Автор: Большакова Алина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО ДЮЦ
Населённый пункт: г.Северодвинск
Наименование материала: Статья
Тема: « Рекомендации по эффективному взаимодействию с подростками.»,
Раздел: дополнительное образование
Рекомендации по эффективному взаимодействию с подростками.
Автор:
Большакова Алина Ивановна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Я работаю педагогом дополнительного образования хореографического коллектива «Каприс»
МАОУДО ДЮЦ. Наш коллектив состоит из разновозрастных групп, в том числе и из групп
подросткового возраста. Стоит отметить, что подростковый период называют эпохой активной
индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. У
подростка появляется желание выделиться, стремление занять высокую позицию, высокое
положение, получить признание своей личности и тем самым подкрепить свою самооценку и
самоуважение. Эмоциональный фон подростка становится неровным, нестабильным, повышается
интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «Я». Все это во многом
определяет поведение детей в этом возрасте и складывающиеся межличностные отношения в
коллективе. Поэтому педагогу очень важно понять и принять все возрастающее стремление детей
к взрослости, уметь вычленять возникающие сложности в коллективе, связанные с трудностями
подросткового возраста.
Как же найти подход к подростку? Как грамотно вести себя педагогу, если на занятии присутствует
сразу несколько детей, переживающих период стремления к самоутверждению?
На основе своего многолетнего опыта работы с подростками, я определила правила,
позволяющие эффективно взаимодействовать с детьми в этот непростой период их жизни.
1. Необходимо завоевать доверие подростка.
2. Старайтесь резко не реагировать на частую смену настроения обучающегося. Помните, что в его
организме происходят гормональные изменения.
3. Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех похвалить ребенка.
4. Относитесь ко всем детям одинаково, не выделяйте «любимчиков».
5. Замечания делайте спокойным тоном, без эмоционального, язвительного подтекста.
Желательно, высказывать их наедине, оценивая только действия подростка, а не его личность.
6. Контролируйте своё настроение. Помните, что подростки смотрят на нас как в зеркало и
копируют поведение педагога.
7. Акцентируйте внимание на положительных качествах ребёнка. Уделяйте внимание тому, что он
делает хорошо.
8. Помните, что требования ко всем детям должны быть одинаковыми.
9. Старайтесь не читать детям нотации.
10. Умейте смотреть на вещи глазами детей. Незначительные, на наш взгляд, проблемы могут
восприниматься ими как катастрофа.
11. Анализируйте занятие, выделяя успехи детей и работая над исправлением недочетов.
Помните о характерной для подросткового возраста целеустремленности и нацеленности на
достижение максимального результата в том деле, которое вызывает у них острый интерес.
12. Проявляйте терпение. Подростковый возраст – лишь период в жизни ребенка.
13. Соблюдайте спокойствие, не дайте вывести себя из равновесия.
14. Установите «железные» правила внутри коллектива. Пропишите их вместе с детьми, дайте им
понять, что правила придумали они сами.
15. Поощряйте на занятии потребность ребенка к самоутверждению через выполнение
определенных заданий.
Подростковый период - период завершения детства, переходный этап от детства к взрослости.
Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру
и к себе, формируется собственное мировоззрение, строятся жизненные планы, появляется
желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со
стороны старшего поколения.
Выполнение, описанных мной, несложных правил позволит эффективно взаимодействовать с
подростками и избежать конфликтов, возникающих в коллективе. И что самое главное, позволит
сохранить интерес ребенка к дополнительному образованию.
Проходит время, подростковый возраст заканчивается и выпускники хореографического
коллектива «Каприс», приходят к нам в гости, вспоминая с улыбкой то непростое время.
Общайтесь, узнавайте, уважайте и верьте в своих воспитанников!
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич
Гоголь)