Автор: Фирсова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ с.Преображенка"
Населённый пункт: с.Преображенка Пугачёвского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология.
Раздел: начальное образование
МОУ «СОШ с.Преображенка
Пугачёвского района Саратовской области»
Музейная педагогика как инновационная
педагогическая технология.
Подготовила
учитель начальных классов
Фирсова Е.А.
2022 г
Особое внимание в системе образования уделяется музейной
педагогике как инновационной педагогической технологии. Она
становится всё более привычной в практике историко-
краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-
нравственного воспитания личности в едином образовательном
процессе. Основной целью музейной педагогики является
приобщение к музеям, изучению истории родного края,
воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое
развитие личности. Музейная педагогика — это область, которая
включает в себя научно — исследовательскую и музейную
практическую деятельность. Она тесно связана с такими
дисциплинами, как история, краеведение. Задачи музейной
педагогики:
- развитие эмоциональной сферы детей и воспитание любви к
малой родине;
– воспитание у школьников элементов исторического сознания;
– формирование конкретных знаний в области истории,
воспитание чувства национального самосознания и любви к
истории школы, города, родного края. Использование музейной
педагогики в образовательном процессе на данный момент во
многом инициировано правительственными документами.
Современная музейная педагогика использует различные формы,
методы и технологии. Базовыми формами культурно —
образовательной деятельности музея являются: экскурсии, лекции,
консультации, конференции, клубы, кружки, конкурсы, встречи с
интересным человеком,). Чтобы приобщить ребёнка к ценностям,
накопленным и свято хранимым человечеством в мировой
культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое
пространство. Особая роль в этом принадлежит музею. Школьный
музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания,
обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления
обучающихся на основе создания педагогически целесообразно
организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не
только организация экскурсий, но и собирание, и изучение
(исследование) музейных предметов и артефактов в процессе
совместной краеведческой деятельности детей и педагогов.
Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет
интегрировать содержание, формы организации общего и
дополнительного образования, педагогические технологии и
методы деятельности, знания различных научных областей,
формировать предметные, метапредметные и ключевые
компетенции школьников, развивать навыки межличностной
коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное
развитее личности. Музей обладает огромным образовательно-
воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует
подлинные исторические документы. Эффективное использование
этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма,
гражданского самосознания, высокой нравственности является
одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.
Мой опыт работы в школе убедительно доказывает, что музей
образовательного учреждения сегодня является важной частью
преподавания предметов история и обществознание. В средней
общеобразовательной школе села Преображенка музей был открыт
в феврале 1987 года. Организует деятельность музея актив музея,
который проводит организационную, исследовательскую,
краеведческую и патриотическую работу. Музей реализует
следующие направления работы: Поисково-исследовательская
работа. Участники поисковой группы занимаются
исследовательской деятельностью. Ребята знакомятся с
документами, литературой, работают с архивными материалами,
обращаются за помощью в сборе материалов к односельчанам,
ветеранам, приобретают навыки исследовательской деятельности,
защищают свои проекты на школьных, районных, и
межрегиональных научно-практических конференциях. Благодаря
работе музея был собран богатый материал , на его основе
оформлены новые экспозиции и стенды, которые часто
используются на уроках истории.
Экскурсионная работа. В музее работает группа юных
экскурсоводов, которая проводит экскурсии по музею,
историческим памятникам на территории села Преображенка.
Особое место занимает изучение подвига Советского народа в
Великой Отечественной войне. К 75-летию Победы была проделана
большая работа по сбору и систематизации материалов для
создания альбомов «Они вернулись с Победой» и «Книга памяти».
В результате этой работы была собрана информация с описанием
биографических данных, наград, участия в боевых действиях
участников Великой Отечественной войны, проживавших и
проживающих на территории села. К 75-летию Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне члены кружка провели
большую работу по изучению боевого пути односельчанина
рядового красноармейца Фирсова А.К.
15 февраля 2021 г. в день празднования вывода советских войск из
Афганистана на базе музея прошло мероприятие «Афганистан —
наша память и боль». На мероприятии презентовалась
альбом«Закаленные войной». В книге использовались материалы о
воинах — интернационалистах и других воинах, принимавших
участие в межнациональных конфликтах Подлинные материалы
музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс,
наполняют его более конкретным содержанием, способствуют
прочному овладению знаниями, оказывают большое
эмоциональное воздействие на учащихся. Богатый накопленный
материал и опыт работы в музее образовательного учреждения
используется и при проведении мероприятий различного уровня.
Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого,
на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций
своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и
патриотами своего края, своей страны.