Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Бабаева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Теремок"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Деловая игра для педагогов
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деловая игра для педагогов

«Нравственно- патриотическое

воспитание дошкольников»

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Теремок»

Бабаева В.Н.

2018-2019 учебный год

Цель: уточнить

и

закрепить

знания

педагогов

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

дошкольников.

Задачи:

1.Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического

воспитания.

2. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.

3. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе

игры, проявляя педагогический такт;

Форма: деловая игра

Ход:

Уважаемые коллеги, предлагаю вам принять участие в деловой игре

Сегодня мы будем, выявлять свои знания по патриотическому воспитанию, в которое вошли

разделы: краеведение; история РФ; народно-прикладное искусство; ФГОС ДО.

Правила игры:

Игра состоит из 4 раундов.

Наша игра будет проходить с 2 командами. В начале семинара каждый из вас получил жетон.

Команда, получившая желтый жетон – это один состав, команда с зеленым жетоном – это второй

состав. Задача каждой команды проявить свою эрудицию и добраться до конечного раунда.

Представление жюри в лице старшего воспитателя.

Прежде

чем

приступать

к

какому-либо

делу,

всегда

нужно

быть

в

знаниях

теоретически

подкованным.

Поэтому

в

начале

нашей

игры

мне

хотелось

бы

вам

кратко

рассказать

об

организации нравственно-патриотического воспитания в нашем детском саду.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью

формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению

ему.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от

педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна

вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и

по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к

своей стране.

Задачи:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду,

города);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям,

соседям, другим людям.

Данные задачи должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют

его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Планировать работу целесообразно по темам:

- Моя семья;

- Моя улица;

- Мой детский сад.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В

основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с

отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Заповедь А.С.Макаренко гласит «В

вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в

стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям.

В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными

наблюдениями детей;

2. Беседы с детьми о стране, родном городе;

3.

Разучивание

с

детьми

песен,

стихотворений,

пословиц,

поговорок,

чтение

сказок,

прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы,

дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга,

викторины

и,

конечно

же,

основная

форма

работы

непосредственно

образовательная

деятельность(занятие).

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания

полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД.

И в течении всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением

(например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить

свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие

принципы:

- «позитивный центризм» (отбор тех знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических

особенностей, возможностей и интересов;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы

следующее педагогическое условие - тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи,

подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Это

сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи выражается в установлении доверительных

деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-

педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов

семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды.

1 раунд игры

Раунд 1

Земля, где ты родился? (Родина.)

Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую

историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)

Что изображено на гербе ЯНАО? (.)

Древнее название России? (Русь.)

Кого из перечисленных авторов рассматривает вопросы социального развития дошкольников?

(Жуковская, Марковская, Шатова, Козлова.)

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)

Что всегда остается важным для патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Чувство

привязанности.)

«Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» по Ожегову. (Патриотизм.)

Одна из форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте? (Ознакомление с родным

краем.)

Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения,

оборону и безопасность страны? (Государство.)

Символ

государства,

его

суверенитета:

прикрепленное

к

древу

или

шнуру

полотнище

установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг.)

Официальная эмблема государства? (Герб.)

Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)

Назовите столицу ЯНАО? (Салехард)

Совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое освоение предмета, Что это:

знания или умении? (Знания.)

Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение

или навыки? (Умения.)

Что первично? Умения или навыки? (Умения.)

Роспись, где используют три цвета: голубой, синий и белый? (Гжель)

Русский женский головной убор? (Кокошник, венец.)

Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (

нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

Раунд 2

Государственные

требования,

к

психолого-педагогическим

условиям

воспитании

и

обучения

детей в ДОУ, а так же комплекс требований к педагогическим работникам? (Госстандарт.)

Впервые

развернутая

система

обучения

и

воспитания

человека

была

разработана

(кем?)

Ушинским или Коменским?

Основа познания мира, что это? (Чувственное восприятие.)

Что означают «эмпирические знания»? (Знания, основанные на опыте.)

То,

что

перешло

от

одною

поколения

к

другому,

что

унаследовано

от

предшествующих

поколений? (Традиция.)

Система

материальных

объектов

деятельности

ребенка,

функционально

моделирующая

содержание

его

духовного

и

физического

развитии.

Что

это?

(Предметно-пространственная

развивающая среда.)

Своеобразие, непохожесть на других. (Самобытность.)

Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)

Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми

нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

Чем являются следующие определения:

-формирование любви к родному краю,

-воспитание чувства гордости и за своих земляков,

-умение ориентироваться в окружающей действительности? (Задачи нравственно-патриотического

воспитания.)

Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

Что является государственной символикой. (Герб, гимн, флаг.)

Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)

Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

Документ, охватывающий вес основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это

модель учебно-воспитательного процесса. (Образовательная программа ДОУ.)

Назовите одну из задач, решаемую в разделе «Труд взрослых» в среднем возрасте? (Умение

рассказать трудовой процесс – цель, инструменты, действия, результат.)

Назови

одну

из

задач,

решаемую

в

разделе

«Труд

взрослых»

в

старшем

возрасте?

(Иметь

представления о разных профессиях и их назначении для общества.)

Кто ввел термин «Народная педагогика»? (Ушинский.)

Средство

раскрытия

национальной

самобытности

и

формирования

патриотических

чувств?

(Фольклор.)

Раунд 3

Когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором

впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования? (1 сентября

2013г.)

Назовите

программы,

в

которых

представлено

в

разных

формулировках

и

объёмах

гражданское,

патриотическое

воспитание?

(Алёшина

Н.В.

«Патриотическое

воспитание

дошкольников», Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Князева О. Л., Маханёва

М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

На каких документах основан ФГОС ДО? (Конвенция о правах ребенка, Закон об Образовании

РФ, Конституция РФ.)

Как

называется

местность,

охраняемая

законом,

в

которой

прекращена

хозяйственная

деятельность и посещение людей? (Заповедник.)

Принцип заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в

процессе освоения знании о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта.

(Принцип дифференциации.)

Правило, которое определяет поведение, духовные качества, необходимые в обществе и

отношения к этим правилам. (Нравственность.)

Что подразумевает под собой понятие "Инклюзивное образование"? (Обеспечение равного

доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных

потребностей и индивидуальных возможностей.)

– Ну, вот, наша игра завершилась. Дадим время нашему уважаемому жюри подвести итог нашей

игры и решить чья команда оказалась слабым звеном.

И так слово для поздравления жюри.

Я надеюсь, что все участники семинара уточнили и закрепили свои знания в области нравственно-

патриотического воспитания.



В раздел образования