Напоминание

«Формирование логического мышления на уроках химии в вечерней школе пенитенциарной системы»


Автор: Борисова Вера Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "В(С)ОШ № 35"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: публикация
Тема: «Формирование логического мышления на уроках химии в вечерней школе пенитенциарной системы»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 35»

Ленинского района города Саратова

Химия

Статья

Тема: «

Формирование логического мышления на уроках химии в

вечерней школе пенитенциарной системы

»

Автор работы: Борисова Вера Владимировна,

учитель химии МКОУ «В(С)ОШ № 35»

Ленинского района г. Саратова

г. Саратов

2022 г.

Тюрьма - ремесло окаянное, и работать в ней должны

люди твёрдые, но добрые и весёлые”.

Петр 1

Учащиеся

вечерней

школы

при

исправительном

учреждении

изначально педагогически запущены. У них снижены потенциальные

возможности, сильно занижена мотивация к учебной деятельности. Многие

согласятся с тем, что школьные программы по химии слабо соотнесены с

реальными психическими возможностями обучаемости значительной части

обучаемых, а потому более 50% учащихся испытывают большие трудности

при усвоении учебного материала. В дневной школе к 6-7 классу учащиеся

утрачивают интерес к учебной деятельности. В вечерней школе при

исправительной колонии учащиеся - это18-30-летние молодые люди, которые

обладают

низким

уровнем

образования,

незначительными

коммуникативными навыками, стойкое отрицание, за редким исключением,

учебного труда как такового. В структуру мотивационной сферы входят

потребности,

мотивы,

цели

и

интересы,

среди

которых

главной

характеристикой являются мотивы, т.е. направленность активности на

предмет. Мотивы, как известно, формируются эффективно лишь в единстве с

другими

элементами

мотивационной

сферы

(потребностями,

целями,

интересами). Наши учащиеся-осуждённые не имеют никаких учебно-

познавательных

потребностей

и

возможностей.

Дедуктивные

виды

умозаключений (что предлагается в учебно-методической литературе) для

них малопродуктивны.

Познавательная активность не сформирована у

наших учеников и нет возможностей опереться на те цели, которые сами

учащиеся ставят перед собой для её удовлетворения. Тогда мы вынуждены

ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация – источник многих

проблем. Это и “обучение без вопросов”, неприятие навязываемых целей

учебной деятельности, формальное отношение к её выполнению, но и

открытый отказ, нигилизм учащихся, их упрямство и конфликтность.

Поэтому необходимо развивать у учащихся познавательные потребности. И в

целом – мотивации учения на всех его этапах, которая будет формироваться

на основе ориентировочного рефлекса и любознательности. Тогда для

повышения эффективности обучения необходимо усилить эмоциональную

окрашенность учебной информации. При организации учебной деятельности

важно иметь в виду, что для каждого человека характерна доминирующая

мотивационная тенденция. Одни ученики, но их в нашей школе мало,

преимущественно руководствуются мотивом достижения; другие – мотивом

избегания неудач. У части учеников нет и этого мотива. Мотив достижения

связан с продуктивным выполнением деятельности. Мотив избегания неудач

– с защитным поведением и тревожностью. У большинства наших учеников

снижен уровень притязаний в учебной деятельности. Иногда приходится

ориентироваться на щадящую мотивационную схему недостаточности

усилий, которые якобы приложены учеником к решению конкретной

учебной задачи. Ученики нашей школы имели в своём прошлом учебном

опыте переживание неуспеха. И сегодня многие из них заранее уверены в

том, что его обязательно постигнет учебная неудача. Не убеждает таких

учеников утверждение учителя в том, что его неуспех обусловлен не

недостатком

способностей,

а

недостатком

приложенных

усилий.

Не

срабатывает и формальное следствие процесса познания – оценка, отсутствие

обязательного

выпускного

экзамена.

Поэтому

в

практике

работы

результативно подведение учащихся под продуктивный вид умозаключений,

т.е. использование сравнений и аналогий. К примеру, при изучении знаков

химических элементов рассказываю “Сны наяву”, где сравниваются формы

знаков

химических

элементов

с

известными

в

жизни

предметами,

животными и т. д. (символ химического элемента серы - со змеёй, вольфрама

– с нитью накала лампочки); а способы разделения смесей изучаем по

путешествию

крупинки

соли

в

океане.

При

изучении

некоторых

программных

материалов

по

отдельным

элементам

или

веществам

использую стихотворные произведения. В канву урока включаю фрагменты

из литературных произведений. Это оживляет рассказ, привлекает внимание

учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни.

Образная,

яркая

речь

художественного

произведения

повышает

эмоциональность восприятия. Произведения художественной литературы

совершенствуют образное мышление учащихся и оказывает благотворное

влияние на развитие их воображения. (Ж.Верн “Таинственный остров”,

А.Беляев “Продавец воздуха”, Е. Фёдоров “ Каменный пояс”).

Строение атома, молекулы простых и сложных веществ образно

воспринимаются, когда собираются шаростержневые модели, при этом

осознаётся

их

качественный

и

количественный

состав.

Но

суть

происходящих реакций на молекулярном уровне представить может не

каждый. Атом, молекула, электрон – это полная абстракция. Бывают

ситуации, когда долгие объяснения учителя остаются бесплодными, т. к.

учащиеся не могут представить, о чём идёт речь. На помощь здесь также

могут прийти наглядные пособия, отражающие суть вещей посредством

моделей, они помогают перейти от конкретного к абстрактному. Достаточно

сложно объяснить строение молекул углеводородов, хотя во всех учебниках

есть и рисунки, и таблицы. Шаростержневые модели хорошо передают

взаимное

расположение

атомов,

направление

связей,

но

создают

неправильное

представление

о

заполнении

внутримолекулярного

пространства. Эта проблема решается использованием плоских моделей

электронных орбиталей из картона.

Большую роль в восприятии учебного материала играют опорные

сигналы-схемы. Они могут быть яркими, чтобы вызвать соответствующие

образы, или более схематичными, но где наглядно просматриваются

причинно - следственные и логические связи между блоками изучаемого

материала

(коррозия

металлов,

железо,

кислород,

водород,

типы

кристаллических решёток).

В условиях школы при исправительном учреждении данная методика

сводится к рассказу и его сопровождению готовыми рисунками. Рисовать

самим, сочинять считается зазорным, но слушают и рассматривают всё с

интересом. На эффективность учебно-воспитательного процесса по предмету

оказывает действие элемент нестабильности, т.к. за учебный год списочный

состав

класса

обновляется

наполовину.

Среди

вновь

зачисленных

появляются отдельные учащиеся с позитивным отношением к выполнению

творческих заданий, что даёт возможность использовать поощрение и

активизировать процесс обучения.

Итак, образность и эмоциональная окрашенность материала является важной

составляющей урока в школе при ИУ, где результативен традуктивный вид

умозаключений.

Методику

обучения

необходимо

сопровождать

всевозможными средствами, создающими образ.



В раздел образования