Автор: Короткова Ирина Владимировна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №30 Кировского района санкт-Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: воспитательно-образовательный проект
Тема: "Патриотики"
Раздел: дошкольное образование
1
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга
Воспитательно – образовательный проект
«Патриотики»
Автор проекта
Короткова И.В.
г. Санкт-Петербург
2021г.
2
Проект:
«Патриотики»
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее
актуальных. Это проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более
чем на десять лет.
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание к родному дому, семье,
детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей
нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание
уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви к родному
дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Нельзя
перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в
его жизни особую роль. Поэтому гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде
всего, по отношению к матери.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен
получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что
иметь свой дом – больше благо. Каждый человек, каждое существо стремиться обзавестись
домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и
теплом.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщить
детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен
3
прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со исконным, а потом
осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны
обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к
родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных,
образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой,
грамотной, богатой, сочной родной речи.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина –
нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области
патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов
и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской, алтайской
культурой, приобщать к фольклору, знакомить национальными игрушками, праздниками,
творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны,
в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории
страны.
Актуальность
Воспитание любви и уважения к родной стране является важнейшей составляющей
нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своей страны надо знать
ее историю, чувствовать личную связь с Родиной и понимать, как любили и берегли ее наши
предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного
возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие
4
нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и
окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие
«патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее
неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в
дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной
работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Тип проекта: групповой, долгосрочный, творчески-продуктивный.
Возраст; 3-4года.
Цель проекта: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных
ценностей.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Гипотеза. Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и
заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через
синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)
Цель проекта:
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей
дошкольного возраста, используя метод проектов.
Задачи:
Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной
5
дошкольного возраста.
Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
Создать предметно-развивающую среду.
Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества,
стремления защищать свою Родину.
Патриотическая направленность программы:
В программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к
Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия- великая многонациональная
страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Образовательные области
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательная развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Тематическое планирование
Время проведения
Тема
Итоговое мероприятие
Сентябрь
Я люблю тебя «Россия».
Оформление по теме « Россия родина
моя».
Октябрь
С чего начинается родина.
Вечер русских народных подвижных игр
«Венок дружбы».
Ноябрь
Государство Российская
6
Федерация
Праздник « День народного
единства».
Декабрь
Богатыри земли русской.
«Родительская почта»
Январь
Русские народные традиции в
любимой стране.
Творческая деятельность «Русская
народная изба».
Февраль
«Тот герой кто за родину
горой».
23 февраля выставка
«мой папа самый лучший».
Март
«Мама,мамочка,мамуля».
Вечер «Тепло материнского сердца».
Апрель
День космонавтики
Выставка «Этот загадочный космос».
Май
Праздник «Звезда победы».
«Россия глазами детей».
Этапы управления проектом:
1. Концептуальный. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Формулирование -
задач и цели проекта
2. Исходно-диагностический Разработка мониторинга, системы мероприятий педагогами ДОУ, в
целях комплексного воздействия на сознание детей, их воспитания в патриотическом аспекте.
3. Формирующий. Деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана-проекта.
4. Итогово - диагностичекий. Мониторинг педагогических достижений воспитанников,
подведение итогов в отчетах педагогов, обсуждение деятельности в детском коллективе.
1.
Воспитывать у детей умение передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев
Концептуальный этап
7
1)Обсуждение плана-положения проекта «Патриотизм», внесение корректив.
2)Определение роли участников реализации проекта на каждом его этапе.
3)Утверждение плана-положения Проекта администрацией образовательного
учреждения.
2. Исходно-диагностический этап
1)Создание развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой
деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную
литературу;
2)Подбор материала по продуктивной деятельности.
3.
Формирующий этап
дата
Содержание
Цель
Участники
8
сентя
брь
Заседание
круглого
стола,
определение направлений работы
и
роли
каждого
участника
в
реализации намеченных целей и
задач.
Занятия познавательного цикла
Беседа «Я люблю тебя Россия».
Что дети знают о стране, их
представления о том, что такое
Россия.
Оформление информации в уголке
по теме "Россия - родина моя".
Чтение поэтического произведе-
ния И. Агеевой «Флаг российский
- триколор». Знакомство с гербом
и флагом России.
Выявить уровень знаний детей о
родной стране, обогатить и расширить
знания о родине.
Воспитывать любовь к родной
Отчизне, чувство гордости за страну
Россию.
Вызвать у детей познавательный
интерес к знаниям о родной стране,
так как это основа для воспитания
бережного отношения к человеку,
природе, к миру. Вовлечь детей
родителей в совместную деятельность
к поиску историко – географических
знаний о своей малой родине, в
результате тесно организованной связи
«ребёнок – родители – воспитатели».
Познакомить детей с российским
гербом, флагом, гимном; развивать
интерес к историческому прошлому
России. Обобщение элементарных
представлений о происхождении и
функциональном назначении герба и
флага, о символическом значении
цвета и образов (орел, всадник).
Воспитатели,
дети,
родители
9
октяб
рь
Беседа "С чего начинается Ро-
дина?". Чтение стихотворения «С
чего начинается Родина». Рассмат-
ривание репродукций и картин о
родной природе.
" Объяснение
значения Родина и пословиц о Ро-
дине.
Беседа о березке — символе Рос-
сии.
Вечер
русских
-
народных
подвижных игр "Венок дружбы".
Обогащение знаний детей о России,
родной природе через рассматривание
репродукций. Дать элементарное
представление о том, что такое
«родина».Формировать
патриотические чувства. Воспитывать
любовь к Родине, интерес к ее
героической истории
Дать представление о красоте русской
природы.
Создавать условия для развития
ловкости, внимания, памяти, быстрого
бега.
Воспитатели,
дети,
родители
ноябр
ь
Подготовка к празднику народно-
го единства. Беседа о государстве
— "Российская Федерация".
Знакомство с различными города-
ми России (презентация)
Коллективное изготовление стен-
газеты
«День
народного
единства».
Воспитывать любовь к Родине,
интерес к ее героической истории.
Дать представление о том, как велика
страна, в которой мы живем.
Воспитать чувство гордости за свою
страну.
Создать условия для реализации
творческой активности детей и
родителей. Способствовать развитию
творчества детей на основе создания
образов.
Расширение представления детей о
национальных праздниках; воспитание
любви и уважения к стране, в которой
ты живешь; развитие умений детей в
продуктивной и других видах
деятельности; вовлечение родителей в
активное сотрудничество.
Воспитатели,
дети,
родители
10
Беседа о людях разных националь-
ностей, живущих в России. Работа
над понятием "гражданин".
Беседа «Что означает – народное
единство? ». Беседа об истории
праздника.
Художественное творчество "Моя
Родина".
Викторина с элементами спортив-
ных игр: «Защитники земли рус-
ской»
Изготовление папки – передвижки
для родителей «День народного
единства»
Праздник народного единства.
Рассказать об истории возникновения
народов, их истории. Дать
элементарное представление о
многонациональности, познакомить с
основными народностями, живущими
в России. Формировать доброе,
толерантное отношение к народам,
подвести к пониманию того, что все
народы едины.
Дать представление о понятии
«единство», о возникновении этого
праздника, его значении в истории
страны.
Побуждать детей выражать свои
чувства через художественное
творчество.
Создавать условия для развития
ловкости, внимания, памяти, быстрого
бега.
Создать условия для реализации
творческой активности детей и
родителей.
Обобщение всех полученных знаний о
России.
11
декаб
рь
Беседа «Богатыри земли русской»
(рассматривание репродукции
«Богатырь» В. Васнецова. (1870)
чтение литературы «Князь
Владимир».
Любимый город в любимой
стране. Подборка фото, картинок с
изображением любимых уголков
города.
Организация системы работы
"Родительская почта"
Расширять и обогащать представления
детей о русских богатырях.
Визуальное знакомство с городом, его
достопримечательностями, красивыми
и любимыми местами.
Разработать и реализовать
взаимодействия родителей и педагогов
в системе работы над проектом.
Воспитатели,
дети,
родители
январ
ь
Беседа. Русские народные тради-
ции в любимой стране.
Развлечение "Русские валенки".
Занятие "Сундучок бабушки Ари-
ны" (по потешке «Курочка пе-
струшка»).
Познакомить
детей
с
исконно
русскими
традициями,
дать
элементарное
представление
о
традициях.
Формирование у детей
знаний об
истории
русского
валенка,
инструментах, необходимых для его
изготовления.
Развивается
познавательный интерес к истории,
национальным традициям. Совместное
развлечение для детей и родителей
«Праздник русского валенка».
Расширять
представление
детей
о
домашних
животных
и
птицах.
Развивать умение узнавать животных и
птиц
на
картинках.
Используя
произведение
фольклора,
а
также
дымковские игрушки, активизировать
речь
детей,
побуждать
к
высказыванию,
повторению
фольклорного текста по частям, к
Воспитатели,
дети,
родители
12
Творческая деятельность. Обнов-
ление макета русской народной
избы.
звукоподражанию голосам животных.
Для
расширения
речевой
практики
использовать
вопросы,
чтение
потешки
сочетать
с
краткими
пояснениями и обращениями к детям.
Продолжать учить детей здороваться и
прощаться
(по
напоминанию
взрослого),
употребляя
слова
«спасибо»,
«пожалуйста»,
вместе
радоваться.
Обогащение
содержательной
деятельности
путем
включения
культурно-исторического,
духовно-
нравственного,
социально-
психологичекого
и
других
компонентов.
февр
аль
Беседа "Моя семья"
Воспитываем патриотов
Беседа «Тот герой, кто за Родину
горой».
Формировать у детей представление о
семье и своём месте в ней. Учить де-
тей называть членов своей семьи;
знать, что в семье все заботятся и лю-
бят друг друга; понимать роль взрос-
лого и ребёнка в семье; вызывать у
ребёнка гордость за свою семью.
Закрепить знания детей о том, кто
такие
защитники
Отечества.
Познакомить
детей
с
некоторыми
моментами
истории,
связанными
с
защитниками
Отечества
–
Отечественной
войной
1812
года,
героизмом русских солдат и простого
народа. Воспитывать в детях чувство
гордости
за
свой
народ,
армию;
желание, став взрослыми, встать на
защиту своей страны. Рассказать о
героическом подвиге народа в годы
Воспитатели,
дети,
родители
13
Изготовление поделок к празднику
23 февраля. Выставка "Мой папа -
самый лучший".
Праздник, посвященный Дню за-
щитника
Отечества
"Богатыри
русские».
Великой Отечественной войны.
Расширять представления
о
празднике.
Закреплять навыки
раскрашивания,
работы
с
пластилином.
Развивать
творческое
мышление,
воображение,
фантазию,
мелкую
моторику.
Воспитывать
интерес
к изготовлению
подарков
своими руками.
Донести до сознания детей смысл
праздника – Дня защитника Отечества;
вызвать интерес к истории нашей стра-
ны; воспитывать чувство гордости и
уважения к Родине, Российской Ар-
мии. Привлекать детей к активному
участию в подготовке к празднику в
оформлении группы, изготовлению су-
вениров – подарков папам, дедушкам,
мальчикам группы.
Развивать физические качества детей,
навыки свободного общения с взрос-
лыми и сверстниками, умение вести
диалог. Обогащать музыкальный и
звуковой опыт детей. Воспитывать же-
лание быть похожими на воинов Рос-
сийской армии, стремиться стать за-
щитниками Родины.
март
Дискуссия "Мама, мамочка, маму-
ля", изготовление поделок к празд-
нику.
Дать
представление
о
празднике.
Расширять представления
о
празднике.
Закреплять навыки
раскрашивания,
работы
с
пластилином.
Развивать
творческое
мышление,
воображение,
фантазию,
мелкую
моторику.
Воспитывать
интерес
к изготовлению
подарков
Воспитатели,
дети,
родители
14
Тематический вечер "Тепло мате-
ринского сердца".
Русские-народные традиции и их
празднование. Сретение.
Экологическая
акция
"Сделай
чище мир вокруг себя".
своими руками.
Показать, значимый для ребенка образ
мамы;
формировать
нравственные
эмоции детей; воспитывать любовь и
уважение к самому дорогому человеку
– матери, через приобщение к произве-
дениям искусства, в которых главным
является образ женщины.
Познакомиться с праздником право-
славного календаря «Сретение»:собы-
тиями и смыслом Сретения Господня;
закрепление желания готовится к пра-
вославным праздникам. Развивать му-
зыкальные способности, танцевальные
движения.
Предварительная
работа:
беседы на православные темы, разучи-
вание песен.
Научить
беречь
красоту
русской
природы,
показать,
как
нужно
ухаживать за ней, что необходимо
делать
каждому
из
нас,
чтобы
сохранить то, что имеем.
апрел
ь
День космонавтики в истории Рос-
сии. "Этот загадочный космос"-
наша гордость (беседа, сюжетно-
ролевая игра, конструирование).
Приобщение детей к современным
знаниям о Вселенной, формирование
представлений о роли человека в изу-
чении
космического
пространства,
воспитание чувства любви и бережно-
го отношения к своей планете, разви-
тие чувства гордости за достижения
своей страны в изучении космоса. Для
детей:
-развивать
познавательный
интерес,
опыт детей с помощью наглядных
средств (символов, моделей, условных
заместителей); поддерживать и разви-
вать интерес к миру взрослых и их раз-
нообразной деятельности, воспитывать
уважение к трудной и опасной профес-
Воспитатели,
дети,
родители
15
Всемирный День здоровья "Здоро-
вая семья - здоровая страна!"( На-
глядные: показ, слуховые и зри-
тельные ориентиры ( конусы, сви-
сток),
имитация
упражнений.
Словесные: пояснение,
художе-
ственное слово (стихи), беседа,
указания,
команда,
поощрение.
Практические: построение в одну
и две колонны, в круг, дыхатель-
ные упражнения, общеразвиваю-
щие упражнения, подвижная игра,
танцевальные движения.Виды дея-
тельности: игровая, двигательная,
познавательная, оздоровительная.
сии космонавта; расширять элементар-
ные представления детей о космосе,
любознательность, логическое мышле-
ние, способность к экспериментирова-
нию; активизировать фантазию и твор-
ческие способности, развивать эмоци-
ональную сферу, умение работать в
коллективе.
Приобщать
детей
и
родителей
к
здоровому образу жизни; побуждение
к проявлению творчества, смекалки;
доставить
детям
и
родителям
удовольствие
от
общения
друг
с
другом.Задачи: Оздоровительные: укре
пление здоровья детей, развитие у них
двигательной
культуры;
укрепление мышц, формирующих свод
стопы;
подготовка
организма
к
физическим
нагрузкам.
Образовательные: развитие
физических
качеств
(скоростных,
силовых,
гибкости,
выносливости);
развитие
равновесия,
умения
ориентироваться
в
пространстве.
Воспитательные: воспитание в детях
упорства,
силы
воли,
умения
преодолевать
препятствия,
умения
побеждать и проигрывать; желания
оказывать
помощь,
закреплять
желание
детей
и
родителей
к
совместным
занятиям
физическими
упражнениями,
формировать
у
родителей
желание
к
активному
участию в жизни детского сада
май
Изготовление праздничных откры-
ток к Дню Победы.
Научить сочетать в одной работе
различные техники аппликации из
бумаги;
- развивать творческие способности,
навыки владения техники аппликации
Воспитатели,
дети,
родители
16
Праздник "Звезда победы".
Оформление в группах уголков по
нравственно-патриотическому
воспитанию «Память»
Издание альбома «Россия глазами
детей».
из бумаги, объемной аппликации,
торцевания;
- развивать художественно-
эстетический вкус, фантазию, чувства
композиции и пропорции.
- воспитывать чувство патриотизма.
Познакомить с традициями
празднования Дня Победы. Рассказать
о значении этого праздника для нашей
страны, воспитывать внимательное и
заботливое отношение к пожилым
людям, ветеранам. Осуществлять
патриотическое воспитание.
Способствовать возникновению у
детей внимательного, уважительного
отношения к ветеранам.
Подвести итог всей проектной
деятельности в данном альбоме.
4.
Итогово-диагностический этап
1)
Беседа с детьми о результатах реализации проекта;
2)
Мониторинг достижений воспитанников;
3)
Родительское собрание «Человек начинается с детства», фотоотчет о проведенной
деятельности;
4)
Обсуждение результатов проекта в педагогическом общении;
5)
Систематизация и обобщение результатов через выступления на педагогическом
17
совете, профессиональных объединениях педагогов, конференциях и фестивалях.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта предусматривается:
· Показать возможность использования различных видов деятельности детей,
направленных на становление нравственно-патриотического сознания;
· Вовлечь детей и родителей в мероприятия развивающего характера, в каче-
стве активных участников, проявляющих инициативу и креативность мысли;
- Становление нравственно-патриотической личности воспитанников детского
сада. Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о
родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все
то, что в ней происходит.
Перспективы реализации проекта.
Проект может быть реализован в образовательных учреждениях различного типа (дошкольные,
дополнительного образования, начальная школа). Для его реализации не требуется дополни-
тельных материальных и энергетических затрат. Проект способствует консолидации усилий пе-
дагогов и родителей по развитию и воспитанию ребенка, тем самым отвечая параметрам Феде-
ральных государственных требований.
Список используемой литературы:
1.Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алешина.
2.Герб и Флаг России. Е.К. Ривина.
3.«Музыкальный руководитель» журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.
4.Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
5.Познавательное развитие. Стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.
6.Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПБ: Издательский дом
18
«литера», 2007.
7.Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка- Синтез, 2005.
8.Евтушенко С., Веселова Л. Воспитания большого гражданина России.Дошкольное воспитание
2007.
9.Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю..Дошкольное
воспитание 2006.
10.Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание 2006.
11.Соболева И. Любить малую родину. //Дошкольное воспитание 2008.
12.Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательский дом
«Литера» 2007.