Автор: Егорова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Основная общеобразовательная школа № 14"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению ВПР в начальной школе»
Раздел: начальное образование
«Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению ВПР в
начальной школе»
Результаты ВПР Данные Всероссийских проверочных работ для четвертых классов
показывают, что работа с текстом, с анализом произведений вызывает затруднения и не
дает ожидаемых образовательных результатов. Это повод пересмотреть методы и приемы
подготовки учащихся. Для начала нужно обозначить учебную цель. Умение обучающихся
правильно создавать устные и письменные тексты – это показатель общей культуры и
уровня социализации ребят. Следовательно, работа с текстом при подготовке к ВПР – это
развитие одного из элементов общей культуры человека.
Существует заблуждение, что обогащать речь нужно преимущественно в процессе
творческой деятельности, и чем больше творческих работ выполнит ученик, тем лучше он
станет письменно и устно работать с материалом. Это не так. Распространенный вопрос
«о чем текст?» который, казалось бы, должен развивать навык анализа у детей, на самом
деле является малоэффективным в 1-4 классах. Для начала ребенку необходимо накопить
знания.
Как научить младшего школьника “смысловому чтению”? Этот вопрос требует
комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в
реальной жизни.
Курс
литературного
чтения
закладывает
фундамент
всего
последующего
образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит
универсальный метапредметный характер. Уроки литературного чтения играют ключевую
роль в формировании читательской компетентности.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения,
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и
нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной),
– знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и
самопознания.
Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в
начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его
осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание
структуры
текста:
начало
текста,
концовка,
умение
видеть
последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс – обучение детей работать с текстом:
– смысловое чтение;
– владение пересказом разного вида;
– деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
– выделение опорных слов (словосочетаний);
– характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
1
-Нахождение
пропущенных
букв,
используя
и
подбирая
самостоятельно
проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и
рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
– самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
– нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной
форме;
– выделение главной и второстепенной информации;
– выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными
убеждениями (знаниями);
– прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
– самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание
текстов
разных
жанров,
разных
стилей(деловой,
научный,
художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Большое внимание на уроках литературного чтения надо уделять работе с
текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные
знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и
жизненных ситуациях:
1. Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных
элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой
форме, выделение главного и второстепенного содержания»
2. Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в
тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение
заключения о намерении автора или главной мысли текста»
3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание
информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка
утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение
доводов в защиту своего мнения».
Не для кого не секрет, что часто дети, читая тексты, воспринимают их неточно и
подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и
пропускают в произведении всё, что их затрудняет.
Таким
образом,
трудности
понимания детьми текста выходят на первый план.
Виды работ с текстом в начальной школе:
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный,
картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
- Чтение по готовому плану.
-Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий,
выборочный, творческий.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
-Восстановление деформированного текста.
-Инсценирование текста или отрывка.
-Выборочное чтение (с определенным заданием).
-Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
-Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами.
-Чтение с пометками.
-Чтение с остановками (+прием “дерево предсказаний”)
- Чтение по группам.
- Поисковое чтение.
-Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)
2
-”Живая картинка” (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
-Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
-Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
-Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
-Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
-Чтение с пометками непонятных слов.
-Кроссворд (игровая форма) погружения в текст
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается,
что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер
и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на
каждом предмете должна вестись работа над текстом по формированию и развитию
умений смыслового чтения.
И сегодня я хотела бы рассказать о приёмах смыслового чтения.
Считаю, что первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова,
словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст.
Работа со словом должна вестись на каждом уроке, потому что без внимательной
работы со словами не может быть понимания текста.
1. На каждом уроке должна вестись словарная работа.
- Словарную работу можно разделить на 3 вида:
1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в
тексте есть слова с непонятным значением. Такие слова проскальзывают в контексте,
создавая иллюзию понятности. И если учитель не заострил внимание ребенка на таком
слове, оно так и останется не понятным. Поэтому при чтении текста очень важно провести
словарную работу, нужно зафиксировать в сознании ребенка, что непонятные слова не
дают возможности двигаться дальше в работе над текстом. На начальном этапе
рекомендуется прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов.
2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что
ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Особенность работы над
ключевыми
словами
состоит
в
вычитывании
подтекстовой
и
концептуальной
информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие
слова нужно при чтении любого текста.
3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные
средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной
школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более
ярким. Сравнение бывает нескольких типов. Простое сравнение выражается при помощи
слов «как», «словно», «будто» и др. «Росинки, словно зёрнышки…» «Снежинки, как
пушинки...».Скрытые сравнения называются метафорами, например, «Холодное серебро
росы».
Следующие приёмы работы со словом.
1. Работа с фразеологизмами.Я приведу только несколько примеров: учитель
предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов.
А). Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…
(Не знал, куда глаза девать.)
Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…
(Бить тревогу.)
Мне было очень стыдно за тебя, я…
(Находить общий язык)
3
Б). Или можно выбрать какой - то отрывок (даже из текста) и определить, какой
фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они
вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели
подальше от посторонних глаз.
(Третий лишний).
- Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?
В) Составьте диалог:
- Что ты подарил своему другу на день рождения?
- Книгу, которую он очень хотел.
- И как он её принял?
(Был на седьмом небе).
- Мама, как тебе нравится моя подруга?
- Хорошая.
- Правда она похожа на свою маму?
(Как две капли воды).
2.Работа с многозначными словами
необходима для
формирования умения
находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.
Например:
Какое слово может означать и часть одежды,
и водный поток?(Рукав)
Какое слово может означать и одежду,
и помещение?(Туалет)
Какое слово может означать и часть растения,
и часть тела?(Кисть)
Какое слово может означать и образец изделия,
и профессию?(Модель)
Какое слово может означать и часть одежды,
и природное явление?(Молния)
3. Этот приём можно назвать «Найди ошибку». Онформирует умение находить и
исправлять ошибки. Можно на доску выписать из текста предложение с ошибкой и
предложить её найти. Например:
(…Возле дома на дорожке
Воробьи клевали брошки.
Мал соловей, да колос велик).
Приёмы понимания текста.
- Диалог с текстом: диалог с текстом происходит в результате внимательного
чтения текста, с целью разгадать текст, увидеть позицию автора, осознать свое отношение
к этой позиции. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в
учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:
1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
2) прогнозирование ответов на возникший вопрос и содержание
3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет
названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.
«Чтение с остановками» - один из методов обучения диалогу с текстом. Учитель
останавливает чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и можно
организовать прогнозирование и проверку детских прогнозов
Приемы смыслового чтения направлены на формирование умения целенаправленно
читать текст, задавать вопросы и вести обсуждения в группе:
а) прием «Ассоциации» или «Ассоциативный куст»:
4
учащиеся высказывают свои ассоциации к ключевому слову или заголовку текста.
Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить
их на работу, актуализировать знания.
- Чтение в парах - формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное
в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары, где
каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает
содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два
вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
- Читаем и спрашиваем - формирование умения самостоятельно работать с
информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают
предложенный текст или часть текста, выбранные учителем; ученики объединяются в
пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте; один
из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.
- Чтение с пометками(Инсерт) - формирование умения читать вдумчиво, оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам
задание промаркировать текст знаками:
«V»-знакомая информация
«+» - новая информация
«–» - я думал (думала) иначе
«?» - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует
активной
учебной
деятельности,
а
ученику
-
классифицировать
информацию,
формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
-Синквейн - формирование умения выделять ключевые понятия и идеи в
прочитанном
тексте,
синтезировать
полученные
знания,
проявлять
творческие
способности. Синквейнпишеся по определенным правилам.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно
существительное или местоимение).
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают
описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка -одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек
выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А
темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке
предложено задание, какая тема изучается
Каникулы
Веселые, долгожданные
Отдыхать, путешествовать, играть
Прекрасная пора
Радость
-
Восстанови
деформированный
текст
-
формирование
умения
видеть
последовательность расположения частей текста, а также составлять план текста. Учитель
предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в
правильной последовательности.
- Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения
понимать фактуальную и подтекстовую информацию.
Например:
В. Драгунский «Тайное становится явным»
5
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
1. Вычитываем с детьми фактуальную информацию: в предложении говорится о
каком-то человеке, который собирается пойти в Кремль (можно предположить, что либо
на экскурсию, либо по каким-то делам); этот человек – мужчина или мальчик (глаголы
«взглянул» и «понял» – муж.рода); он понял, что в Кремль не пойдёт, после того как
увидел другого человека.
2. Вычитываем с детьми подтекстовую информацию: с человеком, которого увидел
наш герой, что-то случилось или произошло (причём это было видно сразу, с первого
взгляда), и это что-то стало причиной, из-за которой герой не пойдёт в Кремль.
3. Составляем рассказ по предложению. Возможный вариант:
Один человек собирался отправиться в Кремль. Скорее всего, он хотел совершить
экскурсию, но возможно, у него были и другие причины туда направиться. Однако пойти
в Кремль ему не удалось: появился другой человек, и что-то было в нём такое, что с
первого взгляда наш герой расстался с мыслью пойти в Кремль.
Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на
уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую
информацию.
- Прием «Чтение с остановками»
Материалом
для
использования
приема
"Чтение
с
остановками"
служит
повествовательный текст. Это могут быть неизвестные детям сказки и рассказы с
сюжетной линией.
Этот приём состоит из трёх этапов.
1 этап - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об
авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2этап - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют
свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего
представления (этап осмысление) одновременно является и этапом вызова для знакомства
со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 этап - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять
представляет единое целое.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять
связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции),
развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет
добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также
приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, и успешно выполнять
контрольные работы.
6