Автор: Ковалева Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №269 "Школа здоровья"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное занятие: "Слово и предмет"
Раздел: начальное образование
«
»
Слово и предмет
Открытое занятие для учеников 3 класса
Воспитателя группы продленного дня
Ковалевой Натальи Леонидовны
ГБОУ СОШ №269 «Школа здоровья»
Санкт-Петербург, 2019г.
Цель:
Способствовать пониманию того, что один и тот же объект можно будет
рассмотреть с точки зрения различных наук.
Задачи:
Обобщать филологические знания учащихся
Актуализировать и обобщать читательские навыки учащихся
Расширять знания о породах собак с опорой на жизненный опыт
учащихся
Продолжать формирование межпредметных связей
Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
Расширять знания о культурных объектах Санкт-Петербурга и
формировать верные морально-этические установки
Способствовать формированию патриотических чувств
ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Презентация по теме занятия
Раздаточный материал для выполнения заданий
№2
Ребята, в школе вы изучаете ряд
предметов, назовите их.
ЗАДАНИЕ: (приложение №1)
У вас на столах лежат конверты.
Возьмите конверт с «желтеем»
квадратом и соберите картинку.
Что получилось? – СОБАКА.
Итак, у нас есть слово и предметы.
Попробуйте сформулировать тему
нашего занятия – «СЛОВО И ПРЕДМЕТ».
Давайте рассмотрим одно слово СОБАКА
с точки зрения каждого изучаемого вами
предмета.
№3
Предмет русский язык:
- назовите корень в слове СОБАКА
- подберите несколько родственных слов
к слову СОБАКА
- а теперь, подберите синонимы к слову
СОБАКА
№4
В русском языке есть устойчивые
словосочетания, связанные со словом
СОБАКА, которые используются в
переносном значении.
Кто помнит, как называются эти
словосочетания?
-
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
ЗАДАНИЕ: (приложение №2)
Возьмите на столе конверт с «синим»
квадратом.
Вам нужно прочитать фразеологический
оборот на «розовой» карточке и
подобрать правильный ответ.
№5
№6
№7
Разбираем каждый ответ.
МОЛОДЦЫ. С русским языком мы
справились.
Перейдем к предмету ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР.
№8
Вы изучаете этот предмет и можете мне
сказать:
- как называются животные, которые
добывают питание сами и сами
устраивают себе жилище?
– ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
- А как называются те животные, о
питании и крове которых заботится
человек?
– ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
№9
А вы знаете, как появилась собака?
№10
А сейчас, возьмите на столе конверт с
«красным» квадратом и послушайте
ЗАДАНИЕ: (приложение №3)
Вам нужно выбрать карточки с
характеристиками, которые подходят к
животному СОБАКА.
Правильные карточки оставьте на столе,
а неправильные уберите обратно в
конверт.
РАБОТАЕМ.
Помимо этих характеристик, я думаю, вы
знаете, что собака может дружить,
любить хозяина, быть преданной
человеку, быть его помощником.
Давайте посмотрим, в каких ситуациях
собака помогает человеку.
№11
№12
№13
Попробуйте назвать профессию этой
собаки.
Это собака поисковик - работает на
таможне.
Какое качество помогает собаке в данной
профессии?
(хорошо развитое обоняние)
№14
№15
Собака помогает человеку не только в
мирное время, но и в военные годы
собака была незаменимым помощником
раненым бойца, доставляя им
медикаменты и воду на поле боя, собака
воевала вместе с человеком и погибала
так же, как погибал человек.
№16
А здесь, как вы думаете, кому помогает
собака?
Для человека, у которого нет зрения,
собака поводырь является его глазами.
К сожалению, в России мало школ, где
дрессируют таких собак, поэтому увидев
человека с белой тростью, не откажите в
помощи.
№17
№18
За храбрость и неоценимую помощь,
которую собаки оказывают человеку, их
награждают как героев.
Посмотрите, сколько наград у собачек, у
кого-то больше, у кого-то меньше. Это
награды не за красоту, не за выставки.
Это награды за труд и подвиги.
А как вы думаете, почему эти две
маленькие собачки тоже являются
героями? Это Белка и Стрелка.
№19
№20
№21
№22
№23
№24
№25
№26
№27
Рассмотрим, где еще собаки помогают
человеку.
№28
Физминутка
№29
№30
Как мы можем связать слово СОБАКА и
предмет МАТЕМАТИКА?
Это различные веселые математические
задания.
-с 1-го класса вам в тетрадях предлагают
по цифрам разукрасить собачку
- соединить «цифры» и получится
собачка
- пройти по лабиринту со своим щенком
-выполнить математический диктант
-решить задачу и т.д.
№31
Предмет технология.
Как можно связать этот предмет и слово
СОБАКА? – ВЫПОЛНИТЬ
РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ
РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ: бумага,
ткань, нитки, природные материалы и
т.д.
Музыка
Предмет музыка – как соединим со
словом СОБАКА?
ВЫ МОЖЕТЕ СПЕТЬ РАЗНЫЕ ПЕСНИ О
СОБАКЕ.
№32
ПРЕДМЕТ ИЗО и слово СОБАКА.
Ваши замечательные рисунки.
№33
А как связать предмет История города и
слово СОБАКА?
Одна из страниц истории Санкт-
Петербурга – это памятники собакам.
Собаки послужили науке. С их помощью
были сделаны медицинские открытия, в
том числе академиком Павловым.
Вот первый памятник собаке в Санкт-
Петербурге, установленный 80 лет назад.
Это «собака Павлова».
№34
Есть в городе и другие памятники с
разными названиями.
Вот перед вами ГАВРЮША – добрая
собака, исполняет все желания.
№35
Второй памятник ГАВРЮШЕ выглядит вот
так. Гаврюша – бродячая собачка. Другой
автор памятника.
№36
Памятник собаке МУ-МУ.
МУ-МУ литературная собачка. В 5классе
вы будете изучать произведение Ивана
Сергеевича Тургенева «Му-му».
№37
№38
Около Театра Юного Зрителя в парке на
Семеновском плацу находится простой
памятник дворняжкам.
Это тоже таксы, которые исполнят
желание, если положить монетку в
миску.
№39
№40
№41
А вы узнаете этот памятник?
– «ВОДОВОЗ и СОБАЧКА».
Мы с вами были на занятиях в
Экологическом центре и
фотографировались возле этого
памятника.
№42
Ребята, есть еще один памятник собаке,
который я хочу вам показать. Этот
памятник не в нашем городе, а в городе
Кемерово. Но я хочу прочитать вам слова
на этом памятнике, чтобы вы подумали.
№43
Литературное чтение
Последний предмет это – литературное
чтение.
Мы соединим этот предмет и слово
СОБАКА с помощью кроссворда.
(приложение №4)
№44
МОЛОДЦЫ!!! Наше занятие закончилось.
Как вы думаете, получилось связать одно
слово и предметы, которые вы изучаете?
Конечно, слово и предмет связать
можно. Что-то вы вспомнили, что-то
узнали новое. Интересно?