Напоминание

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология.


Автор: Фирсова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ " СОШ с.Преображенка"
Населённый пункт: с.Преображенка Пугачёвского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология.
Раздел: начальное образование





Назад




МОУ «СОШ с.Преображенка

Пугачёвского района Саратовской области»

Музейная педагогика как инновационная

педагогическая технология.

Подготовила

учитель начальных классов

Фирсова Е.А.

2022 г

Особое внимание в системе образования уделяется музейной

педагогике как инновационной педагогической технологии. Она

становится всё более привычной в практике историко-

краеведческого, гражданско-патриотического, духовно-

нравственного воспитания личности в едином образовательном

процессе. Основной целью музейной педагогики является

приобщение к музеям, изучению истории родного края,

воспитанию патриотизма подрастающего поколения, творческое

развитие личности. Музейная педагогика — это область, которая

включает в себя научно — исследовательскую и музейную

практическую деятельность. Она тесно связана с такими

дисциплинами, как история, краеведение. Задачи музейной

педагогики:

- развитие эмоциональной сферы детей и воспитание любви к

малой родине;

– воспитание у школьников элементов исторического сознания;

– формирование конкретных знаний в области истории,

воспитание чувства национального самосознания и любви к

истории школы, города, родного края. Использование музейной

педагогики в образовательном процессе на данный момент во

многом инициировано правительственными документами.

Современная музейная педагогика использует различные формы,

методы и технологии. Базовыми формами культурно —

образовательной деятельности музея являются: экскурсии, лекции,

консультации, конференции, клубы, кружки, конкурсы, встречи с

интересным человеком,). Чтобы приобщить ребёнка к ценностям,

накопленным и свято хранимым человечеством в мировой

культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое

пространство. Особая роль в этом принадлежит музею. Школьный

музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания,

обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления

обучающихся на основе создания педагогически целесообразно

организованной развивающей образовательной среды. Эта среда не

только организация экскурсий, но и собирание, и изучение

(исследование) музейных предметов и артефактов в процессе

совместной краеведческой деятельности детей и педагогов.

Развивающая образовательная среда школьного музея позволяет

интегрировать содержание, формы организации общего и

дополнительного образования, педагогические технологии и

методы деятельности, знания различных научных областей,

формировать предметные, метапредметные и ключевые

компетенции школьников, развивать навыки межличностной

коммуникации, обеспечивая поэтапное и последовательное

развитее личности. Музей обладает огромным образовательно-

воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует

подлинные исторические документы. Эффективное использование

этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма,

гражданского самосознания, высокой нравственности является

одной из важнейших задач музея образовательного учреждения.

Мой опыт работы в школе убедительно доказывает, что музей

образовательного учреждения сегодня является важной частью

преподавания предметов история и обществознание. В средней

общеобразовательной школе села Преображенка музей был открыт

в феврале 1987 года. Организует деятельность музея актив музея,

который проводит организационную, исследовательскую,

краеведческую и патриотическую работу. Музей реализует

следующие направления работы: Поисково-исследовательская

работа. Участники поисковой группы занимаются

исследовательской деятельностью. Ребята знакомятся с

документами, литературой, работают с архивными материалами,

обращаются за помощью в сборе материалов к односельчанам,

ветеранам, приобретают навыки исследовательской деятельности,

защищают свои проекты на школьных, районных, и

межрегиональных научно-практических конференциях. Благодаря

работе музея был собран богатый материал , на его основе

оформлены новые экспозиции и стенды, которые часто

используются на уроках истории.

Экскурсионная работа. В музее работает группа юных

экскурсоводов, которая проводит экскурсии по музею,

историческим памятникам на территории села Преображенка.

Особое место занимает изучение подвига Советского народа в

Великой Отечественной войне. К 75-летию Победы была проделана

большая работа по сбору и систематизации материалов для

создания альбомов «Они вернулись с Победой» и «Книга памяти».

В результате этой работы была собрана информация с описанием

биографических данных, наград, участия в боевых действиях

участников Великой Отечественной войны, проживавших и

проживающих на территории села. К 75-летию Победы Советского

народа в Великой Отечественной войне члены кружка провели

большую работу по изучению боевого пути односельчанина

рядового красноармейца Фирсова А.К.

15 февраля 2021 г. в день празднования вывода советских войск из

Афганистана на базе музея прошло мероприятие «Афганистан —

наша память и боль». На мероприятии презентовалась

альбом«Закаленные войной». В книге использовались материалы о

воинах — интернационалистах и других воинах, принимавших

участие в межнациональных конфликтах Подлинные материалы

музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс,

наполняют его более конкретным содержанием, способствуют

прочному овладению знаниями, оказывают большое

эмоциональное воздействие на учащихся. Богатый накопленный

материал и опыт работы в музее образовательного учреждения

используется и при проведении мероприятий различного уровня.

Деятельность музея направлена на бережное сохранение прошлого,

на сохранение наследия своего народа, восстановление традиций

своего края и помогает детям расти настоящими гражданами и

патриотами своего края, своей страны.



В раздел образования