Автор: Лариса Владимировна Шараборина
Должность: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ИВУШКА"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Логоритмические занятия - связь слова, движения и музыки"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Логоритмические занятия - связь слова, движения и музыки
Общение с музыкой дает хорошую психическую закалку на всю
жизнь, служит незаменимым средством «гигиены души». В работе с детьми
важно
помнить
об
этом
всегда
и
строить
свою
работу
с
учетом
индивидуализированного подхода к ребенку. Занятия в группе необходимо
проводить в хорошем ритме, использовать музыкальные разминки и игры
для того, чтобы снять усталость и дать заряд бодрости. На каждом занятии
можно применять приемы, основанные на контрастах, концентрирующие
внимание:
- громко – тихо (пение, хлопки, речь);
- светло – темно («солнышко и дождик», световой эффект);
- весело – грустно (речь, слушание музыки и т. д.);
- медленно – быстро (движение, речь).
Следует стремиться, чтобы ребенок был в центре разыгрываемых на
занятиях ситуаций. Так, например, если дети вошли в группу
по тропинке из осенних листьев, то педагог может попросить подвижного
ребенка собрать эти листочки. За правильное выполнение задания он
получает своеобразную награду в виде игры, особенно любимой детьми
(«Магазин», «Гость», «Зоопарк», «Волк и коза» и т. д.).
Как на музыкальных занятиях, так и вне их можно использовать
игры со стихами, которые увлекают и организуют детей. При этом
используются специфические приемы: читать стихи высоким, низким
голосом; медленно, быстро, шепотом, с простукиванием ритма и т. д.
Хороший эффект дают пальчиковые и музыкально-ритмические игры
(«Считалочка», «Капуста», «Солнышко» и др.).
В качестве одной из наиболее любимых детьми игр можно привести
игру «Кричалки - шепталки - молчалки». Цель данной игры: развитие
наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из
разноцветного картона были сделаны 3 силуэта ладони: красный, желтый,
синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь –
«кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь –
«шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» -
синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не
шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Еще одна игра, использовавшаяся в процессе занятий: «Гвалт».
Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию)
становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу
или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому
участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все
одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово.
Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил
вслух доставшееся ему слово.
Игра «Говори!».
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Воспитатель говорит детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам
простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда,
когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас
время года?»».
(Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»...
«Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два
плюс три?» и т. д.
Данная игра проводилась как индивидуально, так и с группой детей.
Игра «Час тишины и час «можно»».
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а
взрослому - научиться управлять его поведением.
Воспитатель договариается с детьми, что, когда они устанут или займутся
важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести
себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет
час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в
разные дни, главное, чтобы они стали привычными в группе. Лучше заранее
оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний,
которые взрослый адресует ребенку (а тот их «не слышит»).
Игра «Слушай команду».
Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но
не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом.
Внезапно
музыка
прекращается.
Все
останавливаются,
слушают
произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую
руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит
музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение
спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии
хорошо слушать и выполнять задание. Игра помогает воспитателю сменить
ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда
переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
Игра «Расставь посты».
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать
внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за
другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения.
Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен
немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и
слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в
задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы
слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
Игра «Король сказал...».
Цель:
переключение внимания с одного вида деятельности на другой,
преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с
ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать
разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие
должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король
сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь
задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и
т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например,
«Пожалуйста» или «Командир приказал».
Игра «Слушай хлопки».
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.
Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и
принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо
другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять
позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки
между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют
ходьбу.
Игра «Запрещенное движение».
Цель:
развитие
внимания,
умения
следовать
инструкции,
выявление
собственной успешной стратегии.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они
повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно
движение, которое нельзя будет выполнять
Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники
игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной (например,
цифры «пять»). Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в
ладоши (или покружиться на месте). После проведения игры важно провести
обсуждение
стратегий,
способствующих
концентрации
внимания,
применяемых детьми в ходе упражнения.
Предложенные занятия могут варьироваться в зависимости от таких
целей: «Оптимизация социальных отношений», «Формирование у детей
реальной самооценки и убеждения в ценности собственной личности»,
«Снятие враждебности», «Расширение круга общения», «Формирование
коммуникативных навыков» и др. В качестве музыкального сопровождения
можно использовать аудиозаписи «Музыка Моцарта для детей». Содержание
и продолжительность серии занятий зависит от состава и потребностей
детской группы. В результате воспитание, сопровождение и оздоровление
беспокойного
ребёнка,
проводимое
комплексно,
при
участии
как
специалистов, так и родителей поможет детям решить многие проблемы и
помочь им принять социальные нормы и развить коммуникативные навыки.
Музыкальный руководитель Шараборина Л.В.