урока – комбинированный урок

Задачи урока:

Закрепить изученные теоретические знания;

Совершенствовать

технику

исполнения

гамм,

аккордов

и

арпеджио;

Показать

приемы

работы

над

преодолением

технических

трудностей;

Развить музыкальное мышление;

Развить навык слухового контроля;

Воспитать усидчивость и трудолюбие.

Методы обучения:

наглядный;

словесный;

практический.

Оборудование: фортепиано, банкетка, нотный материал.

План урока:

1.Организационныймомент. Вступительное слово преподавателя

2.Основная часть урока

Игра гамм

Аккорды

Арпеджио

Хроматическая гамма

3. Заключительная часть.

Введение

Гаммы – это основа технического оснащения пианиста, ни один

музыкант не может обойти этот инструктивный материал стороной. Гаммы

играются для накопления

пианистического

мастерства.

Придумал их

музыкант XI века Гвидо Д’Ареццо, он же назвал и ноты. Карл Черниназвал

гаммы “основой фортепианного обучения”, и это понятно, так как весь

гаммовый комплекс – это фактура произведений периода классицизма.

Гаммы – это так же основа инструктивной этюдной литературы.

Игра гамм развивает такие технические качества, как беглость,

ловкость, чёткость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость,

независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию

движений обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Но в работе

над гаммами мало развивать только простую моторику (скорость и точность).

Фортепианную

технику

мы

рассматриваем

в

органической

связи

с

проблемами художественно-исполнительского мастерства, поэтому между

художественными и техническими задачами разрыва быть не должно.

Художественные

и

пианистические

способности

учащегося

должны

развиваться в комплексе. Ведь гаммы могут являться составной частью

фактурных

произведений,

и

мы

должны

учить

ученика

выполнять

художественные задачи, заключенные в них, подчинять этим задачам и

качество звука.

Различные методы работы над гаммами повышают у учащихся интерес

к их игре, занимают ребят и стимулируют их занятия гаммами. Ученик не

должен играть гаммы механически, формально, ради темпа, не слушая, что

получается. Быстрая игра не должна допускаться в ущерб ровности,

точности, отчетливости звукоизвлечения и правильности пианистических

движений. Основная задача при работе над гаммами – это улучшение

качества исполнения.

Работа над гаммами

Всякое упражнение основано на многократном повторении одной

технической детали. Однако механическое повторение притупляет внимание

ребенка, снижает контроль слуха и сознание над качеством звучания и

точностью пианистического движения. Вот почему, не прибегая к излишне

усложненным

вариантам

в

упражнениях,

можно

внести

в

них

простейшие,доступные детям и активизирующие их восприятие звуковые

(артикуляционные), динамические, ритмические задачи.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ученика любить играть

гаммы. «...Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а сыграть ее так

чтобы она вызывала эстетическое удовольствии» (Либерман Е. «Работа над

фортепианной техникой»). С каждым последующим проигрыванием должно

происходить улучшение качества исполнения гамм. И поэтому надо слушать

себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру. Темп при работе над гаммами

должен браться тот, в котором все прослушивается и получается.

Играем сначала гамму ре минор гармонический, мелодическийв 2

октавы в прямом движении. Первое, на что мы обращаем внимание, это на

аппликатуру. Верно разученная последовательность пальцев – залог ровной

игры.

Самым проблемным моментом является подкладывание первого

пальца. Часто при игре гамм приходится сталкиваться с так называемой

тряской. Основные технические требования к игре legato предъявляются

следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу

(контакт с клавиатурой). При этом необходимо следить, чтобы неиграющие

пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими.

Кисть должна быть все время собранной. Большое значение при игре гамм

имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других

пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и

самостоятельным.

Упражнение, которое советует Г.Г. Нейгауз, заключается в вычленении

в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание.

Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все

предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого

нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало

ровную линию, без изломов и изгибов.

Охватывающие

движения

играют

так

же

немаловажную

роль.

Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые

опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые

должны присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идет впереди

пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может

динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу

ученика представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами

и уехал. Таким образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и

гамма станет яркой и интересной.

Для уяснения ритмической четкости и динамической яркости, играем

гамму разными ритмическими формулами – триолями, пунктирным ритмом,

синкопами; и с разными динамическими оттенками – от pianissimo до

fortissimo.

Звуковые(артикуляционные) способы работы над гаммой:

1. Проиграть гамм на forte, в умеренном темпе, приемом portamento( ситал.

переводится как «перенос» -подчеркнутое, раздельное артикулирование

звуков). Задача –добиться глубокого, сочного, мягкого, благородного звука.

2.

Проиграть гамму piano и на legato. Играя гамму piano, важно не

«шептать», не«прятаться». По выражению Н. Перельмана "пиано должно

быть слышно и в сотом ряду зала".Обратить внимание на ровное звучание

каждой ноты без толчков.

3. Проиграть гамму кистевымstaccato. Здесь поможет верное движение:

отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием отклавиши.

4. Проиграть гамму пальцевым staccato. Движение: цепким кончиком пальца

мы как бы «царапаем» клавиши, делая активное, резкое движениепальца под

ладонь.

5. Можно проучить гаммы различными штрихами: правая lеgato, левая

staccato и наоборот.Смотри, играя гаммы такими способами, мы можем

рассматривать партии обеих рук как два голоса, самостоятельно ведущие

свои мелодические линии, которые могут не

совпадать ритмически,

артикуляционно и динамически, и которые нужно провести ясно и

выразительно. И это будет уже решением задач развития полифонического

слуха и мышления.

Динамические способы работы над гаммой:

1.

Играть

гамму

"звуковысотнойдинамикой":

вверх

сгеscendo–

внизdiminuendo.

2. Попробуй проиграть гамму вверх diminuendo, вниз сгеscendo.

3.

Проиграй гамму левой рукой на piano, правой рукой на forte и

наоборот.Интересно высказывание Маргерит Лонг о значении левой руки:

«... Исполняя гаммы, не забывайте –левая рука должна быть ведущей.

Именно левая рука должна увлекать за собой правую руку: в противном

случае левая рука будет отставать».

Наряду с артикуляционными, динамическими вариантами при работе

над

гаммами

большую

пользу

дает

изучение

различными

ритмическимивариантами.

1. Играем гамму в пунктирном ритмес акцентом на первом звуке и на втором.

2. Играем дуолями с акцентом на первом звуке и на втором.

3. Играем, чередуя 2 звука быстро – 2 звука медленно и наоборот

4. Играем, чередуя 3 звука быстро – 3 звука медленно и наоборот и т.д.

Эти виды рекомендуется играть с акцентами. Акценты берутся все

время различными пальцами, что развивает их активность и координацию

движений.Акцент делается не рукой, а только пальцем.

Здесь нужна

активная работа сознания и хорошая связь между слухом и движением. При

игре учащийся должен внимательно следить за тем, чтобы акценты, взятые

разными пальцами, звучали одинаково.

Увеличивая количество звуков в ритмической группе, исполняемых

легкой рукой после акцента, ученики стремятся к более быстрому темпу. Это

служит одним из этапов в подготовке к игре в быстром темпе. «Хорошо

сыгранная гамма– поистине прекрасная вещь, – говорил Иосиф Гофман, –

только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом

упражняются».

Аккорды

Для начала вспоминаем, что такое «аккорд», как и на каких ступенях

строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и

начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя

руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы

хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь

аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима

аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку.

Хорошего звука пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего

«погружения» в клавиатуру.

Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается

сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему

уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем

средний, оставшийся.

Обучающийся следит за взятием аккордов весом рук, за гибкостью

запястий, за опорой на устойчивые пальцы, за готовностью пальцев в воздухе

перед взятием аккордов.

При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после

каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых

пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.

Арпеджио короткие

Когда

аккорды

освоены,

можно

переходить

к

игре

арпеджио.

Аппликатурные принципы тут те же.

А вот пианистические движения

отличаются. В коротких арпеджио рука рисует полукруг вверх от первого

звука к последнему, как будто солнце всходит. На последнем звуке ладонь

раскрывается и делает замах на первый, при этом точно целясь, избегая

шлепка по клавише. Требуется контроль за осанкой: не поднимаем плечи,

локти разведены в стороны. И особенный контроль за первым пальцем: он ни

в коем случае не должен «прижиматься» к кисти и не «смотреть» в сторону.

Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно

каждой

рукой

и

проконтролировать

движение

кисти.Обучающийся

отрабатывает позиционную игру, следит за волнообразным движением

кистей рук.

Хроматическая гамма

Хроматическую

гамму играем

от

«ре»

по

6

звуков,

следя

за

полноценной работой левой руки. К этой гамме применяем те же способы

развития техники, которые описаны выше. Частой ошибкой при игре

хроматических гамм является «падение» всей кисти на первый палец.

Следим за этим и стараемся работать первым пальцем более активно, не

допуская лишних движений.

В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент

пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот

почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только

целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо

постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать

всякого рода зажатости и скованности.

Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически

и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в

гамме мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести,

чтобы не было ощущения "точечности" звучания.

При игре хроматической гаммы обращаем внимание на следующие

моменты:

а) Играть точной аппликатурой, с опорой по шесть звуков.

б) Кисть внизу.

в) Бездумно долбить акценты не надо – интонировать, но не за счет кисти, а

за счет пальцев.

г) Рука должна ровно двигаться по клавиатуре в направлении игры, а не

наоборот.

д) Не поднимать пальцы высоко, не поджимать не играющие пальцы,

немного распустить.

е) Первый палец не тяжелить, не укладывать его во всю длину, приподнять

его.

ж) Звуки точные, ровные. Играть собранно, активным звуком.

з) Внимательно слушать, чтобы руки не расходились.

Заключение

Таким образом, изучение гаммового комплекса, технически и разумно

организованное, способно принести большую пользу для технического и

музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Оно

позволяет овладеть основными формулами фортепианной техники, на

практике

познакомиться

с

ладотональной

системой,

освоить

кварто-

квинтовый круг, познакомиться с основными аппликатурными позициями,

выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.

Гаммовый комплекс помогает ученикам воспитываться таким образом,

чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай. Тогда, разучивая

новую пьесу, он сможет направить свои силы на ее художественное

содержание. Изучение гамм развивает двигательные возможности пианиста,

оказывает помощь в чтении с листа, быстром разборе произведений.

Каждый педагог должен помнить, чтоесли он строит свою работу

исключительно на художественном репертуаре, его ученик никогда не

достигнет даже начальной ступени мастерства и не приобретет необходимой

технической

свободы.

Задача

педагога

заключается

в

том,

чтобы

методически

правильно

организовать

работу

над

гаммами

другими

упражнениями, тогда эта работа достаточно быстро начнет приносить свои

первые плоды.

И, конечно же, старания и усилия педагога не пройдут даром, если

ученик будет приучен к мысли, что занятия на фортепиано – это не только

веселая игра, но и труд – одновременно интересный и прилежный.



В раздел образования