Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 472
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного на физкультурных занятиях в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Власова М.П.,
инструктор по физической культуре,
МАДОУ детский сад № 472
«Использование здоровьесберегающей технологии
В.Ф.Базарного на физкультурных занятиях в ДОУ»
Дошкольный возраст является решающим этапом в
формировании фундамента психического и физического здоровья
ребёнка. Забота о здоровье – это важнейший труд инструктора по
физкультуре в дошкольной организации. Основная задача детского
сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого
необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение
самой главной задачи дошкольного образования – сохранить,
поддержать и обогатить здоровье детей.
Новизна данного опыта заключается в том, что данная
технология адаптирована и применяется в школьных учебных
заведениях. Но изучив литературу и другие информационные ресурсы,
по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного, я решила
включать основные методы и приемы этой технологию с детьми
старшего дошкольного возраста в ДОУ. Тем самым осуществить более
тесную преемственность детского сада со школой, которая перешла на
стандарты второго поколения, где здоровьесбережение детей, является
приоритетным направлением.
Изучив по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного
литературу и другие информационные ресурсы, я пришла к выводу, что
данная технология может быть использована в работе с детьми
старшего дошкольного возраста. Тщательно изучив их из
первоисточника, пересмотрев процесс обучения и воспитания, внесла
коррективы в воспитательно-образовательный процесс, разработала
систему сохранения и укрепления здоровья.
Рассмотрим одну из технологий – построение занятий в режиме
подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной
особенностью методики является то, что дидактический материал
размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность
зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают
десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает
работоспособность детей во время физкультурного занятия и снижает
утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного
восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Для повышения
активности детей применяю вертикализацию поз. Для повышения
эффективности учебно-познавательного процесса используются
сенсорнокоординаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-
сигнальных сюжетов. Они оказывает благоприятное влияние на развитие
зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же
реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-
двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная
координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не
скажешь, что они не видят дальше своего носа.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора
закрытых помещений и ограниченных пространств, я использую зрительно-
координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных
траекторий.
Для снятия зрительной утомляемости, можно использовать тренажеры,
разработанные В. Ф. Базарновым: плакат-схема зрительно-двигательных
траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные
направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения
физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки,
по "восьмерке”.
1.
Тренаж со зрительными метками. В различных участках
спортивного зала фиксируются привлекающие внимание яркие
объекты - зрительные метки. Ими могут служить игрушки или
красочные картинки.
2.
Использование в работе метки на стекле, которые позволяют
тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика,
способствует профилактике близорукости.
Большого эффекта можно достичь при работе с мелкими сюжетными
картинками. При этом дается задание – внимательно рассмотреть рисунки,
сравнить их, найти отличия.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение
системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям в
детском саду, позволило:
1.
Снизить количество случаев заболеваемости.
2.
Повысить интерес детей к занятиям и мотивацию к
соблюдению здорового образа жизни.
3.
Повысить положительную динамику состояния здоровья
детей.
Здоровьесберегающие технологии
должны, несомненно,
использоваться в
процессе оздоровления детей дошкольного
возраста.
Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не
ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Мой вывод: наблюдения показывают, что использование
здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарнова, в учебном процессе
позволяет детям более успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а
педагогу эффективно проводить профилактику асоциального
поведения.