Автор: Борисова Вера Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "В(С)ОШ № 35"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: публикация
Тема: «Формирование логического мышления на уроках химии в вечерней школе пенитенциарной системы»
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35»
Ленинского района города Саратова
Химия
Статья
Тема: «
Формирование логического мышления на уроках химии в
вечерней школе пенитенциарной системы
»
Автор работы: Борисова Вера Владимировна,
учитель химии МКОУ «В(С)ОШ № 35»
Ленинского района г. Саратова
г. Саратов
2022 г.
“Тюрьма - ремесло окаянное, и работать в ней должны
люди твёрдые, но добрые и весёлые”.
Петр 1
Учащиеся
вечерней
школы
при
исправительном
учреждении
изначально педагогически запущены. У них снижены потенциальные
возможности, сильно занижена мотивация к учебной деятельности. Многие
согласятся с тем, что школьные программы по химии слабо соотнесены с
реальными психическими возможностями обучаемости значительной части
обучаемых, а потому более 50% учащихся испытывают большие трудности
при усвоении учебного материала. В дневной школе к 6-7 классу учащиеся
утрачивают интерес к учебной деятельности. В вечерней школе при
исправительной колонии учащиеся - это18-30-летние молодые люди, которые
обладают
низким
уровнем
образования,
незначительными
коммуникативными навыками, стойкое отрицание, за редким исключением,
учебного труда как такового. В структуру мотивационной сферы входят
потребности,
мотивы,
цели
и
интересы,
среди
которых
главной
характеристикой являются мотивы, т.е. направленность активности на
предмет. Мотивы, как известно, формируются эффективно лишь в единстве с
другими
элементами
мотивационной
сферы
(потребностями,
целями,
интересами). Наши учащиеся-осуждённые не имеют никаких учебно-
познавательных
потребностей
и
возможностей.
Дедуктивные
виды
умозаключений (что предлагается в учебно-методической литературе) для
них малопродуктивны.
Познавательная активность не сформирована у
наших учеников и нет возможностей опереться на те цели, которые сами
учащиеся ставят перед собой для её удовлетворения. Тогда мы вынуждены
ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация – источник многих
проблем. Это и “обучение без вопросов”, неприятие навязываемых целей
учебной деятельности, формальное отношение к её выполнению, но и
открытый отказ, нигилизм учащихся, их упрямство и конфликтность.
Поэтому необходимо развивать у учащихся познавательные потребности. И в
целом – мотивации учения на всех его этапах, которая будет формироваться
на основе ориентировочного рефлекса и любознательности. Тогда для
повышения эффективности обучения необходимо усилить эмоциональную
окрашенность учебной информации. При организации учебной деятельности
важно иметь в виду, что для каждого человека характерна доминирующая
мотивационная тенденция. Одни ученики, но их в нашей школе мало,
преимущественно руководствуются мотивом достижения; другие – мотивом
избегания неудач. У части учеников нет и этого мотива. Мотив достижения
связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив избегания неудач
– с защитным поведением и тревожностью. У большинства наших учеников
снижен уровень притязаний в учебной деятельности. Иногда приходится
ориентироваться на щадящую мотивационную схему недостаточности
усилий, которые якобы приложены учеником к решению конкретной
учебной задачи. Ученики нашей школы имели в своём прошлом учебном
опыте переживание неуспеха. И сегодня многие из них заранее уверены в
том, что его обязательно постигнет учебная неудача. Не убеждает таких
учеников утверждение учителя в том, что его неуспех обусловлен не
недостатком
способностей,
а
недостатком
приложенных
усилий.
Не
срабатывает и формальное следствие процесса познания – оценка, отсутствие
обязательного
выпускного
экзамена.
Поэтому
в
практике
работы
результативно подведение учащихся под продуктивный вид умозаключений,
т.е. использование сравнений и аналогий. К примеру, при изучении знаков
химических элементов рассказываю “Сны наяву”, где сравниваются формы
знаков
химических
элементов
с
известными
в
жизни
предметами,
животными и т. д. (символ химического элемента серы - со змеёй, вольфрама
– с нитью накала лампочки); а способы разделения смесей изучаем по
путешествию
крупинки
соли
в
океане.
При
изучении
некоторых
программных
материалов
по
отдельным
элементам
или
веществам
использую стихотворные произведения. В канву урока включаю фрагменты
из литературных произведений. Это оживляет рассказ, привлекает внимание
учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни.
Образная,
яркая
речь
художественного
произведения
повышает
эмоциональность восприятия. Произведения художественной литературы
совершенствуют образное мышление учащихся и оказывает благотворное
влияние на развитие их воображения. (Ж.Верн “Таинственный остров”,
А.Беляев “Продавец воздуха”, Е. Фёдоров “ Каменный пояс”).
Строение атома, молекулы простых и сложных веществ образно
воспринимаются, когда собираются шаростержневые модели, при этом
осознаётся
их
качественный
и
количественный
состав.
Но
суть
происходящих реакций на молекулярном уровне представить может не
каждый. Атом, молекула, электрон – это полная абстракция. Бывают
ситуации, когда долгие объяснения учителя остаются бесплодными, т. к.
учащиеся не могут представить, о чём идёт речь. На помощь здесь также
могут прийти наглядные пособия, отражающие суть вещей посредством
моделей, они помогают перейти от конкретного к абстрактному. Достаточно
сложно объяснить строение молекул углеводородов, хотя во всех учебниках
есть и рисунки, и таблицы. Шаростержневые модели хорошо передают
взаимное
расположение
атомов,
направление
связей,
но
создают
неправильное
представление
о
заполнении
внутримолекулярного
пространства. Эта проблема решается использованием плоских моделей
электронных орбиталей из картона.
Большую роль в восприятии учебного материала играют опорные
сигналы-схемы. Они могут быть яркими, чтобы вызвать соответствующие
образы, или более схематичными, но где наглядно просматриваются
причинно - следственные и логические связи между блоками изучаемого
материала
(коррозия
металлов,
железо,
кислород,
водород,
типы
кристаллических решёток).
В условиях школы при исправительном учреждении данная методика
сводится к рассказу и его сопровождению готовыми рисунками. Рисовать
самим, сочинять считается зазорным, но слушают и рассматривают всё с
интересом. На эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету
оказывает действие элемент нестабильности, т.к. за учебный год списочный
состав
класса
обновляется
наполовину.
Среди
вновь
зачисленных
появляются отдельные учащиеся с позитивным отношением к выполнению
творческих заданий, что даёт возможность использовать поощрение и
активизировать процесс обучения.
Итак, образность и эмоциональная окрашенность материала является важной
составляющей урока в школе при ИУ, где результативен традуктивный вид
умозаключений.
Методику
обучения
необходимо
сопровождать
всевозможными средствами, создающими образ.