Напоминание

«Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению ВПР в начальной школе»


Автор: Егорова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Основная общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению ВПР в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению ВПР в

начальной школе»

Результаты ВПР Данные Всероссийских проверочных работ для четвертых классов

показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не

дает ожидаемых образовательных результатов. Это повод пересмотреть методы и приемы

подготовки учащихся. Для начала нужно обозначить учебную цель. Умение обучающихся

правильно создавать устные и письменные тексты – это показатель общей культуры и

уровня социализации ребят. Следовательно, работа с текстом при подготовке к ВПР – это

развитие одного из элементов общей культуры человека.

Существует заблуждение, что обогащать речь нужно преимущественно в процессе

творческой деятельности, и чем больше творческих работ выполнит ученик, тем лучше он

станет письменно и устно работать с материалом. Это не так. Распространенный вопрос

«о чем текст?» который, казалось бы, должен развивать навык анализа у детей, на самом

деле является малоэффективным в 1-4 классах. Для начала ребенку необходимо накопить

знания.

Как научить младшего школьника “смысловому чтению”? Этот вопрос требует

комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в

реальной жизни.

Курс

литературного

чтения

закладывает

фундамент

всего

последующего

образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит

универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую

роль в формировании читательской компетентности.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является

формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как

грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения,

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и

нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),

– знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и

самопознания.

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в

начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его

осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание

структуры

текста:

начало

текста,

концовка,

умение

видеть

последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс – обучение детей работать с текстом:

– смысловое чтение;

– владение пересказом разного вида;

– деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

– выделение опорных слов (словосочетаний);

– характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

1

-Нахождение

пропущенных

букв,

используя

и

подбирая

самостоятельно

проверочные слова.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и

рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

– самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

– нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной

форме;

– выделение главной и второстепенной информации;

– выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными

убеждениями (знаниями);

– прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

– самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание

текстов

разных

жанров,

разных

стилей(деловой,

научный,

художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с

текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные

знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и

жизненных ситуациях:

1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных

элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой

форме, выделение главного и второстепенного содержания»

2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в

тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение

заключения о намерении автора или главной мысли текста»

3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание

информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка

утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение

доводов в защиту своего мнения».

Не для кого не секрет, что часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и

подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и

пропускают в произведении всё, что их затрудняет.

Таким

образом,

трудности

понимания детьми текста выходят на первый план.

Виды работ с текстом в начальной школе:

- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).

- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный,

картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).

- Чтение по готовому плану.

-Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий,

выборочный, творческий.

- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

-Восстановление деформированного текста.

-Инсценирование текста или отрывка.

-Выборочное чтение (с определенным заданием).

-Чтение в лицах.

- «Жужжащее чтение».

-Чтение цепочкой по предложению.

- Чтение абзацами.

-Чтение с пометками.

-Чтение с остановками (+прием “дерево предсказаний”)

- Чтение по группам.

- Поисковое чтение.

-Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)

2

-”Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

-Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

-Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

-Нахождение и чтение образных слов и описаний.

- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

-Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

- Нахождение самого длинного слова в тексте.

- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

-Чтение с пометками непонятных слов.

-Кроссворд (игровая форма) погружения в текст

В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается,

что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер

и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на

каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию

умений смыслового чтения.

И сегодня я хотела бы рассказать о приёмах смыслового чтения.

Считаю, что первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова,

словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст.

Работа со словом должна вестись на каждом уроке, потому что без внимательной

работы со словами не может быть понимания текста.

1. На каждом уроке должна вестись словарная работа.

- Словарную работу можно разделить на 3 вида:

1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в

тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте,

создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком

слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести

словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не

дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе

рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.

2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что

ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Особенность работы над

ключевыми

словами

состоит

в

вычитывании

подтекстовой

и

концептуальной

информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие

слова нужно при чтении любого текста.

3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные

средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной

школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более

ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи

слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как

пушинки...».Скрытые сравнения называются метафорами, например, «Холодное серебро

росы».

Следующие приёмы работы со словом.

1. Работа с фразеологизмами.Я приведу только несколько примеров: учитель

предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов.

А). Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…

(Не знал, куда глаза девать.)

Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…

(Бить тревогу.)

Мне было очень стыдно за тебя, я…

(Находить общий язык)

3

Б). Или можно выбрать какой - то отрывок (даже из текста) и определить, какой

фразеологизм подойдет к этому эпизоду:

На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они

вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели

подальше от посторонних глаз.

(Третий лишний).

- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?

В) Составьте диалог:

- Что ты подарил своему другу на день рождения?

- Книгу, которую он очень хотел.

- И как он её принял?

(Был на седьмом небе).

- Мама, как тебе нравится моя подруга?

- Хорошая.

- Правда она похожа на свою маму?

(Как две капли воды).

2.Работа с многозначными словами

необходима для

формирования умения

находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

Например:

Какое слово может означать и часть одежды,

и водный поток?(Рукав)

Какое слово может означать и одежду,

и помещение?(Туалет)

Какое слово может означать и часть растения,

и часть тела?(Кисть)

Какое слово может означать и образец изделия,

и профессию?(Модель)

Какое слово может означать и часть одежды,

и природное явление?(Молния)

3. Этот приём можно назвать «Найди ошибку». Онформирует умение находить и

исправлять ошибки. Можно на доску выписать из текста предложение с ошибкой и

предложить её найти. Например:

(…Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки.

Мал соловей, да колос велик).

Приёмы понимания текста.

- Диалог с текстом: диалог с текстом происходит в результате внимательного

чтения текста, с целью разгадать текст, увидеть позицию автора, осознать свое отношение

к этой позиции. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в

учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) прогнозирование ответов на возникший вопрос и содержание

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет

названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

«Чтение с остановками» - один из методов обучения диалогу с текстом. Учитель

останавливает чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и можно

организовать прогнозирование и проверку детских прогнозов

Приемы смыслового чтения направлены на формирование умения целенаправленно

читать текст, задавать вопросы и вести обсуждения в группе:

а) прием «Ассоциации» или «Ассоциативный куст»:

4

учащиеся высказывают свои ассоциации к ключевому слову или заголовку текста.

Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить

их на работу, актуализировать знания.

- Чтение в парах - формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное

в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары, где

каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает

содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два

вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

- Читаем и спрашиваем - формирование умения самостоятельно работать с

информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают

предложенный текст или часть текста, выбранные учителем; ученики объединяются в

пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте; один

из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.

- Чтение с пометками(Инсерт) - формирование умения читать вдумчиво, оценивать

информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам

задание промаркировать текст знаками:

«V»-знакомая информация

«+» - новая информация

«–» - я думал (думала) иначе

«?» - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует

активной

учебной

деятельности,

а

ученику

-

классифицировать

информацию,

формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

-Синквейн - формирование умения выделять ключевые понятия и идеи в

прочитанном

тексте,

синтезировать

полученные

знания,

проявлять

творческие

способности. Синквейнпишеся по определенным правилам.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно

существительное или местоимение).

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают

описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими

характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора

синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка -одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек

выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А

темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке

предложено задание, какая тема изучается

Каникулы

Веселые, долгожданные

Отдыхать, путешествовать, играть

Прекрасная пора

Радость

-

Восстанови

деформированный

текст

-

формирование

умения

видеть

последовательность расположения частей текста, а также составлять план текста. Учитель

предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в

правильной последовательности.

- Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения

понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Например:

В. Драгунский «Тайное становится явным»

5

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

1. Вычитываем с детьми фактуальную информацию: в предложении говорится о

каком-то человеке, который собирается пойти в Кремль (можно предположить, что либо

на экскурсию, либо по каким-то делам); этот человек – мужчина или мальчик (глаголы

«взглянул» и «понял» – муж.рода); он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как

увидел другого человека.

2. Вычитываем с детьми подтекстовую информацию: с человеком, которого увидел

наш герой, что-то случилось или произошло (причём это было видно сразу, с первого

взгляда), и это что-то стало причиной, из-за которой герой не пойдёт в Кремль.

3. Составляем рассказ по предложению. Возможный вариант:

Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел совершить

экскурсию, но возможно, у него были и другие причины туда направиться. Однако пойти

в Кремль ему не удалось: появился другой человек, и что-то было в нём такое, что с

первого взгляда наш герой расстался с мыслью пойти в Кремль.

Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на

уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую

информацию.

- Прием «Чтение с остановками»

Материалом

для

использования

приема

"Чтение

с

остановками"

служит

повествовательный текст. Это могут быть неизвестные детям сказки и рассказы с

сюжетной линией.

Этот приём состоит из трёх этапов.

1 этап - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об

авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2этап - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют

свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего

представления (этап осмысление) одновременно является и этапом вызова для знакомства

со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 этап - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять

представляет единое целое.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять

связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции),

развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет

добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также

приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять

контрольные работы.

6



В раздел образования